Формирование гражданской активности у учащихся школы надо много обучения
Несмотря на то, что ученики ШНО в наибольшей степени нуждаются в формировании гражданской активности, этому не уделяется никого внимания со стороны государства. Целью проведённых мной уроков, является повышение уровня гражданской активности у учеников ШНО. Без практической работы с учениками ШНО формирование гражданской активности будет иметь исключительно теоретический характер, и не будет иметь никакого отношения к реальному решению проблем. Подобная работа началась еще в 2007–2008 учебном году, когда в МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары была сформирована школьная волонтерская команда по правам человека «МЫ ВМЕСТЕ», в которую входят как ученики основной школы, так и учащиеся ШНО. Одной из важнейших задач создания этой команды было преодоление изоляции детей с ограниченными возможностями от учеников основной школы и их интеграция в школьную жизнь. Участники школьной волонтерской команды «МЫ ВМЕСТЕ» с прошлого учебного года обучаются методикам проведения практических занятий по правам человека среди своих сверстников. В деятельности команды преобладает принцип «сверстник обучает сверстника», который способствует как всестороннему развитию каждого участника, так и обмену опытом и знаниями между всеми членами группы. С этого учебного года я также являюсь активным участником команды «МЫ ВМЕСТЕ» и провожу практические занятия по правам человека среди своих сверстников. Данная работа настолько меня заинтересовала, что на ее основе я решила провести собственное исследование. В самом начале своей исследовательской работы я провела анкетирование, целью которого было выяснить уровень гражданкой активности у учащихся ШНО на тот момент. Его результаты показали, что учащиеся ШНО до обучения в СОШ №59 г. Чебоксары ранее не привлекались к занятиям по правам человека и имеют низкий уровень гражданской активности.
Проведение практических занятий с целью формирования гражданской активности в школе надомного обучения может быть эффективным лишь в случае сотрудничества учащегося и обучающего. Во главу угла в данном случае ставится индивидуальность, неповторимый, субъектный, то есть лично накопленный опыт каждого ученика. В процессе проведений практических занятий с учениками моей основной задачей было не добиться заучивания ребятами основных прав, а сделать так, чтобы они сами прочувствовали их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение к их жизни. Для меня было важно, чтобы дети осознали ответственность, которая связана с правами, научились уважать права других людей, умели решать конфликты в повседневной жизни. Достижению поставленных учебных и воспитательных целей, формированию сознательного социально-активного поведения у учащихся ШНО в наибольшей степени способствуют активные методы обучения, которые я использовала на своих практических занятиях с детьми. Я понимала, что смогу добиться успеха только в том случае, если создам атмосферу сотрудничества между мной и группой учащихся, при этом главные вопросы должны решаться внутри группы. При проведении внеклассных мероприятий с учениками я руководствовалась следующими принципами: 1) установление доверительных отношений, взаимопонимания; 2) формирование навыков позитивного диалога учащихся с самими собой; 3) развитие умения видеть общие, взаимовыгодные для различных людей, групп цели и интересы и добиваться их достижения; На своих занятиях я использовала следующие формы обучения: 1. Ролевая игра – маленькая пьеса, разыгрываемая учениками с целью всестороннего развития их личности. Особенность данной формы обучения для достижения поставленных мной задач заключалась в том, что ролевая игра максимально приближала учащихся к реальной жизни, помогала повысить их понимание действительности и вызвать сопереживание и интерес по отношению к оказавшимся в ней людям.
2. «Мозговая атака» – способ поощрения активностиучеников с целью их обучения быстрому генерированиюидей. Этот прием я использовала при поиске решения проблемы (например, после обсуждения в группе инцидента, связанного с конфликтом между учениками, я попросила ребят провести «мозговую атаку» и дать все возможные варианты решения конфликта мирным путем), а также в качестве быстрого творческого упражнения. 3. Общая дискуссия – групповое обсуждение по проблемным вопросам. Применение этого приема позволяло узнать отношение учеников к вопросам, касающимся прав человека, а также давало возможность самим учащимся исследовать и анализировать эти вопросы самостоятельно, развивать умение слушать, говорить по очереди, а также приобретать иные навыки, необходимые для воспитания уважения к правам других людей. 4. Проекты – самостоятельные исследования различных тем, приводимое учениками в течении определенного периода, с целью изучения прав человека. Совместным проектом учащихся ШНО стала Декларация прав учащихся с ограниченными возможностями. 5. Видеоматериалы – показ различных документальных фильмов, рекламных роликов с целью более наглядного изучения той или иной темы. На одном из практических занятий я продемонстрировала учащимся отрывок из документального фильма «Правила игры» о Школе самоопределения А.Н. Тубельского в Москве, который помог раскрыть сущность школьного самоуправления и его последствия. Я проводила следующие занятия по формированию гражданской активности у учеников ШНО: 1. «Роль гражданской активности в современном обществе». На первом уроке я акцентировала внимание присутствующих на роль гражданской активности и необходимость её формирования у учеников ШНО. Обсуждались разница в развитии и уровне гражданской активности у учеников ШНО и учеников основной школы, причины её возникновения, способы выхода из сложившейся ситуации.
2. «Права и свободы учащихся школы надомного обучения» Для того, чтобы формирования гражданской активности было плодотворным, необходимы знания своих прав, т. к. права человека являются важнейшим элементом гражданской активности. На этом занятии я акцентировала внимание присутствующих на значение прав в образовательном пространстве школы. Рассматривались причины нарушения прав учеников ШНО, способы привлечения внимания общественности к этим проблемам. Также цель этого урока заключалась в том, чтобы выяснить насколько ученики знают о своих правах. 3. «Право учащихся школы надомного обучения на получение полного объема знаний по всем предметам». В большинстве школ дети с ограниченными возможностями учатся по упрощенной программе, количество часов по всем предметам практически в два раза меньше, чем в основной школе. Это целесообразно только в том случае, если ребенок не может усвоить всю школьную программу по состоянию здоровья. Однако если ученик хочет и может получить тот же объем знаний, что и в основной школе, его нельзя лишать такой возможности. Увы, в большинстве российских школ эта проблема по-прежнему актуальна, не предпринимается никаких мер для ее решения. В связи с этим, многие ученики школы надомного обучения не имеют доступа к получению полного объема знаний по всем предметам. На данном уроке ученики обсуждали, как можно решить эту проблему. 4. «Право учащихся школы надомного обучения на углубленное изучение отдельных предметов, бесплатную подготовку к поступлению в высшее учебное заведение». Т.к. ученики ШНО не имеют возможности получить полного объёма знаний они вырастают неподготовленными к взрослой и самостоятельной жизни. Создание необходимых условий с целью соблюдения данного права обеспечило бы ученикам ШНО беспрепятственное поступления в ВУЗы и профессиональную самореализацию в будущем. На этом занятии была проведена групповая дискуссия, в ходе которой ученики высказывали свои предложения о возможных способах реализации права учащихся ШНО на углубленное изучение отдельных предметов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|