Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Центральный филиал. Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения. Высшего образования. Российский государственный университет правосудия




ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

Факультет подготовки специалистов для судебной системы

(юридический факультет)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»

Правовой статус Президента Российской Федерации

 

Выполнил:

Студент (-ка) 1 курса

очной формы обучения

гр. ЦДЮ 1. 2-21

40. 03. 01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)

Турищев

Антон Еагеньевич

Научный руководитель:

к. и. н., доцент__________

 (уч. степень, уч. звание, должность)

Дегтярева Л. Н Ф. И. О. )                 

 

Дата представления работы                                      Работа защищена:

____ __________ 2022 г.                                           ________________

 

                                                                        Оценка _______________

 


Содержание

 

Введение.

Глава 1. Институт президентства в Российской Федерации.

1. 1. Становление и развитие института президента в России.

1. 2. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов публичной власти.

 Глава 2. Элементы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации.

2. 1. Порядок избрания Президента России.

2. 2. Полномочия Президента Российской Федерации.

2. 3. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

Заключение.

Список использованной литературы

Введение

На настоящий момент Российская Федерация характеризуется как государство с демократическим политическим режимом и федеративным государственным устройством. Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего следующими положениями: Во-первых, институт президентства имеет недолгую историю в отечественном государственном управлении. Зародившись в последние годы существования Союза Советских Социалистических Республик, данный институт не смог проявить себя должным образом и дальнейшее свое развитие переживал уже в рамках Российской Федерации.

Во-вторых, по сегодняшний день вопрос о месте института президентства в системе органов государственной власти не решён.

Целью работы является комплексный анализ статуса Президента Российской Федерации, выработка рекомендаций по совершенствованию правового закрепления статуса Президента Российской Федерации.

Реализация поставленных целей предполагает решение следующих задач:

– рассмотреть становление института Президента в Российской Федерации;

- проанализировать элементы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации;

- проанализировать полномочия Президента РФ;

- рассмотреть основания и порядок приобретения и утраты статуса Президента Российской Федерации;

 

Глава 1. Институт президентства в Российской Федерации.

1. 1. Становление и развитие института президента в России.

Термин «президент» происходит от латинского «President», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Родиной института президентства справедливо считают США. Конституция этой страны 1787 года, в отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти.

Фундаментальные изменения, происходившие на мировой арене в конце 80-х годов и связанные с крушением социалистического режима, стимулировали распространение Института Президентства. Во главе всех государств Восточной и Центральной Европы встали президенты, смена общественно-экономического строя объективно привела к восприятию государственно-политических институтов западных стран. Интересен процесс создания института президентства в России, который стал поворотным для судеб народов.

Президент – принципиально новый для России государственный институт, который внес значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990–1991 гг. был закреплен пост Президента еще существовавшего тогда Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г., был учрежден пост Президента России Федерации, входившей в то время в это союзное государство. Таким образом, была реализована воля российского народа, проголосовавшего за это 17 марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства. Закрепление такого существенного новшества в организации государства мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти.

Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

При создании института президентства в России использовался опыт зарубежных стран. Этот институт распространен в мире и имеет заметные особенности в разных странах. В одних государствах их называют президентскими республиками – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти.

В мировой практике, как уже говорилось, встречается сочетание черт и парламентарной, и президентской республики – смешанные формы правления (которые оказали влияние на конструирование института президентства в России). Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве.

При организации президентской власти в Российской Федерации использован опыт разных государств, но, естественно, в РФ она имеет свои особенности

Формальное начало российскому институту президентства положили Декларация о государственном суверенитете РСФСР (принята 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР), итоги референдума 17 марта 1991 г. (за введение должности президента высказались 69, 8 % пришедших на референдум или 52, 4 % избирателей РСФСР) и Закон РСФСР «О выборах президента РСФСР» (принят Верховным Советом РСФСР 24 апреля 1991 г. ).

Первые выборы президента РСФСР (и единственные с таким названием страны) состоялись 12 июня 1991 года. В отличие от последующих выборов, вместе с президентом РСФСР избирался вице-президент РСФСР – аналогично системе выборов президента США, где кандидатура вице-президента выставляется вместе с кандидатурой президента как единый пункт избирательного бюллетеня. Кроме того, президент избирался на пятилетний срок и хотя в 1993 г. он был сокращен до четырех лет, переходные положения новой Конституции РФ предусматривали, чтобы Ельцин пробыл в должности весь первоначальный срок. Поэтому следующие выборы состоялись в 1996 г., а не в 1995 году.

12 июня 1991 г. пара Борис Ельцин – Александр Руцкой победила в первом туре, получив 57, 3 % голосов. Второе место заняла пара Николай Рыжков – Борис Громов, получившая 16, 9 %. Третье место завоевали Владимир Жириновский с Андреем Завидия (7, 8 %).

В отличие от союзного президента Ельцин обладал безоговорочной легитимностью. Легитимным был и сам институт президентства, как отмечалось выше, за его введение высказалось большинство граждан РСФСР. Однако получить власть оказалось гораздо легче, чем ею распорядиться. Неолиберальные реформы, «шоковая терапия», приватизация, приведшие все вместе к колоссальному обнищаю большинства населения страны и дополненные ростом сепаратистских настроений в ряде регионов России, переросших в полномасштабную войну на Северном Кавказе, естественным образом отразились на легитимности режима и личной власти первого президента. Серьезным ударом по репутации государственной власти в лице Ельцина стал конституционный кризис 1993 г., закончившийся 4 октября расстрелом Белого дома (место заседания Верховного Совета республики). В результате рейтинг действующего президента к началу 1996 г. не поднимался выше 6 %.

На выборах 1996 г. сохранить свой пост Ельцину удалось лишь со второй попытки. В первом туре действующий президент набрал 35, 38 % голосов. Его главный конкурент Г. А. Зюганов – 32, 03 %. Третье место занял А. И. Лебедь – 14, 52 % голосов избирателей. Второй тур состоялся 16 июня 1996 г. и принес Ельцину победу – 53, 88 % голосов, причем значительную поддержку ему оказал Лебедь, призвавший своих избирателей голосовать за действующего президента. Зюганов набрал 40, 31 % голосов.

Однако, несмотря на победу на выборах, кризис президентства Ельцина был очевиден. В результате 31 января 1999 г. Ельцин подписал указ об отставке и публично заявил об этом в телеобращении. Президент пояснил, что уходит «не по состоянию здоровья, а по совокупности всех проблем»и попросил прощения у граждан России за несбывшиеся мечты и неосуществленные надежды. Тогда же исполняющим обязанности президента был назначен председатель Правительства России В. В. Путин, который сразу же после заявления Ельцина об отставке выступил с новогодним обращением к гражданам России. В тот же день Путин подписал указ, гарантирующий первому президенту неприкосновенность, защиту от судебного преследования, а также полное государственное обеспечение его и его семьи.

Следующие президентские выборы состоялись согласно Конституции РФ – не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий прежнего президента (Ст. 92) – 26 марта 2000 года. В первом туре, набрав 52, 94 % голосов, победу одержал самовыдвиженец – исполняющий обязанности Президента РФ – В. В. Путин. На следующих выборах – 14 марта 2004 г. – Путин набрал 71, 31 % голосов, что является ярким свидетельством поддержки его политики большинством населения страны. Не менее убедительную победу на выборах 2 марта 2008 г. одержал кандидат от партии «Единая Россия» Д. А. Медведев – 70, 28 % голосов избирателей.

Очередные президентские выборы состоялись 4 марта 2012 года. Беспартийный кандидат, выдвинутый «Единой Россией», на тот момент действующий премьер-министр страны В. В. Путин, набрав 71, 31 % голосов, повторил результат 2004 г. и был избран на шестилетний срок. Согласно Закону Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» срок полномочий Президента России был увеличен с четырех до шести лет.

По данным Левада-Центра на июнь 2015 г. деятельность действующего президента в целом одобряют 89 % опрошенных. Это рекордный рейтинг доверия, а значит и легитимности самого института. Следует отметить два чрезвычайно важных, связанных друг с другом обстоятельства, определяющих не только современный этап эволюции института президентства, но и, так называемую, «загадку Путина».

Во-первых, В. В. Путин имеет несомненную массовую поддержку. Его электорат является репрезентативным для всего населения России. Избиратели Путина практически в одинаковой степени представлены во всех социально-демографических категориях и весьма пропорционально представлены во всех группах населения, различающихся по доходу. В этом смысле Путин – действительно Президент всех россиян.

Во-вторых, в политическом смысле электорат нынешнего президента находится действительно в центре, представляет срединную часть идеологического спектра массового сознания, что обеспечивает устойчивость не только институт президентства, но и всей политической системе современной России.

Также Символами президентской власти в Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и Знак Президента Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...