Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы подготовки передач




Перед рассмотрением структуры радиостанций остановимся на ос­новных принципах технологии вещания, характерных для большинства радиостанций [9,10]. Прежде всего, можно выделить этапы сбора ма­териала и подготовки передачи, записи, монтажа, формирования и вы­пуска, создание фонда фонограмм. Под подготовкой понимается сбор и обработка информации, прослушивание отобранных звуковых мате­риалов, распечатка текстов, организационные мероприятия (планиро­вание расписания, переговоры, заключение договоров с поставщиками информации и рекламодателями и др). На этапе производства и монта­жа осуществляются первичная запись (студийная и внестудийная), све­дение, монтаж, обработка, редактирование, контроль, кодирование (при необходимости). После этого на стадии формирования программы со­здается текущее расписание с учетом рекламных и других вставок, ком­поновка записанных передач в виде звукоряда.

Под выпуском программы подразумевается объединение записанных и прямых передач в единый звукоряд в соответствии с расписанием, корректировка уровней сигналов и контроль сигналов, подача сигнала программы с дополнительной информацией на вещательное оборудо­вание, осуществление непрерывной контрольной записи с эфира.

Сигнал выпускаемой в эфир программы состоит из определенной пос­ледовательности сигналов, соответствующих различным передачам. Сигналы передач подвергаются разнообразной обработке: частотной, амплитудной, наложению или смешению с другими сигналами и т.д. Виды и число обработок определяются видом передач, творческими решени­ями режиссера. Тип оборудования, его количественные и качественные характеристики, необходимые для производства и выпуска программ, зависят от объема и формата вещания, структуры и сложности передач, от технологии подготовки, производства и выпуска программ.

Для подготовки передачи обычно используются материалы репорта­жей, записи различных событий (спектаклей, оркестров и др.), архивные фонограммы, телефонные и компьютерные сети. Технология первичных записей зависит от целей и назначения.

Внестудийные репортажные записи чаще всего монофонические, они обычно выполняются с помощью аналоговых и цифровых R-DAT магни­тофонов, мини-дисковых рекордеров. Студийная запись несложных передач или внестудийная высококачественная запись осуществляют­ся в стереофоническом формате. Для этого используют стереофоничес­кие аналоговые и R-DAT магнитофоны, рекордеры на жестких магнит­ных или магнитооптических дисках, звуковые компьютерные станции.

 

Глава 2 Технология вещания

запись музыкальных, литературно-драматических передач, рекламы осуществляется, как правило, в многоканальном режиме с использованием многоканальных аналоговых и цифровых магнитофонов, многоканальных дисковых накопителей и звуковых станций. Процесс первичной записи начинают с расстановки микрофонов, установки уровней различ­ных сигналов, проведения пробной записи с контрольным прослушива­нием. Обработка и регулировка записываемых сигналов осуществляет­ся с помощью микшерных пультов и системы звукового контроля. После первичной многоканальной записи необходимо провести про­цедуру сведения многоканальной фонограммы, т.е. из многих каналов сформировать стереофоническую двухканальную фонограмму. Для све­дения используется та же аппаратура, что и при записи. В результате получается фонограмма - оригинал или «мастер». В окончательный ва­риант фонограммы могут вноситься специальные идентификационные коды, отражающие содержание, формат, сведения об авторских правах и др. Эти коды используются для прослеживания за использованием материала, для автоматизации вещания.

Кодирование осуществляется с помощью звуковых станций. Из завершенных оригиналов или их копий формируется фонд фонограмм или архив. В зависимости от принятой технологии фонды делятся на долговре­менные (более 10 лет), кратковременные (несколько лет), рабочие и опе­ративные. Для разных фондов применяют различные носители, характе­ризующиеся разными сроками хранения. Для долговременного хране­ния применяют магнитные ленты в рулонах и кассетах, оптические дис­ки. Для кратковременного хранения или оперативного фонда используют магнитооптические, CD-R диски и жесткие магнитные диски.

Для получения качественной передачи процесс ее создания сопро­вождается объективным и субъективным контролем. Объективный кон­троль включает отслеживание уровней сигналов, правильное соблюде­ние состояния каналов, обеспечение норм на искажения. Однако опре­деляющим является субъективный слуховой контроль, поскольку путем прослушивания можно оценить соответствие полученной фонограммы замыслу создателя.

Выпуск подготовленной передачи в эфир проводится в ручном или автоматическом режиме в соответствии со сформированным расписа­нием. В ручном режиме выпускающий составляет программу, исполь­зуя в качестве источников сигналы собственного микрофона, микрофо­нов в студии, внешней линии связи или телефонной, магнитофоны, про­игрыватели компакт-дисков и др. Выпускающий должен иметь возмож­ность прослушивания любого из фрагментов и, в случае необходимос­ти, его редактирования. В процессе выпуска проводится слуховой конт­роль через головные телефоны или контрольные мониторы, а также кон­троль уровня сигнала. В последнее время в соответствии с законом "О средствах массовой информации» необходимо сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир, не менее одного месяца. Поэтому проводится непрерывная запись контрольной фонограммы. По­скольку в этом случае не требуется высокое качество, запись ее обычно ведут на малой скорости носителя в узкой полосе частот. Используют либо специальные многоканальные регистраторы, либо видеомагнито­фоны в режиме замедленной скорости.

Рассмотрим более подробно этапы производства различных про­грамм. Обычно подготовка передачи начинается с составления тексто­вого материала, доля которого в передачах различных жанров в среднем составляет 60, 30, 10%, соответственно для информационной, публици­стической и музыкальной передачи. Сбор информации осуществляет автор передачи - журналист, ответственный за подготовку и создание передачи в целом. Под информацией подразумеваются сообщения ин­формационных агентств и корреспондентов, архивные материалы, со­общения газет и др. Отобранный и сгруппированный материал распеча­тывается. Важно знать время звучания подготовленного в эфир матери­ала. Ориентировочно это время рассчитывается по числу строк в тексте. Распечатанный и отсмотренный редактором текст передается диктору или ведущему заблаговременно. Чтобы не было резких переходов от од­ного фрагмента к другому, оператор выпуска синхронизирует текстовый материал с другими фрагментами по первым и последним словам рас­печатанного текста. Необходимо отметить, что вещание, в котором пре­валируют текстовые материалы, самое дешевое, т.к. не требуется доро­гое оборудование. Но в то же время оно не поддается автоматизации, поскольку все время присутствует человек, читающий текст. Затраты времени на различные этапы производства текстовой передачи (напри­мер, новостийной) в среднем составляют: 30-40% - сбор информации, 20-30% - распечатка текстов, расшифровка телефонных сообщений, 10-20% - редактирование текста, 10% - печать текста для эфира.

Использование компьютерных систем позволяет выводить текст на монитор ведущего с указанием времени и темпа его прочтения. При этом необходимо учитывать, что чтение текста с монитора вызывает опреде­ленный дискомфорт и поэтому желательно репетировать «электронный» текст. В компьютерных эфирных станциях обычно имеется специализи­рованная функция, позволяющая журналисту распечатать содержание фонограммы, записанной на жесткий диск. Например, телефонное со­общение записывается в станцию, прослушивается, затем и распеча­тывается в окне текстового редактора. На радиостанции имеется опре­деленная база текстовых данных, поэтому редактор передачи осуще­ствляет подборку, редактирование материалов и их передачу на мони­тор диктора или ведущего и других участников передачи, например ком­ментатора. Диктор обязан зачитывать предоставленный текст, а ком­ментатор сам выбирает нужную ему информацию. Наличие текстовой базы и условий оперировать с ней во время работы в эфире существенно расширяет возможности создателям передачи. Для каждого имеющегося фрагмента можно заранее подготовить текстовой комментарий который будет сопровождать звуковой материал на всех этапах произ­водства. Эту сопроводительную информацию в любой момент можно вызвать на экран монитора диктора для комментирования. Например для диск-жокея очень полезно иметь информацию об истории созда­ния музыкального произведения, об авторе и исполнителе

При создании большинства передач используются всевозможные дополнительные материалы, обычно хранящиеся в архивах различных Организаций. Эти материалы иногда еще называют «консервами» Ар­хивный материал поступает в виде рулонов магнитной ленты магнито­фонных кассет, грампластинки, компакт-диска. Все звуковые архивные материалы имеют общее название фонограммы. Чаще всего архивные материалы не требуют дополнительной обработки и выдаются в эфир в том виде, в котором они хранятся. Однако после копирования архивно­го материала с ним можно выполнять все необходимые операции по Обработке. При создании любой передачи архивные материалы могут занимать значительный объем. По экспертным оценкам, доля «консер­вов» в передачах различных жанров составляет: 10% для информационной; 50% для авторской; 90% для литературно-драматической- 90% для рекламной.

Обычно архивные материалы хранятся в фонотеке, которая может еще называться архивом или радиофондом (в больших государственных радиодомах). Для того чтобы обеспечить долговременное хранение фо­нограмм в фонотеке, необходимо соблюдать определенные условия, выполнение которых обязательно. Условия эти следующие- температура воздуха 18±3°С, относительная влажность 60±5%.

Единицей хранения в фонотеке является фонограмма, в фонотеке ведется регистрация поступающих материалов, внесение в каталог и описание по некоторым признакам, организуется выдача фонограмм В фонотеках с большим объемом фонограмм на разных носителях орга­низуется реставрация старых фонограмм, копирование с рулонов ленты на современные носители, например оптические диски. В процессе реставрации необходимо проводить субъективную оценку качества фо­нограмм, поэтому в фонотеке может быть аппаратная для прослушива­ния. Оперативность работы фонотеки во многом зависит от правильного ведения каталога. Существенно помогает в работе создание элект­ронных баз данных. Обычно каждая компания ведет фонотеку по собственным правилам, поскольку не существует общепринятой унифика­ции. Это создает трудности при взаимообмене программами

Автор передачи подбирает необходимый материал из числа «консер­вов» фонотеки, осуществляя поиск с помощью каталога и прослушива­ние их в фонотеке. Вид архивных материалов зависит от подготавлива­емой передачи. Для новостийной передачи - это позывной различные

перебивки, начальные и финальные заставки; для передач с участием гостей (круглый стол) - это музыкальное оформление, материалы кор­респондентов и др. На отобранный материал составляется заявка, офор­мляется и производится его выдача в определенное время перед выхо­дом передачи в эфир. Сотрудники фонотеки, чтобы не задерживать ра­боту редакции, должны учитывать следующие моменты. Есть часто ис­пользуемые фонограммы, например, позывные, популярная музыка, которые могут быть затребованы одновременно несколькими автора­ми. Поэтому необходимо такие фонограммы копировать и всегда иметь 3 -4 копии. Отобранные материалы приносятся в вещательную аппарат­ную в виде стопок коробок с лентой, с кассетами или другими носителя­ми. После завершения передачи все материалы возвращаются в фоно­теку. Учет прохождения фонограмм в производство и обратно - это важ­ная часть работы фонотеки.

Процедура общения с фонотеками часто длительная и малоприятная, поэтому авторы, журналисты, ведущие создают собственные неболь­шие архивы с наиболее употребляемыми материалами: популярные исполнители, позывные передач, шумовые эффекты и др.

Создание новых фонограмм

Объем собственных программ - основной показатель «солидности» радиостанции. Создание новых фонограмм представляет собой наибо­лее сложный вид работ. Поэтому основная часть оборудования радио­станции предназначена для записи новых фонограмм. Технология ра­боты по созданию новых фонограмм во многом определяется типом передач, для которых они готовятся. Доля новых фонограмм в переда­чах различных жанров примерно следующая: 30% - для информацион­ных; 30% - для авторских; 20% - для музыкальных; 90% - для литера­турно-драматических; 10% -для рекламных.

К основным этапам производства передач можно отнести следующие: предварительные записи, монтаж и обработка, компоновка передачи из готовых фонограмм и архивных материалов.

Предварительные записи включают репортажные, студийные, микро­фонные записи, репетиции. К репортажным записям относятся те, ко­торые сделаны корреспондентами на выезде, приняты по телефону. Под студийной записью подразумевается любая запись, выполненная в ап­паратных или студиях радиодома. В зависимости от назначения фоног­раммы применяются соответствующие техника и организация процес­са записи. Например, при записи передач художественного вещания применяется многоканальная запись, последовательная запись актеров. Запись музыкальных программ, как правило, многоканальная, при под­готовке новостийных передач используется монофоническая запись интервью, выступлений. Итогом студийной записи является черноваяфонограмма. Черновая фонограмма в дальнейшем не используется при монтаже передачи, не подвергается обработке, сведению. В зависимости от сложности программы монтаж может быть простым или сложным. Под простым монтажом подразумевается монтаж, включающий операции: вырезать, копировать, переписать (переместить), вставить и их комбинации. Простой монтаж обычно применяется при подготовке репортажных материалов, несложной рекламы и оператив­ных записей. Выполняется простой монтаж в монтажных аппаратных, на рабочих местах редакторов. Монтаж называется сложным, когда поми­мо операций простого монтажа требуется одновременное микширова­ние нескольких источников. Сложный монтаж требуется при создании художественных, музыкальных и других многоплановых передач. Он выполняется в аппаратных монтажа. Частным случаем сложного монтажа является операция сведения, применяемая обычно при многоканаль­ной записи музыкальных произведений. К сложному монтажу относится также работа по мастерингу, т.е. созданию оригиналов (мастер-ленты или мастер-диска), предназначенных для изготовления многих копий или для архивного хранения.

Из монтажных работ следует выделить монтаж с дикторским текстом, используемый при формировании некоторых передач. Сначала подби­раются нужные фонограммы, а затем на носитель в реальном времени записывается этот материал вперемежку с дикторским текстом. В ре­зультате получается фонограмма с записью всей передачи. Этот вид монтажа иногда называют монтажом в реальном времени.

При монтаже часто возникает необходимость произвести некоторые изменения в звуке, или, как говорят, провести звуковую обработку. На­пример, требуется уменьшить шумы, придать определенный характер звучания, изменить динамический диапазон и др. Такая обработка про­водится с помощью разнообразных устройств типа эквалайзеров, ком­прессоров, ревербераторов, фильтров.

После того, как подготовили фрагменты передачи, необходимо объе­динить их в одно целое. Этот процесс называется сборкой или формиро­ванием передачи. В зависимости от имеющихся технических средств этот процесс осуществляется по-разному. При использовании магнитофонов на них устанавливаются рулоны ленты или кассеты с фрагментами. Син­хронизируя во времени пуск и останов магнитофонов, звукорежиссер или оператор копирует эти фрагменты на мастер-магнитофон в нужной пос­ледовательности. В результате получается полностью сформированная передача или даже целый эфирный блок. Такой процесс исключает жи­вой эфир, но для многих передач он пригоден.

При использовании цифровых технологий фрагменты передач хранят­ся на дисковом носителе (магнитном или магнитооптическом), а на мони­торе отображается содержание диска. В этом случае сборка передачи сводится к расположению в определенном порядке имен этих фрагментов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...