Puc.10. Преобразование динамического диапазона при сжатии.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 а) — исходный сигнал; б) - сигнал после сжатия.
это уже соответствует уровню болевого ощущения. Для того, чтобы при передаче по каналам вещания громкость звучания не сильно изменялась, применяют сжатие (компрессию) динамическогодиапазона. Громкость звучания - это субъективная величина, характеризующая слуховые ощущения. Громкость определяется не столько максимальным или минимальным уровнем сигнала, сколько средним. Поэтому громкость звучания можно повысить путем уменьшения его динамического диапазона при сохранении максимального уровня. Идея такого преобразования динамического диапазона показана на рис.10. В исходном сигнале динамический диапазон равен 65 дБ, и если его пропускать по каналу с уровнем шумов, как показано на рисунке, то слабые звуки будут «тонуть» в шумах. Если перед подачей сигнала в канал усилить слабые сигналы, не изменяя сигналы с высоким уровнем (в этом и состоит обработка динамического диапазона), то динамический диапазон можно уменьшить до 35 дБ. При этом средний уровень сигнала увеличится с 30 дБ до примерно 45 дБ, а уровень самых тихих участков сигнала будет превышать уровень шумов на 25 дБ. Таким образом, сжимая выходной сигнал, можно существенно уменьшить влияние шумов на качество звучания. Однако нужно иметь в виду, что сжатие динамического диапазона - это искажение сигнала. Поэтому необходимо находить компромисс между повышением громкости и помехозащищенности и качеством звучания. Для обработки динамического диапазона применяются специальные устройства - компрессоры. Запись музыкальных или театральных программ происходит, как правило, в больших помещениях, а радиослушатель будет принимать программу совсем в других условиях. Поэтому, если вести передачу, например из зала консерватории, звук потеряет такое субъективное свойство, как "объемность». Чтобы компенсировать подобные искажения, в канал передачи сигнала вводится дополнительная обработка, называемая расширением стереобазы. В расширителе стереобазы эффект объемности достигается за счет дополнительной временной задержки разностного сигнала и добавления его к сигналам правого и левого каналов, после указанной обработки сигнал по соединительной линии поступает на радиопередающий центр. Во многих случаях вещательная студия находится на значительном расстоянии. При длине линии более 100 метров наблюдаются заметные частотные искажения сигнала и уменьшение его уровня. Поэтому на входе передающей линии должны быть соответствующие устройства частотной обработки. Для компенсации затухания, вносимого линией, применяют дополнительные усилители кроме того, использование усилителя позволяет получить гальваническую развязку между аппаратурой студии и передатчиком, что положительно сказывается на надежности работы радиостанции и уменьшает уровень фоновых помех. Перечисленные выше частотные и динамические обработки обычно реализуются в виде одного устройства - FM-процессора. FM-процессоры за счет согласования сигнала на выходе студии с параметрами линии связи и передатчика значительно улучшают качество вещания. Они увеличивают зону уверенного приема, повышают помехозащищенность, расширяют стереобазу. При использовании цифровых линий передач применяются специализированные FM-процессоры. Такие процессоры имеют цифровые входы/выходы, защищают канал от перегрузки. В случае длинных линий связи отдельные модули процессора могут размещаться в разных местах, т.е. на входе линии или перед передатчиком. Поскольку FM-процессор по существу формирует динамику и частотный спектр сигнала, то присутствие его в составе аппаратуры можно определить на слух. Звук радиостанции становится бархатным и глубоким, слышен громче остальных радиостанций.
Одно из важнейших требований ко всему аппаратно-студийному комплексу - бесперебойная работа. Перебои в эфире приводят к потере слушателей, падению рейтинга и, как следствие, к снижению рекламной привлекательности [13]. По данным социологических исследований, к сокращению аудитории приводят любые паузы больше 2 с., а перерыв в эфире длительностью 7 с. сокращает аудиторию слушателей вдвое, а после 15-секундного пропадания такую станцию перестают слушать. Для восстановления аудитории потом потребуется около 2 часов. Надежность работы радиостанции складывается из надежности используемой аппаратуры и бесперебойности сети питания. Надежность аппаратуры будет рассмотрена ниже, а бесперебойность питания обеспечивается использованием специальных устройств. Прежде всего, необходимо организовать питание радиостанции от двух независимых линий через автомат аварийного переключения. Если же напряжение пропадает по обеим сетям, то устройство бесперебойного питания обеспечивает работу радиостанции на время в несколько десятков минут. Монтажная студия Монтажная (записывающая) студия предназначена для подготовки программ, идущих в записи, рекламной продукции, получения и обработки сообщений корреспондентов. Обобщенная схема монтажной студии приведена на рис.11. Основу этой студии, как и эфирной, составляет студийный микшерный пульт, имеющий больше каналов, например 24, чем эфирный. Поскольку в монтажную студию могут поступать материалы на разных носителях, то необходимо иметь широкий набор аппаратуры разных форматов: катушечные и кассетные магнитофоны, магнитофоны R-DAT, проигрыватели компакт-дисков и мини-дисков, проигрыватели грампластинок [14]. Звуковые монтажные станции представляют собой многоканальные (восемь и более) системы нелинейного монтажа с процессорами динамической и МФ DAT CD MD лс HD пэ О МП ■1 Усилитель ББП Схема монтажной студии. — микшерный пульт, ББП - блок бесперебойного питания, ЗС - звуко- р монтажная станция, HD - рекордер на жестких дисках, ЛС - линии
•и, MD - мини-дисковый рекордер, CD — проигрыватель компакт-дисков, §;— процессор эффектов, ГТ - головные телефоны, DAT - цифровой маг- офон, МФ - магнитофон, Гр - громкоговорители частотной обработки, спецэффектами. Передача программ из монтажной студии в эфирную может осуществляться непосредственно доставка |фонограммы либо по линии связи. Если звуковые станции имеются в монтажной и эфирной студиях, то их эффективность заметно повышается если объединить их в локальную сеть. При подготовке программ часто используют материалы корреспондентов. Поэтому монтажная студия подключена к телефонной линии через телефонный гибрид. | Как можно видеть из схем эфирной студии и монтажной, они могут, если не полностью, то частично выполнять одни и те же функции. Это обстоятельство позволяет повысить надежность вещания радиостанции путем дублирования функций. В частности, монтажная студия может рассматриваться в качестве резервной для эфирной. Дублирование реализуется просто, если микшерные пульты имеют режимы дистанционного управления внешними устройствами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|