Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производство информационных передач




Рассмотрим подготовку и производство информационных передач. Самым распространенным видом информационной передачи является новостийная. Новости обычно готовит специальная информационная редакция, имеющая связь с корпунктами, расположенными в самых раз­ных местах. Информация в редакцию поступает также по каналам связи, от информационных агентств и других источников. В результате редак­ция имеет дело с большим объемом информации, которую нужно опера­тивно обработать и выпустить в эфир. Значительную долю в информаци­онном вещании занимают текстовые материалы и репортажные.

Своевременная подготовка репортажей как фрагментов выпуска но­востей - важная задача в производстве такого вида передач. Журнали­сту, при получении редакционного задания осветить ту или иную про­блему, устанавливаются ориентировочная длительность материала и планируемое время выхода в эфир. Он составляет план репортажа и производит его запись. В итоге получается черновой материал, длитель­ность которого всегда больше длительности эфирного варианта. Чер­новой материал поступает в редакцию записанным на магнитофонную кассету, DAT- кассету, мини-диск либо передается по телефону. Даль­нейшая работа над репортажем может проводиться с использованием вспомогательного текстового варианта расшифровки или без него. В первом случае журналист в дальнейшей работе по подготовке репорта­жа может и не принимать участия. Черновой материал переписывается на кассету и передается на расшифровку и распечатку на специальном рабочем месте. Машинистка, прослушивая репортаж, распечатывает его с учетом рекомендаций журналиста. В распечатанном виде репортаж поступает к редактору, который редактирует его и подгоняет под задан­ный хронометраж. Отредактированный текст вместе с черновым репор­тажем поступает в монтажную аппаратную, где монтажник монтирует эфирный вариант репортажа.

Данный способ подготовки репортажа к эфиру имеет свои достоин­ства и недостатки. Основное достоинство - высокое качество готового материала. Недостатки связаны с большими затратами времени на пе­резапись чернового материала, на расшифровку и перепечатку, на ре­дактирование, причем две последние операции невозможно нормиро­вать. Требуется также время и на окончательный монтаж.

Технология подготовки монтажа с расшифровкой чернового матери­ала становится более эффективной при использовании монтажных циф­ровых станций. В этом случае сгон черновой фонограммы репортажа в рабочую станцию также происходит в реальном времени, и экономии времени не происходит. Но материалы, передаваемые по линиям связи или телефону, можно сразу записывать в станцию, а не на промежуточ­ный носитель. В рабочих станциях обычно есть функция по расшифровке с помощью которой управление прослушиванием материала и печать текста производится с одной клавиатуры. После чего здесь же осуществляется и монтаж.

При подготовке репортажа без использования расшифровки монтаж производится самим журналистом или монтажером. В этом случае этап.расшифровки вообще выпадает, а редактирование осуществляется на .слух. Данный способ требует в 3-4 раза меньше времени, чем первый. Поэтому в коммерческом радиовещании используется именно он. Его Преимущество заключается еще в том, что требуется меньше аппаратных средств и меньшее число специалистов.

Что касается монтажа репортерских фонограмм, то можно выделить некоторые особенности. Черновой репортаж обычно содержит много различного рода недостатков, дефектов: слова-паразиты, затянутые паузы, придыхания перед микрофоном, неудачные по смыслу и форме (фрагменты, шумы, плавание звука из-за подсевшего источника питания. Поэтому задача монтажа - устранить все нежелательное, сформи­ровать логичную смысловую целостность репортажа с определенным хронометражем. Кратко отметим два из используемых в настоящее время способа монтажа: аналоговый и цифровой. Аналоговый способ осуществляется с помощью магнитофона с монтажными функциями или с помощью электронных монтажных систем на базе магнитофона. Про­слушивая репортажный материал, монтажник по указаниям создателя передачи находит точки монтажа и путем механического вырезания кусков ленты убирает ненужные фрагменты или соединяет отдельные куски лент в нужной последовательности. Это довольно сложная и точная работа, а большинство журналистов не владеют искусством механического монтажа. Поэтому требуется специалист-монтажник.

При выполнении монтажа цифровым способом на монтажной компь­ютерной станции не требуется специальных знаний или навыков работы. Визуальное представление фонограммы на мониторе и наглядное отображение процесса монтажа значительно упрощает и убыстряет монтаж. Aвтор в состоянии довести свою работу до логического конца с полной реализацией всего задуманного. На звуковой станции доступ к любой точке фонограммы, по сравнению с механическим монтажом, почти мгновенный, а точки монтажа находятся с высокой точностью визуально на мониторе. На этапе записи (вгона) материала в монтажную станцию можно размечать отдельные фрагменты, которые будут подвергаться монтажу или обработке. Это аналогично бумажным закладкам, вставляемым в Рулон ленты. Расставленные метки - это уже план монтажа с визуаль­ным просмотром обрабатываемых участков. На станции не только про­сто осуществить такие операции, как вырезать, переместить, очистить (стереть), скопировать, но и легко исправить любую ошибку на любом этапе, быстро и без разрушения исходного материала. Это важный пси­хологический фактор, снимающий напряжение из-за боязни допустить ошибку и испортить работу. Рабочая станция в автоматическом режиме выполняет такие важные функции, как удаление ненужных пауз, вырав­нивание отдельных фрагментов по уровню, различные спектральные об­работки, что значительно улучшает качество передач.

После завершения монтажа наступает этап формирования или ком­поновки передачи. Главная особенность здесь - ограниченный во вре­мени цикл производства при большом числе участников-корреспонден­тов. Поэтому возникает дефицит времени, аппаратных монтажа и мон­тажников. Для нормальной работы новостийной редакции необходимо увеличение монтажных мест, сокращение времени на каждый этап. Прак­тика показывает, что при одних и тех же финансовых вложениях наилуч­шие результаты достигаются с использованием цифровых станций. По­скольку работы по монтажу имеют короткий цикл и неравномерную заг­рузку, то желательно иметь много монтажных мест, объединенных в еди­ную сеть. Это даст возможность оперативно обрабатывать большое ко­личество информации.

Подготовка рекламы

Производство рекламы считается важным моментом в деятельности любой вещательной компании, т.к. является основным источником по­лучения прибыли. В зависимости от сложности реклама на радио быва­ет нескольких видов: объявления, зачитываемые диктором; объявления, записываемые диктором на общий музыкальный фон; текст, прочитан­ный актером, с музыкально-шумовым оформлением, звукорежиссерс-кой обработкой. Первые два вида рекламы выполняются или в прямом эфире (микширование), или в записи. Третий вид всегда делается в за­писи и представляет собой настоящий мини-спектакль, требующий мастерства создателей и хорошего технического оснащения. Этот вид рекламы и называется рекламным роликом или клипом.

Изготовление рекламы имеет специфические черты как отдельного жанра и характеризуется рядом особенностей, влияющих на техноло­гию работы и выбор технических средств. Особенности эти следующие. Малый цикл производства, так как часто рекламу бывает необходимо подготовить за небольшой промежуток времени от нескольких минут до нескольких часов. Поскольку реклама - это коммерческий продукт, и сто­имость ее вещания зависит от времени суток, то ее прохождение в эфир должно строго учитываться и должна быть система регистрации выхода в эфир. Обычно реклама повторяется много раз в течение определен­ного промежутка времени, и поэтому необходимо иметь возможность часто переставлять рекламные ролики при создании рекламных блоков Реклама, помимо того, что приносит доход, создает определенный имидж или стиль радиостанции. Поэтому ее производство должно по­стоянно поддерживать этот стиль.

Все перечисленные особенности делают производство рекламы самостоятельным, мобильным производством со специфическим оборудованием: устройствами многоканальной записи, специальными сред­ствами обработки, синтезаторами и др. На традиционном аналоговом оборудовании производить серьезную рекламу весьма затруднитель­на Появление цифровых звуковых станций сделало революцию в рекламном бизнесе.

Рассмотрим подробнее все основные этапы процесса создания раз­ноплановых рекламных роликов для компании, активно участвующей в этом секторе радиорынка. На первом этапе актеры начитывают мате­риал и записывают непосредственно в звуковую станцию. В процессе записи звукорежиссер, сидящий за микшерным пультом, корректирует работу актеров и расставляет свои метки на черновой фонограмме. По требованию звукорежиссера могут быть повторы записи, связанные или сшибками актеров, или с поиском лучшего варианта, но дублей обыч­но не делается. На 4-5-минутный ролик требуется текста на 15-20 минут. Итогом первого этапа является черновая фонограмма с расставленными метками. Черновая фонограмма по времени должна быть короче кроме окончательного ролика, поскольку необходимо оставлять места для вставок музыкальных и других фрагментов. Работа актеров на этом эта­пе заканчивается, а завершает ее в дальнейшем звукорежиссер. Иногда бывает так, что одного мастерства актера недостаточно. В реклам­ном бизнесе уже давно замечено, что более убедительным для окружающих является человек, который говорит быстро и гладко. Если это бу­дет делать актер, то он может ускорить свою речь, но дикция и артикуляция при этом будут страдать. Применение цифровых методов времен­ной коррекции позволяет решать такие задачи очень качественно.

На втором этапе формируется чистовой звуковой ряд. С помощью редактора звуковой станции это можно сделать двумя способами. По первому способу создается специальное мастер-окно, и рядом с ним открывается окно с черновой фонограммой. Затем прослушивается черновая фонограмма, и, используя функции копирования и переноса, из окна черновой фонограммы в мастер-окно переносятся нужные фрагменты. Таким образом, создается чистовой речевой ряд. В местах со­вмещения фрагментов выполняются склейки.

Согласно второму способу, чистовой ряд делается в окне черновой Фонограммы путем вырезания ненужных фрагментов, перемещения их и Замены. При этом используются функции копирования, переноса с места на место, удаления, замещения и другие монтажные операции.

На третьем этапе выполняется вставка музыкальных и других фраг­ментов в чистовой звуковой ряд, обработка всей фонограммы. Для придания рекламе узнаваемости при подборе музыкального оформления руководствуются определенной концепцией рекламной политики. Под обработкой фонограммы подразумевается устранение дефектов, создание эффектов. Например, используя реверберацию и эхо, можно создать иллюзию нахождения в помещении, а с помощью эквалайзера - эффект телефонного разговора. Результатом третьего этапа является полнос­тью готовый звукоряд необходимой длительности. Остается только вве­сти музыкальную подложку путем микширования. После нескольких проб и подбора параметров микширования звукорежиссер получает реклам­ный ролик, готовый к выходу в эфир. Созданная реклама записывается на какой-либо носитель, например, магнитную ленту, компакт-диск, магнитооптический диск вещательной станции.

Организация вещания

Итогом всех подготовительных работ является вещание - выдача в эфир программы. Качество получаемой слушателем программы зави­сит от совершенства вещательной аппаратуры, от качества работ, вы­полняемых на всех этапах подготовки материалов, от мастерства рабо­тающих в эфире. Поскольку ошибки в процессе вещания исправить очень трудно, используемая аппаратура должна отвечать высоким требова­ниям по надежности, т.е. быть профессиональной. Выпускающий дол­жен быть сосредоточен на процессе выдачи в эфир, на содержании пе­редачи. По возможности необходимо подготавливать все материалы предварительно. Усилия разработчиков вещательного оборудования на­правлены на то, чтобы освободить работающих в эфире от рутинных опе­раций, например, от необходимости постоянно заниматься заменой но­сителей с фонограммами на большом числе воспроизводящей аппара­туры, дать возможность сосредоточиться на качестве, содержании и творческих аспектах передачи.

Упрощенно процесс вещания можно представить как работу с магни­тофонами, проигрывателями компакт-дисков, микшерными пультами, с коробками разных носителей, микрофонами с целью обеспечения выхода передачи в эфир. Оператор выпуска, находясь за микшерным пультом, синхронизирует и координирует работу всех участников передачи - диктора (ведущего), гостей. Основная задача оператора состоит в том, чтобы вовремя устанавливать нужные фонограммы, вводить или выводить тот или иной источник, пускать магнитофоны и другие устройства контролировать (подслушивать) те ли фонограммы установлены. Для того чтобы меньше было ошибок, необходимо стремиться записывать всю передачу на один-два носителя или даже на один, чтобы не оперировать с многочисленными отдельными фонограммами. Однако при этом потребуется больше времени на подготовку передачи, следовательно, теряется оперативность.

Рассматривая вещательный процесс, необходимо иметь в виду, что различные передачи и жанры имеют свои особенности, а значит и специфику их выхода в эфир. В качестве примера рассмотрим процесс выхода в эфир несложной программы (живой эфир). Фонограммы, за­имствованные в таких передачах, можно разделить на два типа: текущая, т.е. та, которая идет в эфир в данный момент времени, следующая т.е. та, которая будет воспроизводиться сразу после текущей. Выпускающий или оператор должен контролировать качество звучания текущей фонограммы, следить за временем ее окончания, установить следующую фонограмму на соответствующий источник (устройство воспроизведения), убедиться, что она установилась, проконтролировать на слух ее соответствие расписанию. Как уже указывалось, необходимо стремиться к тому, чтобы уменьшать число отдельных фонограмм. Связано и еще и с тем, что скорость загрузки следующей фонограммы для разных устройств разная. Так, установка рулона ленты или кассеты на магнитофон с небольшой подмоткой требует 10-15 с, смена компакт-диска занимает 2-4 с, а доступ к любому треку компакт-диска практически мгновенный. Выбор фрагмента с жесткого диска состоит в нахождении соответствующей строчки списка, а загрузка мгновенная. Среди фонограмм есть особые - короткие перебивки, называемые синглами. Джинглы используются как переходы между фрагментами передачи для создания особого имиджа радиостанции. Время загрузки синглов часто меньше времени звучания, а частота появления в эфир довольно высокая. Для выдачи в эфир этих перебивок очень неудобно использовать магнитофоны, поэтому применяются либо автоматизированные проигрыватели компакт-дисков (карт-машины), либо мини-дисковые проигрыватели. Но лучше всего для этих целей подходят звуковые станции.

Вещание обычно осуществляется по расписанию, в котором указаны время для каждого фрагмента передачи и соответствующий источник. Применение звуковых станций позволяет организовать автоматическое и полуавтоматическое вещание, суть которого состоит в том, что выпускающий освобождается от операции загрузки следующей фонограммы. Все необходимые для вещания фонограммы находятся на жестком диске станции, и станция, по имеющемуся расписанию, находит и располагает их в нужной последовательности, постоянно добавляя следующуюфонограмму. Современные станции, кроме выполнения текущего расписания, позволяют корректировать его в процессе вещания путем изменения списка или дозагрузкой дополнительных фонограмм. Чаще всего реализуется вещание с автоматической и ручной загрузки следующего источника. Связано это с тем, что не все источники удобны для автоматизации. Так, микрофонами, внешними линиями или устаревшими носителями проще управлять оператору вручную. Применяют различные способы пуска следующей фонограммы: с помощью одной «клавиши «следующий» или двух - «старт» и «стоп»; с помощью одного фейдера и с помощью двух фейдеров. При пуске через клавиши «старт – «стоп» фрагменты передачи проигрываются подряд в установленной последовательности. Останов текущего фрагмента осуществляется нажати­ем клавиши «стоп», а для старта следующего фрагмента достаточно на­жать клавишу «старт». Основной недостаток такого способа - резкий пе­реход от одного фрагмента к другому. При однофейдерном способе фраг­менты, выстроенные в очередь, также проигрываются подряд, но для останова текущего фрагмента необходимо вывести фейдер, причем сиг­нал фейдер - старта остановит источник, но останову будет предшество­вать плавное понижение уровня воспроизводимого сигнала. Пуск следу­ющего фрагмента осуществляется вводом фейдера. При этом включа­ется источник, и уровень сигнала доводится до нужного значения. Таким образом, в этом случае обеспечивается плавное включение источников, но нет возможности смикшировать фонограммы.

При двухфейдерном пуске включение источника выполняется анало­гично однофейдерному способу вводом соответствующего фейдера, но подача следующей фонограммы может производиться иначе. Посколь­ку имеется два входа, можно одновременно воспроизводить два фраг­мента. Например, пусть вещание фрагментов идет через фейдер А. Если теперь плавно выводить фейдер А и вводить фейдер В, то следующим в эфир пойдет фрагмент канала В. Фрагменты каналов А и В могут при необходимости звучать одновременно. Другими словами, при данном способе можно манипулировать каналами или микшировать сигналы.

Непосредственный пуск источников с микшерного пульта по дистан­ционному управлению может также выполняться различными способа­ми: пуск по клавише «старт», фейдер-старт и комбинированный способ. По первому способу для начала воспроизведения нажимается клавиша «старт», расположенная рядом с фейдером (при этом канал открыт). Сигнал источника сразу же поступает в канал без потери начала фоног­раммы, которая может быть при плавном введении фейдера. Такой спо­соб наиболее пригоден для пуска быстродействующих устройств типа проигрывателей компакт-дисков или мини-дисков.

При фейдерном старте фейдер имеет концевой выключатель, сраба­тывающий при крайнем нижнем положении движка. После начала ввода фейдера канал открывается постепенно, что позволяет плавно и осоз­нанно организовать ввод сигнала или микширования. Для реализации комбинированного способа устанавливаются следующие начальные условия: фейдер закрыт, клавиша «старт» закрыта. Если затем фейдер вывести на некоторый уровень и нажать клавишу, получим старт источ­ника с данным уровнем. Можно сделать наоборот: включить клавишу и старт источника задать фейдером. Останов можно производить выво­дом фейдера или нажатием на клавишу «старт».

Техническое оснащение радиостанции и технология его использова­ния зависят от многих факторов: цель вещания (информация, развлече­ние, политика, формирование рынка рекламы); качество передач и объём вещания; виды передач. Структура радиостанции, т.е. организа­ционное соединение различных ее элементов, должна обеспечивать эффективное и надежное использование потенциальных возможностей имеющегося оборудования.

Какой бы ни была радиостанция - большой или малой (в смысле объе­ма производства собственных программ), ее структура должна отвечать нескольким основным критериям: стандартизация, совместимость (уни­фикация), надежность, стоимость. Под стандартизацией подразумева­ется, что форматы сигналов, параметры соединителей и разъемов обо­рудования, акустические свойства студий и аппаратных должны отве­чать требованиям отечественных и международных стандартов. Обору­дование, применяемое в разных технологических циклах или разных сту­диях, должно быть совместимым. Только в этом случае можно достичь эффективного использования оборудования и носителей записи. Надежность оборудования должна обеспечивать требуемый режим работы. В случае круглосуточной работы рекомендуется применять профессио­нальное оборудование. Главное его отличие - высокая надежность. Су­ществующее оборудование очень разнообразно по функциональным возможностям и стоимости. Поэтому можно свести к минимуму стоимость радиостанции при сохранении качественных характеристик и надежности работы. Процесс опти­мизации структуры радиостанции на­зывается системной интеграцией.

Рассмотрим несколько примеров построения радиостанции. В связи с тем, что структура радиостанции за­висит от формата вещания (т.е. отно­сительного объема информации, му­зыки, рекламы), структуры вещания (собственные программы, заимство­ванные и транслируемые), существу­ет много вариантов построения ра­диостанции. Крупные государствен­ные радиодома построены по стан­дартной схеме тракта формирования программ, как показано на рис.7.

7. Схема тракта формиро­вания программ.

1- вещательная аппаратная, 2 - аппаратная нитей, * - трансляционная аппарат­ная, 4 - центральная аппарат­ная.

Структурная схема радио­станции, обеспечивающей трансляцию программы какой-либо радиостанции, производ­ство собственных программ и рекламы, приведена на рис.8.

В аппаратной записи (рис.7) проводится запись передачи, например, оркестра, спектакля. В эту аппаратную подаются сиг­налы от микрофонов, магнито­фонов и других источников. Сигналы от внешних источни­ков, например, с линии между­городней связи, телефонной линии, поступают в трансляци­онную аппаратную, в которой осуществляется регулировка сигналов и распределение их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           
  СП   пц
     
      Эфирная студия    
      Информа-
лс             цио стур  
           
     
  ВС   Студия за­писи (монта­жа)     Рекг студ амная
     
             
                   

Рис.8. Структурная схема радио­станции.

ВС - внестудийные средства, СП— спутниковый приемник, ПЦ - пе­редающий центр, Т — телефонная ли­ния, ЛС - линия связи.

 

по другим аппаратным. В вещательной аппаратной осуществляется пол­ное или частичное формирование программы. С выхода вещательной аппаратной сигнал поступает в центральную аппаратную, в которой осу­ществляется контроль и распределение сигнала потребителям, а также окончательное формирование программы, если это предусмотрено тех­нологией. Эфирная студия предназначена для выпуска в эфир подго­товленных программ либо организации вещания в прямом эфире. В сту­дии записи или монтажной идет подготовка передачи, сведение и пере­запись многоканальных фонограмм, запись музыкальных и драматичес­ких программ, рекламных материалов. В рекламной и информационной студиях готовятся и записываются к выходу в эфир рекламные и инфор­мационные блоки. Внестудийные средства - репортерские магнитофо­ны, передвижные звуковые станции - используются для записи репор­тажей, концертов и театральных постановок вне студий. Эфирная, мон­тажная и рекламная студии часто состоят из непосредственно студий­ного помещения и аппаратной, отделенных друг от друга прозрачными перегородками. Информационная студия обычно занимает одно поме­щение. На вход эфирной студии поступают сигналы с международных линий связи, по телефонной линии, со спутникового приемника. Нали­чие спутникового приемника позволяет ретранслировать программы определенной радиостанции. Нужно отметить условность приведенной схемы, что связано со структурой и объемом вещания, возможностью совмещать функции разных студий. Например, эфирная студия может выполнять функции информационной, а монтажная - рекламной.

 

$.1 Эфирная студия

рассмотрим более подробно устройство и функционирование отдель­ных элементов и радиостанции в целом. Обобщенную схему эфирной студии можно представить в следующем виде (рис.9).

Чаще всего используются два варианта построения эфирной студии. На небольших коммерческих радиостанциях эфирная студия представ­ляет собой рабочее место ведущего (диджея). Сама студия может со­стоять из одного или двух помещений с акустической обработкой. На крупных радиостанциях в эфирную студию входят аппаратная звукорежиссерская и рабочее место (кабина) ведущих.

Основу эфирной студии составляет эфирный микшерный пульт. Ос­новные требования, предъявляемые к пульту: широкая полоса частот, низкий уровень шумов, малые фазовые искажения, малое проникание

In t

 

      V
      М1С
Блок бесперебойно-   LIVE
го питания    
           

ь

Ркс.9. Схема эфирной студии.

1 —микрофоны, 2 —микрофонный процессор, 3 - громкоговорители, 4,6FM -процессоры, 5 — контрольный магнитофон, 7 - магнитофон, 8 - коммутатор, 9 - звуковая вещательная станция, 10- CD-проигрыватель, И — эфирный микшерный пульт, 12 — телефонный гибрид, 13 - HD-рекордер, '4 ~ спутниковый приемник, ЛС - линия связи, А — спутниковый канал, ПЦ- передающий центр, ГТ- головные телефоны.

 

 

сигнала из одного канала в другой, высокая перегрузочная способность, стабильность параметров. Для повышения надежности эфирные пуль­ты имеют модульную конструкцию с обеспечением замены отдельных модулей без отключения и без создания коммутационных помех. В со­став пульта должны входить интерфейсы дистанционного управления внешними устройствами, телефонный интерфейс, переговорное устрой­ство для связи с входящими в комплекс блоками, автоматический ком­мутатор линии прослушивания (мониторной линии) при включении мик­рофона, световая индикация выхода в эфир. Хорошо, если пульт осна­щен встроенным таймером и часами с ручным или автоматическим управ­лением, а также микрофонными входами с фантомным питанием 48 В. Эк­валайзеры в эфирные пульты не встраиваются, но при необходимости можно использовать внешний эквалайзер или процессор эффектов. Однако микрофон ведущего желательно подключать через микрофон­ный процессор. Применение микрофонного процессора позволяет до­биться не только желаемого звучания голоса ведущего, но и сделать это звучание все время одинаковым независимо от физического и психо­логического состояния ведущего.

Спутниковая приемная система необходима для организации ретран­сляции программ крупных радиостанций. Технологически сигнал спут­никового приемника можно подавать на пульт, с выхода которого он по­ступает на коммутатор. В этом случае сигнал спутниковой программы можно обрабатывать, например, микшировать, качественно делать вставки собственных материалов. Возможен и более упрощенный ва­риант, когда сигнал спутникового канала непосредственно поступает на коммутатор. Как правило, коммутатор имеет несколько пар стереовхо­дов, один стереовыход и вход дистанционного управления (чаще всего интерфейс RS 232). Коммутация сигнала выбранного входа на выход осуществляется без помех, перерывов и наложений. Если нет коммута­тора, то его функции выполняются на эфирном пульте. Для этого в нуж­ный момент убирается один сигнал (например, ретранслируемой про­граммы) и вводится другой. Эти операции выполняет оператор, а по­этому неизбежны ошибки. Применение же коммутатора позволяет ав­томатизировать замену одного сигнала другим.

В качестве источников программ используются магнитофоны (анало­говые и цифровые), проигрыватели компакт-дисков, телефонная линия. Последняя используется для организации прямого эфира в интерактив­ном режиме. Чтобы улучшить качество телефонной речи, применяется согласующее устройство - телефонный гибрид. В простейшем телефон­ном гибриде осуществляется согласование уровней сигналов и органи­зация логики работы. В более сложных моделях применяются различ­ные фильтры, эквалайзеры, устройства динамической обработки. 33 счет этого достигается уверенный прием информации на телефонных линиях низкого качества. Чаще всего телефонный гибрид не имеет но-

Глава 3 Структура радиостанции

Телефонный гибрид MACROTEL 7 фирмы AXEL TECHNOLOGY

 

меронабирателя, и поэтому к нему подключается внешний телефонный аппарат. Если микшерный пульт имеет две отдельные телефонные линии, то применение двух те­лефонных гибридов позволя­ет организовать в прямом эфире общение одновремен­ное двумя слушателями, что весьма оживляет передачу. Дисковые рекордеры (не совсем правильно иногда называемые дисковыми магнитофонами) применяются для выпуска в эфир определенной информации, заставок, отбивок, рекламы. Эти устройства харак­теризуются высокой надежностью, малым временем доступа, пригодны для оперативного изменения и обновления информации. Кроме того, дисковые рекордеры поддерживают работу в сети передачи данных, а это дает возможность не использовать промежуточных носителей при обмене программами.

Аналоговые и цифровые магнитофоны применяются при организации вещания в записи. Оперативная передача информации корреспондентами осуществляется как по телефонным линиям, так и по специализированным линиям связи, например, по глобальной системе мобильной связи GSM, по линии цифровой связи ISDN.

Звуковая вещательная станция используется для записи фрагментов программы, хранения звуковых эффектов, автоматизации вещания, монтажа

звуковых материалов, сведения и обработки различных заставок. В эфирной студии (точнее, в ее аппаратной) должна быть возможность прослушивания выпускаемой в эфир программы. Для этого предусмотрены контрольные громкоговорители и головные телефоны (наушники). Качество громкоговорителей должно быть очень высоким, ведь звукорежиссер слышит то, что звучит из них, а не то, что записано на магнитной ленте, компакт-диске или жестком диске звуковой станции. Поэтому плохие громкоговорители могут значительно ухудшить звучание радиостанции, т.к. режиссеру приходится дополнительно обрабатывать сигнал для компенсации искажений имеющихся у него громкоговорителей. Например, если громкоговоритель имеет завал нижних частот, то в эфир пойдет сигнал с подъемом нижних частот и звук будет бубнящим.

Рассматривая громкоговорители, необходимо сделать замечание, касающееся самого термина «громкоговоритель». Дело в том, что в технической литературе для обозначения одного и того же электроакустического устройства приводятся разные термины. Это могут быть «акустические системы», «колонки», «мониторы», «контрольные акустические агрегаты» и др. В данной книге используется термин «громкоговоритель», определяющий устройство для эффективного излучения звука в окружающее пространство, содержащее одну или несколько головок громкоговорителя (пассивных электроакустических преобразователей) [11]. Использование этого термина целесообразно по двум причинам. Во-первых, именно с таким определением связано определенное по­нимание (а значит и измерения) качественных параметров и характери­стик. Во-вторых, этот термин узаконен в государственном стандарте на громкоговорители.

Звуковой сигнал на выходе коммутатора характеризуется максималь­ным качеством, достижимом на оборудовании студии. Однако это не означает, что такое же качество будет иметь принимаемая слушателем программа. Связано это с тем, что дальнейший путь сигнала - до пере­датчика и по эфиру к слушателю сопряжен с различными искажениями. Кроме этого, условия прослушивания в студии и у слушателя могут силь­но различаться. По этим причинам сигнал из студии перед выдачей в эфир подвергается различным обработкам, чтобы компенсировать даль­нейшие искажения.

Первая проблема возникает из-за несоответствия динамического диапазона программного сигнала, передающих средств и условий про­слушивания. Динамический диапазон - это разница между максималь­ным и минимальным уровнями сигнала или громкости звука. Например, сигнал компакт-диска имеет динамический диапазон около 90 дБ, а у высококачественного тюнера динамический диапазон около 60 дБ. По­этому, если этим тюнером принимать сигналы компакт-диска, то со­ставляющие с высоким уровнем будут теряться, и качество звучания бу­дет неудовлетворительным [12]. Другой пример - радиоприем в авто­мобиле программ с реальным динамическим диапазоном около 30 дБ и уровнем шумов 60-80 дБ. Это означает, что принимаемый звуковой сиг­нал с уровнем ниже 60-80 дБ будет не слышен на фоне шумов в салоне автомобиля. Для лучшего прослушивания можно увеличить громкость, т.е. повысить уровень слабых сигналов, но при этом повышается гром­кость и сильных сигналов. В результате при передаче динамического диапазона 50 дБ максимальный уровень громкости составит 130 дБ, а

 

N а) N. б)  
    ЗОдБ б5дБ 30дБ\ \ I уровень шума \l5dE 35дБ X 45дБ  
  t   t
             
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...