Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления поддержки банковской системы и сокращения теневого оборота




 

Для Российской Федерации важным направлением в развитии экономики страны является организация качественной работы по противодействию легализации теневых доходов. Американский и европейский институты противодействия отмыванию доходов сформировались в 70-е гг. XX в., поэтому Россия является относительно молодым участником в международном сообществе.

Первым шагом для России в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, следует считать принятие 7 августа 2001 г. Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кроме того, в 2002 г. состоялось исключение России из «черного» списка стран и принятие в члены международной группы «Эгмонт». Полноправным членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) Россия стала в июне 2003 г. Позиция России на международной арене в течение последних 10-15 лет изменилась кардинальным образом. В настоящее время Россия является одной из законопослушных стран и активно сотрудничает с международными организациями в рамках борьбы с отмыванием капитала.

В Российской Федерации сформирована национальная система противодействия легализации преступных доходов, которая состоит из двух основных подсистем: правоохранительного блока и финансового мониторинга.

Субъектами правоохранительного блока являются государственные органы, в компетенцию которых входит расследование экономических преступлений, связанных с отмыванием денег.

Финансовый мониторинг осуществляется на двух уровнях: первичном финансовом мониторинге и государственном мониторинге. К субъектам первичного финансового мониторинга относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, риелторские организации и др.. Кредитные организации занимают особое место в системе финансового мониторинга, исходя из доли по представлению информации в уполномоченный орган. Более того, банковская система в процессе глобализации финансовых услуг наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием капиталов. Действия субъектов первичного финансового мониторинга в России строго и порой чрезмерно детально регламентированы законодательно. Речь идет о том, что Федеральным законом № 115-ФЗ прописаны мероприятия, процедуры и действия, которые обязаны совершать организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия отмыванию доходов. В этом вопросе российская практика полностью согласуется с мировыми тенденциями и требованиями.

Ключевым элементом системы является федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), находящаяся в введении Министерства финансов РФ и состоящая из центрального аппарата и территориальных органов. Росфинмониторинг играет роль подразделения финансовой разведки, создание которой является обязательным требованием международных директив. На Росфинмониторинг возложены функции по сбору, обработке и анализу информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также по принятию мер в целях противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем. При наличии оснований информация передается в правоохранительные органы. Наряду с этими направлениями деятельности в число задач Росфинмониторинга входит создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов. Базовым источником информации для Росфинмониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. Информация передается в виде инициативных электронных сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также о подозрительных операциях, выявляемых в процессе внутреннего контроля, либо в виде ответов на информационные запросы со стороны Росфинмониторинга. Одной из важнейших дополнительных функций Росфинмониторинга является осуществление контроля за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов.

Органами государственного мониторинга в России являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Пробирная палата России, Федеральная служба по страховому надзору (Росстрахнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор).

В процессе отмывания денег и придания им законного вида доходы рано или поздно должны пройти через банковскую систему, в противном случае их дальнейшее отмывание невозможно. На данном этапе у банков появляется возможность предотвратить проведение операций, связанных с отмыванием денежных средств. Возникает вопрос идентификации и верификации клиента, который является одним из базовых принципов борьбы с отмыванием денег. Такая процедура получила название «Знай своего клиента» как в России, так и во многих странах мира. Это первая линия обороны - организация может предупредить акт отмывания денег на начальной стадии.

На практике процедура «Знай своего клиента» сталкивается с определенными сложностями. Проверке подвергаются все подозрительные действия, которые могут предпринимать мошенники, но с тем же успехом подозрение может вызвать любой добропорядочный гражданин. И этот гражданин, чаще всего обычный работящий человек, естественно, не понимает, почему он должен отвечать на многочисленные вопросы сотрудников банка или другой организации относительно источников своих доходов. И здесь возникает достаточно непростая ситуация для специалиста финансовой организации, решить которую должным образом позволит высокий уровень квалификации по данному направлению. Важно не упустить сделку с легализационными целями и не менее важно сохранить отношения с добропорядочными клиентами. Если же один раз в полгода «настоящий» клиент по ошибке будет подвергнут дополнительной проверке, то на самом деле это не такая уж большая плата за нашу общую безопасность.

В России действует система, заимствованная в США, при которой сообщение направляется в государственный орган по финансовому мониторингу обо всех сделках, сумма которых превышает установленное значение. По действующему законодательству сделки с движимым имуществом подлежат обязательному контролю, при сумме сделки, равной или превышающей 600 тыс. руб. либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб. и выше. Также подлежат мониторингу сделки с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб. или превышает ее.

Однако, несмотря на сформировавшуюся систему органов контроля, на наличие законодательной базы, удовлетворяющей международным требованиям, российская система противодействия легализации доходов является низкорезультативной. Об этом свидетельствует объем теневого капитала на российском рынке и его проникновение во все сферы общественной жизни. Теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля теневого сектора в ВВП западных стран оценивается в 8 % для Швейцарии; в 8,9 % для США; для Канады, Франции. Германии - от 14,9 до 16.3 %; для Италии - 27,8 %; для Греции - около 30 % от официального ВВП. то в России - от 27 до 46 %, по данным разных источников.

Возникает вопрос: почему система борьбы с отмыванием денег в российской практике низкоэффективна, а порой и безрезультативна вовсе? Ведь для современного государства важно не столько наличие органов контроля и нормативных документов, сколько создание эффективной и действенной системы противодействия отмыванию нелегальных доходов.

Во-первых, прямое отношение к эффективности работы системы мер противодействия имеет степень наказания за легализацию денежных средств. По российскому законодательству размер штрафа составляет от 120 тыс. руб. до I млн руб. в зависимости от деталей преступления, для сравнения - в США, как одной из самых эффективных систем противодействия в мире, сумма штрафа за аналогичное преступление составляет до 500 тыс. долл. Или сумму, равную двойному размеру имущества, вовлеченного в сделку.

Во-вторых, система мер будет неэффективной до тех пор, пока на практике распространено проявление «сознательной слепоты» со стороны сотрудников или учреждений. Такое понятие ввел британский эксперт в области отмывания денег Питер Лилли. Речь идет о ситуациях, когда специалисты замечают явные признаки отмывания денег, но не сообщают о подозрительных финансовых операциях и клиентах.

В-третьих, положение усугубляется высокой долей наличных средств в денежном обороте страны. Объем наличной денежной массы составляет 11.9% ВВП России, что заметно превышает такое соотношение в развитых странах - в США этот показатель равен 6.6%. в Евросоюзе - 9 %, в Мексике -5,3 %), в Бразилии - 4.2 %. Швеция в скором времени планирует полностью отказаться от использования наличных денег, уже сегодня объем наличности там составляет 3 %. Наличные деньги в российской экономике остаются одним из главных платежных средств.

В перспективе необходимы изменения по совершенствованию института противодействия отмыванию доходов.

Исходя из выявленных причин нерезультативности существующей системы противодействия отмыванию денег в нашей стране, предлагаются следующие мероприятия:

• сокращение доли наличного денежного оборота и стимулирование безналичных расчетов;

• пересмотр системы штрафных санкций на законодательном уровне;

• формирование позитивного отношения общественности, субъектов хозяйственной и финансово-банковской деятельности к требованиям и мероприятиям в сфере противодействия легализации доходов.


Заключение

 

В научном плане выделение теневого оборота в качестве самостоятельного сегмента финансовой сферы не опирается на некие принципиально новые позиции, не сопровождается выдвижением новых постулатов, выявлением и изучением новых тенденций и закономерностей, по большому счету, не продуцирует приращение научных знаний в области финансов и денег. Можно сказать, что, будучи сосредоточенным в области финансовых инвестиций, капитал субъектов теневого оборота представляет собой модификацию фиктивного капитала в видоизменившихся условиях - условиях финансовой глобализации, интеграции, нарастания волатильности и неопределенности, дисбалансов в развитии реального и финансового секторов.

Потребность в терминологическом обособлении в условном теневом сегменте определенной части финансового рынка родилась исключительно как реакция на разрушительный характер действий малорегулируемых акторов рынка, если не спровоцировавших, то углубивших глобальный мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. Соответственно, обозначение рамок этого сегмента оказалось необходимым в прагматическом смысле, для построения новой системы регулирования и надзора за субъектами рынка, более четкой и структурированной, более жесткой и требовательной, т. е. приближающейся к концепции регулирования банковского сегмента.

В России, в силу относительно слабого развития инвестиционного сектора, в рамках теневого оборота, по нашему мнению, осуществляются также действия рыночных агентов, ведущие к полулегальному и неидентифицируемому вывозу капитала; трансакции в кластере кэптивных банков, операции в сегменте микрофинансирования и микрокредитования.


Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 aвгуста 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2. Бекряшев А.К. Теневая экономика: Учебное пособие. - Омск: Омская академия МВД России, 2009. - 180 с.

.   Зубков В.А. Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Снец-книга, 2007. 752 с.

.   Кириченко А.И. Современные способы и схемы легализации (отмывание) доходов преступным путем в России. - М.: Издательский центр ТИСБИ, 2009.

.   Ковальчук Ю.А., Синюшин П.С. Теневая экономика в регионе: влияние, анализ, противодействие. - М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2010.

.   Кондратьева Е.А. Теневая экономика: проблемы оценки V Вестник Рос. гос. гуманит. унта. 2011.№ 10. С. 103-113.

.   Липли И. Грязные сделки. Тайная правда о мировой практике отмывания денег. Ростов н/Д: Феникс, 2005.400 с.

.   Сафаралиев К.Г. Некоторые вопросы борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов в России // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3. С. 93-96.

.   Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико-социальное исследование. - М.: Приор, 2009. - 179 с.

.   Уколов Р. Наличная опасность. - М.: Издательство «Профиль», 2010.

.   Юншентьев Г. Швеция откажется от наличных. Газета.ш f Электронный ресурс]. Электрон, дан. URL: http:// m.gazela.ru/ financial/ 2012/03/ 23/ 4103109.shlml (дата обращения: 24.04.2012).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...