Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика маржинального анализа прибыли




Сущность данной методики. Алгоритм расчета влияния факторов. Сравнительный анализ полученных результатов.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель: П = VРП (Ц – С). При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования еевеличины используют следующую модель:

П = VРП (Ц – b) – А, (18.1)

где b - переменные затраты на единицу продукции,

А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в табл. 18.1.


Таблица 18.1

Данные для факторного анализа прибыли по изделию А

Показатель План Факт
Объем реализации продукции, шт.    
Цена единицы продукции, тыс. руб. 5,0 5,2
Себестоимость изделия, тыс. руб. 4,0 4,5
В том числе переменные затраты, тыс. руб. 2,8 3,1
Сумма постоянных расходов, тыс. руб.    
Прибыль, тыс. руб.    

Ппл = VРПпл × (Цпл – bпл) – Апл = 5700 × (5,0 − 2,8) − 6840 = 5700 тыс. руб.;

Пусл 1 = VРПф × (Ц – b) – А = 4850 × (5,0 − 2,8) − 6840 = 3830 тыс. руб.;

Цусл 2= VРПф × (Цф – b) – Апл = 4850 × (5,2 − 2,8) − 6840 = 4800 тыс. руб.;

Пусл 3 = VРПф × (Цф – bф) – А = 4850 × (5,2 − 3,1) − 6840 = 3345 тыс. руб.;

Пф = VРПф × (Цф – bф) – Аф = 4850 × (5,2 – 3,1) − 6790 = 3395 тыс. руб.

Общее изменение прибыли составляет

П об щ = 3395 – 5700 = -2305 тыс. руб.

В том числе за счет изменения: количества реализованной продукции

ПVРП = Пусл lПпл = 3830 – 5700 = -1870 тыс. руб.;

цены реализации

Цц = Пусл 2 – Пуслl = 4800 – 3830 = +970 тыс. руб.;

удельных переменных затрат

Пb = Пусл 3 – Пусл 2 = 3345 – 4800 = -1455 тыс. руб.;

суммы постоянных затрат

ПА = Пф – Пусл 3= 3395 – 3345 = +50 тыс. руб.

Сравнив результаты расчетов по моделям (18.1) и (17.2), приведенные в табл. 17.4, нетрудно заметить, что они существенно различаются между собой. За счет уменьшения объема выпуска данного изделия и, как следствие этого, уменьшения объема продаж и роста его себестоимости предприятие получило меньше прибыли не на 850, а на 1870 тыс. руб.

Следовательно, рассмотренная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда, кроме рассмотренных факторов, необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

П = ∑ [ VРПобщ × Удi (Цi – bi)] – А. (18.2)

Используя данные табл. 18.2, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки.

Вначале определим прибыль исходя из планового уровня всех факторных показателей:

Ппл =∑ [ VРПобщ.пл× Удiпл (Цiпл – biпл)] – Апл =

= 5700 × (5,0 – 2,8) + 5600 × (6,0 – 3,6) + 2700 × (7,0 – 3,5)

+1900 × (7,5 – 3,75) – 24 655 = 17900 тыс. руб.

Затем рассчитаем сумму прибыли при изменении общего объема продаж, но при сохранении плановой его структуры и планового уровня остальных факторов:

Пусл 1 = ∑ [ VPПобщ.ф × Удiпл × (Цiпл - biпл)] - Апл =

= 5650 × (5,0 - 2,8) + 5550 × (6,0 - 3,6) + 2676 × (7,0 - 3,5) +

+ 1884 × (7,5 - 3,75) - 24655 = 17525 тыс. руб.

Таблица 18.2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Вид продукции Объем продаж, туб Структура продаж Цена, тыс. руб. Переменные затраты на изделие, тыс. руб. Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс. руб.
План Усл. Г Факт План Факт План Факт План Факт План Факт
А       38,58 30,77 5,0 5,2 2,8 3,1    
В       35,22 33,63 6,0 6,1 3,6 3,5    
С       16,98 19,35 7,0 7,35 3,5 3,6    
D       11,95 16,25 7,5 7,8 3,75 3,744    
Итого           24 655  

* фактический объем продаж при его плановой структуре

После этого узнаем, какой будет прибыль при фактическом объеме и структуре продаж, но при плановом значении остальных факторов:

Пусл 2 = ∑ [ VРПо 6 щ.ф × Уд × (Цiпл - biпл)] - Aпл =

= 4850 × (5,0 - 2,8) + 5300 × (6,0 - 3,6) + 3050 × (7,0 - 3,5) +

+ 2560 × (7,5 - 3,75) - 24 655 = 19 010 тыс. руб.

Прибыль при фактическом объеме, структуре продаж и фактических ценах, но при плановом уровне переменных и постоянных затрат составит:

Пусл 3 = ∑[ VРПобщ.ф × Уд × (Ц - biпл)]- Апл =

= 4850 × (5,2 - 2,8) + 5300 × (6,1 - 3,6) + 3050 × (7,35 - 3,5) +

+2560 ×(7,8 - 3,75) - 24 655 = 22 345 тыс. руб.

При плановой сумме постоянных затрат, но при фактическом значении остальных факторных показателей прибыль равна:

Пу с л 4 = ∑[ VРПобщ.ф × Уд × (Ц - biф)] - Апл =

= 4850 × (5,2 - 3,1) + 5300 × (6,1 - 3,5) + 3050 × (7,35 - 3,6) +

+2560 × (7,8 - 3,744) - 24655 =21131.тыс. руб.

Фактическая сумма прибыли составляет

Пф =∑[ VРПобщ.ф × Уд × (Ц - biф)] - Аф =

= 4850 × (5,2 - 3,1) + 5300 × (6,1 - 3,5) + 3050 × (7,35 - 3,6) +

+2560 × (7,8 -3,744) -26490 = 19296 тыс. руб.

Изменение суммы прибыли произошло из-за:

а) уменьшения общего объема продаж

Δ ПVРП = Пусл 1 - Ппл = 17 525 - 17 900 = -375 тыс. руб.;

б) изменения структуры реализованной продукции

Δ Пстр = Пусл 2 - Пусл 1 = 19 010 - 17 525 = +1485 тыс. руб.

в) изменения уровня отпускных цен

Δ Пц = Пусл 3 - П усл2 = 22 345 - 19 010 = +3335 тыс. руб.

г) изменения уровня переменных расходов

Δ Пb = Пусл 4 - Пусл 3= 21 131 - 22 345 = -1214 тыс. руб.

д) изменения суммы постоянных затрат

Δ ПА = Пф - Пусл 4 = 19 296 - 21 131 = -1835 тыс. руб.

Итого +3120 тыс. руб.

Как видно из табл. 18.3, результаты факторного анализа прибыли по моделям (17.1) и (18.2) значимо различаются. По методике маржинального анализа прибыль в большей степени зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше постоянных затрат приходится на единицу продукции.

Таблица 18.3

Сравнительный анализ результатов факторного анализа прибыли, тыс. руб.

Фактор Факторная модель
(17.1) (18.2)
Объем продаж -158 -375
Структура продаж +536 +1485
Цены на продукцию +3335 +3335
Себестоимость продукции -2317 -3049
В том числе:    
переменные затраты   -1214
постоянные затраты   -1835
Итого + 1396 + 1396

Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли убеждает нас в преимуществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...