Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устойчивость и спокойствие положения достигаются с помощью настойчивого легкого усилия и сосредоточения ума на бесконечном. 7 глава




7. Попытка проникнуть к тому, что скрыто за рассматриваемой формой, или постичь идею, ответственную за существование этой формы.

Этот процесс постепенно расширяет сознание стремящегося, позволяя ему проникнуть от формальной к жизненной стороне проявления. Однако начинать он должен с формы, или «объекта». Объекты сосредоточения бывают четырех видов:

245] 1. Внешние объекты, такие как образы божества, картины или формы в природе,

2. Внутренние объекты, такие как центры эфирного тела,

3. Качества, такие как различные достоинства, с намерением пробудить желание добиться их раскрытия, чтобы включить их в содержание своей жизни,

4. Ментальные концепции, или те идеи, которые воплощают идеалы, скрытые за всеми оживляемыми ими формами. Они могут восприниматься в виде символов или слов.

В одной из Пуран прекрасно выражена идея сосредоточения. Стремящемуся говорится, что, после того как им были освоены первые пять средств Йоги (описанные в Книге II), он «должен локализовать вещество ума на некой благоприятной опоре», и такая локализация иллюстрируется описанием фиксации внимания на форме Бога.

«Воплощенная форма Величайшего не оставляет места желанию искать иную опору. Это следует понимать как фиксированное внимание, когда вещество ума фиксируется на этой форме. Что же это за воплощенная форма Хари, над которой следует размышлять, послушай, о Правитель Людей. Фиксированное внимание невозможно, если нет того, на чем его можно зафиксировать» (Вишну Пурана VI. 75-85.).

Затем следует описание воплощенной формы Высочайшего, которое заканчивается словами:

246] «...о Нем Йогин пусть размышляет; и растворится в Нем, сосредотачивая свой ум до тех пор, пока, о Повелитель, фиксированное внимание не сосредоточится лишь на Нем Одном. Когда Йогин добился этого или по своему выбору совершает какое-нибудь другое действие, в процессе которого ум его не блуждает, тогда он может полагать, что умение фиксировать внимание им обретено» (Нарадийя Пурана LXVII. 54-62.).

Осознание необходимости иметь «объекты» для сосредоточения – вот что порождает потребность в образах, священных скульптурах и картинах. Все эти объекты задействуют низший конкретный ум, что является необходимой предварительной стадией. Их использование приводит ум в контролируемое состояние, в котором стремящийся может делать только то, что решил. Четыре вышеупомянутых вида объектов постепенно ведут стремящегося вовнутрь, помогая ему переместить сознание с плотного физического плана в эфирный мир, оттуда – в мир желаний, или эмоций, и далее – в мир ментальных идей и концепций. Этот происходящий в мозге процесс приводит всего низшего человека в состояние однонаправленного, сконцентрированного внимания, сосредоточивая все части его природы на достижении фиксированного внимания, или концентрации всех ментальных способностей. Ум тогда перестает быть рассеянным, неустойчивым и направленным вовне, но становится полностью «фиксированным во внимании». Вивекананда переводит слово «дхарана» как «удерживание ума на одной мысли в течение 12 секунд».

Ясное, однонаправленное, неотрывное, спокойное восприятие объекта, когда в сознание не допускаются никакие другие объекты или мысли, – это труднейшее из достижений, и когда оно может длиться в течение 12 секунд, то достигается истинное сосредоточение.

 

2. Длительное сосредоточение (Дхарана) называется медитация (Дхьяна).

247] Медитация – это всего лишь продление состояния сосредоточения, и она вырастает из той легкости, которой достигает человек, научившись «фиксировать ум» по своему выбору на любом отдельном объекте. Медитация подчиняется тем же правилам и условиям, что и сосредоточение, и единственным отличием между ними является фактор времени.

Следующим шагом после достижения способности устойчиво фокусировать ум на объекте является развитие способности непоколебимо удерживать вещество ума (читту) занятым этой мыслью, или объектом, продолжительное время. В вышеупомянутой Пуране далее говорится:

«Непрерывная цепь являющихся идей во время полного погружения в Его форму, без желания чего-либо еще, о Повелитель, – это созерцание. Достигают его с помощью первых шести средств Йоги».

Слово «созерцание» здесь синоним слова «медитация». Эта медитация – все еще медитация с семенем, с объектом.

Двиведи в своем комментарии к Сутре говорит:

«...Дхьяна – это полное фиксирование ума на объекте размышления (вплоть до отождествления с ним). По сути ум в это время должен осознавать только себя и объект. Состояние человека теперь представляет собой чистое, фиксированное внимание; его физическое тело, его эмоции, окружение, все звуки и впечатления теряются из вида, и мозг осознает только объект, являющийся темой (или семенем) медитации, и мысли, которые формулирует ум в связи с этим объектом».

 

3. Когда читта абсорбирует Реальность (то есть ту Идею, которая воплощена в форме), и перестает быть осведомленной о своей индивидуальности, или личностном «я», то это состояние называется созерцание, или Самадхи.

248] Простейший способ понять эту Сутру – это осознать, что каждая форма, или объект, является проявленной Жизнью того или иного вида. На ранних стадиях медитативного процесса учащийся начинает понимать природу формы и свое отношение к ней. Два состояния, в которых он осознает себя и объект своей медитации, – состояния полностью ментальные; они существуют в пределах его ума.

За этими состояниями следует такое, при котором его сознание перемещается вовнутрь, на субъективный план, и человек становится осведомлен о природе Жизни, которая выражает себя через форму. Качество и субъективные отношения завладевают его вниманием, и аспект формы теряется из виду, но чувство отдельности, или двойственности, все еще остается. Он все еще осознает самого себя и то, что существует как «не-я». Однако сходство качества и отклик на аналогичную вибрацию уже имеются.

На двух стадиях: Дхараны и Дхьяны, сосредоточения и медитации, – ум является важным фактором и создает их в мозгу. Великий индусский Учитель Кечидхваджа выражает эту идею следующими словами:

«Душа имеет средства. Мышление является средством. Оно неживое. Исполнив свою обязанность в освобождении, сделав то, что ему надлежало сделать, мышление прекращается» (Из Вишну Пураны. VI. 7:90.).

249] Истинность этого делает любое описание или объяснение высшего состояния Самадхи, или созерцания, чрезвычайно трудным, так как слова и фразы являются не более чем попыткой ума дать мозгу личностного «я» то, что позволило бы ему охватить и понять процесс.

При созерцании Йогин теряет из виду:

1. Сознание своего мозга, или восприятие физического плана во времени и пространстве.

2. Свои эмоциональные реакции в отношении предмета своего медитативного процесса.

3. Свою ментальную активность, так что все «видоизменения» мыслительного процесса, все эмоциональные реакции проводника желания-ума (кама-манаса) укрощаются и Йогин перестает осознавать их. Однако он в высшей степени оживлен и восприимчив, позитивен и пробужден, так как мозг и ум удерживаются им в устойчивом состоянии и используются им без каких-либо помех с их стороны.

Буквально это означает, что независимая жизнь тех форм, через которые функционирует реальное «Я», замирает, успокаивается и подчиняется, и реальный Духовный человек, пробужденный на своем собственном плане, способен функционировать, полностью задействуя мозг, оболочки и ум низшего «я» в качестве своего проводника, или инструмента. Следовательно, он сосредоточен в самом себе, или в аспекте Души. Всякое чувство отдельности, или низшего личностного «я», теряется из виду, и он отождествляет себя с Душой той формы, что является объектом его медитации.

Без всяких помех со стороны материи ума или природы желания 250] он «входит» в состояние, которое имеет четыре выдающиеся характеристики:

1. Погруженность в сознание Души и, следовательно, осознание Души всех вещей. Форма более не видна, открывается видение Реальности, скрытой за всеми формами.

2. Освобожденность от трех миров чувственного восприятия, так что он знает только то и контактирует только с тем, что свободно от форм, желаний и низшей конкретной ментальной субстанции.

3. Осознавание единства со всеми Душами, дочеловеческими, человеческими и сверхчеловеческими. Эту идею отчасти выражает групповое сознание, подобно тому как отдельное сознание, или осознавание своей индивидуальной подлинности, характеризует сознание в трех мирах.

4. Просветление, или восприятие Светового аспекта проявления. Посредством медитации Йогин узнает себя как Свет, как точку Огненной сущности. Благодаря достигнутой в процессе медитации способности он может фокусировать этот Свет на любом избранном объекте и приходить «в соприкосновение» со Светом, скрывающемся в этом объекте. Тогда он узнает, что Свет тот в сущности Един с его собственным Центром Света, и постижение, сообщение и отождествление делаются возможны.

 

4. Когда сосредоточение, медитация и созерцание соединяются в одно последовательное действие, то достигается Саньяма.

Эту идею очень трудно выразить, поскольку у нас в языке нет 251] эквивалента санскритскому термину «саньяма». Этот синтез трех стадий медитативного процесса становится доступен только тому учащемуся, который благодаря учению овладел тремя степенями умственного контроля. Овладев ими, он достиг определенных результатов, а именно:

1. Он освободил себя из плена трех миров: ума, эмоций и физического плана существования. Они больше не привлекают его внимания. Он не сосредоточен на них и не поглощен ими.

2. Он может фокусировать свое внимание по своей воле и неограниченно долго поддерживать устойчивость ума во время интенсивной работы в ментальном мире, если таков его выбор.

3. Он может поляризовать, или сфокусировать, себя в сознании Эго, Души, или Духовного человека, и познать себя отдельно от ума, эмоций, желаний, восприятий и формы, составляющих низшего человека.

4. Он научился воспринимать этого низшего человека (общую совокупность ментальных состояний, эмоций и физических атомов) простым инструментом общения с тремя низшими планами, послушным его воле.

5. Он обрел способность созерцания, или позицию реальной Индивидуальности по отношению к царству Душ, и может смотреть на мир Души, также как человек, который пользуется своими глазами, чтобы видеть на физическом плане.

6. Он может передавать то, что видит, в мозг через контролируемый ум и может тем самым передавать знание самого «Я» и его царства человеку на физическом плане.

252] Это и есть совершенно сосредоточенная медитация, и способность к такой медитации в данной Сутре называется Саньямой. Именно достижение такой степени медитации является целью применения системы Раджа Йоги. Благодаря ей Йогин учится различать объект и то, что этот объект вуалирует, или скрывает. Он учится проникать через все покровы и соприкасаться с Реальностью внутри. Он достигает практического знания двойственности.

Имеется еще более высокое, чем это, состояние сознания: осознование, которое охватывается термином «Единство», но ученик его пока еще не достиг. Однако и Саньяма – это очень высокая стадия, которая создает в физическом человеке поразительные следствия и знакомит его с различными видами феноменов.

 

5. Как результат Саньямы проявляется сияние Света.

Различные комментаторы и переводчики пользуются здесь несколькими терминами, и интересно будет рассмотреть некоторые из них, так как из разных интерпретаций составится полное понимание санскритских терминов.

Говоря кратко, идея выражает то, что природа Души есть Свет и Свет тот является великим освободителем. Упорной практикой медитации Йогин достигает точки, когда по своей воле он может обратить Свет, излучающийся из самой его Сути, в любом направлении и озарить им любой объект. Поэтому ничто от него не может быть скрыто, и все Знание находится в его распоряжении. Эта способность описывается как:

253] 1. Просветление восприятия. Свет Души изливается, и благодаря ему человек на физическом плане, в сознании своего мозга, становится способным воспринимать то, что прежде было темным и скрытым от него. Технически этот процесс описывается в следующих лаконичных терминах:

а) Медитация;

б) Поляризация в Душе, или эгоическом сознании;

в) Созерцание, или освещение Светом Души того, что требуется познать или исследовать;

г) Последующая передача знания, полученного в «потоке просветления», в мозг через Сутратму, нить Души, «серебряную цепочку», или магнетическую связь. Эта нить проходит через ум и просветляет его. Мысли, рождающиеся как автоматический отклик читты (или материи ума) на передаваемое по Сутратме знание, затем впечатляют мозг, и человек в своем физическом сознании познает то, что ведает Душа. Он становится просветленным.

По мере того как этот процесс происходит все чаще и более устойчиво, в физическом человеке происходят изменения. Он становится все более и более синхронизирован с Душой. Элемент Времени при передаче знания отступает на задний план, а просветление поля познания Светом Души и озарение физического мозга становятся одновременными событиями.

Свет в голове усиливается соответственно степени достижения, а Третий глаз раскрывается и начинает функционировать. Соответствующие «глаза» раскрываются на астральном и ментальном 254] планах, и тем самым Эго, или Душа, может озарять все три плана в трех мирах так же, как и мир Души.

2. Ясность сознания. Человек обретает ясное сознание и становится ясновидящим. Он сознает в себе растущее могущество, позволяющее ему объяснять и разрешать все проблемы, и это еще не все; он также начинает «внятно говорить», становясь, таким образом, одной из обучающих сил в мире. Всяким знанием, полученным сознательно путем самопросветления, необходимо делиться и в понятной форме передавать его другим. Это естественное следствие просветления.

3. Вспышка прозрения. Она дает новый и наиболее важный взгляд на предмет. Она определяет умение «вглядываться» в форму, приходя к субъективной Реальности, которая сделала объективную оболочку такой, какова она есть. Прозрение – это нечто большее, чем понимание, сочувствование или осмысление. Они всего лишь его следствия. Прозрение является способностью проникать сквозь все формы, прозревая то, что они скрывают, потому что их Реальность тождественна Реальности в самом прозревающем.

4. Просветление интеллекта. До тех пор, пока ум, или интеллект, не может схватывать и передавать то, что знает Душа, тайны остаются необъяснимыми для физического мозга, и знание, которым обладает Душа, вынуждено оставаться не более чем прекрасной и недостижимой мечтой. Но как только интеллект просветляется, он становится способным передавать мозгу и запечатлевать в нем то скрытое, что известно лишь Сынам Божьим на их собственном плане. Отсюда необходимость в Раджа Йоге, 255] науке объединения посредством контроля и развития ума.

6. Это просветление происходит постепенно; оно развивается стадия за стадией.

Здесь рассматривается эволюционная природа всякого роста и раскрытия, напоминая стремящемуся, что ничего не делается сразу, но приходит только в результате долгих и упорных усилий.

Есть одно правило, которое каждый стремящийся к мистериям должен помнить: рост, постепенный и относительно медленный, является методом каждого природного процесса, и раскрытие Души в конце концов является всего лишь одним из Великих природных процессов. Все, что стремящийся должен сделать, – это обеспечить правильные условия. Нормальный рост тогда сам позаботится о себе. Постоянная настойчивость, терпеливая стойкость, маленькие каждодневные достижения более ценны для стремящегося, чем яростные рывки вперед и полное энтузиазма усердие эмоциональной и темпераментной личности. Чрезмерное форсирование развития заключает в себе некоторые весьма определенные и характерные опасности. Их можно избежать, если учащийся поймет, что Путь долог и что разумное понимание каждой стадии Пути более ценно для него, чем результаты, достигнутые с помощью преждевременного пробуждения психической природы. Рекомендация расти, как цветок, содержит в себе Великую оккультную истину. Совет, дающийся в Библии, передает ту же мысль: «Не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Екк. 7:16).

 

7. Три последние средства Йоги имеют более сокровенный субъективный эффект, чем предыдущие средства.

256] Первые пять средств Йоги ставят своей главной целью подготовить будущего Йогина. С помощью соблюдения Заповедей и Правил, благодаря принятию правильного положения и достижению ритмического контроля над энергиями тела, а также научившись удалять сознание и фокусировать его в голове, стремящийся получает возможность извлекать всю пользу из способности сосредоточения, медитации и созерцания и может безопасно ее развивать.

Достигнув контакта с субъективным в себе и став осведомленным о том, что скрыто, он может приступить к работе с внутренними, духовными, сокровенными средствами.

Все восемь средств Йоги сами по себе только подготавливают человека к тому состоянию Духовного сознания, которое превосходит мысль, которое отделено от любых семян мысли, которое не имеет формы и которое, хотя и неадекватно, описывается в терминах: всеединство, реализация, отождествление, нирваническое сознание и т. д.

Бесполезно неофиту пытаться постичь это состояние, пока он не разовьет внутренний инструмент постижения; бессмысленно мирскому человеку просить и добиваться, чтобы оно ему было показано, пока он не изволил (как в освоении любой науки) выучить азбуку и овладеть техникой.

257] Джонстон в своем комментарии говорит:

«...Ранее описанные средства развития касались освобождения Духовного человека от психических оков и покровов, тогда как эта тройственная способность должна быть раскрыта Духовным человеком, освобожденным таким образом, стоящим на ногах и глядящим на жизнь открытыми глазами».

 

8. Однако даже эти три средства являются объективными по отношению к истинной медитации без семени (или Самадхи), которая не основывается на объекте. Она свободна от воздействия различающей природы читты (или вещества ума).

На всех предыдущих стадиях Мыслитель осознавал как себя, познающего, так и поле познания. На ранних стадиях он осознавал тройственность по причине осознавания им еще и инструмента познания, который впоследствии необходимо было оставить за пределами осознаваемого и забыть. Теперь наступает последняя стадия, цель всех йогических практик, когда познается Единство и даже двойственность видится как ограничение. Не остается ничего, кроме осознавания «Я», того всеведущего, всемогущего Познающего, кто един со Всем и чья истинная природа – Осведомленность и Энергия. Как было замечательно сказано:

«Есть два типа восприятия: восприятие живущих и восприятие Жизни; восприятие механизма Души и восприятие самой Души».

Далее толкователь Йоги решил описать результаты медитации, (некоторые из них относятся к высшему психизму, остальные – 258] к низшему); поэтому семь последующих Сутр имеют дело с природой рассматриваемых объектов и с контролем ума во время попыток Реального человека сфокусировать свой просветляющий луч на них.

Изучая результаты медитации в психической сфере, надо иметь в виду, что практика восьми средств Йоги производит заметные изменения в низшей природе, проявляющиеся как определенные раскрытия и имеющие место прозрения; они приводят стремящегося в более сознательный контакт с внутренними планами трех миров. Это безопасный и необходимый процесс при условии, что он происходит в результате пробуждения Человека на своем собственном плане и сосредотачивания внимания ока Души через посредство ума и Третьего глаза на этих планах. Наличие низших психических способностей может, однако, означать и то, что Душа (с точки зрения физического плана) спит и не способна использовать свой инструмент и что, следовательно, эти прозрения являются результатом активности солнечного сплетения, приводящей к сознаванию астрального плана. Такой тип психизма является возвращением кживотному состоянию, к детской стадии человеческой расы. Он нежелателен и опасен.

 

9. Последовательность появления ментальных состояний следующая: ум реагирует на то, что видится; затем следует момент сдерживания ума. Далее наступает момент, когда читта (вещество ума) реагирует на оба эти фактора. Наконец они вытесняются, и воспринимающее сознание безраздельно правит.

Если учащийся посмотрит какой-нибудь из переводов Сутр, то 259] обнаружит, что эта Сутра переводится по-разному, и большинство переводов весьма туманны. Проиллюстрируем это на примере перевода Татьи:

«Когда из двух потоков самовоспроизводящей мысли, проистекающих из Вьюттханы и Ниродхи (соответственно), первый подавляется, а второй проявляется и в момент проявления внутренний орган (Читта) связан с обеими потоками, такие модификации внутреннего органа являются модификациями в форме Ниродхи».

Другие переводы еще более туманны, за исключением перевода Джонстона. Он дает нам следующую интерпретацию, проливающую больше света на рассматриваемую мысль:

«Контроль развивается в восходящей последовательности. Сперва – преодоление мысле-отпечатков возбуждения. Затем идет проявление мысле-отпечатков контроля. За моментом контроля появляется воспринимающее сознание. Таково развитие контроля».

Возможно, проще всего будет понять эту мысль, если осознать, что человек, пытаясь медитировать, в своем физическом мозге сознает три фактора:

1. Он сознает объект своей медитации, который активизирует, впечатляет его ум и приводит в активность «видоизменения мыслящего принципа», иначе говоря, стимулирует стремление ума к созданию мыслеформ и заставляет читту, или материю ума, принимать формы, соответствующие рассматриваемому объекту.

260] 2. Затем он начинает сознавать необходимость укротить это стремление и для этого приводит в действие волю, успокаивая и беря под контроль материю ума, так чтобы она прекратила видоизменяться и принимать форму.

С помощью постоянных, настойчивых усилий последовательность в возникновении этих двух состояний сознания постепенно исчезает, и со временем они появляются одновременно. Распознавание объекта и немедленный контроль отозвавшейся читты происходят молниеносно. Это состояние технически называется «ниродха». Следует помнить что, как говорит Вивекананда:

«Если некое видоизменение побуждает ум выплеснуться через чувства и Йогин старается его контролировать, то этот контроль сам по себе будет являться видоизменением».

Воздействие воли на ум естественно ведет к тому, что ум принимает форму того, что его контролирует, и становится заключен в видоизменении, которое зависит главным образом от достигнутой стремящимся точки эволюции, направленности его повседневных мыслей и степени его эгоического контакта. Это не истинная и не высшая форма созерцания. Это всего лишь одна из ранних стадий, но она намного выше, чем сосредоточение и медитация с семенем в их обычном понимании, поскольку за ней неизбежно следует третья стадия, наиболее интересная.

3. Продолжая усердно медитировать он внезапно выскальзывает из низшего состояния сознания и осознает свое тождество с Воспринимающим, Мыслителем на его собственном плане, и поскольку ум контролируется, а рассматриваемый объект не вызывает 261] отклика, истинная Индивидуальность способна воспринять то, что до сих пор было скрыто.

Однако необходимо уяснить, что Воспринимающий на своем собственном плане всегда был осведомлен о том, что распознается теперь. Разница в том, что инструмент, ум, находится теперь под контролем, поэтому Мыслитель получает возможность передавать впечатление о воспринимаемом в мозг при помощи контролируемого ума. В результате человек на физическом плане также воспринимает, и впервые становятся возможны истинная медитация и созерцание. Вначале это произойдет лишь на мгновение. Вспышка интуитивного восприятия, момент прозрения и просветления – и все прошло. Видоизменения ума снова возобновляются, ввергая его в активность, видение теряется из поля зрения, озарение проходит, и дверь в мир Души как бы внезапно захлопывается. Но обретается уверенность; проблеск Реальности зарегистрирован в мозге как осознанная гарантия будущих достижений.

 

10. В результате развития этой способности ума достигается устойчивость Духовного восприятия.

С помощью постоянного повторения точка равновесия между активизацией и сдерживанием ума достигается все чаще, пока не приобретается способность стабилизации ума. Когда это достигается, происходят два события:

262] 1. Мгновенное сдерживание ума актом воли, что делает:

а) Неподвижным ум, освобождая его от мыслеформ;

б) Спокойным, отзывчивым мозг.

2. Схождение в физический мозг сознания Воспринимающего, или Души.

Этот процесс с течением времени становится более ясным, более информативным и все реже прерывается. В результате между Душой и человеком физического плана устанавливается ритмический отклик. Ум и мозг тогда полностью подчиняются Душе.

Следует помнить, что это состояние ума и мозга является позитивным, а не негативным состоянием.

 

11. В результате закрепления этой способности и обуздания склонности ума образовывать мыслеформы, обретается возможность Созерцать постоянно.

Ввиду ясности этой Сутры нам остается добавить немногое. По сути своей она суммирует содержание предыдущих Сутр.

Она передает идею о необходимости научиться постоянно находиться в состоянии медитации. Хотя периодическое выполнение этой работы в определенные, точно установленные часы имеет чрезвычайную ценность, особенно на ранних стадиях раскрытия Души, идеальным считается пребывание в состоянии осознавания постоянно, в течение всего дня. Умение привлекать актом воли ресурсы Эго, постоянное осознавание себя Сыном 263] Божьим, воплощенным на физическом плане, и умение, в случае необходимости, привлекать могущество и силу Души – вот что будет в конечном итоге достигнуто каждым стремящимся! Но вначале, однако, должна быть закреплена привычка постоянно осуществлять контроль, а также развит навык мгновенно обуздывать видоизменения мыслящего принципа, что обеспечит достижение этого желанного состояния бытия.

 

12. Когда сдерживающее ум усилие и обусловливающую воплощение Силу удается сбалансировать между собой, наступает состояние однонаправленности.

Употребляемый здесь санскритский термин трудно объяснить ясно. Представление о рассматриваемом состоянии ума до некоторой степени передают термины: однонаправленное, целеустремленное, фиксированное, синтезированное, совершенно сосредоточенное.

Стремящийся преднамеренно в это время не сознает все состояния ума, относящиеся к трем мирам. Его внимание сосредоточено на определенном объекте и главным образом на той Реальности, или субъективной Жизни, что скрыта формой объекта. Он также не сознает себя, Мыслителя, или Познающего, и только то, что созерцается, осознается в истинном смысле. Это негативный аспект этого состояния.

Однако будем помнить, что само это ментальное состояние очень активно, так как воспринимающее сознание осведомлено об изучаемом объекте самым исчерпывающим образом. Ему открываются как сумма качеств, аспектов объекта и его вибрация, так и Сущностная Центральная энергия, которая вызвала к проявлению 264] именно этот объект. Это открывается просветляющим Светом ума, устойчиво направленным на данный объект. Воспринимающее сознание понимает также свою тождественность с Реальностью, находящейся за этой формой. Это истинно оккультное осознование, но не столько осознавание самого объекта, сколько осознавание Единства, или тождественности, с Жизнью, которую он скрывает.

Само по себе это состояние двойственно, но не в общепринятом смысле. Однако существует и еще более высокое состояние сознания, когда осознается Единство Жизни во всех формах, а не только единство с Жизнью в одном отдельном объекте.

13. С помощью этого состояния познаются аспекты каждого объекта; познаются и осознаются его особенности (или форма), его символическая природа и его специфическое использование в условиях времени (стадия развития).

Каждая форма божественного проявления имеет три аспекта и потому воистину создана по образу Божьему, со всем божественным потенциалом. В человеческом царстве это узнается, но это одинаково справедливо по отношению ко всем формам. Истинно сосредоточенный Йогин улавливает эту тройственную природу, он видит все три аспекта как они есть, в то же время понимая, что они составляют единое целое. В своем комментарии Джонстон описывает рассматриваемые идеи так:

«...мы получаем двойственное видение объекта, видя одновременно все его индивидуальные особенности и его сущностный 265] характер, род и вид; мы видим его, каким он является сам по себе, и в соотношении с Вечным».

Эти три аспекта любопытным образом охватывают три аспекта уравнения времени, или отношения объекта со своим окружением.

1. Особенности формы. Эта фраза подразумевает вещественные, внешние аспекты рассматриваемой формы. Имеется в виду материальная сторона проявляющейся идеи; то, с чем можно контактировать с помощью чувств, вначале рассматривается, а затем оставляется без внимания. Форма является результатом прошлого, и обусловленные точкой эволюции ограничения распознаются. Каждая форма несет в себе свидетельство предыдущих циклов, что можно видеть в:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...