Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс трансформации ВУЗов




 

Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное же образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции науки, непосредственно учебного процесса и производства, позволяющей сохранять ориентацию на практическое применение получаемых знаний.

Некоего шаблона инновационной модели университета, по которому будет строиться образовательный процесс - нет. Каждый ВУЗ ищет свою оптимальную модель инновационного развития. Трансформация ВУЗов подразумевает формирование на базе ВУЗов технопарков, интеграцию с предприятиями бизнес-структуры, инновационную технологию обучения.

Инновационная деятельность Высших учебных заведений базируется на взаимодействии науки и образования. Экономическая основа такой интеграции представляет объединение ресурсов и механизмов научного и образовательного комплексов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Структурная основа предполагает организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и образования. Инновационная основа обеспечивает интеграцию инновационных потенциалов сферы науки и образования с целью активизации инновационной деятельности в экономике.

Таким образом, наука и образование становятся главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития государства в двадцать первом веке, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс - инновационные знания, достижения и технологии будущего.

С переходом к рыночной экономике перед ВУЗами появилась проблема коммерческого использования своих разработок и результатов исследований, когда средства на поддержку и развитие уже выделены. И результат в виде разработок уже имеется. Здесь встаёт вопрос: что дальше?

После того как учёная мысль преобразуется в опытный образец, её путь заканчивается. Начинаются поиски предпринимателей в поисках финансирования. В большинстве случаев работа идёт по принципу «изобретение ради изобретения». Реже учёные работают на «заказ», и покупатель разработки известен заранее. Так, например, для того, чтобы не ждать, когда последует заказ на разработку какой-либо технологии, петербургские ученые создали ООО «Центр ноу-хау», который торгует «изобретениями на заказ». За 4 года существования в этом центре выполнено 25 проектов в разных отраслях - от топливно-энергетического комплекса до кондитерского производства. Готовый продукт передавался клиенту со всеми правами. Один из таких заказов состоял в следующем: владельцы цементного завода обратились к ученым с задачей построения терминала для отгрузки цемента с железнодорожного состава на судно. Стоимость строительства стандартного терминала на перевалку 1 млн. т. цемента в год - около $20 млн., ученым нужно было уложиться в сумму $3 млн. Они решили, не строить терминал, а предложили использовать водонепроницаемые контейнеры, в которые изначально загружают цемент. На берегу контейнеры накапливают на площадке до прихода судна. При погрузке их перемещают на судно с помощью крана. При опускании в трюм дно контейнера открывается, и цемент высыпается, а пустой контейнер возвращается на цементный завод.

В Пентагоне, к примеру, ученые создали радиоуправляемых жуков по заказу DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency) - агентство передовых оборонных исследовательских проектов, работающее в структуре министерства обороны США. Цель финансируемого Пентагоном проекта - создание шпионской видеокамеры на базе летающих насекомых, которые управляются дистанционно. Ученые Хиротака Сато и Мишель Махарбиз заставили жуков взлетать, снижаться, поворачивать и приземляться по команде с пульта управления. Для этого в их мускулатуру и нервную систему были имплантированы электроды, а на передней спинке укреплены радиотрансивер, контроллер и микроскопическая батарея.

При инновационном подходе новые знания либо овеществляются и становятся новой продукцией, либо становятся объектами интеллектуальной собственности, услугами, новыми технологиями. Тем самым результаты научной деятельности, масштабным источником которой является Высшая школа, становятся объектом купли-продажи, то есть превращаются в товар. Для реализации данного товара, необходимо тесное взаимодействие с предприятиями бизнес-структуры. Чтобы это взаимодействие было наиболее эффективным, необходимо сформировать технопарк, первый из которых появился в 50-х годах 20 века в Калифорнии, при Стэнфордском университете. Здесь же сформировались всемирно известные теперь компании - например, Hewlett-Packard, основанная еще в 1939 году двумя выпускниками Стэнфордского университета, а также технологический регион, получивший позже название «Кремниевая долина».

В Европе первые технопарки возникли в начале 70-х годов в Великобритании. Первыми были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт, Эдинбург; Научный парк Тринити-колледжа, Кембридж; Левен-ла-Нев, Бельгия; София-Антиполис в Ницце, и ЗИРСТ в Гренобле, Франция. Эти парки повторяли раннюю модель научного парка США. Здесь их называют «научными парками». Как и в США, создавались такие парки при крупных университетах, которые ими полностью распоряжались.

В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Большая их часть была организована в Высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они, как правило, создавались в качестве структурного подразделения ВУЗа и не были реально действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия.

Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - это «Томский научно-технологический парк». Он создан на основе опыта одного из иннорегионов Франции. Затем в течение года появились: технопарк (научно-технологический парк) МГУ и технопарк города Зеленоград. Затем их образование резко ускорилось: 1991 г. - 8, 1992 г. - 24, 1993 г. - 43, 2010 г. - 84.

Создание технопарков необходимо для более эффективной интеграции ВУЗов и предприятий, т.к. в ВУЗах при осуществлении научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов возникает немало интересных идей. Экспортировать их за рубеж нецелесообразно. Более выгодным представляется доработать инновационные проекты и запустить их в производство.

Технопарк - это плацдарм для развития малых инновационных предприятий. Кроме того, реализация этой задачи способствует формированию системы подготовки высших научных и управленческих кадров для промышленных отраслей. Создание технопарка предлагается на базе ВУЗов как объединения организаций, заинтересованных в инновационном развитии региона, а также технических и технологических ВУЗов, заинтересованных в реализации собственных инноваций. Технопарк как самостоятельная финансовая структура будет ориентирован на решение следующих важных задач: получение инноваций, организация технологического трансфера и коммерциализация результатов исследования. Главная цель создания такой структуры заключается в сохранении научного потенциала региона, обеспечения комплексного развития наукоемких отраслей и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.

Создание технопарка обуславливает возникновение ряда преимуществ, которые имеют большое значение для экономики региона: разумное вложение средств, предусмотренных областной властью на развитие предпринимательства; появление новых рабочих мест, объединение в одной инфраструктуре нескольких технологий бизнеса, и наконец, упорядочивание транспортных потоков. Каждый технопарк формирует свою организационную структуру, которая определяется исходя из основных направлений и специфики его деятельности. Обязательными структурными составляющими технопарка являются:

инкубатор малого бизнеса, размещаемый в многоофисном здании, в котором на льготных условиях располагаются начинающие инновационные фирмы на срок, не превышающий три года;

малые и средние предприятия, вышедшие из инкубатора, но пожелавшие остаться на территории технопарка; предприятия и фирмы, которые пришли в технопарк из высших учебных заведений, научных центров, промышленных предприятий; дочерние фирмы, филиалы, отделения крупных предприятий и корпораций;

сервисные предприятия и фирмы, предоставляющие компаниям технопарка информационные, юридические, патентные, лицензионные, инжиниринговые, маркетинговые, бухгалтерские, финансовые, рекламно-издательские и другие услуги, не противоречащие целям и задачам деятельности технопарка.

Основной структурной единицей технопарка является центр. Обычно в структуре технопарка представлены:

инновационно-технологический центр,

учебный центр,

консультационный центр,

информационный центр,

маркетинговый центр,

промышленная зона.

Важным следствием создания технопарка является симбиоз нескольких технологий в звенья одной экономической цепочки: научная разработка, реализация опытных образцов, кооперация малого, среднего и крупного бизнеса, маркетинговые исследования, экспозиционно-выставочные возможности и потенциальная реализация.

Подобная концентрация различных технологий в одном месте упрощает транспортные и межбизнесные коммуникации. Будет задействован человеческий ресурс, научно-исследовательский потенциал, так что косвенный эффект может оказаться выше, чем даже прямой экономический.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...