Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация бухгалтерского учета продаж продукции




 

Порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций по продаже продукции зависит от норм гражданского, бухгалтерского и налогового законодательства. Предписания гражданского законодательства в значительной степени влияют как на бухгалтерскую, так и налоговую их трактовку.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации налоговому понятию "реализация товаров" и бухгалтерскому "продажа товаров" соответствуют сделки, предполагающие факт перехода права собственности или иное имущество от одной стороны договора к другой. Наиболее характерными примерами таких хозяйственных операций выступает купля-продажа и мена.

Условием данных гражданско-правовых договоров является установление момента перехода права собственности на предмет сделки. В соответствии с ГК РФ "передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей".

Специальной нормой ГК РФ относительно операций мены устанавливается, что "право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами". Вместе с тем данные описания действуют по отношению к условиям конкретной сделки только в случае, когда иное условие о моменте перехода права собственности на товар не определено в договоре. Это относится как к договорам купли-продажи, так и к договорам мены.

Специального определения понятия "продажи" бухгалтерское законодательство не содержит. Его косвенно можно вывести из пояснений Инструкций к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, где сказано, что продажу нужно трактовать как момент отчуждения продукта основной деятельности с передачей прав собственности на него.

Комплекс операций, определяемый в бухгалтерском учете как продажи, в налоговом законодательстве обозначается термином "реализация".

Отгрузкой и отпуском продукции занимается отдел сбыта организации. Работники этой службы заключают договоры с покупателями, оформляют документы на отгружаемую продукцию, ведут оперативный учет движения продукции на складе, контролируют выполнение договорных обязательств, полноту и своевременность поступления средств от покупателей [7].

Отгрузка продукции осуществляется в соответствии с договором купли - продажи (поставки), заключаемым между продавцом и покупателем. По договору поставки продавец обязуется передать продукцию в собственность покупателю, а покупатель - принять и оплатить ее. В договоре указываются наименование, количество, ассортимент, качество, комплектность поставляемой продукции, цена, порядок расчетов, почтовые и платежные реквизиты поставщика и покупателя, отгрузочные документы, последствия нарушения условий договора, а также за счет какой из сторон сделки будет произведена оплата расходов по доставке продукции в адрес покупателя и т.д. Согласно условиям договора оплата продукции может производиться предварительно в виде аванса до отгрузки или после ее передачи покупателю. При предварительной оплате в договоре указывается размер предварительной оплаты (её размер составляет всю стоимость продукции (работ, услуг) и перечисляется накануне отгрузки продукции, выполнения работ, предоставления услуг), перечисляемого аванса (может перечисляться в любой сумме, в том числе в размере стопроцентной оплаты, и в любые установленные договором сроки) [5].

В исследуемой компании установлен следующий порядок учета отпуска продукции.

Накладные формы М-15 выписываются в отделе сбыта предприятия в четырех экземплярах, и все они передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.

Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта. Один экземпляр передается кладовщику, второй служит основанием для выписки счет-фактуры, третий и четвертый - передаются получателю продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.

Поскольку вывоз продукции осуществляется через пропускной пункт, один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает накладные по описи в бухгалтерию, где на их основе делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) продукции.

На продукцию, отправляемую специализированными транспортными организациями, выписывается товарно-транспортная накладная. У поставщика она заменяет приказ - накладную, а у покупателя - приходный ордер.

Все первичные документы на отгруженную продукцию передаются в бухгалтерию для выписки расчетных документов (платежных требований, счетов).

На основании накладных на отпуск продукции организация выписывает счета-фактуры в двух экземплярах, первый из которых не позднее пяти дней со дня отгрузки продукции передается покупателю, а второй остается в организации.

Счет-фактура регистрируется в книге продаж. После чего счет-фактура подшивается в журнал учета выданных счетов-фактур и хранится в течение полных пяти лет с даты его выдачи.

В зависимости от условий договора с покупателями могут производиться как безналичные расчеты через обслуживающие банки, так и наличные, когда деньги вносятся в кассу организации.

При наличных расчетах, когда деньги вносятся в кассу, выписывается приходный кассовый ордер и квитанция к нему. В кассовом ордере и квитанции указываются наименование получателя и плательщика, основание, по которому получены средства, и сумма.

При безналичных расчетах между предприятиями используются следующие документы: платежные требования, платежные поручения.

В связи производством и продажей продукции с малым сроком реализации исследуемая компания в договорах поставки такой продукции предусматривает возможность покупателя вернуть нереализованный товар с истекающим сроком годности.

Возврат продукции может осуществляться в виде:

) обратной покупки по закупочной стоимости товара с истекающим сроком годности;

) предоставления компенсационной скидки, соответствующей закупочной стоимости товара, поставленного по договору поставки, который не был реализован покупателем по причине истечения срока годности.

В случае обратной покупки организация по договоренности с покупателем принимает товар с истекшим сроком годности обратно, такая операция классифицируется как реализация товара. То есть организация (первоначальный продавец) становится покупателем, а первоначальный покупатель - продавцом.

Возвращенная продукция принимается бывшим поставщиком к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение. Сумма НДС, предъявленного бывшим покупателем, может быть принята к вычету.

При списании поставщиком возвращенной ему продукции с истекшим сроком годности ее стоимость подлежит списанию в прочие расходы в соответствии с принятым способом оценки, установленным п.16 ПБУ 5/01.

Однако право на принятие поставщиком предъявленной бывшим покупателем суммы НДС к вычету, а также уменьшение им налоговой базы по налогу на прибыль на затраты по выкупу продукции сохраняются при документальном подтверждении того, что:

поставщик вправе в соответствии с подп.49 п.1 ст.264 НК РФ учесть в расходах, связанных с производством и реализацией, стоимость товаров с истекшим сроком годности;

условие об обязанности поставщика выкупить у покупателя продукцию с истекшим или истекающим сроком годности предусмотрено договором (дополнительным соглашением) и является обязательным для поставщика;

обязанность выкупа продукции с истекшим или истекающим сроком годности направлена на сохранение дальнейших партнерских отношений с покупателями, с сохранением и расширением рынка сбыта продукции, а, а следовательно, расходы, связанные с реализацией данной обязанности, непосредственно связаны с деятельностью, приносящей доход (реализация продукции);

поставщик получает экономический эффект от выкупа продукции. Он связан с охранением количества покупателей (рынка сбыта). Данный эффект может быть просчитан поставщиком (в объемах закупки) в абсолютных величинах (в рублях);

процент расходов на выкуп продукции с истекшим сроком годности от общей выручки реализации продукции с маленьким сроком хранения незначителен (не более 1%);

право на учет в расходах, связанных с производством и реализацией, стоимости товаров с истекшим сроком годности возникает у налогоплательщика, у которого такой товар имеется в наличии: у поставщика (в случае выкупа продукции, расторжения договора или при продаже через посредника) или у покупателя (в случае, если выкуп не производится). Цель использования рассматриваемого варианта помимо сохранения и расширения рынка сбыта - простота в оформлении первичной документации.

Для обобщения информации о наличии и движении продукции, расходах, связанных с продажей продукции, о расчетах с покупателями и заказчиками, информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения конечного финансового результата по ним Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие счета:

"Продукция" - счет активный, по дебету которого отражается поступление продукции из производства по данным ведомости выпуска продукции, составленной на основе первичных документов по учетной стоимости. По кредиту счета 43 отражается фактическая себестоимость продукции, а также отклонение фактической себестоимости продукции от ее учетной стоимости.

"Товары отгруженный" - счет активный - используется в случае, если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. При этом такая продукция отражается в бухгалтерском учете у покупателя на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", а у поставщика - на балансовом счете как товары отгруженные счет 45 "Товары отгруженные. На нем отражаются готовые изделия, переданные транспортным, почтовым организациям или отправленные собственным транспортом в адрес покупателя. По дебету счета отражается стоимость отправленной покупателям продукции, а по кредиту происходит ее списание после получения средств.

"Расходы на продажу" - счет активный - используется для учета расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

По дебету счета 44 отражаются фактические расходы на продажу организации за отчетный период.

По кредиту - списание фактических расходов на продажу за отчетный период.

Начальное (конечное) сальдо отражает сумму расходов на продажу, относящуюся к остатку продукции на начало (конец) периода.

Коммерческие расходы исследуемой компании включают:

затраты, связанные со сбытом продукции;

затраты, связанные с упаковкой продукции;

затраты, связанные с погрузкой продукции

оплата услуг транспортных и посреднических организаций по доставке продукции в торговые сети, а также покупателям;

расходы по доставке продукции собственным транспортом;

расходы на рекламу, включая расходы на участие в выставках, ярмарках и др.

А также расходы, связанные с функционированием торговых подразделений компании - издержки обращения:

содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

содержание инвентаря, хозяйственные и канцелярские расходы;

заработная плата продавцов в торговых подразделениях компании; оплата единого социального налога.

Регистр синтетического учета - журнал-ордер №11.

Регистр аналитического учета - ведомость № 15, в которой аналитические счета открываются по видам и статьям расходов.

Порядок списания расходов зависит от принятого в учетной политике организации варианта: полностью или частично.

Если организация определяет расходы на продажу постоянными и в бухгалтерском учете признает выручку от продажи продукции, то расходы на продажу полностью списываются со счета 44 на счет 90. Если организация производит частичное списание расходов на продажу, то распределению подлежат расходы на упаковку и транспортировку продукции. Эти расходы прямо включаются в себестоимость соответствующих видов продукции. При невозможности такого отнесения они могут распределяться между отдельными видами проданной продукции пропорционально весу, объему, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям. Все остальные коммерческие расходы (за исключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции.

"Расчеты с покупателями и заказчиками", по дебету которого отражается дебиторская задолженность покупателей (заказчиков) по цене продажи продукции. По кредиту - сумма погашенной дебиторской задолженности, а также суммы полученных авансов и предварительной оплаты.

"Продажи" - операционный активно - пассивный оценочно - результатный счет. По дебету указанного счета показывается фактическая себестоимость проданной продукции (включает в себя производственную себестоимость и расходы по продаже), а по кредиту - выручка от продажи или поступивший от покупателей платеж. При этом если текущий учет движения продукции, работ, услуг ведется по учетным ценам (плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена), то по дебету счета 90 "Продажи" отражается их стоимость по учетным ценам и разница между фактической себестоимостью и учетной стоимостью.

На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

продукции и полуфабрикатам собственного производства;

работам и услугам промышленного характера;

работам и услугам непромышленного характера;

покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

строительным, монтажным, проектно-исследовательским и тому подобным работам;

товарам;

услугам по перевозке грузов и пассажиров;

транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

услугам связи;

предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п. [8]

Таким образом, на организацию бухгалтерского учета процесса продаж влияет следующее:

момент реализации для целей налогообложения;

схема расчетов за продукцию, работы, услуги;

момент перехода права собственности в договоре.

Их сочетание определяет порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета процесса продаж.


Глава 2. Анализ продаж услуг компании ООО"Колбаса Торг"

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...