Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Художественная культура Европы периода готики.




Европа в ХIII-ХIV вв. Крестовые походы. Расцвет сред­невековых городов. Их борьба с феодалами. Городские коммуны. Возникновение городских школ и скрипториав. Университеты. Борь­ба церкви против ересей и вольнодумства. «Нищенствующие» мона­шеские ордена - доминиканский и францисканский. Учреждение инквизиции. Схоластика и учения, оппозиционные ортодоксальные церкви.

Развитие светской литературы на национальных языках. Куртуаз­ная повесть и роман. Лирическая поэзия. Сборники дидактических притч. Аллегорическая поэзия - «Роман о Розе». Городская литера­тура - фаблио, зачатки светской драмы, фарсы, сатирическая лите­ратура.

Искусство готики. Происхождение термина и его условность. Го­тика как искусство, отвечающее потребностям средневекового горо­да. Ведущая роль архитектуры и ее влияние на развитие форм изоб­разительного искусства. Районы формирования и наибольшего pacпространения готического искусства.

Подъем городского строительства в эпоху готики. Городской со­бор ХIII – ХIV вв. Его культовое и общественное назначение, его роль в жизни города и в формировании его облика. Грандиозные размеры готических соборов. Развитие строительной техники. Готи­ческая система конструкций. Нервюрный свод. Сосредоточение наг­рузки свопов на опорных столбах и контрфорсах я предельное облег­чение стены. Огромные окна, застекленные цветными витражами. Причудливая игра окрашенных световых лучей в интерьере храма и учение Псевдо - Дионисия Ареопагита о божественном свете. Вопло­щение в облике и интерьере собора идеи «Небесного Иерусалима». Наружная декорировка собора, ее тесная связь с конструкцией. Вто­ростепенная роль монастырского зодчества в готический период,

Типы планировки городов. Здание ратуши и городская дозорная башня. Дома купеческих гильдий. Здания городского суда, крытого рынка, биржи, таможни, складов, больниц. Жилые дома горожан. Феодальный замок в ХIII-ХIV вв.

Изобразительное искусство готики. Изобилие скульптуры на фа­садах готических соборов, в особенности, во Франции и в Англии, Появление круглой пластики. Подчинение скульптуры архитектурным формам. Иконографическая программа скульптуры готического хра­ма, отражение представлений о мироздании и судьбах человечества. Значение символики и аллегории. Включение в программу наряду с религиозными многочисленных светских изображений. Возрастающий интерес к реальности - изображение современных костюмов, оружия, индивидуализация лиц. Сохранение условности в постановке фигуры и трактовке одежд. Вытеснение стенной живописи витражем. Проб­лема синтеза архитектуры, скульптуры и витража в готическом со­боре.

Готическая книга. Ведущая роль городских скрипториев по срав­нению с монастырскими. Уменьшение размеров книги, изящество декорировки. Возрастающий спрос на книгу со стороны мирян. Иллюст­рированные псалтири, часословы; светская книга - романы, хроники, басни, притчи, трактаты об охоте и т.п. Расширение тематики иллю­страций и быстрое развитие реалистических элементов в миниатюре.

Искусство Франции.

Франция в ХIII-ХIV вв. Объединение страны и укрепление коро­левской власти. Борьба французских королей с папством и «Авиньон­ское пленение пап» (1309-1377). Участие в крестовых походах. На­чало Столетней войны в 1337 году. Победы англичан в битвах при Креси (1346 г.) и при Пуатье (1356 г.) и оттеснение их во време­на Карла V (1346-1380).

Архитектура. Городской собор. Сложение основных конструк­тивных приемов и рождение форм готической архитектуры. Иль-Де-Франс в первой половине ХII в. Строительство аббатства Сен-Дени. Восточный хор церкви как прообраз готической конструкции. Рас­сказ аббата Сугерия о строительстве и украшении Сен-Дени. Ранний собор в Шартре, собор в Сансе, их связь с мастерской Сен-Дени, Бурное строительство городских соборов во Франции в конце ХII - 1-й половине ХIII вв. Ранняя готика - соборы в Лане и Па­риже. Шестичастные своды в центральном нефе, наличие эмпор, мас­сивные круглые опоры. Фасад собора Парижской Богоматери, его композиция, архитектоническое и символическое значение розы, вер­тикальные и горизонтальные членения. Строгая локализация скульп­туры и значение гладкой поверхности стены. Зрелая готика во Фран­ции. Собор в Шартре. Система свопов, организация внутреннего про­странства, вертикальные членения стен центрального нефа, огромные окна с витражами. Исчезновение эмпор и замена их трифориями. Со­боры в Реймсе и Амьене. Сент-Шапелль в Париже, Окончание строи­тельства больших городских соборов во второй половине ХIII в. Развитие декоративных форм поздней (пламенеющей) готики. Запоз­далое развитие готики в архитектуре Нормандии. Собор в Кутансе. Руанский собор и преобладание в нем форм пламенеющей готики. Слабое развитие готического стиля в южной Франции. Собор в Альби.

Замки и крепости готического периода. Строительство укрепле­ний в Нормандии при Филиппе-Августе, Дополнительные башни в Жизоре, Фалезе, Шиноне, Замок в Руане, Дурден. Упрощение плана зам­ка и появление рядом с донжоном жилого здания. Использование ан­тичной теории фортификации, Куси - замок могущественного феода­ла, построенный в период ослабления королевской власти (регенства Бланки Кастильской в гоцы малолетства Людовика IX), Феодаль­ный замок того же времени - Булонь-сюр-мер. Замок Бланки Ка­стильской в Анжере. Папский дворец в Авиньоне и его укрепления. Сент-Андре в Вилльнев-лез-Авиньон крепость, построенная Филиппом Красивым напротив папского дворца. Интенсивное строительство замков в период Столетней войны. Королевские замки - Лувр, Бастилия, Венсан. Замки Людовика Орлеанского - Пьерфон, Ла-Ферте-Милон. Замки герцога Беррийского - Сомюр, замок и дворец в Пуатье. Изоб­ражения позднеготичесхих французских замков в «Богатейшем Часослове» герцога Баррийского (Шантильи, Музей Кондэ).

Французский город ХIII-ХIV вв. Планировка города и городские укрепления. Готические укрепления Керкассона (наружный пояс стен), Эг-Морт - город-крепость, возведенный при Людовике XI у среди­земноморского побережья близ устья Роны. Укрепленные мосты - мост Валентен в Кагоре. Ратуши, их основной тип. Ратуши в Сент-Антонэн, Компьене, Аррасе. Дворец Юстиции в Руане. Городские жи­лые дома. Тип укрепленного особняка - дом Жака Кера в Бурже.

Скульптура, Рождение статуарной пластики во Франции в пер­вой половине ХII в. Портал аббатства Сен-Дени. «Королевский портал» собора в Шартре. Разработка системы скульптурной декорировки готического собора в первой половине ХIII в. Этапы разви­тия готической скульптуры в ХIII-ХIV вв. Простота силуэта, пла­вность линий, сдержанность движений и мимики в статуях и в фигу­рах рельефов первой трети ХIII в. Акцентировка опоры на одну ногу, изгиб фигуры, изрезанность поверхности, живописная игра све­тотени, манерность движений и оживленность лица - черты пластики второй половины столетия. Измельченность форм, детализация костю­ма, индивидуальная характеристика лиц в скульптуре ХIV в.

Скульптура собора Парижской Богоматери. Рельеф «Успение и коронование Марии» на северном портале западного фасада собора. Композиционная схема готического тимпана. Поздняя скульптура со­бора. «История св. Стефана» (южный портал трансепта). Тимпан пор­тала северного фасада трансепта - «Рождество», «Принесение во храм» и «Избиение младенцев» (в нижнем ярусе), история монаха Теофила (во втором ярусе). Статуя Богоматери на северном фасаде трансепта - единственная подлинная статуя собора. Фрагменты ста­туарной скульптуры собора Парижской Богоматери, найденные в апре­ле 1977 г. Скульптура фасадов трансепта собора в Шартре. Вет­хозаветные пророки и цари, группа «Посещение Марией Елизаветы» (северный фасад), «Рыцарь» (св. Теодор?), «Св. Мартин, Иероним и Григорий», «Благословляющий Христос» (южный фасад). Статуи и рельефы собора в Амьене. «Св. Фирмен» (левый портал западного фасада). Попарная группировка статуй в сцене «священной беседы». «Благовещенье», «Посещение», «Принесение во храм» (правый пор­тал). «Благословляющий Христос», живописная игра светотени и из­резанность силуэта. Стремление к воплощению возвышенного идеа­ла. Рельефы цоколей - календарные изображения, ветхозаветные сцены. Поздняя скульптура собора - «Золоченая Богоматерь» (юж­ный фасад трансепта). Изогнутость; фигуры, манерность жеста; улыб­ка. Собор в Реймсе. Группа «Посещения» на центральном портале западного фасада собора и вопрос об использовании античных тради­ций мастерами французской готики. «Архангел Гавриил» из группы «Благовещенья» - образец работы другой мастерской. Статуи «Церк­ви» и «Синагоги», галерея королей. Рельефы конца ХIII века на вну­тренней стороне стены западного фасада. Измельченность форм, де­тализация, утрата монументальности. Скульптура собора в Бурже. Развернутое изображение «Страшного суда» в центральном тимпане западного фасада. Статуи апостолов в Сент-Шапелль в Париже. По­явление светской монументальной скульптуры. Сидящие фигуры на фасаде дома музыкантов в Реймсе. Скульптура ХIV века. Развитие интереса к портрету. Статуи Карла V и Жанны Бурбонской (Париж, Лувр). Статуя Жанны Булонской в парадном зале дворца герцога Беррийского в Пуатье.

Витраж. Расцвет готического витража в ХIII в. Значение вит­ража в готическом храме. Композиция сцен в медальонах. Витражи в розах. Собор в Шартре: «История Карла Великого», «История Бо­гоматери», изображения ремесленников. Витражи Буржа, Анжера, Ле-Мана, Оксерра, Тура, Труа. Сент-Шапелль, прекрасная сохран­ность витражей. Дублирование стекол и изменение колорита окон. Распространение техники наружной окраски стекол, использование светлых тонов, витражи в манере гризайль, характерные для ХIV в. Витражи в Эвре, Страсбурге, Каркассоне. Изменение ком­позиции - крупные фигуры под архитектурными балдахинами.

Миниатюра. Париж - центр европейской книжной продукции в ХIII и ХIV вв. Расширение спроса на книгу со стороны светских заказчиков. Миниатюра первой половины ХIII в. - влияние витра­жа на композицию иллюстраций и их колорит, «Псалтирь королевы Ингеборг» (Шантийи, Музей Кондэ), «Псалтирь Бланки Кастильской» (Париж, Библиотека Арсенала), «морализованные Библии». Измене­ние характера композиции иллюстраций в середине ХIII века, исчез­новение медальонов, появление архитектурных пинаклей и роз, обрам­ляющих сцену. Светский характер изображений, точное воспроизведе­ние современных костюмов, причесок, оружия. «Псалтирь Людовика Святого» (Париж, Национальная Библиотека). Широкое использова­ние накладного золота в миниатюре ХШ в. Миниатюра на рубеже ХIII - ХIV вв. Рукопись дидактического трактата «Сомм ле Руа» («Королевский сборник», составлен для Филиппа III Смелого в 1279 году, Лондон, Британский Музей), ее близость к английской миниа­тюре. Работы мастера Онорэ для Филиппа IV Красивого, «Бревиарий Филиппа Красивого» (Париж, Национальная Библиотека). Миниатюра первой половины ХIV века. Декорировка полей побегами с листвой, распространение изображений так называемых «дролери» - забавных фигурок, обезьян, карликов, птиц, улиток и т.п. на полях рукописей. Жан Пюселль, глава большой мастерской. «Белльвилльский Бревиа­рий» (Париж, Национальная Библиотека), живость и изящество ми­ниатюр. Влияние школы Жана Пюселля. Иллюстрации «Больших фран­цузских хроник» (Париж, Национальная Библиотека) и распространение рукописей светского содержания. Миниатюра конца ХIV - начала ХV вв. Светские князья - библиофилы. Библиотеки Карла V, Фи­липпа Бургундского и герцога Жана де Берри. Соприкосновение фран­цузской миниатюры этого времени с искусством, итальянского Про­торенессанса. Работы Жакмара де Эсден - «Большой Часослов» (Париж, Национальная Библиотека), «Прекраснейший Часослов герцога Беррийского» (Париж, Национальная Библиотека). Андрэ Боневэ, архитектор, живописец и скульптор. Его работа для герцога Веррийского - «Псалтирь герцога Беррийского» (Париж, Национальная Би­блиотека). Парижская школа на рубеже ХIV-ХV вв, «Часослов маршала Бусико» (Париж, Музей Жакмар-Андре), пространственное построение его миниатюр. Попытки отождествить его автора с живо­писцем и архитектором Жаном Коэном. «Книга чудес» (Париж, На­циональная Библиотека) с миниатюрами работы того же художника и так называемого «Бэдфордского мастера», иллюстрировавшего так­же «бэдфордский часослов» (Лондон, Британский Музей) и «Книгу об охоте» Гастона де Фуа (Париж, Национальная Библиотека}. «Часослов герцога Беррийского» (Шантийи, Музей Кондэ) с миниатюрами работы братьев Лимбург. Изображения современной архитектуры (замки Франции), пейзажи и портреты в календарных миниатюрах этой книги. «Часослов Рогана» (Париж, Национальная Библиотека) и его иллюстратор.

Ткани. Серия ковров с изображением «Апокалипсиса», выполнен­ных Никола Батайлем из Парижа для герцога Людовика Анжуйского (Анжер, замок).

Искусство Англии.

Англия в ХIII - ХIV вв. Владения Плантагенетов на конти­ненте и территориальные споры с Францией, Столетняя война (1337-1453). Ранне-реформационное н антифеодальное движение в Англии в ХIV века. Джон Уиклиф (1321-1384), лолларды, восстание крестьян.

Тесные культурные связи Англии и Франции в ХIII в. Раннее проникновение в Англию готических форм. Стойкость готики и ее длительная эволюция в английской архитектуре.

Архитектура. Прочные традиции монастырской церкви в Анг­лии и слияние собора с монастырским храмом. Своеобразна англий­ского готического храма - удлиненность плана, часто встречающее­ся прямоугольное завершение хора, небольшая высота сводов и огра­ниченное применение аркбутанов, акцентировка средокрестья высо­кой башней, пристрастие к сложным плетениям нервюр, приобретающим в поздний период чисто декоративный характер. Основные эта­пы развития английской готики. Длительность строительства боль­ших английских соборов и их стилистическая неоднородность,

Кентерберийский собор, его ранняя и поздние части. Собор в Солсбери как характерный памятник ранней английской готики. Со­бор в Линкольне, Разнообразие композиции фасада в английских со­борах. Собор в Уэльсе. Вестминстерское аббатство в Лондоне, этапы его строительства. Соборы в Личфилде, Эксетере, Или, развитие форм так называемого «украшенного стиля». Поздняя готика в Анг­лии, так называемый «перпендикулярный стиль». Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, капелла Кэмбриджского колледжа, монастырский дворик в Глостере.

Гражданская архитектура Англии. Запрещение строительства фео­дальных замков и крепостей. Государственные оборонительные соору­жения. Совершенствование системы обороны и развитие дворцового комплекса в королевских замках. Замки Виндзор, Пемброк, Карнар­вон. Жилое строительстве в городах. Амбар и кухня в Гластонбери - пример хозяйственных городских построек. Общественные сооружения - госпиталь св. Марии в Чичестере, колледжи в Оксфорде в Кем­бридже.

Скульптура. Широкое распространение скульптурной декорировки на фасадах готических храмов Англии, Скульптурные украшения консолей, замковых камней, капителей. Декоративный характер ску­льптуры, отсутствие единой иконографической программы, преоблада­ние отдельных фигур над изображением сюжетных сцен. Скульптура соборов в Солсбери, Эксетере, Иорке, Уэльсе. Английские надгробия, стремление к портретности и индивидуализации. Епископские надгро­бия в Солсбери, надгробие Иоанна Безземельного в Рочестерском соборе, надгробие Эдуарда Ш в Вестминстерском аббатстве.

Живопись. Высокий уровень английской миниатюры готического периода. Главные центры изготовления рукописей - графства Норфолк и Суффолк в восточной Англии, Изящество орнаментики, инициалы, бордюры, «дролери». Близость к французской миниатюре на рубеже ХIII-ХIV вв. «Псалтирь Робера де Лилль» (Лондон, Британский Музей), ее орнаментика и миниатюры. Много лопастные обрамления миниатюр, орнаментированные фоны, «Псалтирь королевы Мэри» (Лондон, Британский Музей), необычайная насыщенность книги иллю­страциями, рисунками на полях, орнаментами, фигурными инициалами. Светские изображения в календарном цикле и в рисунках на полях. Английские иллюстрированные «Апокалипсисы». «Апокалипсис» Библио­теки Колледжа в Кэмбридже.

Искусство Нидерландов.

Значение Фландрии как важнейшего торгово-промышленного цент­ра Западной Европы. Могущество городских коммун.

Архитектура. Своеобразие нидерландской готики и особенное значение гражданской архитектуры. Ратуши и дома купеческих гиль­дий и цехов. Большие размеры зданий, огромные башни, богатая декорировка фасадов. Ратуша в Брюсселе, Лувене, ратуша и торговые ряды в Брюгге, суконная биржа в Ипре. Культовое зодчество Нидер­ландов, влияние на него французской готики. Пристрастие к большим размерам храмов и очень высоким башням. Церковь ев, Гудулы в Брюсселе, собор в Антверпене, доминиканская церковь и собор в Лувене, соборы в Мехельне, Утрехте. Жилые дома в Брюсселе, Ипре, Турнэ.

Изобразительное искусство. Плохая сохранность нидерлан­дской готической скульптуры, пострадавшей во времена Реформации. Литейные мастерские в районе Мааса. Расцвет живописи во Фландрии на рубеже ХIV и ХV веков, работы выходцев из Фландрии во Фран­ции, Становление искусства Ренессанса.

Искусство Германии.

Борьба феодалов и усобицы в Германии после падения династии Штауфенов. Ослабление императорской власти, укрепление суверени­тета князей, фактическая самостоятельность территориальных княжеств. Неравномерность экономического развития Германии. Развитие торговли и рост городов на побережье Балтийского моря, на Рейне в в южных районах. Возникновение союзов городов. Позднее развитие готического искусства в Германии. Разнообразие местных вариантов готики.

Архитектура. Культовое зодчество. Участие немецких масте­ров в строительстве соборов во Франции в начале ХIII в. Проник­новение влияния французской конструктивной системы с 30-х годов ХIII в. Элементы готической конструкции в архитектуре Бамбергского собора. Раннеготический хор собора в Магдебурге. Церковь Елизаветы в Марбурге. Влияние французских образцов и местные черты - массивность стен, зальный тип здания, трехлепестковый хор. Кельнский собор, сходство его плана с французским прототипом, дли­тельность строительства храма и соединение в нем форм ранней и поздней готики. Гигантские размеры здания. Собор в Страсбурге (Франция), сохранившиеся известия об участии в его строительстве немецких зодчих. Сочетание в архитектуре собора французских и не­мецких черт. Собор и церковь св. Северина в Эрфурте. Распростра­нение типа собора с одной высокой башней на фасаде. Собор во Фрейбурге. Ульмский собор, его огромные размеры, длительность строи­тельства. Декоративные плетения нервюр. Зальные церкви поздней готики. Церковь св. Креста в Швабском Гмюнде, церковь св. Духа в Ландсгуте, церковь св. Анны в Аннаберге. Немецкая «кирпичная готика» Северная Германия - главная область ее распространения. Церковь Марии в Любеке, монастырские церкви в Доберане, Хорине.

Гражданская архитектура Германии. Ратуши, дома купеческих ги­льдий. Ратуши в Любеке, Брауншвейге, Типы жилых домов, широкое применение фахверковых конструкций. Феодальные замки - Эльтц, Марбург. Замки тевтонского военно-рыцарского ордена на балтий­ском побережье, отражение в их планировке и оборонительных соору­жениях влияния крепостной архитектуры крестоносцев. Крепость Мариенбург (теперь Мальборк, Польша),

Скульптура. Характер скульптурной декорировки готического собора в Германии. Отсутствие единой программы, изолированность отдельных скульптурных групп, скромность скульптурного убранства фасадов и наличие рельефов и статуй в интерьере. Появление наря­ду с религиозными значительного числа светских изображений.

Скульптура «Золотого портала» во Фрейберге - ранний памятник немецкой готики. Влияние иконографической программы французских соборов. Стилистическое родство с романскими формами. Ранняя скульптура Страсбургского собора, работы так называемого «масте­ра Церкви и Синагоги». Рельефы тимпанов двойного портала южно­го фасада трансепта «Коронование» и «Успение Марии», Статуи «Церкви» и «Синагоги». Изображение «Страшного суда» на столбе в южном рукаве трансепта. Скульптура собора в Бамберге, Статуи «портала Адама», изображения императорской четы, обваленные фи­гуры Адама и Евы. Группа «Посещения» в интерьере собора и воп­рос о связях немецкой готической скульптуры с французской. Бамбергский всадник. Скульптура Магдебургекого собора – «Мудрые и неразумные девы» на северном портале трансепта. Драматизация, преувеличенность мимики. Памятник императору Оттону на плошади перед зданием ратуши. Скульптура Наумбургского собора - вершина немецкой готики. Рельефы ограды западного хора с изображением «Страстей». Свобода интерпретации сюжетов, необычайная выразите­льность лиц, многоплановое построение рельефов. Статуи основате­лей церкви в западном хоре. Вопрос об источниках замысла, яркость индивидуальной характеристики. Другие работы Наумбургского мастера — рельефы разрушенной ограды хора в Майнце, статуи в Мейссенском соборе. Поздняя готическая скульптура Германии. Статуи за­падного фасада собора в Страсбурге, статуя Кельнского собора. Скульптура XIV в. «Прекрасный колодец» в Нюрнберге.

Витраж. Техника немецкого витража, ее отличие от французс­кой. Литературные источники о первых витражах Германии. Старей­шие памятники: голова Христа из Вейссенбурга, фигуры пророков собора в Аугсбурге. Витражи церкви Елизаветы в Марбурге, собо­ров в Мерзебурге, Наумбурге, Эрфурте, Стендале.

Миниатюра. Распространение наряду с религиозной книгой рукописей светского содержания. Так называемая «Рукопись Манессе» (Гейдельберг, Библиотека Университета) - сборник песен минне­зингеров. Иллюстрации с изображениями турниров, состязаний пев­цов, сцен охоты, прославленных миннезингеров. Высокое качество исполнения. Обилие реальных мотивов.

Искусство Италии.

Разобщенность отдельных районов Италии, самостоятельность городов, пестрота культуры. Романо-византийские основы итальян­ского искусства и готическое влияние.

Архитектура. Культовая архитектура. Сохранение романского типа здания и включение декоративных элементов готики. Небольшая высота сводов, отсутствие башен на фасадах, небольшие оконные проемы, отсутствие аркбутанов. Церковь Сан Франческе в Ассизи, Санта Мариа Новелла во Флоренции, Постройки Арнольфо ди Кам­био - церковь Сайта Кроче и собор Санта Мариа дель Фьоре во Флоренции. Проторенессансные черты в архитектуре собора Санта Марка дель Фьоре. Соборы в Сиене и Орвието, щипцовые заверше­ния фасадов, полихромная декорировка стен. Миланский собор, влия­ние северной готики, участие в его строительстве немецких и фран­цузских мастеров. Местные черты в архитектуре Миланского собора.

Обилие памятников гражданской архитектуры в Италии. Палаццо Веккио - флорентийская ратуша, построенная Арнольфо ди Камбио. Крепостной характер здания. Хлебный рынок во Флоренции, переде­ланный в конце ХIV в. в церковь Ор Сан Микеле. Архитектура Венеции. Палаццо дожей.

Скульптура. Скудость монументальной скульптуры на фасадах храмов. Распространение церковных кафедр, украшенных рельефами. Кафедры Николло Пизано и проблема возникновения итальянского Проторенессанса. Работы Джованни Пизано, влияние французской готики. Скульптурные работы Арнольфо ди Камбио. Андрее Пизано и его работы во Флоренции. Надгробие Кан Гранде делла Скала в Вероне.

Живопись. Сохранение больших поверхностей стен в итальян­ских готических храмах как основа для развития монументальной живописи. Ранний расцвет Проторенессанса в Италии. Живопись Пьетро Каваллини. Росписи Джотто в Ассизи, Падуе и Флоренции. Сиенская живопись ХIV века - Дуччо, Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти. (Произведения мастеров итальяннского Проторенессанса характеризуются в курсе очень бегло, так как будут рассмотрены детально в курсе «Искусство Возрождения»)

Искусство Испании.

Успехи реконкисты. Вытеснение арабов с Пиренейского полуост­рова к середине ХIII в. за исключением района Гренадского эмирата. Борьба между феодалами за распределение отвоеванных зе­мель. Экономическое укрепление городов.

Архитектура. Отсутствие стилистического единства в культо­вой архитектуре испанской готики. Влияние Франции и местные чер­ты. Небольшая высота храмов, стремление уменьшить оконные про­емы и сохранить нерасчлененную плоскость стены. Неразвитость каркасной системы. Пышно декорированные башни средокрестья. Па­мятники готики в Кастилии - соборы в Леоне, Бургосе и Толедо. Их родство с французской готикой. Романские черты приходских храмов Кастилии. Собор в Севилье - смешение мавританских и го­тических черт. Ведущая роль духовенства в строительстве Кастиль­ских храмов. Культовая архитектура Каталонии, приспособление хра­ма к нуждам больших городов. Увеличение размеров знаний, един­ство пространственного построения. Однонефные церкви. Большая ширина вентрального пролета в трехнефных храмах. Собор и церковь Санта Мария дель Map в Барселоне. Собор в Пальме на острове Мальорка.

Городские общественные здания. Биржи в Барселоне и Валенсии. Городские укрепления - ворота Серрандос в Валенсии. Замки ХIII -ХV вв. Постепенное превращение их в дворцовые комплексы. Зам­ки Полан, Сотомайор, круглый замок Бельвер на острове Мальорка.

Скульптура. Распространение монументальной скульптуры пре­имущественно в кастильских храмах. Влияние французской иконогра­фической программы. Скульптура церкви Квидад Родриго в западной Испании - изображение коронования Марии и история Христа в тим­пане. Декоративный характер испанской скульптуры.

Искусство Чехии.

Расширение границ Чехии в ХIII-ХIV вв. Подъем городов. Те­сные культурные связи с Германией, Францией и Италией во второй половине ХIV в., когда Прага становится столицей Германской империи.

Архитектура. Проникновение готики в Чехию в ХIII в. Ку­льтовое зодчество. Собор св. Вита в Праге, его строители - Матьяш Аррассккй и Петер Парлерж, Всесвятская капелла в Праге, Цер­ковь Марии перед тыном. Церковь Варвары в Кутна Гора. Развитие городского строительства, Карлов мост в Праге, Поро­ховая башня. Замок Карлштейн.

Скульптура. Работы Петера Парлержа и его мастерской. Порт­ретные бюсты в трифории собора св. Вита в Праге. «Прекрасные ма­донны» начала ХV в.

Живопись и ее связи с искусством Проторенессанса в Италии. Раннее развитие станковой живописи в Чехии. Вышебродский алтарь. Смешение в нем старых традиций с новыми элементами. Заимство­вание композиционного мотива из фрески Джотто в композиции «Ро­ждество». Мастер Теодорих и его работы в Карлштейне. Вопрос о происхождении стиля живописи мастера Теодориха. Тржебоньский алтарь. Высокие колористические, достоинства живописи, экспрессия, одухотворенность лиц. Высокий уровень книжного искусства Чехии. «Пассиональ аббатиссы Кунигунды» (Прага, Библиотека Университе­та), «Молитвенник» епископа Иоганна фок Неймарк (так называемая «дорожная книга» - «Либер виатикус»; Прага, Библиотека Национа­льного Музея), шестигомная иллюстрированная Библия короля Вен-делн (Вена, Национальная Библиотека).

Искусство Польши.

Борьба Польши с тевтонским орденом и Литвой. Объединение страны в ХIV в.

Архитектура. Развитие городского строительства. Городские укрепления Кракова, Ратуши в Познани, Гданьске, Торуни. Широкое использование кирпича в польском гражданском и церковном зодчестве. Культовая архитектура. Строгость польской готики, простота форм, сохранение массивной стены. Костел Марии в Познани. Его Конструктивная система. Зальные церкви, Мариацкий костел в Кракове. Двухнефная церковь в Вислице. Соборы в Гнезно, Познани, Гданьске.

Скульптура. Слабое развитие монументальной пластики. Ску­льптурные надгробия - королевские гробницы в Вавельеком соборе в Кракове. Резные деревянные мадонны.

Искусство Венгрии.

Венгрия в ХIII-ХIV вв. Усобицы, борьба за престол. Вторжение татар.

Архитектура. Плохая сохранность памятников. Церковь Матьяша в Буле, церкви в Шопроне.

Скульптура, Фрагменты монументальной скульптуры в музеях Венгрии. Известия о бронзолитейной мастерской братьев Коложвари. Статуя св. Георгия в Праге (Градчаны). Резные деревянные алтари.

Живопись. Развитие алтарной живописи в ХIV в.

Искусство Скандинавских стран.

Замедленное развитие феодализма в Скандинавии. Походы датчан против поморских славян, завоевание Норвегией Исландии, походы шведов в Финляндию и Россию,

Проникновение готических архитектурных форм в Скандинавию в ХIII в. Близость к немецкой прибалтийской готике и влияние фран­цузского зодчества, сказывающееся в отдельных памятниках. Дания - собор св. Кнуда в Оденсе, Швеция - собор в Упсале, церковь в Стокгольме, монастырь св. Бригитты в Вадстене. Архитектура ост­рова Готланд, преобладание церквей зального типа - церкви Николая и Екатерины в Висби. Норвегия — собор в Тронхейме. Финляндия - собор в Турку. Скульптурные мастерские Готланда, изготовление ка­менных купелей, деталей порталов и т.п., вывозившихся во многие страны Европы.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.