Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции




В рыночной экономике стратегическое планирование производственной дея­тельности предприятия ориентируется в основном на удовлетворение всех потенциальных потребителей своей продукции. Прогнозирование новой кон­курентоспособной продукции – это систематическое проведение экономиче­ского анализа, выполнение плановых расчетов и принятие управленческих решений по всем функциям маркетинга, проектирования, организации про­изводства, реализации, обновления или замены производимой предприятием продукции. Стратегический план-прогноз позволяет каждому предприятию с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разрабо­тать соответствующую производственную программу на длительный период, скоординировать производство конкурентоспособной продукции.

Выбор перспективной продукции производится с учетом предполагаемых показателей товаров и услуг, как потребительского, так и производственного назначения. В ходе прогнозирования производства конкурентоспособной продукции каждое предприятие определяет на долгосрочный период не только тип или вид основных товаров, но и их ассортимент, а также объемы их выпуска. Успешная реализация этих действий возможна, только если то­вар будет обладать высоким уровнем конкурентоспособности.

Конкурентоспособная продукция – это совокупность технических, экономи­ческих и потребительских свойств продукции с учетом влияния на предпри­ятие факторов внешней и внутренней среды при ее проектировании, изготов­лении и реализации.

В ходе прогнозирования новой продукции для оценки ее конкурентоспособ­ности применяется система следующих показателей:

- единичная или частная, характеризующая процентное отношение вели­чины какого-либо технического или экономического параметра данного то­вара к соответствующему параметру товара-конкурента;

- групповая или сводная, объединяющая индивидуальные показатели по одинаковым группам параметров, например технологические, экономиче­ские;

- интегральная, представляющая количественную характеристику конку­рентоспособности товара в виде отношения суммы группового показателя по отдельным параметрам, например технического к групповому показателю по экономическим параметрам.

Выбор конкурентоспособной продукции производителем осуществляется, как правило, на основе дифференцированных (единичных) или комплексных (групповых) показателей путем сравнения планируемых товаров с конкури­рующими на рынке.

В основе долгосрочного прогнозирования конкурентоспособной продукции в современном производстве лежит концепция жизненного цикла продукта, которая описывает стратегию маркетинга, процесса производства и распре­деления продукции, механизм взаимосвязи издержек и доходов, систему взаимодействия потребителей и конкурентов с момента поступления товара на рынок и до его снятия с производства.

В процессе прогнозирования новой продукции могут быть использованы различные методы:

- экспертные оценки, основу которых составляет субъективное мнение высококвалифицированных специалистов, экспертов или экспертов-менед­жеров различных уровней управления;

- экстраполяции или статистической оценки, основанные на аналитиче­ской обработке имеющихся данных об объеме прогнозирования за прошлый период и распределении обнаруженных тенденций его развития на будущее время;

- моделирование или экономико-математические методы, предусматри­вающие создание технической, структурной либо математической моделей, отражающих наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования в их тесном взаимодействии, как с внутренними, так и с внешними факторами.

Прогнозирование конкурентоспособной продукции должно стать обязатель­ной частью стратегического планирования на предприятиях.

 

Планирование развития потенциала предприятия

Важнейшая задача стратегического планирования – обеспечить предприятию возможности достижения необходимого преимущества перед другими кон­курентами путем использования самых эффективных средств, способствую­щих поставленным целям. Чтобы предприятие могло установить собствен­ный долгосрочный цикл развития, оно должно расти быстрее, чем повыша­ется потенциал ее основных конкурентов.

Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, сред­ства, способности и другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Потенциал предприятия ока­зывает наибольшее влияние не только на конечные результаты его деятель­ности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всего предприятия.

Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ре­сурсов, уровня конкурентоспособности продукции, положения на рынке и т.д.

В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:

1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производст­венных ресурсов и возможностей предприятия, его доля или занимаемое по­ложение на рынке;

2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала;

3) анализ имеющихся производственных ресурсов и потерь экономических ресурсов на предприятии;

4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;

5) планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных пер­спективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;

6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия.

Таким образом, повышение потенциала предприятия сводится по существу к анализу его структуры, оценке и планированию влияния большой совокупно­сти факторов на конкурентоспособность предприятия и его места на рынке.

Совокупный потенциал предприятия образуется из отдельных слагаемых, та­ких как трудовой, экономический, организационный, научно-технический, производственный, предпринимательский и финансовый потенциал.

Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способно­стей к экономической деятельности. Между трудовым потенциалом и уров­нем жизни существует прямая зависимость. К основным компонентам трудо­вого потенциала относятся: здоровье, образование, нравственность, творче­ство, профессионализм. Основой развития трудового потенциала работников является совершенствование заложенных природой человеческих способно­стей, а реализация трудового потенциала в большой степени зависит от сло­жившихся экономических отношений и существующей государственной по­литики страны, а также национального богатства и многих других факторов.

Экономический потенциал предприятия представляет собой состав его ре­сурсов – трудовых, материальных, финансовых и других, имеющихся в рас­поряжении предприятия для производства запланированных работ и услуг. Состояние экономического потенциала предприятия характеризуют следую­щие факторы и показатели:

- объем и количество производственных ресурсов, численность промыш­ленно-производственного персонала, состав основных производственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие фи­нансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, ли­цензий, технологии, информации;

- способности персонала предприятия и профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления;

- финансовое состояние предприятия, уровень текущей платежеспособно­сти и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредито­способности;

- состояние научной, творческой, рационализаторской и инновационной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии;

- информационное обеспечение маркетинговой, проектной, производст­венной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности.

В зарубежной практике применяется целая система различных индикаторов, с помощью которых дается сравнительная оценка развития потенциала раз­ных фирм, компаний и национальной экономики в целом. Под индикаторами понимается совокупность важнейших характеристик объекта или системы, позволяющих в формализованном виде описать состояние их основных па­раметров, выбрать оптимальные варианты функционирования системы в раз­ное время и наметить наилучшие способы ее развития в будущем.

Мировое лидерство является наивысшим уровнем развития экономического потенциала целой страны или отдельной компании. За ним следует второй уровень развития потенциала, соответствующий средним мировым стандар­там. Третьим уровнем можно считать национальное лидерство, четвертым – соответствие национальным стандартам, пятым – отраслевое лидерство, шес­тым – соответствие отраслевым стандартам.

 

Лекция № 6. Планирование производства и реализации продукции

Планирование производства продукции, работ и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;

- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;

- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;

- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.

В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств. В ходе внутрипроизводственного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия.

По уровню управления производственные планы бывают: общими по предприятию, цеховыми, бригадными и т.д. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи:

- определение основных плановых заданий каждому подразделению предприятия;

- выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах;

- взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства;

- распределение производства ресурсов между подразделениями предприятия.

 

Планирование товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой продукции

План производства и реализации продукции включает планирование производства продукции в натуральном и стоимостном выражении, показателей качества выпускаемых изделий, обоснование плана производства показателями использования производственных мощностей и основных фондов.

Объем производства предприятия в стоимостном выражении характеризуется показателями: товарной, реализуемой, валовой и нормативно – чистой продукции.

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль от реализации продукции. Это требует разработки плана производства в стоимостном выражении.

План производства в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовый доход); товарная продукция, валовая продукция.

Товарная продукция включает стоимость запланированных к выпуску готовых изделий (принятых ОТК и сданных на склад готовой продукции предприятия), полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации, инструментов и приспособлений для собственного производства. Товарная продукция рассчитывается в оптовых ценах предприятия и сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые – для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

Плановый объем товарной продукции рассчитывается по формуле:

где - производственная программа i -го вида продукции по основной номенклатуре; - оптовая цена i -го вида продукции по основной номенклатуре; n – количество позиций в плане по основной номенклатуре продукции; - объем продукции, услуг и работ по прочей номенклатуре; m - число позиций плана по прочей номенклатуре.

Валовая продукция – включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах. Рассчитывается следующим образом:

- изменение остатков незавершенного производства.

Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем. Плановый объем реализованной продукции в стоимостном выражении рассчитывается по формуле:

- изменение остатков готовой продукции на складах предприятия.

Разработке плана производства и реализации продукции должны предшествовать маркетинговые исследования по определению бизнес-портфеля предприятия.

Незавершенным производством называется выраженная в стоимостной форме, незаконченная в изготовлении продукция, находящаяся на различных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальнейшей обработке.

В состав незавершенной продукции входят заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, находящиеся на рабочих местах, в контрольных пунктах, в цеховых кладовых, на сборке и испытаниях, а также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику.

Материалы, заготовки и полуфабрикаты, полученные от поставщиков, если даже они завезены в цех, не включаются в незавершенное производство до тех пор, пока они не запущены в обработку на данном предприятии.

Незавершенное производство (заделы) – необходимое условие обеспечения непрерывности и ритмичности работы производства. Незавершенное производство планируют в размерах минимальных, но достаточных для планомерного хода производства.

На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким циклом производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства не претерпевает существенных изменений и в плане не учитывается.

В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства уровень незавершенного производства на конец планируемого периода зависит от среднедневного выпуска продукции планируемого в последующем периоде и производственного цикла изготовления продукции.

В стоимостной форме планируемая величина незавершенного производства на конец периода определяется по формуле

, (4.4)

где – себестоимость изделия;

– коэффициент, учитывающий соотношение цены и себестоимости;

– коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Этот коэффициент определяется отношением себестоимости изделия в незавершенном производстве к себестоимости готового изделия по формуле

. (4.5)

Если условно принять, что все материалы для изготовления изделия запускаются в производство в первый день цикла, а все последующие затраты расходуются равномерно (рис. 4.1), то коэффициент нарастания затрат будет определяться по формуле

, (4.6)

где - коэффициент затрат на материалы в себестоимости изделия.

Этот средний коэффициент нарастания затрат рассчитан укрупненно.

Рис. 2 График нарастания затрат в незавершенном производстве

Здесь все материалы и комплектующие изделия поступают в производство при запуске.

Деятельный метод расчета среднего коэффициента нарастания затрат (4.7) заключается в том, что по каждому виду затрат в незавершенном производстве – основной материал, полуфабрикаты, комплектующие изделия, заработная плата и прочие затраты – определяется средневзвешенным пребыванием их в общем цикле изготовления изделия. Здесь материалы поступают в производство при запуске, а комплектующие изделия в процессе узловой и общей сборки (рис. 4.2).

Рис. 3. Детальный график нарастания затрат в незавершенном производстве

, (4.7)

где - затраты на материалы, поступающие в производство в начале цикла;

- средний уровень затрат на данной стадии цикла;

– время пребывания затрат данной стадии в цикле.

Когда возникает необходимость рассчитать объем незавершенного производства для каждого вида продукции по трудоемкости, то это определяется по формуле

, (4.8)

где - трудоемкость;

- средний коэффициент готовности изделий в заделе.

Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе и которые подлежат доработке в других цехах предприятия.

При укрупненных расчетах объем валовой продукции может быть определен через показатели валового и внутризаводского оборота.

Валовой оборот – это сумма валовой продукции в рублях, выпускаемой всеми цехами завода.

В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная основными, вспомогательными и обслуживающими цехами завода, взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменения остатков незавершенного производства.

Внутризаводской оборот представляет собой суммарный объем продукции, обращающийся между цехами, т.е. суммарный выпуск цехов, кроме цеха окончательной сборки и продукции цехов, отгружаемой потребителям и равен разности между валовым оборотом и валовой продукцией.

В него входят: стоимость полуфабрикатов своего производства, используемых на предприятии для выпуска готовой продукции, для ремонта оборудования, транспорта, изготовленная оснастка стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки, услуги заводского транспорта, ремонтных цехов и т.д.

С помощью расчетов валового и внутризаводского устанавливают соответствие возможностей заготовительных и вспомогательных цехов и обеспечивают производство необходимыми полуфабрикатами и разного вида работами и услугами.

Валовая продукция на предприятии машиностроительной промышленности по своему вещественному составу совпадает с товарной продукцией, отличия заключаются в оценке продуктивности. Валовая оценивается в ценах на первое января предыдущего года, а товарная – в действующих оптовых ценах.

Стоимость товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия и товарной (валовой) продукции в сопоставленных ценах определяется по заводскому методу, сущность которого состоит в том, что в объем продукции включается только продукция, реализуемая на сторону и для непромышленных нужд предприятия.

Однако следует помнить, что включаемая в валовую продукцию стоимость сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий по кооперативным поставкам существенно искажает представление о фактическом объеме и динамике производства на данном предприятии.

Поэтому в качестве оценочного показателя работы предприятия может применяться объем нормативной чистой продукции (иногда нормативная стоимость обработки или трудоемкость).

Объем нормативно – чистой продукции отражает величину вновь созданной стоимости. Это устраняет заинтересованность в выпуске материалоемкой продукции и влияние внешних факторов на показатели работы предприятия.

Норматив чистой продукции ( ) – это часть оптовой цены, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды и прибыли. Норматив чистой продукции утверждается по всей номенклатуре изделий, полуфабрикатов, запасных частей, по всем работам и услугам промышленного характера, реализуемых на сторону.

Этот норматив утверждается в установленном порядке одновременно с ценами. Обязательным условием при этом должна быть прогрессивность норм трудоемкости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...