ПРИМЕЧАНИЯ 1 страница
ПРИМЕЧАНИЯ
с. 813 К главе I (стр. 234—245)
1Ср.: Геродот I, 167. 2Здесь непереводимая игра слов: «народ» по-гречески la& #243; s. 3Букв. laoi. 4Т. е. Адриатического моря. 5357 г. до н. э. 6По сообщению Павсания (VI, 6, 2), оракул повелел в виде дани ежегодно отдавать в жены герою красивейшую девушку Темесы. 7См. VII, III, 4. 8По Казобону, оракул гласил: О, Эакид, берегись приближаться к волнам Ахеронта || И к Пандосии той, суждена тебе смерть где судьбиной. 9Т. е. сицилийских греков. 10X, II, сл. 11Текст, видимо, испорчен. 12Ср. VI, I, 9. 13Ср. VI, III, 3; VIII, IV, 4, 9. 14Ср.: I, III, 19. 15Regium. 16Дионисий Старший. 17В честь Феба-Аполлона. 18Белая Скала. 19Т. е. Западные Локры. 20Около 734 г. до н. э. 21Текст испорчен. 22Дионисий Младший был изгнан в 357 г. до н. э. 23Это типично фольклорные мотивы. Подобные же истории передают о «тиранах», например, о папе Александре VI Борджия и об Иване Грозном. 24Ср.: Платон. Государство 404 E—405 A. 25Цикады —Cicadidae s. Stridulantia — насекомые из отряда хоботовыхRhynchota, подотрядHomoptera. Голосовой аппарат их состоит из перепонок. Сообщаемые о них Страбоном сведения, конечно, вымысел. 26Именно, кому начинать первому. 27Ср. VI, I, 6. 28Т. е. из Дельф. 29Aul& #333; n. 30VI, I, 4. 31Текст Полибия не сохранился, и цифру проверить невозможно. 32240 римских миль — 1920 и 2000 стадий. 33От слова «хотя» до «залива» текст восстановлен приблизительно. 34К юго-востоку. 35По-гречески Neaithos происходит от n& #275; as aithein — «жечь корабли». 36Обычно принимают даты основания Кротона и Сиракуз 710 г. и 734 г. до н. э. По Страбону выходит, что Сиракузы были основаны непосредственно после Кротона. 37Ср. VI, I, 10. 38Чтение сомнительное. 39При взятии Трои Кассандра искала защиты, обнимая статую Афины.
40Конъектура Гроскурда; рукописи дают Teuthras. 41Из 12 сыновей Нелея 11 были убиты Гераклом; остался только Нестор. 42Сирис и Метапонтий. 43Сын Сисифа; его другое («варварское») имя было Метаб.
К главе II (стр. 245—255)
1Тринакрия — «трехвершинная»; Фринакида — «трехзубая» (как вилы). 2К юго-востоку. 3Хорография — описание отдельных местностей (см. V, II, 7). 4Климаты — широтные круги; см. I, I, 12, прим. 14. 5Посидоний (насколько можно судить) определял положение трех вершин треугольника с помощью «климатов» (устанавливая их долготу и широту). Страбон считает данные Посидония, полученные таким методом, слишком неопределенными. 6К юго-востоку. 7Т. е. от Пахина. 8Т. е. линия у прямых углов к стороне будет направлена на юго-восток. 9Чтобы видеть маленькие корабли на расстоянии 135 миль, человек должен был не только отличаться сверхострым зрением, но и находиться на высоте не менее 2 миль. 10Т. е. линия у прямых углов к стороне направлена на северо-запад. 11Основан около 734 г. до н. э.; разрушен Дионисием в 403 г. до н. э. 12Основана приблизительно одновременно с Наксосом; разрушена в 214 г. до н. э. 13По Фукидиду (VI, 4 ), zanklion — местное сицилийское слово. 14Ср. I, II, 36. 15Букв. «навозная куча». 16В 476 г. до н. э. 17Игра слов, по-гречески слова «священным жертвам» звучат hier& #333; n (род. пад. ), как и имя тирана. 18В 467 г. до н. э. 19В 461 г. до н. э. 20III, V, 4. 21См. VI, I, 12. 22VI. I, с. 814 12. 23Между Пелопоннесом и Сицилией. 24Т. е. пучины. 25См. VI, I, 3. 26Также Эрикс. 27Т. е. остатки поселений. 28Так называемый «конус эрупции» в центре полукруга кратера. 29V, IV, 9. 30Слово, по-видимому, испорчено. 31Ср. XVI, II, 7. 32Ср.: Плиний. Ест. ист. VI, 31. 33В Аркадии. 34V, I, 8. 35См.: Плиний. Ест. ист. XXXV, 52. 36Т. е. «Священный» остров Гефеста. 37VI, II, 8. 38Ср.: Плиний. Ест. ист. III, 14. 39Одиссея X, 21. 40I, II, 7—18. 41Текст испорчен. Может быть: «правдивым или мифическим элементом» или «началом, возбуждающим удовольствие или удивление».
42Букв. «круглая». 43«Двойная». Остров (совр. Салина) образован двумя вулканическими конусами. 44Букв. «вереск». 45«Пальма» или «плевел». 46«Левый». 47Именно от города Липары. 48Был претором Сицилии в 90 г. до н. э. Некоторые ученые исправляют имя на «Фламинин» (претор 123 г. до н. э. ) и относят извержение к 126 г. до н. э. (ср.: Плиний. Ест. ист. II, 88). 4988 миль.
К главе III (стр. 255—262)
1Т. е. Энотрии (ср. VI, I, 15; V, I, 1). 2Цифра неверна; может быть, 1200 или 1220 стадий (см. § 5). 3Во время войны с Ганнибалом Тарант перешел на сторону карфагенян и был снова взят римлянами в 209 г. до н. э. 4Аполлона в Дельфах. 5Т. е. по пути на Крит. 6Т. е. к юго-востоку. 7Жидкость, которая, по гомеровским представлениям, текла в жилах богов. 8VI, III, 1. 9VI, III, 1. 10VII, 170. 11VI, III, 2. 12Цифра неверна. Может быть, надо читать «800 стадий». 13До Бария. 14Ср. V, I, 9. 15Героям, как обитателям подземного мира, приносили в жертву овцу или барана черного цвета. Вопрошающий оракул должен был провести ночь в пещере героя и спать на шкуре, ожидая изречения оракула во сне. 16Ср. I, II, 13; II, I, 7—8; II, IV, 3. 17216 г. до н. э. 18V, IV, 2.
К главе IV (стр. 262—264)
1Ср. II, III, 1. 2Т. е. холодным и жарким поясом. 3В этом отрывке некоторые видят так называемые «похвалы Италии» (laudes Italiae), распространенные в современной Страбону римской литературе (у Варрона, Вергилия, Проперция). На самом деле отрывок представляет практическое применение учения Посидония о расах (ср. RE, Poseidonios, стлб. 680). 4В 387 г. до н. э. Рим подвергся нашествию галлов и был взят. 5146 г. до н. э. 6В 134—133 гг. до н. э. 7Термины римского государственного права (fides et amicitia); ср.: Pap. Oxy. 705, 31. 8Термин римского государственного права — amicitia. Страбон География.
Книга VII. I II III IV V VI VII ФРАГМЕНТЫ КНИГИ VII C. 289с. 265 I
1. После описания Иберии, кельтских и италийских племен вместе с близлежащими островами надо рассказать о следующих за ними по порядку остальных частях Европы, разделив их по принятому уже нами способу. Остаются еще страны к востоку за Реном до Танаиса и устья Меотиды, а также все пространство, которое отделяет Истр, между Адриатическим морем и землями на левой стороне Понтийского моря и к югу вплоть до Греции и Пропонтиды. Ведь эта река делит все упомянутые выше земли почти на 2 равные части. Эта самая большая река в Европе сначала течет на юг, а затем круто поворачивает с запада на восток и к Понту. Начало свое Истр берет в западных оконечностях Германии, но вблизи впадины Адриатического моря (приблизительно в 1000 стадиях от него) Истр оканчивает течение у Понта, недалеко от устьев Тираса и Борисфена, отклоняясь несколько к северу. К северу от Истра лежат, таким образом, области за Реном и Кельтикой. Это — территории галатских и германских племен вплоть до земель бастарнов, тирегетов и реки Борисфена, а также все пространство между этой рекой, Танаисом и устьем Меотиды, тянущееся внутрь страны до океана1и омываемое Понтийским морем. На юг от Истра обитают иллирийские и фракийские племена и все смешанные с ними кельтские и некоторые другие народности вплоть до Греции. Сначала я опишу области за Истром, потому что описание их гораздо проще тех, что находятся на другой стороне реки.
C. 2902. Области за Реном, обращенные на восток и лежащие за территорией кельтов, населяют германцы. Последние мало отличаются от кельтского племени: большей дикостью, рослостью и более светлыми волосами; во всем остальном они схожи: по телосложению, нравам и образу жизни они таковы, как я описал кельтов. Поэтому, мне кажется, и римляне назвали их «германцами», как бы желая указать, что это «истинные» галаты. Ведь слово germani на языке римлян означает «подлинные». с. 266 3. Первые части этой страны — это области у Рена, от его истоков и до устьев. Протяжение речной области в целом равняется приблизительно ширине страны в западной ее части. Часть племен этой речной области римляне перевели в Кельтику, другие не успели раньше переселиться далеко в глубь страны, как например марсы. Остались лишь немногие, в том числе часть сугамбров2. За племенами, живущими по течению реки Рена, следуют остальные между Реном и рекой Альбием; последняя течет приблизительно параллельно первой к океану, пересекая не меньшую территорию, чем Рен. Между этими реками есть и другие судоходные реки (например, Амасия, где Друз одержал победу над бруктерами в сражении на кораблях), которые также текут с юга на север и к океану. Дело в том, что страна эта поднята по направлению к югу и образует горную цепь, которая соединяется с Альпами и тянется на восток, составляя как бы часть Альп. Действительно, некоторые считали эту цепь частью Альп, во-первых, из-за ее указанного выше положения, во-вторых, потому, что на ней растет лес той же породы. Однако горные вершины в этой стране не достигают такой высоты. Здесь находится также Геркинский лес и обитают племена свевов, которые живут частью в самом лесу, как племена коадуев3; на их территории находится Боигем4 — царская резиденция Марабода, куда он переселил не только разные другие племена, но и своих соплеменников — маркоманнов. Дело в том, что по возвращении из Рима этот человек, [в прошлом] частный гражданин, был назначен верховным правителем племени. Еще юношей он жил в Риме, пользуясь расположением Августа, а возвратившись на родину, добился власти и подчинил, кроме упомянутых лугиев (большое племя), зумов, бутонов, мугилонов, сибинов, а также семнонов (большое свевское племя). Однако свевские племена, как я уже сказал, живут частью в самом лесу, частью вне его, на границе с гетами. Таким образом, свевы — самое большое племя, так как его территория простирается от Рена до Альбия; часть его даже живет наC. 291 другой стороне Альбия, как гермондоры и лангобарды; теперь они все до единого изгнаны и бежали на другой берег реки. Общей особенностью всех племен в этой местности является способность легко переселяться из-за простоты их образа жизни и из-за того, что они не занимаются земледелием и даже не делают запасов [пищи], а живут в хижинах временного характера. Средства пропитания они подобно кочевникам получают преимущественно от скота, так что по примеру кочевников нагружают свою утварь на повозки и со своими стадами направляются куда угодно. Есть, однако, другие, более бедные германские племена, как херуски, хатты, гамабривии и хаттуарии; на океане же — сугамбры, хавбы, бруктеры, кимвры, а также кавки, каулки, кампсианы и многие другие. В одном направлении с Амасией текут реки Висургий и Лупия; последняя находится от Рена приблизительно в 600 стадиях, протекая через область меньших бруктеров. Есть также в Германии река Сала; между этой рекой и Реном, победоносно ведя войну, нашел свой конец Друз Германик5. Он покорил большинство племен и прибрежные острова, в том числе и Бурханий6, взятый осадой.
с. 267 4. Эти племена получили известность от войны с римлянами, в ходе которой они покорялись, снова восставали или покидали свои поселения. О них мы получили бы лучшие сведения, если бы Август позволил своим полководцам перейти Альбий для преследования переправившихся туда врагов. Август рассчитывал, однако, вести войну поблизости с б о льшим успехом, если воздерживаться от нападения на мирные племена за Альбием и тем самым не подстрекать их к объединению в общей вражде против него. Начали эту войну сугамбры, живущие поблизости от Рена; вождем их был Мелон. С этого времени различные германские племена в разных местах приходили им на смену, то становясь могущественными, то снова теряя власть и затем опять поднимая восстание, предавая выданных ими заложников и нарушая клятвы верности. В отношении с этими племенами недоверие весьма полезно, потому что те, кому было оказано доверие, причинили величайший вред, как например херуски и подвластные им племена, в области которых погибли в засаде, став жертвой вероломства, 3 римских легиона во главе с полководцем Квинтилием Варом7. Но все они понесли наказание за это и доставили молодому Германику самый блестящий триумф, в котором вели самых знатных пленников мужчин и женщин: Сегимунта, сына Сегеста, вождя херусков, и сестру его Туснельду, женуC. 292 Армения, который во время нарушения договора против Квинтилия Вара командовал войском херусков и еще теперь продолжает воевать, трехлетнего сына Туснельды Тумелика; Сесифака, сына Сегимера, вождя херусков, жену его Рамис, дочь вождя хаттов Укромира и сугамбра Девдорига8, сына Беторига, брата Мелона. Но Сегест, тесть Армения, который даже с самого начала не сочувствовал9планам зятя и, воспользовавшись удобным случаем, перешел на сторону римлян, окруженный почетом, присутствовал, когда вели в триумфальной процессии самых дорогих ему людей. В триумфальной процессии шел также Либес, жрец хаттов, и многие другие пленники из истребленных племен: каульков, кампсанов, бруктеров, усипов, херусков, хаттов, хаттуариев, ландов, тубаттиев. От Рена до реки Альбия около 3000 стадий, если идти прямым путем; теперь, однако, необходимо идти окольной дорогой, которая кружит по болотам и дебрям.
5. Геркинский лес довольно густой, деревья в нем больших размеров; он охватывает большое пространство в окружности в пределах области, укрепленной [самой] природой; в середине леса находится местность, вполне удобная для поселения, о которой я уже упомянул10. Вблизи нее находятся истоки Истра и Рена; между ними лежат озеро11и болота, образовавшиеся от разлива Рена. Окружность озера свыше 600 стадий, а длина переправы почти 20012. На озере есть остров, который служил Тиберию опорным пунктом в сражении на кораблях с винделиками. Озеро находится южнее истоков, как и Геркинский лес, так что тот, кто направляется из Кельтики в Геркинский лес, должен сначала пересечь озеро и Истр, а потом уже по более легко проходимым местностям — по плоскогорьям — продолжать путь до леса. Пройдя от озера расстояние однодневного пути, Тиберий увидел с. 268 истоки Истра. Область ретов примыкает к озеру только на небольшом пространстве, тогда как гельветии, винделики, а также «пустыня бойев» соприкасаются с большей частью его. Все эти племена вплоть до паннониев, особенно гельветии и винделики, живут на плоскогорьях. Области ретов и нориков простираются до перевалов через Альпы и обращены к Италии, причем одна часть их граничит с землей инсубров, а другая — с областью карнов и местностями около Аквилеи. Есть и другой большой лес — Габрета, лежащий по эту сторону страны свевов, а по ту сторону ее — Геркинский лес, где также обитают свевы.
II
1. Что касается кимвров, то одни рассказы о них неточны, а другие — совершенно невероятны. Ведь нельзя считать причиной превращения их в кочевников и разбойников то обстоятельство, что они были изгнаны из своих жилищ сильным наводнением, когда жили на полуострове. В действительности они еще и теперь владеют той страной, которую занимали раньше; они послали в дар Августу котел1, почитаемый у них самым священным, C. 293 прося императора о дружбе и забвении прошлых проступков, когда просьба их была удовлетворена, они вернулись назад. И смешно думать, что кимвры в гневе на естественное и постоянное явление, происходящее дважды в день, могли покинуть свою страну! Похоже на выдумку и утверждение, что когда-то здесь произошло сильное наводнение; ведь океан при этом естественном явлении испытывает, правда, поднятия и понижения, но правильные и повторяющиеся периодически2. Не прав также и тот, кто сообщает, что упражняясь в бесстрашии, кимвры выступают с оружием против наводнений, а кельты терпеливо позволяют затоплять свои дома и затем снова отстраивают их и что у них, как сообщает Эфор, больше погибает людей от воды, чем из-за войны. На самом же деле регулярность наводнений и то обстоятельство, что местность, подвергающаяся наводнениям, была известна, не допускают подобных нелепостей. Но так как это явление происходит каждый день и притом дважды, то как же можно поверить, будто кимвры ни разу даже не заметили, что прилив и отлив — это естественное и безвредное явление, имеющее место не только в их стране, но и повсюду на океанском побережье. Но и Клитарх не прав. Ведь он говорит, что всадники, увидев наступление моря, скачут прочь, а во время бегства их едва не поглощают волны. Нам известно, что, во-первых, прилив движется не с такой быстротой, море подступает незаметно; во-вторых, то, что происходит ежедневно и что еще издали поражает слух тех, кто приближается к морю (даже прежде чем увидеть), не может внушить такого страха, чтобы заставить людей бежать, как если бы это случилось совершенно неожиданно. 2. Посидоний справедливо критикует историков за эти высказывания и делает удачное предположение о том, что кимвры, как разбойничье и с. 269 кочевое племя, совершали поход даже до области Меотиды; от них-то и Боспор получил название «Киммерийского», как бы «Кимврского», так как греки называли кимвров киммерийцами. Он говорит также, что бойи жили прежде в Геркинском лесу, а кимвры проникли в эту область, но были отброшены бойями и спустились к Истру и в страну скордискских галатов, затем — в область тевристов и таврисков (также галатов) и, наконец, в страну гельветиев — племени, богатого золотом, но мирного. Когда гельветии увидели, что богатство, приобретенное кимврами разбоем, превосходитC. 294 их собственное, то они (особенно их племена тигиренов и тоигенов) пришли в такое возбуждение, что поднялись вместе с кимврами. Но всех их, как самих кимвров, так и тех, кто выступил вместе с ними, одолели римляне, частью после перехода через Альпы, а частью еще по ту сторону Альп. 3. Передают, что у кимвров существует такой обычай: женщин, которые участвовали с ними в походе, сопровождали седовласые жрицы-прорицательницы, одетые в белые льняные одежды, прикрепленные [на плече] застежками, подпоясанные бронзовым поясом и босые. С обнаженными мечами эти жрицы бежали через лагерь навстречу пленникам, увенчивали их венками и затем подводили к медному жертвенному сосуду вместимостью около 20 амфор3; здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом4, перерезала горло каждому поднятому туда пленнику. По сливаемой в сосуд крови одни жрицы совершали гадания, а другие, разрезав трупы, рассматривали внутренности жертвы и по ним предсказывали своему племени победу. Во время сражений они били в шкуры, натянутые на плетеные кузова повозок, производя этим страшный шум. 4. Что касается германцев, то, как я уже сказал5, северные германцы населяют океанское побережье. Известны, однако, только те племена, что живут от устьев Рена до Альбия; из этих племен наиболее известны сугамбры и кимвры. Области же за Альбием близ океана6нам совершенно неведомы. Действительно, я не знаю никого из людей прежнего времени, кто бы совершил это прибрежное плавание в восточные области вплоть до устья Каспийского моря; и римляне еще не проникали в земли за рекой Альбием; равным образом и сухим путем никто не проходил туда. Однако если идти по долготе к востоку, то мы встретим области, лежащие около Борисфена и к северу от Понта, это ясно из «климатов»7и параллельных расстояний. Но что находится за Германией: нужно ли принять, что там живут бастарны (как думает большинство), что между ними обитают другие народности — язиги или роксоланы8или какие-либо другие из кочующих в кибитках9, сказать трудно. Нелегко решить, обитают ли они вплоть до океана, по всей длине побережья, или какая-либо часть страны необитаема из-за холода или по другой причине, или даже другая народность, сменившая германцев, живет между морем и областью восточных германцев. То же самое неведение господствует у нас и относительно прочих, непосредственно следующих за ними северных народностей. с. 270 Действительно, я не знаю ни бастарнов10, ни савроматов, ни вообще народностей, обитающих над Понтом; не знаю даже, как далеко они отстоят от Атлантического моря и граничат ли их области с ним11.
III
1. Южную часть Германии за Альбием, как раз ту, что примыкает к реке, занимают свевы. Затем непосредственно следует земля гетов, вначале узкая; она тянется вдоль Истра на южной стороне, а на противоположнойC. 295 стороне — вдоль гористого склона Геркинского леса (впрочем, страна гетов охватывает также некоторую часть гор); затем она расширяется к северу вплоть до тирегетов. Точных границ, однако, я не могу указать. Незнакомство с этими странами заставляет придавать значение тем, кто сочинил мифические «Рипейские горы»1и «гиперборейцев»2, а также всем этим выдумкам Пифея из Массалии о стране вдоль океанского побережья, которые тот прикрывал своими сведениями из астрономии и математики. Этих людей, конечно, мы оставили без внимания. Действительно, если даже Софокл, как трагический поэт, говорит об Орифии, что, похищенная Бореем, она была унесена:
Чрез всю морскую гладь на край земли К потокам ночи3, на простор небес4 И к вертограду5Феба древнему6… (Фрг. 870. Наук)
то его рассказ не имеет вовсе никакого отношения к затронутому нами теперь вопросу; это сказание следует опустить, как поступает и Сократ в «Федре»7. Мы же будем говорить о том, что узнали из древней и новой истории. 2. Греки считали гетов фракийцами. Жили геты по обеим сторонам Истра, как и мисийцы, которые являются также фракийцами и тождественны народности, теперь называемой месийцами. От этих мисийцев произошли и те мисийцы, что живут теперь между лидийцами, фригийцами и троянцами. Сами же фригийцы — это бригийцы, какая-то фракийская народность, так же как мигдоны, бебрики, медовифины, вифинцы, фины и, как я думаю, мариандины. Все эти народности совершенно покинули Европу, а мисийцы остались. И Посидоний, мне кажется, правильно предполагает, что Гомер имеет в виду мисийцев в Европе (именно тех, что во Фракии), когда говорит:
…а сам отвратил светозарные очи Вдаль, созерцающий землю фракиян, наездников конных Мисян, бойцов рукопашных; (Ил. XIII, 3—5)
ведь если считать, что Гомер говорит о мисийцах в Азии, то это выражение несуразно. Действительно, говорить, что Зевс отвратил свои взоры с. 271 от троянцев к земле фракийцев, и вместе с тем связывать с Фракией землю мисийцев, которые находятся вовсе не «далеко», но живут на границе с Троадой, за ней и по обеим ее сторонам и отделены от Фракии широким Геллеспонтом, — это значит смешивать материки и не понимать способа выражения поэта; ведь «отвратил обратно» обычно8значит «назад»; но кто перенес взор от троянцев на племя, которое находится или сзадиC. 296 троянцев, или по сторонам их, тот, конечно, переносит взор далее вперед, но никоим образом не «назад». Следующая фраза9Гомера является доказательством того же взгляда, потому что поэт соединил с мисийцами гиппемолгов, галактофагов и абиев, которые и есть кочующие в кибитках скифы и сарматы. Действительно, еще и теперь эти племена, так же как и бастарны, смешаны с фракийцами (правда, больше с живущими по ту сторону Истра и с теми, что живут по эту сторону). С ними смешались кельтские племена — бойи, скордиски и тавриски. Скордисков, впрочем, некоторые называют «скордистами», а таврисков — «теврисками»10и «тавристами». 3. По сообщению Посидония, мисийцы из благочестия воздерживаются употреблять в пищу живые существа, поэтому не едят и домашних животных. Они питаются медом и сыром, ведя мирную жизнь, поэтому их называют «богобоязненными» и «капнобатами»11. Существуют также фракийцы, живущие отдельно от женщин; их называют «ктистами»12, в силу воздаваемого им уважения они считаются священными и живут свободными от всякого страха. Гомер говорит о всех этих народностях вместе:
…дивных мужей гиппемолгов, Галактофагов и абиев, из смертных что всех справедливей. (Ил. XIII, 5—6)
Поэт называет их «абиями» потому, что они живут отдельно от женщин, так как полагает жизнь без женщин неполной (подобно тому, как он считает дом Протесилая «неполным», потому что тот был вдовцом)13. Он говорит о мисийцах как о «бойцах рукопашных», ибо они были неустрашимыми, как вообще все храбрые воины. Посидоний добавляет, что в «Тринадцатой песне»14вместо «мисян бойцов рукопашных» следует писать «месян бойцов рукопашных». 4. Однако, быть может, изменять чтение, принятое в течение стольких лет, было бы излишним. Ведь гораздо вероятнее, что эта народность первоначально называлась мисийцами, а впоследствии ее имя было изменено в теперешнее. Что касается абиев, то имя их можно толковать и как «безбрачные», и как «лишенные очагов» или «живущие в кибитках». Ведь несправедливости возникают вообще только в связи со сделками и [там, где] уважение к материальным благам слишком велико. Поэтому разумно было бы назвать справедливейшими тех, кто, как абии, живет бережливо от скромных достатков. В самом деле, философы, сближающие справедливость с умеренностью, прежде всего стремятся к личной независимости и к простоте. Поэтому, доведя умеренность до крайности, некоторые из них с. 272 обратились даже к киническому образу жизни. Что же касается «жизни без женщин», то она вовсе не дает повода к подобным представлениям и меньше всего в стране фракийцев, а среди них — у гетов. Вот что говорит о них Менандр, вероятно, не выдумывая, но черпая сведения из истории:
C. 297Фракийцы все и гетов большинство (Ведь признаюсь: я сам из роду этого) — Служить примером мы не можем воздержания. (Ил. XIII, 5—6)
И немного дальше он приводит примеры их невоздержанности в отношениях с женщинами:
Берет у нас по десять каждый жен Иль по одиннадцать, иные — больше дюжины, Четыре ж, если кто иль пять имея жен, Покончит с жизнью, тот у них считается Незнающим услад и песней свадебных. (Фрг. 794. Керте-Тирфельдер)
Эти факты подтверждают и другие. Однако невероятно, чтобы те же самые люди считали жизнь без многих жен несчастной и в то же время признавали благочестивой жизнь совершенно без женщин. Конечно, признавать людей, живущих без женщин, «благочестивыми» и «капнобатами» — это совершенно противоречит общепринятым понятиям: ведь все считают женщин основательницами богобоязненности15. Они и мужей своих призывают более ревностно почитать богов, справлять праздники и возносить молитвы. Редко найдешь какого-нибудь мужчину, который живет сам по себе и предан благочестию. Вот что говорит тот же поэт, выводя человека, удрученного тратами женщин на жертвоприношения:
Мучительно терзают боги нас, Особенно женатых: ведь всегда какой-нибудь Справлять необходимо праздник. (Фрг. 796. Керте-Тирфельдер)
А затем выводит женоненавистника, который также жалуется на это:
Мы жертвы приносили по пять раз на день, В кимвалы били семь прислужниц вкруг, Другие же вопили. (Фрг. 277. Керте-Тирфельдер)
Таким образом, считать неженатых среди гетов особенно благочестивыми представляется явно неразумным, но в том, что это племя с великим рвением почитает богов (и что они воздерживаются из благочестия от употребления в пищу животных) не приходится сомневаться как на основании известий Посидония, так и других исторических источников. 5. Так, рассказывают, что какой-то гет, по имени Замолксий, был рабом Пифагора. Он получил от философа16некоторые сведения о небесных с. 273 явлениях, а другие — от египтян, так как в своих странствиях он доходил даже до Египта. По возвращении на родину Замолксий достиг почета у правителей и в народе как толкователь небесных явлений. В конце концов ему удалось убедить царя сделать его соправителем, как человека, обладающего способностью открывать волю богов. Сначала ему предоставили лишь должность жреца наиболее почитаемого у них бога, а потом его самогоC. 298 объявили богом. Замолксий избрал себе [местожительством] какое-то пещеристое место, недоступное для всех прочих людей, и проводил там жизнь, редко встречаясь с людьми, кроме царя и своих служителей. Царь поддерживал его, видя, что народ теперь гораздо охотнее прежнего повинуется ему самому в уверенности, что он дает свои распоряжения по совету богов. Этот обычай сохранился даже до нашего времени, так как у них всегда находится человек такого склада, который в действительности является только советником царя, у гетов же почитается богом. Так же и гора17эта была признана священной, и геты так называют ее; имя ее — Когеон — было одинаковым с именем протекающей мимо реки. Когда над гетами царствовал Биребиста18, на которого готовился идти войной Божественный Цезарь, эту должность занимал еще Декеней. Так или иначе пифагорейский обычай воздержания от употребления в пищу животных, введенный Замолксием, еще сохранился.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|