Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕЧАНИЯ 4 страница




с. 294 3. В прежнее время, несмотря на то что это были мелкие многочисленные и безвестные племена, все же благодаря густоте населения и тому, что у каждого племени был свой царь, определить их границы не составляло особого труда. Однако теперь, когда б о льшая часть этой страны обращена в пустыню и ее поселения, в особенности города, исчезли с лица земли, даже если бы и возможно было определить с точностью их границы, то никакой пользы от этого бы не получилось из-за безвестности или полного их уничтожения. Последнее началось уже с древнего времени и во многих областях, но еще и теперь полностью не закончилось из-за восстаний. Римляне, которых жители сами выбрали себе властителями, устраивают лагери в самих их «домах»6. По крайней мере, по рассказу Полибия, Павел7 после победы над македонянами и Персеем разрушил 70 городов эпиротов (в большинстве принадлежавших молоссам) и обратил в рабство 150 000 человек. Однако я попытаюсь, насколько это входит в мое описание и в пределах моей компетенции, подробно описать отдельные части страны, начав с побережья Ионийского залива, т. е. оттуда, где кончается плавание из Адриатического моря.

4. Первые части этого побережья — области около Эпидамна и Аполлонии. Из Аполлонии в Македонию на восток идет Эгнатиева дорога, измеренная милями и установленная столбами вплоть до Кипсел и реки Гебра. Длина ее 535 миль. Если считать милю в 8 стадий (как это и делает большинство), то получится 4280 стадий. Если же следовать Полибию, который прибавляет к 8 стадиям еще 2 плефра (что составляетC. 323 & #8531; стадии), то приходится добавить еще 178 стадий, т. е. & #8531; всего числа миль. Случается, что путешественники, отправляясь по той же дороге из Аполлонии и из Эпидамна, встречаются на равном расстоянии от обоих пунктов8. Хотя вся дорога называется Эгнатиевой, но первая ее часть носит название «Дорога на Кандавию» (Кандавия — это иллирийская гора) и идет через город Лихнид и Пилон — место, где проходит граница на этой дороге между Иллирийской областью и Македонией. Из Пилона дорога идет мимо Барнунта через Гераклею и области линкестов и эордов на Эдессу и Пеллу до Фессалоникии. Длина этой дороги, по словам Полибия, 267 миль. Если ехать по ней из области Эпидамна и Аполлонии, то на правой стороне будут эпирские племена, земли которых омываются Сицилийским морем и простираются до Амбракийского залива; на левой же стороне — Иллирийские горы (которые я уже подробно описал) и народности, обитающие по соседству с ними, вплоть до Македонии и страны пеонов. Начиная от Амбракийского залива идут земли, принадлежащие Греции; они обращены последовательно к востоку и простираются параллельно Пелопоннесу; затем, оставив весь Пелопоннес справа, они оканчиваются у Эгейского моря. Македоняне, пеоны и некоторые горные фракийские племена живут в области от начала Македонских и Пеонийских гор до реки Стримона. Земли же по ту сторону Стримона уже до устья Понта и Гема — все фракийские, исключая побережье. На последнем живут греки, которые поселились частью на Пропонтиде, частью на Геллеспонте и у Меланского с. 295 залива, а частично — на Эгейском море. Эгейское море омывает Грецию с двух сторон: одну сторону, обращенную на восток (она простирается от Суния к северу до Фермейского залива и македонского города Фессалоникии, который теперь по сравнению с прочими имеет больше населения), и другую — обращенную на юг, именно македонскую область от Фессалоникии до Стримона. Некоторые, однако, относят к Македонии и побережье от Стримона до реки Неста так как Филипп прилагал особые старания завладеть этими землями и затем, подчинив их себе, извлекал из рудников и из прочих природных богатств края огромные доходы. На пространстве от Суния до Пелопоннеса находятся Миртойское, Критское и Ливийское моря вместе с их заливами до Сицилийского моря. Последнее наполняет Амбракийский, Коринфский и Крисейский заливы.

5. По словам Феопомпа, эпирских племен 14. Самые известные из них хаоны и молоссы, так как некогда они владели всей Эпирской областью: C. 324 сначала хаоны, а затем молоссы. Последние достигли еще большего могущества благодаря высокому происхождению своих царей (потому что те принадлежали к роду Эакидов)9, а также оттого, что в их стране находился Додонский оракул, древний и знаменитый. Хаоны, феспроты и следующие за ними кассопеи (они же и феспроты) занимают побережье от Керавнских гор до Амбракийского залива, владея плодородной землей. Морской путь, если плыть от земли хаонов к восходу солнца и к Амбракийскому и Коринфскому заливам, оставив Авсонское море справа, а слева — Эпир, составляет 1300 стадий от Керавнских гор до устья Амбракийского залива. В этом промежутке лежит Панорм — большая гавань в середине Керавнских гор, а за ними — Онхесм — другая гавань, против которой лежат западные оконечности Коркиреи, и еще гавань Кассиопа, откуда до Брентесия 1700 стадий. То же самое расстояние до Таранта от другого мыса, южнее Кассиопы, который называется Фалакром. За Онхесмом идут Посидий, Буфрот (у устья так называемой гавани Пелода), расположенный на месте, образующем полуостров (в Буфроте есть римская колония), и Сиботы. Сиботы — это островки, лежащие недалеко от Эпира против Левкиммы, восточной оконечности Коркиреи. Есть еще и другие островки вдоль этого побережья, но не стоящие упоминания. Затем идут мыс Химерий и Гликис Лимен10, куда впадает река Ахеронт. Последняя вытекает из озера Ахерусии и принимает несколько притоков, так что вода залива становится пресной. Вблизи протекает река Фиамис. Над этим заливом лежит Кихир — прежняя Эфира, город феспротов, а над заливом у Буфрота — Феника. Недалеко от Кихира находится городок кассопеев Бухетий, немного повыше моря; внутри страны лежат Элатрия, Пандосия и Батии; их территория простирается до залива. Вслед за Гликис Лимен идут две других гавани. Одна — К о мар — ближе [к заливу] и меньше, образующая перешеек в 60 стадий с Амбракийским заливом и Никополем (основанным Августом Цезарем); другая, более отдаленная, большего размера и лучшая, — неподалеку от устья залива, приблизительно в 12 стадиях от Никополя.

C. 325с. 296 6. Затем следует устье Амбракийского залива. Устье этого залива немного шире 4 стадий, а его окружность — около 300 стадий; повсюду на нем хорошие гавани. На правой стороне, если войти в залив, живут греки — акарнанцы. Здесь, недалеко от устья, находится священный участок Актийского Аполлона — холм, на котором воздвигнут храм; у подошвы холма — долина со священной рощей и корабельная верфь. Сюда Цезарь посвятил как первые плоды победы11 10 кораблей, начиная от корабля в 1 ряд весел до корабля в 10 рядов весел. Говорят, однако, что пожаром уничтожило не только доки, но и корабли. На левой стороне находятся Никополь и земля эпирских кассопеев до впадины залива у Амбракии. Амбракия лежит лишь немного выше этой впадины. Город основал Горг, сын Кипсела. Мимо Амбракии протекает река Аратф, судоходная только на несколько стадий вверх от моря до города, хотя она берет начало на горе Тимфе и на Парорее. Город этот и прежде исключительно процветал (во всяком случае от него происходит и название залива), но особенно его украсил Пирр, который сделал его своей столицей. Впоследствии македоняне и римляне постоянными войнами совершенно ослабили этот и прочие эпирские города из-за их непокорности. Поэтому Август в конце концов, видя, что города совершенно истощены, переселил их жителей в один город в этом заливе по имени Никополь12. Август назвал город так в честь победы, которую одержал в морском сражении перед устьем залива над Антонием и египетской царицей Клеопатрой, которая сама участвовала в этом сражении. Никополь густо заселен, а число его жителей день ото дня возрастает, так как, кроме большой территории и украшений из добычи, в предместье у него есть прекрасно оборудованный священный участок; часть его была предназначена для игр, празднуемых каждые 5 лет, а также для гимнасия и стадиона в парке; другая часть состоит из холма над священной рощей Аполлона. Эти игры — Актийские, посвященные Актийскому Аполлону, — были провозглашены Олимпийскими, а лакедемонянам вверена забота о них. Прочие поселения — это пригороды Никополя. И в прежнее время справлялись окрестными жителями в честь этого бога Актийские игры, в которых наградой служил венок, но теперь Цезарь придал этим играм еще большее значение и почет.

7. После Амбракии следует Амфилохский Аргос, основанный Алкмеоном и его детьми. По словам Эфора, Алкмеон после похода эпигонов на Фивы по приглашению Диомеда прибыл вместе с ним в Этолию и помогC. 326 овладеть этой страной и Акарнанией. Когда Агамемнон призвал их в поход на Трою, то Диомед отправился, а Алкмеон остался в Акарнании, основал Аргос и назвал его Амфилохским по имени своего брата; реке, текущей через эту страну в залив, он дал название Инаха, по реке в Аргивской земле. Однако, согласно Фукидиду13, сам Амфилох по возвращении из-под Трои, недовольный положением дел в Аргосе, прибыл в Акарнанию и, получив по наследству власть от брата, основал этот город, названный его именем.

с. 297 8. Амфилохи — это также эпирцы, как и те племена, что расположены над ними (примыкая к Иллирийским горам), живущие в суровой стране молоссы, афаманы, эфики, тимфеи, оресты, парореи и атинтаны; одни из них ближе к македонянам, а другие — к Ионийскому заливу. Как передают, Орест некогда завладел Орестиадой (будучи в изгнании за убийство матери) и оставил за этой страной прозвище, данное по его имени. Он основал также город и назвал его Орестовым Аргосом. С этими народностями смешались иллирийские племена близ южной части горной страны и те, что жили над Ионийским заливом. Ведь над Эпидамном и Аполлонией вплоть до Керавнских гор живут биллионы, тавлантии, парфины и бриги. Где-то здесь поблизости расположены серебряные рудники Дамастия14, около которых диесты и энхелеи (называемые также сесарефиями) утвердили свое господство. Рядом с этими племенами находятся также линкесты, область Девриоп, Пелагонская Триполитида15, эорды, области Элимея и Эратира. В прежнее время в каждой из этих областей был свой особый правитель. Так, например, энхелеями правили потомки Кадма и Гармонии; еще теперь там показывают места, связанные с мифическими рассказами о них. Этими народностями правили властители неместного происхождения. Так, линкесты подпали под власть Аррабея из рода Бакхиадов. Евридика, мать Филиппа, сына Аминты, была внучкой Аррабея по дочери, а Сирра — дочерью. Из эпирцев молоссами правили Пирр, сын Неоптолема, сына Ахиллеса, и его потомки, по происхождению фессалийцы. Прочими народностями управляли местные правители. Так как какое-нибудь племя всегда получало преобладание над другими, то в конце концов все подчинились власти македонян, кроме немногих, живших над Ионическим заливом. Области около Линка, Пелагонии, Орестиады и Элимеи некоторые называли Верхней Македонией, а впоследствии также Свободной Македонией. Иные же называют Македонией даже всю область вплоть до Коркиры. Вместе с тем некоторые приводили в качествеC. 327 основания, что жители этой страны одинаково стригут волосы и пользуются сходными языком, платьем и другими подобными вещами, а иные даже говорят на обоих языках. Однако после уничтожения македонского господства они подчинились римлянам. Через области этих племен от Эпидамна и Аполлонии проходит Эгнатиева дорога. Близ дороги на Кандавию находятся озера по соседству с Лихнидом; на них есть заведения для засола рыбы, независимые [от других водоемов]. Есть здесь и реки; одни впадают в Ионический залив, другие же текут в западном направлении: Инах, Аратф, Ахелой и Евен, прежде называвшийся Ликормом. Аратф впадает в Амбракийский залив, Инах — в Ахелой, а сам Ахелой и Евен — в море, первый протекая через Акарнанию, второй — через Этолию. Эригон же, приняв много притоков с Иллирийских гор и из областей линкестов, бригов, девриопов и пелагонов, впадает в Аксий.

9. Прежде у этих племен были и города. Во всяком случае Пелагония называлась «Трехградьем»; один из этих городов был Азор. На реке Эригоне все города девриопов были густо заселены, среди них: Брианий, с. 298 Алалкомены и Стибара. Город Кидры принадлежал бригам, а Эгиний на границе с Эфикией и Триккой — тимфеям. Около гор Пея и Пинда, уже недалеко от Македонии и Фессалии, обитают эфики и находятся истоки Пенея (за обладание этими истоками спорят между собой тимфеи и фессалийцы, живущие у подошвы Пинда), а также город Оксиния на реке Ион, в 120 стадиях от Азора в Трехградье. Поблизости лежат Алалкомены, Эгиний и Европ и находится местность, где сливаются реки Ион и Пеней. В прежние времена, как я уже сказал, весь Эпир и Иллирия были густо населены, хотя страна эта неровная и изрезана горами (например, Томар, Полиан и некоторые другие). Теперь же б о льшая часть пустынна и обитаемые области представляют лишь селения и развалины. Умолк даже и оракул в Додоне, как и прочие оракулы.

10. Оракул этот, по словам Эфора, был учрежден пеласгами, и пеласги были древнейшими из всех племен, которые властвовали в Греции. Гомер говорит об этом так:

 

Зевс пеласгийский, додонский, далеко живущий владыка

(Ил. XVI, 233)

 

а Гесиод:

 

Прибыл в Додону и к дубу, жилищу пеласгов.

(Фрг. 212. Ржах)

 

C. 328О пеласгах я уже говорил в описании Тиррении16. Что же касается племени, обитавшего около Додонского святилища, то и Гомер ясно показывает, что оно было варварским, описывая их образ жизни:

 

[Кои] не моют ног и спят на земле обнаженной.

(Ил. XVI, 235).

 

Впрочем, следует ли их называть геллами, согласно Пиндару, или селлами, как полагают нужно читать у Гомера, на это нельзя дать определенного ответа, так как текст сомнителен. Согласно Филохору, местность около Додоны, как и Евбея, некогда называлась Геллопией; действительно добавляет он, и Гесиод говорит так:

 

Есть Геллопия, край средь лугов и пажитей тучных,

На рубеже сей земли когда-то воздвигли Додону.

(Фрг. 134. Ржах)

 

По словам Аполлодора, существует мнение, что такое имя страна получила от болот17 около святилища. Однако сам Аполлодор считает, что Гомер не называл жителей окрестностей святилища «геллами», но «селлами», так как, добавляет Аполлодор, поэт упоминает и какую-то реку Селлеент18. Действительно, поэт упоминает ее:

 

…из града Эфиры, от вод Селлеента.

(Ил. II, 659)

 

с. 299 Однако, по словам Деметрия Скепсийского, речь идет не об Эфире у феспротов, а об элейской Эфире, так как там есть река Селлеент, у феспротов же и у молоссов такой реки нет. Что же касается мифов о дубе, голубях и подобном, то они (как и мифы, связанные с Дельфами) отчасти более подходят к области поэтических рассуждений, отчасти же относятся к нашему теперешнему географическому описанию.

11. В древности Додона находилась под властью феспротов, как и гора Томар или Тмар (употребительны обе формы), у подошвы которой лежит святилище. И трагики, и Пиндар называют Додону «феспротской». Впоследствии она перешла под власть молоссов. По имени горы Томара, как говорят, названы «томурами» упомянутые поэтом толкователи знамений Зевса, которых он называет теми, что

 

…не моют ног и спят на земле обнаженной.

(Ил. XVI, 235)

 

И в «Одиссее» некоторые так понимают слова Амфинома, когда тот советует женихам не нападать на Телемаха, пока не вопросят оракул Зевса:

 

Если ж позволят великого Зевса томуры,

Сам соглашусь я его поразить и других на убийство

Вызову; если же Зевс запретит, мой совет: воздержитесь.

(Од. XVI, 403—405)

 

Ведь, по их мнению, лучше читать в этом месте tomouroi, чем themistai. Во всяком случае у поэта нигде изречения оракула не называются themistai, но это слово означает «веления», «установления» и «законоположения». Tomouroi этих людей называли сокращенно, вместо tomarouroi, т. е. C. 329 «стражи Томара». А позднейшие критики читают tomouroi, однако проще было бы принять themistai и boulai в несобственном значении слова, как «приказания» и «постановления» оракула, так же как и «законы» вообще. Действительно, в таком смысле сказано, например, следующее:

 

С дуба высокого кроной, веление выслушать Зевса.

(Од. XIV, 328)

 

12. Вначале были мужчины-предсказатели; быть может, на это и указывает поэт, так как он называет их hypophetai19, в числе которых могли быть и предсказатели. Впоследствии же, когда Зевсу присоединили сопрестольницей в храме Диону, то предсказательницами были поставлены три старухи. Тем не менее Свида, желая угодить фессалийцам мифическими рассказами, сообщает, что святилище было перенесено из Фессалии, из области Пеласгии около Скотуссы (а Скотусса принадлежит к фессалийской Пеласгиотиде), сопровождало его большинство тех женщин, потомками которых были теперешние пророчицы. Отсюда и Зевс назван Пеласгическим. Но Киней рассказывает еще более мифическую историю[…]*

 

* Конец VII книги не сохранился.

 

с. 300

Фрагменты книги VII*

 

* Фрагменты VII книги взяты главным образом из так называемых «Ватиканского» и «Палатинских извлечений», Евстафия, древнего комментатора Гомера, лексикографа Стефана Византийского, Афинея, так называемого «Большого этимологического лексикона» и др.

 

1. Киней говорит, что в Фессалии есть город [Додона] и что дуб и прорицалище Зевса перенесены отсюда в Эпир (Steph. Byz. Dodone, s. v. ).

1a. В прежние времена прорицалище находилось около Скотуссы, города Пеласгиотиды. После того как кто-то сжег дерево, прорицалище было по повелению оракула Аполлона перенесено в Додону. Предсказания давались оракулом не словами, а известными знаками, подобно тому как это делал оракул Аммона в Ливии. Это были, быть может, какие-нибудь особенности в полете 3 голубей, наблюдая которые, жрицы давали предсказания. Рассказывают, впрочем, что на языке молоссов и феспротов старухи называются peliai1, а старики — pelioi. Быть может, пресловутые пелиады вовсе не птицы, а 3 старухи, жившие при храме (Exc. Vat. ).

1b. Что касается Скотуссы, то я уже упомянул о ней при описании Додоны и оракула в Фессалии, потому что город поблизости от этого места (Strabo IX, V, 20).

1c. Согласно Географу2, в Додоне почитается дуб, который считался древнейшим растением, [плоды которого] впервые послужили в пищу людям. Тот же писатель говорит относительно тамошних так называемых «пророческих голубей», что за полетом этих птиц наблюдали для птицегадания, подобно тому как были известны предсказатели по полету воронов (Eustath. ad Odyss. XIV, 327).

2. У феспротов и молоссов, как и у македонян, старухи назывались peliai, а старики — pelioi. Во всяком случае они называли лиц, занимавших у них почетные должности, «пелигонами», у лаконцев и массалийцев такие же лица назывались геронтами3. Отсюда, говорят, происходит миф о голубях на додонском дубе (Exc. Vat. ).

3. Поговорка «додонский медный сосуд»4 произошла так: в святилище стоял медный сосуд с держащей медный бич человеческой фигурой под ним — посвятительный дар коркирян. Бич этот был тройной в виде цепочки с косточками, свисавшими вниз; косточки эти, колеблемые ветром, все время ударялись о сосуд и производили столь протяжные звуки, что измерявший время от начала звука до его конца мог сосчитать до 400. Отсюда-то и пошла поговорка «бич коркирян» (Exc. ed. ).

4. Пеония лежит к востоку от этих племен и на запад от Фракийских гор, от македонян же — к северу; по дороге, идущей через город Гортиний и Стобы, она оставляет [узкий] проход [к югу]5, через который протекает Аксий, затрудняющий проход из Пеонии в Македонию, так же как Пеней, устремляясь со стороны Греции через Темпейскую долину, с. 301 ограждает, таким образом, Македонию. На юге же Пеония граничит со страной автариатов, дарданов и ардиеев; простирается Пеония вплоть до Стримона (Exc. Vat. ).

5. Галиакмон впадает в Фермейский залив (Exc. Vat. )

6. Орестида — обширная страна; в ней находится большая гора, которая тянется до горы Корака в Этолии и Парнасса. Вокруг этой горы живут сами оресты и тимфеи, а также греки за перешейком вокруг Парнасса, Эты и Пинда. Вся гора называется общим именем Бойона, но части ее имеют много названий. С самых высоких ее вершин, как говорят, можно видеть Эгейское море, Амбракийский и Ионийский заливы, что, как я думаю, является преувеличением. Гора Птелеон, возвышающаяся около Амбракийского залива, довольно высока; на одной стороне она простирается до Коркирского залива, а на другой — до моря у Левкады (Exc. Vat. ).

7. Коркиру, ослабленную множеством войн, вошло как бы в поговорку осмеивать (Exc. Vat. ).

8. В древности Коркира благоденствовала, обладая весьма большой силой на море, но ее погубили несколько войн и тираны. И даже впоследствии, хотя римляне и дали ей свободу, она не пользовалась доброй славой; в порицание сложилась поговорка:

 

Коркира, ты свободна, где хочешь, можешь…6

(Exc. ed. )

 

9. Из частей Европы теперь осталось описать Македонию и примыкающие к ней части Фракии до Византия, затем Грецию и соседние острова. Македония, правда, тоже Греция; теперь, однако, придерживаясь естественного характера и географической формы этих стран, я решил отделить ее от остальной Греции, соединив с пограничной частью Фракии вплоть до устья Евксинского Понта и Пропонтиды. Немного дальше [Страбон] упоминает Кипселы и реку Гебр. Он описывает также фигуру в виде параллелограмма, в котором заключена вся Македония (Exc. Vat. ).

10. С запада Македония ограничена побережьем Адриатического моря; с востока — меридиональной линией, параллельной этому побережью, проходящей через устья реки Гебра и через город Кипселы; с севера — воображаемой прямой линией, которая пересекает гору Бертиск, Скард, Орбел, Родопу и Гем. Эти горы, начинаясь от Адриатического моря, тянутся по прямой линии вплоть до Евксинского Понта, образуя по направлению к югу большой полуостров, охватывающий вместе с Фракией Македонию, Эпир и Ахею; с юга — Эгнатиевой дорогой, идущей от города Диррахия на восток до Фессалоникии. Эта фигура Македонии весьма похожа на параллелограмм (Exc. ed. ).

11. Современная Македония в прежнее время называлась Эмафией. Имя это она получила от Македона, одного из ее древних властителей. Существовал также город Эмафия на море. Частично эту страну заняли какие-то эпирцы и иллирийцы, а б о льшую ее часть — боттиеи и с. 302 фракийцы. Боттиеи, как говорят7, были критского происхождения и прибыли оттуда под предводительством Боттона; из фракийцев же пиеры жили в Пиерии и в области около Олимпа; пеоны обитали на землях по берегам реки Аксия и в местности, названной по ней Амфакситидой; эдоны и бисальты жили в остальной части страны до Стримона. Из этих племен только последнее называлось бисальтами, а из эдонов одни носили название мигдонов, другие — эдонов и третьи — сифонов. Над всеми этими народностями установили свое господство так называемые аргеады8, а также халкидяне с Евбеи, потому что и халкидяне с Евбеи прибыли в страну сифонов и основали там около 30 городов. Впоследствии большинство изгнанных из них жителей переселилось вместе в один город — в Олинф; они стали называться фракийскими халкидянами (Exc. Vat. ).

11a. Племенное имя жителей Боттии произносится с i9, как указывает Страбон в VII книге. Город10 называется по имени критянина Боттона (Etym. Magn. стр. 206, 6).

11b. Амфаксий. Две части речи11. Город. Племенное имя жителей Амфаксия — амфаксит. Страбон в VII книге (Steph. Byz. Amphaxion, s. v. ).

12. Пеней отделяет Нижнюю Македонию, или приморскую, от Фессалии и Магнесии, Галиакмон же вместе с Эригоном, Аксием и другими реками отделяет Верхнюю Македонию от области эпирцев и пеонов (Exc. Vat. ).

12a. Ведь если, согласно Географу, Македония простирается от фессалийского Пелиона и Пенея до Пеонии и области эпирских народностей, если у греков под Троей были союзники из Пеонии, то трудно себе представить, чтобы к троянцам прибыли союзники из упомянутой более отдаленной области Пеонии (Eustath. ad Iliad. II, 848).

13. Из всего македонского побережья (от изгиба Фермейского залива и Фессалоникии) одна часть простирается к югу до Суния, а другая — к востоку до фракийского Херсонеса и образует нечто вроде угла с упомянутым изгибом. Ввиду того что Македония простирается в обе стороны, мне приходится начинать с части, упомянутой первой. Над первой частью, над областью Суния, лежит Аттика вместе с Мегарской областью до Крисейского залива. Затем идет беотийское побережье, обращенное к Евбее. К западу над этим побережьем параллельно Аттике расположена остальная часть Беотии. Страбон говорит также, что Эгнатиева дорога, идущая от Ионийского залива, оканчивается у Фессалоникии (Exc. Vat. ).

14. Что касается лентообразных полос земли, говорит Страбон, то прежде всего я выделю границы народностей, живущих недалеко от Пенея и Галиакмона у моря. Пеней течет с горы Пинда через середину Фессалии на восток; пройдя через города лапифов и через некоторые города перребов, река достигает Темпейской долины. Пеней уже принял к этому времени несколько притоков и среди них Европа; последний Гомер назвал Титаресием12, так как истоки этой реки находятся на горе Титарии, тесно соединенной с Олимпом, который отсюда начинает отделять Македонию от Фессалии. Темпейская долина — это узкое ущелье между Олимпом и с. 303 Оссой; из этих теснин Пеней течет еще около 40 стадий, имея на левой стороне Олимп — самую высокую гору Македонии, а на правой стороне (поблизости от своего устья) — Оссу. Недалеко от устья Пенея (справа) расположен Гиртон — перребский и магнетский город, где царствовали Пирифой и Иксион. Почти в 100 стадиях от Гиртона находится город Краннон. Утверждают, что, когда Гомер говорит «оба из Фракии»13 и так далее, под «эфирами» он подразумевает краннонцев, а под «флегиянами» — гиртонцев. На другой стороне [Пенея] расположена Пиерия (Exc. Vat. ).

15. Река Пеней, протекая через Темпейскую долину, берет начало с горы Пинда; затем ее течение проходит через середину Фессалии и земли лапифов и перребов; потом Пеней принимает приток — реку Европ, которую Гомер назвал Титаресием, и отделяет на севере Македонию, а на юге — Фессалию. Истоки реки Европа начинаются на горе Титарии, примыкающей к Олимпу. Олимп относится к Македонии, а Осса и Пелион — к Фессалии (Exc. ed. ).

15a. Согласно Географу, Пеней берет начало с горы Пинда, у которой живут перребы. О Пенее Страбон говорит следующее: Пеней берет начало на Пинде. Он течет, оставив на левой стороне Трикку, вокруг Атрака и Лариссы; затем принимает реки Фессалии и проходит через Темпейскую долину. Протекая через середину Фессалии, река эта принимает много притоков; затем в своем течении Пеней налево имеет Олимп, а направо — Оссу. При устье Пенея на правой стороне лежит магнетский город Гиртон, в котором царствовали Пирифой и Иксион. Невдалеке от Гиртона лежит город Краннон, граждане которого назывались иначе «эфирами», так же как граждане Гиртона — «флегиянами» (Eustath. ad Iliad. II, 750).

16. Под склонами Олимпа, вдоль по течению реки Пенея, лежит Гиртон, перребский и магнетский город, где правили Пирифой и Иксион. Краннон находится в 100 стадиях от Гиртона; говорят, что, когда Гомер сказал «оба из Фракии», он имел в виду под «эфирами» краннонцев, а под «флегиянами» — гиртонцев14 (Exc. ed. ).

16a. Город Краннон, по словам Страбона, находится в 100 стадиях от Гиртона (Steph. Byz. Krannon, s. v. ).

16b Гомолий — город Македонии и Магнесии, как говорит Страбон в VII книге (Steph. Byz. Homolion, s. v. ).

16c. В описании Македонии я упомянул уже, что Гомолий лежит у Оссы, там, где Пеней, протекая через Темпейскую долину, начинает изливать свои воды в море (Strabo, IX, V, 22).

16d. Было несколько разных Эфир, если действительно Географ насчитывает их 9 (Eustath. ad Iliad. II, 659).

16e. Географ говорит о магнетском городе Гиртоне близ устьев Пенея (Eustath. ad Iliad. XIII, 301).

17. Город Дион, лежащий на склонах Олимпа, находится не на берегу Фермейского залива, а почти в 7 стадиях от него. Поблизости от города Диона находится селение Пимплея, где жил Орфей (Exc. ed. ).

18. У подошвы Олимпа лежит город Дион; неподалеку находится с. 304 селение Пимплея. Здесь, как говорят, жил Орфей, киконец и колдун, который впервые стал зарабатывать деньги, занимаясь музыкой, предсказаниями и справляя тайные обряды, связанные с посвящением в мистерии; потом, считая себя уже достойным большего, он собрал толпу приверженцев и приобрел большое значение. Некоторые предавались ему добровольно, другие же, заподозрив заговор и насилие, объединились для восстания и погубили его. Неподалеку здесь находятся также Либефры (Exc. Vat. ).

19. В прежнее время прорицатели занимались также и музыкой (Exc. ed. ).

20. После Диона идет устье Галиакмона; затем следуют Пидна, Мефона, Алор и реки Эригон и Лудий. Эригон течет из области трикларов через землю орестов и Пеллею15, оставляя этот город влево и сливаясь с Аксием; Лудий же судоходен вверх по течению до Пеллы на 120 стадий. Мефона находится между Пидной и Алором: приблизительно в 40 стадиях от первой и в 70 стадиях от второго. Алор лежит в самом дальнем углу Фермейского залива и называется Фессалоникией из-за ее славы. Алор считают городом боттиеев, а Пидну — пиерийским. Пелла относится к Нижней Македонии, которую занимают боттиеи. Здесь находилось в прежние времена казнохранилище македонян. Этот город, первоначально незначительный, возвысил Филипп, который был в нем воспитан. В городе есть крепость на озере под названием Лудий. Из этого озера вытекает река Лудий, а само озеро наполняется через какой-то проток водами Аксия. Аксий впадает в море между Халастрой и Фермой. На этой реке лежит укрепленное место, теперь называемое Абидон, у Гомера же — Амидон. Гомер говорит, что отсюда пришли под Трою в качестве союзников троянцев пеоны, [которые]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...