Условий комфортности в композиции
Композиция это искусство составления или, на что явно указывает сам термин, компоновки. Мы будем рассматривать узкую область композиции, а именно композицию в станковой живописи и в станковой графике. Термин "станковая" указывает на то что холст или лист устанавливается на станке, то есть на мольберте. Для начала мы будем говорить только о черно-белой или тоновой композиции. Это значит что в наших композиционных схемах будут присутствовать только два цвета - черный и белый без каких-либо полутонов. Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают на подсознательном уровне. Мы будем рассматривать композицию и ее законы в их положительном аспекте и, таким образом, задачей композиции в нашем случае будет создание на ограниченной прямоугольной плоскости пространства, которое подсознательно будет восприниматься как комфортное. Этой плоскостью можно распорядиться двояко: можно либо нанести на нее в каком-то ее месте пятно, либо не наносить пятна. Ограниченная плоскость и пятна - элементы составляющие композицию. Они обладают качествами тона, размера и формы. 1. Первое условие комфортности - неравное количество черного и белого в композиции. Это нужно для того чтобы ясно читалось, что есть фон, а что - фигуры на нем. Обычно подсознательно в качестве фона воспринимается то чего больше. А если количество черного и белого равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за невозможности явного предпочтения. 2. Второе условие комфортности - присутствие в пространстве композиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы делим на три большие категории: большие предметы, средние и маленькие. Однако, это деление относительно и связано со вмещающей средой. Например, стул на улице мы воспринимаем как небольшой предмет. Стул в комнате воспринимается как предмет среднего размера. Стул поставленный в шкаф - большой предмет.
Присутствие в пространстве элементов трех категорий - большие, средние и малые элементы - делает это пространство комфортным.
Если в композиции отсутствуют малые пятна, она воспринимается как часть чего-то большего, как тесная или, иначе говоря, фрагментарная. Если в композиции отсутствуют большие пятна, она воспринимается как пустая, скучная или монотонная. Фрагментарность и монотонность – две крайности в композиции, которых мы будем стараться избегать. 3. Третье условие комфортности - композиция должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемого композиционным центром. Композиционный центр это специально выделенное место в композиции, которое обладает качествами, присущими только ему. Композиционный центр не является геометрическим центром листа. Теперь я предлагаю Вам вооружиться листом бумаги формата А-4 – это будет наша плоскость - и кусочками черной бумаги маленького, среднего и большого размера - это будут наши пятна. Разберем способы выделения композиционного центра: а).Выделение пятна в качестве композиционного центра по признаку размера. Чтобы выделить пятно в качестве композиционного центра достаточно будет оставить его единственным в своем разряде. Накидайте на плоскость по несколько пятен каждого размера - большие, средние и малые. А теперь уберите все большие пятна кроме одного. Это пятно сразу начинает привлекать внимание, выделяться. Проделайте такую же операцию со средними, а затем с малыми пятнами. б). Выделение пятна в качестве композиционного центра на нюансе (инверсия).
Попробуем выделить пятно, не убирая подобные ему. Накидаем на плоскость по несколько пятен каждого размера. Теперь сделаем маленькое белое пятно и поместим его на одно из больших черных
пятен. Таким образом, большое черное пятно начинает выделяться среди подобных ему. В то же время, маленькое белое пятно тоже выделено - среди маленьких пятен только оно одно белое.
Возникает вопрос: что же является композиционным центром - большое черное пятно или маленькое белое пятно на нем? Композиционный центр не является пятном. Это точка, некий центр равновесия в пятне, как если бы мы прикололи это пятно булавкой к вертикальной плоскости. В данном случае мы имеем два пятна и композиционный центр находится где-то на линии, соединяющей их центры. Эта схема с булавками не является точной методикой определения композиционного центра, но она дает некоторую наглядность. в). Выделение части фона в качестве композиционного центра.
Композиционный центр может находиться не на пятне, а на выделенной окружающими пятнами части фона. Тогда он находится где-то посередине фигуры образованной линиями, связывающими центры этих пятен по периметру.
г). Сложные способы выделения композиционного центра.
Часто композиционный центр выделяется не одним а несколькими способами. Например, большое черное пятно с маленьким белым на нем работает с выделенной частью фона. В этом случае композиционный центр находится между тремя центрами: центром большого черного пятна, центром малого белого пятна и центром выделенной части фона.
Теперь пора объяснить, почему пятна выделяющие часть фона связаны по периметру, а не через середину. Это происходит в силу инерции восприятия. Когда мы разглядываем черные пятна взгляд переходит от пятна к пятну по самому короткому пути, стараясь скорее миновать белые пространства. Именно на этом свойстве восприятия строится понятие движения в композиции. Под движением в композиции подразумевается подсознательная последовательность разглядывания элементов изображения. Чередование пятен и промежутков между ними по ходу движения создает ритм, подобно тому как в музыке ритм создается чередованием ударов и пауз различной длительности.
4. Четвертое условие комфортности - пятна и промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным. Даже если только промежутки или только пятна будут равной величины, ритм начинает тяготеть к монотонности, что создает дискомфорт. Кроме понятий движения и ритма мы введем понятие пластики. Понятие пластики часто употребляется в хореографии применительно к танцевальным движениям. Говорят о красивой, некрасивой, текучей, угловатой пластике и т.д. То есть, одно и то же движение можно выполнить с различной пластикой. Пластика в этом случае это способ сочетания составляющих движение элементов. То же самое и в нашей композиции: пластика это способ сочетания частей при образовании целого. Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции. Например, используя движение мы можем привести внимание зрителя к определенному месту композиции. При этом ритм и пластика зададут этому движению какое-то конкретное настроение. Попробуйте выполнить это практически с помощью имеющегося белого листа и черных кусочков бумаги. 5. Пятое условие комфортности - сбалансированность выходов пятен в края композиции. Если в композиции все пятна находятся на каком-то расстоянии от краев, а одно пятно расположено вплотную к правому краю, то у нас создастся впечатление что наш лист обрезан справа и является левой частью большего листа. То же произойдет если одно пятно находится вплотную к левому краю - композиция будет восприниматься как фрагмент большего изображения. Это создает дискомфорт. Если же пятна граничат и с левым и с правым краями, композиция будет восприниматься как нечто цельное или как центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы пятен в края композиции должны компенсироваться. А вот с выходами вверх и вниз все обстоит иначе - они не нуждаются в компенсации. По вертикали композиция устойчива. Геометрическим центром листа в композиции является не точка, а вертикальная линия. Поэтому композицию в горизонтальном формате труднее собрать – она имеет тенденцию "разламываться" надвое по этой вертикали. Итак, мы рассмотрели основные принципы построения тоновой двухкомпонентной композиции. В последующем материале мы рассмотрим цветовую двухкомпонентную композицию и линейную композицию. Кроме этих трех видов можно рассматривать и другие, например, трехкомпонентные композиции (черно-бело-серые композиционные наброски Эмиля Нольдэ) и т. д. Но эти возможности мы оставляем за пределами нашего курса. Мы также не рассматриваем всех способов организации пространства композиции - впоследствии Вы можете с этим разобраться по мере практики.
Подведем итог всему что мы сейчас узнали о композиции. Композиция состоит из элементов: 1. Плоскость2. пятна Композиция должна отвечать пяти условиям комфортности: 1. неравное количество черного и белого 2. присутствие пятен трех размеров - больших, средних и малых 3. цельность - построение композиции относительно композиционного центра 4. немонотонный ритм 5. сбалансированность композиции Средства организации композиции: 1. Движение 2. Ритм 3. пластика Способы выделения композиционного центра:
а). выделение пятна по признаку размера б). выделение пятна на нюансе (инверсия) в). выделение части фона окружением г). Сложные способы выделения Урок № 5. Ритм, метр Цели и задачи: Размесить в трех одинаковых форматах (квадрат 8×8) ряд фигур так, чтобы: · ритм был однообразен (шахматная доска); · случаен; · достаточно сложен и интересен. Выполнение упражнения с большим количеством фигур или линий. Формат А4, фломастер темный, шаблон или цветная бумага, ножницы, клей. Подача графическая (аппликативная). Домашнее задание: подготовка форматов с графической разметкой для быстрой работы на уроке, выполнение вариантов заданий.
Ритм Важным средством приведения разнообразных форм и их элементов к гармоничному единству является ритм. Ритм (греч. гЫШтов — течение) — чередование соизмеримых элементов ка-кого-либо целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой. Ритмичность присуща различным явлениям и формам природы: смене времен года, дня и ночи, расположению листьев на ветке дерева, полос и пятен в окраске животных и т. п. Она существует во всех произведениях искусства: музыке (чередование звуков), поэзии (чередование рифм), архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (разнообразное повторение и чередование форм на плоскости или в пространстве). Уже в странах Древнего Востока ком-прзиция орнаментов и костюмов была упорядочена и отличалась строгостью и наличием ритма (рис. 5.8). В искусстве Древнего Египта основной формой композиции являлся фриз, в котором ритмически чередовались изобразительные элементы (рис. 5.9). Ритм также прослеживался в ювелирных украшениях и костюмах египтян (рис. 5.10).
В отличие от Египта в Древней Греции ритмические построения в росписях ваз, скульптуре, архитектуре и живописи стали более живыми (рис. 5.11), а древнегреческий костюм был построен на различных ритмах складок и драпировок (рис. 5.12). В эпоху Возрождения ритмичное расчленение плоскости считалось одной из трех главных задач композиции наряду с перспективой и точкой зрения. В последующие эпохи
Рис. 5.8. Зарисовки изображений на бронзовых ситулах. Мидийское царство. VIII в. до н.э. Рис. 5.9. Жертвоприношение. Рельеф гробницы в Саккаре. Фрагмент. 3 тыс. до н.э. Рис. 5.10. Колье из жемчуга, покрытого глазурью. XIV в. до н.э.
Амфора с изображением силенов и менад. Древняя Греция Примеры метрического ритма Динамические ритмические рады
Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соответствии с этим повторяемость элементов может быть статическая (метрическая) и динамическая (подвижная, развивающаяся). Статический ритмический ряд (или метрический ритм) — это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Метрическое чередование элементов придает композиции устойчивость и уравновешенность. Динамический ритмический ряд — это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной математической закономерностью размерах элементов и интервалах между ними. В отличие от метрического ритма, строящегося по принципу одинаковости, динамический ряд строится по принципу разнообразия, он характеризуется более сложными, неравномерными пропорциональными изменениями. В динамическом ряду возможны следующие изменения: · изменение величины чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними; · сохранение величин чередующихся элементов при изменении интервалов между ними; · изменение и величин элементов, и интервалов между ними.
По способу организации элементов ритм может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, радиально-лу-чевое и т.д.
Ритм как свойство композиции связан с особенностями зрительного восприятия. Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных — к светлым, от малых интервалов к большим.
В чем значение ритма в композиции? Охарактеризуйте виды ритмических повторов. Составьте из геометрических фигур метрический и динамический рады.
Урок № 6. Симметрия и асимметрия Цели и задачи: Размещение в трех одинаковых форматах (квадрат 8×8) фигур так, чтобы: · фигуры были симметричны относительно вертикали; · фигуры были симметричны относительно горизонтали; · фигуры были симметричны относительно вертикали и горизонтали одновременно. Размесить в трех одинаковых форматах (квадрат 8×8) фигуры так, чтобы: · фигуры были асимметричны относительно вертикали; · фигуры были асимметричны относительно горизонтали; · фигуры были асимметричны относительно вертикали и горизонтали одновременно. Асимметрия уравновешенная. Формат А4, фломастер темный, шаблон или бумага, ножницы, клей. Подача графическая, (аппликативная). Домашнее задание: подготовка форматов с графической разметкой для быстрой работы на уроке, выполнение вариантов заданий.
§ 4. Приемы построения композиции
Для достижения целостности композиции художнику необходимо правильно использовать приемы ее построения. Поиск гармонизации композиции основан на применении таких приемов, как контраст, нюанс, тождество, симметрия, асимметрия, статика, динамика.
Контраст и нюанс
Контраст (от франц. contraste — резкое различие, противоположность) — противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств. Контраст — одно из важных выразительных средств пластических искусств. В декоративной композиции контраст является той воздействующей силой, которая определяет ее выразительность и может проявляться в различии форм, размеров, цвета, фактур, пропорций, степени объемности. Как композиционный прием контраст используют при создании мажорных, динамичных композиций. На рис. 5.15 показаны упражнения по композиции на использование контраста размеров.
Если в композиции имеется полное сходство элементов по размерам, форме и другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве (подобии). Здесь элемент композиции повторяется в различных вариациях.
Нюанс — это очень тонкое переходное состояние от контраста к подобию. Само понятие «нюанс» означает «отклонение», «едва заметный переход». В нюансовых отношениях различия незначительны, сходство выражено даже сильнее, чем различие. Нюанс в отличии от контраста — это разнообразная гамма вариантов в тончайших отношениях однородных качеств: размеров, цвета, фактур и т.д.
В одной композиции могут одновременно присутствовать и контраст, и нюанс. Например, если нужно выделить композиционный центр и подчинить ему остальные элементы композиции. Главный элемент должен быть контрастным к второстепенным, которые в свою очередь будут находиться между собой в нюансовых отношениях.
Симметрия и асимметрия
Симметрия (греч. вттеМа — соразмерность) — одинаковость в расположении частей целого относительно оси, плоскости или центра. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе (листья, цветы, строение животных и человека, кристаллы, снежинки и т.д.).
Рис. 5.15. Упражнения по композиции на использование контраста размеров
Композиционная целостность достигается тогда, когда в композиции предусмотрено равновесие — состояние формы, в которой все элементы сбалансированы между собой. Такая композиция вызывает ощущение целостности и устойчивости.
В природе существует два вида симметрии: центрально-осевая (бабочка, птица, человек и т.д.) (рис. 5.16) и радиально-лучевая, или осевая (цветок ромашки, подсолнечник, гриб, дерево) (рис. 5.17). Плоскости симметрии растущих цветов, грибов, деревьев ориентированы всегда вертикально. Плоскость симметрии — это такая плоскость, которая делит форму на две зеркально равные части.
Характерной разновидностью симметрии является винтовая, возникающая как результат вращательного движения точки или линии вокруг оси и одновременного движения вдоль нее. ' Асимметрия — это расположение элементов в композиции при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии.
Асимметричная композиция применяется для подчеркивания динамичности решения. Главное условие цельности асимметричной формы — это ее композиционная уравновешенность.
Симметрия и асимметрия — два начала, организующие форму. Симметрия воспринимается как проявление покбя, строгой закономерности, даже некоторой скованности. Асимметрия — проявление движения, свободы. Если симметричная форма легка для восприятия, то асимметричная — требует большего внимания и усваивается постепенно.
Выбор того или иного вида равновесия в композиции зависит от поставленных художником задач, когда особое значение приобретает взаимодействие содержания, характера материла и психологических особенностей восприятия. Урок № 7. Динамика и статика Цели и задачи: Размесить в двух одинаковых форматах (квадрат 8×8) фигуры так, чтобы они отражали: статичную симметрию; динамичную асимметрию. Формат А4, фломастер темный, или бумага, ножницы, клей. Подача графическая (аппликативная). Домашнее задание: выполнение вариантов заданий.
Статика и динамика Композиционными приемами, часто дополняющими друг друга, являются статика и динамика.
Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует развитие, изменение, зрительное движение. В динамичной композиции последовательность восприятия зрителем ее элементов задается художником в соответствии с его замыслом. С помощью динамики можно выделить главное в композиции — композиционный центр.
Рис. 5.16. Пример центрально-осевой симметрии в природном объекте
Рис. 5.17. Примеры радиально-лучевой симметрии: а — схема построения; б — в природном объекте
Качеством, противоположным динамике, является статика. Статика — это состояние покоя, устойчивости, неподвижности. Статика характеризуется равновесием частей и элементов композиции.
Статичная композиция всегда имеет явный центр, вокруг которого организуются другие элементы. Примеры статичной и динамичной композиций приведены на рис. 5.18. Раздел 2. Стилизация
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|