Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы
Урок № 8. Рисунок с натуры Цели и задачи: Рисунок с натурыцветка со стеблем из гербария или копирование ботанического рисунка. Формат А4, карандаш, гелиевая ручка. Рисунок занимает ½ листа. Подача графическая.
Домашнее задание: выполнение зарисовок растительных форм.
Урок № 9. Силуэт Цели и задачи: Плоскостное изображение выбранного объекта. Передача характерных особенностей цветка. Отсекание лишнего и незначительного. Подача графическая (использование пятна). Формат А4, карандаш, тушь, фломастер, белая бумага. Рисунок занимает ½ листа. Домашнее задание: выполнение вариантов силуэтного решения растительных форм. Урок № 10. Трансформация формы предмета Цели и задачи: Изменение силуэтной формы предмета за счет изменения пропорций объекта: · относительно вертикальной оси (расширение, сжимание); · изменение пропорций предмета относительно горизонтальной оси (вытягивание, сплющивание); · изменение пропорций между основными конструктивными элементами внутри изображаемого объекта. Подача графическая (использование пятна и линии). Формат А4, кисть, фломастер, белая бумага. Домашнее задание: выполнение дополнительных вариантов трансформации растительных форм. Многообразие живой и неживой природы является неиссякаемым источником вдохновения для творческого человека. Только в контакте с природой человек познает ее красоту, гармонию и совершенство.
Орнаментальные композиции, как правило, создаются на основе трансформации природных форм.
Трансформация — изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.
Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и т.д.
В декоративном искусстве в процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное, отказываясь от второстепенных деталей.
Трансформации природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов художник создает декоративные на основе творческого воображения.
Задача художника никогда не сводится к простому украшательству. Каждая декоративная композиция должна подчеркивать, выявлять форму и назначение украшаемого предмета. Ее стилевое, линейное и цветовое решение основано на творческом переосмыслении натуры.
Трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы
Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение.
Растительный мир во многом ритмичен и орнаментален. Это можно проследить, рассматривая расположение листьев на ветке, прожилок на листе, лепестки цветка, кору дерева и т.д. При этом важно увидеть самое характерное в пластической форме наблюдаемого мотива и осознать закономерную связь элементов природного узора. На рис. 5.45 представлены зарисовки растений, которые хотя и передают их образ, но не являются абсолютной копией. Выполняя эти рисунки, художник прослеживает ритмические чередования элементов (веток, цветов, листьев), стремясь при этом выявить самое главное и характерное.
Для трансформации природной формы в орнаментальный мотив необходимо сначала найти убедительный по своей художественной выразительности объект. Однако, обобщая форму, не всегда нужно отказываться от мелких деталей, так как они могут придать форме большую декоративность и выразительность.
Выявлению пластических особенностей природных форм способствуют зарисовки с натуры. С одного объекта желательно сделать серию зарисовок с разных точек зрения и в разных ракурсах, подчеркивая выразительные стороны объекта. Эти зарисовки являются основой для декоративной переработки природной формы.
Видеть и распознавать орнамент в любом природном мотиве, уметь раскрыть и отобразить ритмическую организацию элементов мотива, выразительно трактовать их форму — все это составляет необходимые для художника требования при создании орнаментального образа.
Рис. 5.45. Натурные зарисовки растений
Рис. 5.49. Трансформация растительного мотива. Учебная работа На рис. 5.49 представлены примеры работы над трансформацией растительной формы с использованием линейного, пятнового и линейно-пятново-го решения.
Рассматривая особенности трансформации растительных форм в орнаментальные мотивы, следует отметить, что цвет и колорит природных мотивов также подлежит художественному преобразованию, а порой и кардинальному переосмыслению. Не всегда естественный цвет растения может быть использован в орнаментальной композиции. Растительный мотив может быть решен в условном цвете, заранее избранном колорите, в сочетании родственных или родственно-контрастных цветов. Возможен и полный отказ от реального цвета. Именно в этом случае он приобретает декоративную условность.
Трансформация форм животного мира в орнаментальные мотивы
Рисование с натуры животных и процесс трансформации их форм имеет свои особенности. Наряду с набросками с натуры существенным обстоятельством является приобретение навыков работы по памяти и по представлению. Нужно не копировать форму, а изучать ее, запоминать характерные черты, чтобы потом обобщенно изобразить их по памяти. Примером могут служить зарисовки птиц, представленные на рис. 5.50, которые выполнены линией.
Рис. 5.50. Зарисовки птиц по памяти и по представлению
Рис. 5.51. Декоративно-графические изображения птиц
Рис. 5.52. Примеры трансформации формы тела кошки в декоративный мотив.
Учебная работа
Предметом пластических переосмыслений животных мотивов может быть не только фигура животного, но и разнообразная фактура покрова. Нужно учиться выявлять орнаментальную структуру поверхности исследуемого объекта, чувствовать ее даже там, где она выступает не слишком ясно.
В отличие от изобразительного искусства в декоративно-прикладном выявление типичного происходит по-ино-му. Черты конкретного индивидуального образа в орнаментике порой теряют свой смысл, они становятся лишними. Таким образом, птица или зверь конкретного вида могут превратиться как бы в птицу или зверя вообще.
В процессе декоративной работы природная форма приобретает условный декоративный смысл; это часто связано с нарушением пропорций (важно четко представлять, для чего это нарушение допускается). Существенную роль в преобразовании природных форм играет образное начало. В результате мотив животного мира иногда приобретает черты сказочности, фантастичности (рис. 5.51).
Пути трансформации животных форм такие же, как и растительных, — это отбор самых существенных характеристик, гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных, достижение единства орнаментального строя с пластической формой объекта и гармонизация внешней и внутренней орнаментальных структур объекта. В процессе трансформации животных форм также применяются такие выразительные средства, как линия и пятно (рис. 5.52).
Итак, процесс трансформации природных форм можно разделить на два этапа. На первом этапе выполняют натурные зарисовки, выражающие точным, лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы и ее фактурной орнаментации. Второй этап — это непосредственно творческий процесс. Художник, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ, построенный по законам гармонии орнаментального искусства.
Рассмотренные в данном параграфе пути и принципы трансформации природных форм позволяют сделать вывод о том, что важным, а может быть, и главным моментом в процессе трансформации является создание выразительного образа, преобразование реальности с целью выявления ее новых эстетических качеств.
Урок № 11. Геометризация формы Цели и задачи: Приведениеизмененного по форме растительного объекта (цветка) к простейшим геометрическим формам: · кругу (овалу); · квадрату (прямоугольнику); · треугольнику. Подача графическая. Формат А4, фломастер, белая бумага.
Домашнее задание: выполнение дополнительных вариантов геометризации растительных форм.
Раздел 3. Цветоведение Характеристики цвета Урок № 12. Цветовой круг (8 цветов) Цели и задачи: Знакомство учащихся с цветовым кругом и с цветом как художественным материалом. Выполнение цветового круга на восемь цветов. Формат А4, гуашь, бумага, кисти. Домашнее задание: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе на следующем уроке. 5. Цвет в декоративной композиции Одним из важнейших композиционных и художественно-выразительных средств в декоративной композиции является цвет. Цвет — это один из главных компонентов декоративного образа.
В декоративной работе художник стремится к гармоническому соотношению цветов. Основой при составлении разных цветовых сочетаний является использование различия цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Эти три характеристики цвета дают возможность построить множество цветовых гармоний.
Цветовые гармонические ряды можно разделить на контрастные, в которых цвета противопоставляются друг другу, и нюансные, в которых сочетаются либо цвета одного тона, но разного оттенка; либо цвета разного тона, но близко расположенные в цветовом круге (голубой и синий); либо цвета, близкие по тону (зеленый, желтый, салатный). Таким образом, нюансными называются гармонические цветовые связи, имеющие незначительные различия по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
Гармонические сочетания могут давать и ахроматические цвета, которые обладают только светлотными различиями и сочетаются, как правило, в двух и трех цветах. Двухцветовые сочетания ахроматических цветов выражаются либо как нюанс близкорасположенных в ряду тонов, либо как контраст далеко отстоящих по светлоте тонов.
Наиболее выразительным контрастом является контраст черного и белого тонов. Между ними находятся различные оттенки серого тона, которые в свою очередь могут образовывать (ближе к черному или белому) контрастные сочетания. Однако эти контрасты будут меньшей силы выразительности, чем контраст черного и белого.
Для составления гармоничных сочетаний хроматических цветов можно использовать цветовой круг.
В цветовом круге, разделенном на четыре четверти (рис. 5.19) на концах взаимно перпендикулярных диаметров, располагаются соответственно цвета: желтый и синий, красный и зеленый. По гармоничному сочетанию в нем выделяют родственные, контрастные и родственно-контрастные цвета.
Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и содержат в своем составе хотя бы один общий (главный) цвет, например: желтый, желто-красный, желтовато-крас-ный. Существует четыре группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.
Родственно-контрастные цвета
располагаются в двух соседних четвертях цветового круга, имеют один общий (главный) цвет и содержат в себе контрастные цвета. Существует четыре группы родственно-контрастных цветов:
желто-красные и красно-синие;
красно-синие и сине-желтые;
сине-зеленые и зелено-желтые;
зелено-желтые и желто-красные.
Рис. 5.19. Схема расположения родственных, контрастных и родственно-контрастных цветов
Цветовая композиция будет иметь понятную форму тогда, когда она строится на ограниченном числе цветовых сочетаний. Цветовые сочетания должны составлять гармоничное единство, производящее впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.
Выделяют четыре группы цветовых гармоний:.
однотоновые гармонии (см. рис. 26 на цв. вкл.);
гармонии родственных цветов (см. рис. 27 на цв. вкл.);
гармонии родственно-контрастных цветов (см. рис. 28 на цв. вкл.);
гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов (см. рис. 29 на цв. вкл.).
Однотоновые гармонии цветов в своей основе имеют какой-либо один цветовой тон, который в том или ином количестве присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Цвета различаются между собой лишь по насыщенности и светлоте. В таких сочетаниях используют и ахроматические цвета. Однотоновые гармонии создают колорит, имеющий спокойный уравновешенный характер. Его можно определить как нюансный, хотя не исключен и контраст в противопоставлении темного и светлого цветов.
Гармоничные сочетания родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Сочетания родственных цветов представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму. Для того чтобы колорит не был однообразным, используют введение ахроматических примесей, т. е. затемнение или высветление некоторых цветов, что привносит в композицию светлостный контраст и тем самым способствует ее выразительности.
Тщательно подобранные родственные цвета дают большие возможности для создания интересной композиции.
Наиболее богатый в отношении колористических возможностей вид цветовой гармонии — это гармоничное сочетание родственно-контрастных цветов. Однако не все сочетания родствен-но-контрастных цветов способны составлять удачную цветовую композицию.
Родственно-контрастные цвета будут гармонировать друг с другом, если Количество объединяющего их главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. На этом принципе строятся гармоничные сочетания двух, трех и четырех родственно-контрастных цветов.
На рис. 5.20 представлены схемы построения двухцветных и многоцветных гармоничных сочетаний родственно-контрастных цветов. Из схем видно, что удачно будут сочетаться два родственно-контрастных цвета, если их положение в цветовом круге определяется концами строго вертикальных или горизонтальных хорд (рис. 5.20, а).
При сочетании трех цветовых тонов возможны следующие варианты:
Рис. 5.20. Схемы построения гармоничных сочетаний цветов
если в круг вписать прямоугольный треугольник, гипотенуза которого при этом совпадет с диаметром круга, а катеты примут в круге горизонтальное и вертикальное положения, то вершины этого треугольника укажут на три гармонично сочетающихся цвета (рис. 5.20, б);
если в круг вписать равносторонний треугольник так, чтобы одна из его сторон являлась горизонтальной или вертикальной хордой, то вершина угла, противоположного хорде, укажет на главный цвет, объединяющий два других, расположенных на концах хорды (рис. 5.20, в). Таким образом, вершины вписанных в круг равносторонних треугольников укажут на цвета, образующие гармоничные триады;
гармоничным будет также сочетание цветов, находящихся в вершинах тупоугольных треугольников: вершина тупого угла указывает на главный цвет, а противоположная сторона будет являться горизонтальной или вертикальной хордой круга, концы которой указывают на цвета, составляющие с главным гармоничную триаду (рис. 5.20, г).
Углы вписанных в круг прямоугольников отметят гармоничные сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Вершины квадрата укажут на самый устойчивый вариант цветовых сочетаний, хотя и отличающийся повышенной цветовой активностью и контрастом (рис. 5.20, д).
Цвета, расположенные на концах диаметров цветового круга, обладают полярными свойствами. Их сочетания придают цветовой комбинации напряженность и динамичность. Гармоничные сочетания контрастных цветов представлены на рис. 5.20, е.
Все физические и психологические качества цвета, принципы построения цветовой гармонии обязательно учитываются в решении декоративной композиции.
Контрольные вопросы и задания
1. На какие две группы можно разделить цветовые гармонические ряды?
2. Расскажите о вариантах гармонических сочетаний ахроматических цветов.
3. Что такое родственные и родственно-контрастные цвета?
4. Назовите группы цветовых гармоний.
5. Пользуясь цветовым кругом, назовите варианты многоцветовых гармоний.
6. Составьте выкраски однотоновых, родственных, родственно-контрастных и контрастных цветовых сочетаний (по три варианта). Урок № 13. Основные группы цветов Цели и задачи: Выделить основные группы цветов по зрительному впечатлению: · красный, · желтый, · синий, · зеленый. Составить оттенки основных групп цветов. Учитывая возраст учащихся, цветовая шкала может выполняться в необычной форме, например, в форме листа дерева, разделенного полосками. Задания выполняются на формате А4 гуашевыми красками. Домашнее задание: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе, выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).
Урок № 14. Насыщенные, ненасыщенные цвета Цели и задачи: Изменение насыщенности цвета на три ступени за счет добавления белой и черной красок (для основной группы цветов). Формат А4, гуашь, кисти, белая бумага. Домашнее задание: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе, выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе). Урок № 15. Темные и светлые Цели и задачи: Разделение цветов на темные и светлые: вырезать все имеющиеся оттенки цветов и разложить на средне - сером фоне, при этом: · все цвета, которые на глаз будут казаться светлее фона, являются светлыми; · все цвета, которые на глаз будут казаться темнее фона, можно назвать темными. Задания выполняются на формате А4, аппликативно. Домашнее задание:
Урок № 16. Теплые и холодные Цели и задачи: Определение теплых и холодных оттенков цвета: · все имеющиеся цвета разложить на средне - сером фоне; · разделить на две группы - теплую и холодную; среди цветов можно выделить тепловые полюса (голубой - холодный, а оранжевый – теплый). Задания выполняются на формате А4 аппликативно. Получение тепло-холодных оттенков цвета: любой цвет (кроме «полюсных») растянуть в теплую и холодную стороны. Формат А4. Подача цветовая. Гуашь, бумага, кисти.
Домашнее задание: выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|