Способы создания линейного орнамента
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Урок № 18 Виды орнамента. Орнаментальная полоса. Цели и задачи: Знакомство учащихся с видами орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный), национальными признаками и символикой. Домашнее задание: изучение литературы по истории и видам орнамента. . Орнамент как вид декоративной композиции. Виды и структура орнаментов
Орнамент (лат. огпатепШт — украшение, наряд) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических и изобразительных элементов. Орнамент служит украшением зданий, сооружений, предметов (посуда, мебель, оружие, ткани, инструменты и т.д.), принадлежащих к сфере декоративного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент также широко применяется в книжной и промышленной графике.
Характерной чертой орнамента является его неразрывная связь с материалом, назначением предмета и формой поверхности, которую он организует. Общие стилистические принципы искусства орнамента также связаны с особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении целого исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер.
Происхождение орнамента относится к древнейшим эпохам истории. Подобие орнамента встречается еще в
Рис. 5.21. Орнаменты периода неолита
Рис. 5.22. Солярные знаки: а — в схемах; б — в орнаментах
период палеолита, а в эпоху неолита он становится разнообразнее и начинает занимать доминирующее положение как элемент украшения (рис. 5.21).
Многочисленные примеры повторяемости различных элементов человек находил в природе: в окраске животных, оперении птиц, в строении растений, в беге морских волн и т.д. Мотивы, заимствованные из окружающей среды, изменялись, приобретая орнаментально-выразительные формы.
Мотив — это основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из нескольких элементов, пластически связанных в единое целое.
Долгое время орнамент имел значение оберега, носил охранный характер. В древности люди, украшая орнаментом предметы быта, одежду, жилища, считали, что он оберегает от бед, приносит благополучие и счастье.
Почитая и обожествляя силы природы, человек нашел их символическое отражение в орнаменте. Например, с
Рис. 5.24. Символы воды, растений и земли в древних славянских орнаментах
Рис. 5.23. Свастика как орнаментальный мотив
солнцем связывали круги, розетки, ромбы, квадраты, кресты и спирали (рис. 5.22). Крест, помещенный в круг, символизировал движение солнца по небосводу. Свастика также обозначала движение солнца. Ее концы могли быть изогнуты в ту или иную сторону. Это
Рис. 5.25. «Змеиные» узоры
зависело от того, какое солнце было изображено: утреннее или вечернее. Этот знак встречается в древних орнаментах Крита, Индии, Ирана, в европейских орнаментах (рис. 5.23).
Символами земли были прямые горизонтальные линии, а символами воды — волнистые. Волнистые линии, расположенные вертикально или наклонно, символизировали дождь (рис. 5.24). В узорах народов стран Балтии символом дождя было изображение ужа (рис. 5.25).
Символы-изображения женской фигуры служили обозначением земли и плодородия. В славянском пантеоне богов очень почиталась Макошь (Мо-кошь, Мокоша) — богиня плодородия, воды, покровительница женских работ. В орнаментах вышивок и ткачества она часто изображалась в окружении коней, символов размножения (рис. 5.26). Изображение женской фигуры как символа плодородия характерно для орнаментов земледельческих народов. У скотоводческих племен чаще изображаются домашние животные и дикие звери. Например, в казахском и киргизском орнаментах при-
Рис. 5.26. Богиня Макошь. Рисунок с русской вышивки
Рис. 5.27. Орнаменты: а — казахский; 5 -народов Севера
сутствуют трансформированные изображения рогов барана (рис. 5.27, а), у народов Севера — рогов оленя (рис. 5.27, б).
Как видим, орнамент тесно связан с народным творчеством. В нем люди стремились выразить свое понимание природы, мира, жизни, красоты и счастья.
С течением времени магическое значение орнаментальных мотивов забылось, но благодаря своей декоративности они продолжают жить. Отдельные элементы орнаментов сохраняются веками.
Итак, тематика орнамента тесно связана с его культурным фоном, и в орнаментике достаточно полно отражается художественный стиль своего времени.
В Древнем Египте образное содержание искусства определялось прежде всего влиянием религии и обожествлением фараона. Отсюда — строгая каноничность форм, символичность, четкая архитектоника, монументальность, суровость и величие.
В основу египетского орнамента заложены стилизованные природные мотивы: цветок лотоса, листья папируса, солнце в виде круглого диска, сфинксы, львы, змеи и т.д. Орнаменты отличают строгий графический язык
Рис. 5.28. Орнаменты Древнего Египта
и минимум цвета: красный, желтый, синий, который впоследствии сменяется зеленым (рис. 5.28).
Совсем иные тенденции характеризуют орнамент Древней Греции, искусство которой полно жизнеутверждающей силы. Греки стремились найти рациональные основы красоты, которую понимали как воплощение строгого порядка и соразмерности. Греческая орнаментика отличается комбинациями горизонтальных и вертикальных линий с растительными мотивами. Для орнамента характерны правильные и строгие симметричные формы (рис. 5.29). Как утверждают археологи, греки любили многоцветие.
Искусство Древнего Рима во многом унаследовало черты греческого искусства, особенно в орнаменте. Однако римляне по-иному интерпретируют те же мотивы. Растительные мотивы заплетаются в пышные гирлянды, фигуры людей и животных сопровождаются военной символикой. Римские орнаменты отличаются пышностью, помпезностью и некоторой громоздкостью.
Рис. 5.29. Орнаменты Древней Греции
Рис. 5.30. Средневековые орнаменты
Рис. 5.31. Орнаменты эпохи Возрождения
Рис. 5.32. Орнамент стиля барокко
Рис. 5.33. Орнамент стиля рококо
В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные (рис. 5.30). Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.
В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров (рис. 5.31). Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.
Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии (рис. 5.32).
В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив — раковина) (рис. 5.33).
В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колориту (рис. 5.34).
В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire — империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.
Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.
Знакомство с искусством орнамента предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.
В зависимости от характера используемых мотивов различают следующие виды орнамента.
Рис. 5.34. Орнамент эпохи классицизма
Геометрический орнамент представляет собой правильные геометрические элементы: прямые и изогнутые линии, квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы и т.д. Многие мотивы, полученные из геометрических элементов в разных сочетаниях, имеют свои названия: звезды, ро-зеты, кресты, зигзаги, плетенки, меандр и т.д. (рис. 5.35).
Растительный орнамент — это один из самых распространенных орнаментов после геометрического. Его мотивы — это стилизованные изображения растений и их частей: листьев, цветов, плодов, стеблей и т.д. Растительный орнамент обладает большими возможностями в плане трактовки природных форм, которые не только стилизуются, но и могут выглядеть реалистично, объемно (рис. 5.36).
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных и птиц (рис. 5.37).
Орнитоморфный орнамент — частный случай зооморфного орнамента. Мотивами его являются изображения птиц и частей их фигур. Этот орнамент популярен у многих народов и часто имеет глубокий религиозно-символический смысл (рис. 5.38).
Антропоморфный орнамент представляет собой композицию, составленную из изображений мужских и женских человеческих фигур или отдельных элементов человеческого тела (рис. 5.39).
Рис. 5.36. Растительные орнаменты
Рис. 5.37. Зооморфный орнамент
Рис. 5.39. Антропоморфный орнамент
Рис. 5.41. Каллиграфический орнамент
Рис. 5.38. Орнитоморфный орнамент
Рис. 5.40. Тератологические орнаменты
Рис. 5.42. Схемы построения ленточных орнаментов
Тератологический орнамент — это
самый загадочный и интересный жанр орнамента. Его мотивами являются персонажи, созданные фантазией человека. Эти фантастические существа могут иметь одновременно признаки разных животных или животного и человека. Например, русалки — женщины-рыбы, кентавры — лошади с человеческим торсом, сирены — птицы с женской головой и т.д. Мотивы тератологических орнаментов изображены на рис. 5.40.
Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, ряде арабских стран, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство. Очень часто каллиграфические мотивы выступают в сложном сочетании с геометрическими и растительными элементами (рис. 5.41).
Рис. 5.43. Виды центрических орнаментов
Геральдический орнамент — это орнамент, в котором в качестве мотивов используются знаки, эмблемы, гербы, элементы воинского снаряжения — щиты, оружие, флаги.
Астральный орнамент содержат в качестве мотивов звезды, облака, солнце, луну.
Пейзажный орнамент — изображение декоративно переработанных природных пейзажей. Особенно часто он
Рис. 5.44. Виды сетчатых орнаментов
использовался и используется ныне на текстильных изделиях в Японии и Китае.
Комбинированный орнамент содержит разнообразные сочетания перечисленных выше мотивов и является наиболее распространенным видом орнаментальной композиции. Орнамент представляет собой самый упорядоченный вид композиционного построения. Он подчиняется законам гармонии и пропорций, в нем можно наблюдать все виды симметрии.
Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента.
Повторяющийся мотив орнаментального рисунка называется раппортом (от франц. rapport — возвращение). Повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку.
По форме композиционных схем можно выделить следующие типы орнаментов.
Ленточный орнамент — это орнамент, в котором раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. Причем мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется полосным. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом каймой. В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и оформлении костюма ленточный орнамент (фриз, бордюр, кайма) чаще всего имеет горизонтальное положение. В основу его композиции заложены разные виды симметрии. На рис. 5.42 приведены схемы построения ленточных орнаментов, показывающие семь способов построения узора по законам симметрии. Таких композиционных структур может быть гораздо больше благодаря вариативности элементов.
Замкнутый орнамент — это орнамент, в котором орнаментальные мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др. Построение орнамента, основанное на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси, называется центрическим. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центра по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении оси полностью совмещаются. Наиболее характерный пример такого орнамента — розетка, или розетта, получившая наибольшую популярность в готическом искусстве (рис. 5.43).
Сетчатый орнамент — это орнамент, в котором повторяющийся раппорт заполняет всю декоративную поверхность, развиваясь в двух направлениях: по горизонтали и вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму: квадрата, прямоугольника, правильного треугольника, ромба, параллелограмма и т.д. Этот вид орнамента часто используют в архитектуре при орнаментации стен, полов, потолков; в костюме, в тканях (рис. 5.44). Сетчатые орнаменты часто называют раппортными композициями. Урок № 19. Принципы построения линейного орнамента Цели и задачи: Знакомство с принципами построения линейного орнамента: · повторение; · инверсия (обратное расположение); · чередование; · симметрия. Освоение приемов получения орнамента: · зеркальная симметрия; · переносная симметрия; · переносная симметрия с добавлением ритма в пределах ряда; · сдвиг рядов; · зеркальное отражение рядов; · зеркальное отражение «зеркальной» пары; · комбинация сдвига рядов и зеркального отражения. Учащиеся фиксируют основные схемы построения орнамента. Выполнение схем построения орнамента условно. Подача графическая - карандаш, фломастер. Размещаются на одном формате А4. Домашнее задание: выполнение эскизов линейного орнамента по схеме
Урок № 20. Орнаментальный мотив
Цели и задачи: Создание мотива для орнамента. Мотив выбирается из ранее стилизованных растительных форм. Мотив цветка корректируется и масштабируется для данной работы. Формат А4, подача графическая. Домашнее задание: продолжение работы над мотивом орнамента по утвержденному варианту.
Урок № 21. Орнамент в полосе Цели и задачи: Создание орнаментальной композиции. Выбор схемы для построения орнамента. Соответствие схемы мотиву. Формат А4, работа выполняется в цвете, графике или аппликативно по выбору педагога. Домашнее задание: продолжение работы над орнаментом по утвержденному варианту.
Ярко выраженный композиционный центр и стилизация ландышей. Уч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|