Регулирование цен государством.
Свобода предприятия в установление цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством. Можно выделить три степени такого ограничения, которые показаны в Табл.1. Таблица 1. Ограничение цен государством.
Государство может фиксировать цены. Общая формула фиксирования цены чрезвычайно проста: ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ = ЦЕНА ФИКСИРОВАННАЯ (Романов, 1995) Государство фиксирует цены тремя способами: а) вводя государственные прейскурантные цены. Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами. Различают ситуацию, когда практически все цены являются прейскурантами (например, советская экономика до 1987г.), и ситуацию, когда небольшая часть цен охвачена жестким контролем. Обычно государство устанавливает прейскурантные цены на те товары, которые образуют каркас системы цен: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные и авиационные тарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен.
Если государство устанавливает цены, то это приводит к двум очень важным последствиям. 1. Если цена "свободна",то рост спроса приводит к росту цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту. а) В данном случае велика вероятность возникновения явных ценовых диспропорций. К этому обычно приводит практика устанавливания ценовых дотаций. Ценовые дотации необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты питания) установлены выше розничных. б) Государство может на определенное время "заморозить", т.е. зафиксировать на определенном уровне, рыночные цены. Причем практика долгосрочного замораживания цен в странах с рыночной экономикой оказалась крайне неэффективной, так как по различным причинам государству приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию. Эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для восстановления ценовых пропорций и подавления всплесков инфляции (примером может служить мультипликационный эффект от повышения цен). в) Государство может зафиксировать цены монополиста или предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке и злоупотребляющего этим. Доминирующее положение – это исключительное положение предприятия на рынке определенного товара, которое дает предприятию возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным образом ограничивать свободу их деятельности. 2. Государство может с той или иной степенью жесткости регулировать рыночные цены следующими способами: а). Государство может установить предельный уровень цен на отдельные товары. ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ = ЦЕНА ПРЕДЕЛЬНАЯ. (Романов, 1995) Допустим, государство установило предельный уровень цен на масло - 20 руб. за 1 кг. Это значит, что производители, по согласованию с торговлей, могут установить любой уровень цен
(18 руб.,19, 8, 1,... руб.), но розничная цена масла не должна быть выше 20 руб. б). Государство может установить предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным ценам прейскуранта. ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ = ЦЕНА ПРЕЙСКУРАНТНАЯ+ПРЕДЕЛЬНАЯ НАДБАВКА. в). Государство может верхний предел розничной цены ее устанавливать, как в случаях а) и б), а регламентировать лишь основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, скидки, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары. Допустим, государством установлен предельный размер прибыли для производителей гвоздей на уровне 50% к себестоимости, а торговая скидка не должна превышать 15% оптовой цены промышленности. Тогда розничная цена не должна превышать 201 руб.25 коп. г). Государство может установить предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар. Это делается для того, чтобы не допустить скачкообразного роста цен. Например, во время проведения реформы цен в Польше в 1989 г. такой уровень был установлен в 30%. д). Цены предприятий, занимающих монопольные или доминирующее положение на рынке, могут прямо не фиксироваться государством. Однако в большинстве стран мира на монопольные цены наложен строгий контроль.. е). Государство может также воздействовать на рыночную цену, устанавливая цены государственным предприятиям, которые на рынке выступают наравне с предприятиями других форм собственности. 3. В системе свободных (договорных) цен роль государства сводится только к установлению "правил игры" на рынке, т.е. государство вводят ряд запретов, которые должны ограждать участников рынка от добросовестной конкуренции. а). Запрет на горизонтальное фиксирование цен - это запрет на соглашение двух и более конкурирующих (потенциально конкурирующих) предприятий о поддержании цен на определенном уровне. По российскому законодательству, как мы уже знаем, этот запрет вступает в силу только в том случае, если предприятие, заключившее такое соглашение, сможет занять доминирующее положение (более 35% рынка). Например, имеются два предприятия, выпускающих шариковые авторучки. Эти предприятия являются конкурентами, так как выпускают один и тот же продукт на один и тот же рынок. Допустим, первое предприятие занимает 15% рынка, а второе - 25%. По отдельности эти предприятия не доминируют на рынке. Однако если между ними будет достигнуто письменное или устное соглашение о фиксировании цен на определенном уровне, то они на рынке с точки зрения ценообразования будут рассматриваться как одно предприятие, и их совместная доля на рынке возрастет до 40% (15%+25%)
Таким образом они займут доминирующее положение (40% 35%) и, следовательно, смогут оказывать ценовое давление на других производителей авторучек и потребителей. б). Запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителем навязывать свои цены поставщикам и торговле. Например, до 1975 г. в США Закон Миллера-Тайдинга позволял производителям или оптовикам навязывать свои цены розничной торговле. Сейчас розничную торговлю нельзя заставить соблюдать цены, разработанные товаропроизводителями и оптовой торговлей, так как она свободна в установлении цен. По действующему законодательству России данный запрет вводится только в том случае, если производитель занимает доминирующее положение на рынке. Государственное регулирование цен значительно сужает рамки свободного рыночного ценообразования. Проблема степени вмешательства государства в ценообразование продолжает оставаться остро дискуссионной. Большинство развитых стран с рыночной экономикой в период после второй мировой войны эволюционировали от жесткого административного порядка ценообразования к мягкому, косвенному, как правило, с помощью дифференцированной налоговой системы, или к полному невмешательству в ценообразование. Однако все страны рыночной ориентации имеют строгое антимонопольное законодательство, препятствующее предпринимателям устанавливать прямо или путем сговора завышенные монопольные цены. С другой стороны, как правило, запрещается демпинг и жесткая фиксация цен. В России в переходный период были установлены предельные наценки к розничной цене. Иногда вводятся фиксированные цены на продукцию государственных предприятий, что, естественно, сказывается на рыночных ценах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|