Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры государственного контроля за ценами на лекарственные средства.




 

Этапы реформирования ценообразования в сфере обращения лекарственных средств. (Историческая справка)

Рыночная система в сфере лекарственного обеспечения была введена с начала 90-х годов. Реформы коренным образом преобразили фармацевтический сектор: проведена массовая приватизация аптечных организаций, ликвидирована государственная монополия в реализации лекарственных средств, ценообразование формировалось на основе рыночных механизмов. Результатом проведенных реформ стало стремительное разрастание розничного и оптового звеньев. (Немченко, 1999)

До начала экономических реформ в России существовала организационная модель сети аптечных учреждений, которая хорошо сочеталась с административной системой управления. Обеспечение населения и ЛПУ лекарственными средствами осуществляли республиканские, краевые и областные объединения “Фармация”.

В связи с переходом к рыночным отношениям в России было основательно разрушено звено оптовой торговли лекарственными средствами, изменились условия и порядок обеспечения медикаментами организаций здравоохранения. В результате реформ существенно снизился уровень социальной защищенности населения.

Правовой основой реорганизации аптечной службы стал Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284 “О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации”.

В соответствии со статьей 72 Конституции России координация вопросов здравоохранения стала находиться в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Это главное и принципиальное положение, изменившее ранее существовавшие подходы к лекарственному снабжению. В России аптеки приватизировались по решению органов исполнительной власти и в соответствии с местными программами приватизации с обязательным лицензированием их деятельности. Приватизация аптек в обоих государствах осуществлялась на коммерческих или инвестиционных конкурсах, обязательными условиями которых являлись: сохранение профиля аптек и перечня услуг, включая отпуск лекарственных средств по бесплатным рецептам. Руководство аптекой должно было осуществляться специалистом с высшим фармацевтическим образованием, предъявлялся также ряд других требований. Несмотря на это, в России крупномасштабной приватизации аптечных организаций не произошло, так как, согласно позиции территориальных комитетов по управлению государственным имуществом, вопросы приватизации аптек должны находиться в сфере мероприятий по реформированию отношений собственности в здравоохранении.

Реформирование аптечных организаций проводилось в двух направлениях: первое – принудительное выделение аптек из территориальных государственных предприятий “Фармация” с наделением их статусом юридического лица и второе – акционирование государственных предприятий “Фармация”.

Изменения, происшедшие в фармацевтической деятельности в России, можно свести к следующему:

1. Получение лицензии на фармацевтическую деятельность.

2. Применение методов экономического и финансового анализа.

3. Внедрение международной формы бухгалтерского учета.

4. Внедрение современных торговых технологий с использованием компьютерной техники.

5. Анализ баз данных по структуре и характеру продаж с определением многих параметров.

6. Изменения в ценообразовании на лекарственные средства. (Артемова, 1998)

В России к 2000 году в 52 регионах использовалась фиксированная торговая надбавка, причем чаще всего единая, - одинаковый процент для всех ЛС. Реже - регрессивная, т.е. чем выше себестоимость препарата, тем ниже возможный процент надбавки. Преобладала централизованная система лекарственного снабжения.

Большое внимание уделялось систематизации информации о лекарственных средствах, что обусловлено особой социальной значимостью самих лекарственных средств, профилактики и лечения заболеваний человека. В силу этого отмечалось, что информация о лекарственных средствах должна быть достоверной, клиническиобоснованной и доступной. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях рыночных отношений, когда в результате интенсивного расширения номенклатуры ЛС на фармацевтическом рынке потребность в объективной информации о них чрезвычайна важна. В новых экономических условиях работали 12 центров медико-фармацевтической информации.

Одним из значительных изменений в работе аптечных организаций в рыночных условиях было проведение маркетинговых исследований. Переход к рыночной экономике показал, что в современных условиях способны выжить только те фармацевтические организации, которые наиболее адекватно реагируют на запросы рынка лекарственных средств и состояние макросреды.

Пытаясь сделать резкий переход к рыночной экономике, Россия, как и ряд других (особенно развивающихся) стран, столкнулась с множеством проблем, связанных со здоровьем нации. Но ключевым моментом лекарственной политики, как и в любом другом государстве, оставалась доступность лекарственных средств.

Развитие розничной аптечной сети происходило гораздо медленнее. Это объясняли следующими причинами: старые нормативы, более медленная окупаемость вложений и др. По данным российских исследователей, в г. Москве в 1998 году было почти в два раза меньше аптек, чем в среднем по России.

При решении проблемы обеспечения доступности лекарственных средств населению государство пошло по пути ограничения отпускных цен производителей и импортеров, а также установления предельных размеров торговых надбавок дистрибьюторов и аптек на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Постановлением Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 29.03.99 г. N 347).

Анализ такой политики государства в сфере ценообразования на лекарственные средства показывает, что существенных результатов за прошедшие два года эта политика не принесла. Не продуман механизм регистрации цен производителями и импортерами. В результате, производители регистрируют заведомо завышенную цену, так что в некоторых случаях наблюдается абсурдные ситуации, когда розничная цена на лекарство, продиктованная конъюнктурными отношениями, ниже, чем зарегистрированная отпускная цена производителя. (Моссиалос, Шейман, Шишкин, 2000)

Рост цен на лекарства после введения механизма государственного регулирования в 2,5 раза опередил темпы роста инфляции. Более того, в принципе, определенный государством в настоящее время механизм регулирования цен вообще теряет всякий смысл, поскольку никакими нормативными документами не предусмотрена ответственность производителей или импортеров за уклонение от регистрации отпускной цены.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...