Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕЧАНИЯ 5 страница




24. Однако Аполлодор, видимо, недостаточно разобрал данные Эфора, а также перепутал и исказил слова Гомера. Ведь ему следовало сначала задать Эфору такой вопрос: почему тот помещает халибов внутри полуострова, тогда как они находятся так далеко к востоку от Синопы и Амиса? Те же, кто принимает линию от Исса к Понту Евксинскому за перешеек этого полуострова, считают эту линию как бы меридианом, который, по мнению одних, идет к Синопе, а по другим — к Амису. Никто, однако, не думает, что этот меридиан идет к области халибов, ибо он с. 633 совершенно кривой. Действительно, меридиан через страну халибов можно провести только через Малую Армению и Евфрат, оставляя на этой стороне его всю Каппадокию, Коммагену, гору Аман и Исский залив. Если допустить, что перешеек ограничен этой кривой линией, то большинство этих местностей, особенно Каппадокия, останется по эту сторону, а также так называемый теперь Понт в особом смысле слова, который является частью Каппадокии у Евксинского Понта. Если нужно считать страну халибов частью полуострова, то с б о льшим правом следует причислить туда же Катаонию и обе Каппадокии, как и Ликаонию, которые Эфор C. 679опускает. Зачем же Эфор поместил халибов, которых Гомер назвал гализонами, среди народов внутренней части страны, как я показал выше? 19Ведь лучше было бы их разделить, одну часть поместить на море, а другую — внутри страны, так же как это следует сделать с Каппадокией и Киликией. Но Эфор даже не упоминает Каппадокии, а говорит только о приморских киликийцах. А народности, подвластные Антипатру Дербету, гомонады и некоторые другие, граничащие с писидийцами:

 

…те, что моря не знают

И с солью смешав, яства они не вкушают.

(Од. XVIII, 122)

 

Куда же их поместить? Он не называет ни лидийцев, ни меонийцев; две ли это народности или одна, живут ли они самостоятельно или входят в состав другого племени? Ведь нельзя же скрыть столь значительную народность? И если Эфор ничего не говорит о ней, то не очевидно ли, что он опустил нечто весьма важное?

25. Далее, что это за «смешанные» народности? Ведь, кроме приведенных выше местностей, я не могу сказать, назвал ли он или же опустил другие, которые мы припишем «смешанным» народностям; так же мы не можем назвать «смешанными» некоторые из тех самых народностей, которые он назвал или опустил. Действительно, если бы они даже были «смешанными», то все же перевес в ту или другую сторону сделал бы их эллинами или варварами. Третьего племени «смешанного» рода я не знаю.

26. Как же, наконец, могли 3 эллинских племени жить на полуострове? Если только потому, что в древности ионийцы и афиняне составляли одну народность, дорийцев с эолийцами приходится также считать одним племенем, тогда эллинских племен было бы 2. Если же, напротив, принимать деление соответственно их обычаям позднейших времен, как и по диалектам, тогда племен, как и диалектов, будет 4. Однако на этом полуострове живут не только ионийцы (согласно делению Эфора), но и афиняне, как я указал при перечислении отдельных городов20. По всем таким вопросам можно считаться с мнением Эфора, однако Аполлодор вовсе не обратил на это внимания; напротив, он прибавляет к 16 племенам еще семнадцатое — галатов, делая замечание, вообще полезное, но вовсе не нужное для суждения о том, что говорит Эфор или же о чем умалчивает. Аполлодор сам приводит причину этого, именно что все это позднее времени Эфора.

с. 634 27. Перейдя к Гомеру, Аполлодор высказывает совершенно верную мысль о том, что со времен Троянской войны до настоящего времени в силу различных перемен произошло значительное смешение варварских племен: некоторые племена присоединились, другие исчезли, третьи рассеялись, четвертые, наконец, объединились в одно племя. Однако он неверно приводит двойную причину, почему поэт не упоминает некоторых C. 680из них: потому что эти племена еще не жили тогда в этой стране или входили в состав другого племени; так, например, поэт не упоминает Каппадокии, Катаонии, как и Ликаонии, но ни по одной из этих причин; по крайней мере у нас нет подобных сведений об этих странах. Далее, смешно было бы искать причины, почему Гомер пропустил каппадокийцев и ликаонцев, и находить этому извинение; самому, однако, не говорить, почему Эфор делает то же самое, притом приводить мнение Эфора с целью разобрать и обсудить его. Смешно поучать нас, почему Гомер называет меонийцев вместо лидийцев, и не замечать, что Эфор не упоминает ни лидийцев, ни меонийцев.

28. Сказав далее, что Гомер упоминает о некоторых неизвестных племенах, Аполлодор правильно называет кавконов, солимов, китиев, лелегов и киликийцев с Фиванской равнины; что же до гализонов, то он сам их выдумывает или же скорее те, кто, не зная сначала, кто такие гализоны, изменял их имя на разный манер21и выдумывал «месторождение серебра»22и много других совершенно исчезнувших рудников. При пылком желании обосновать свое мнение они собрали сказания, которые Деметрий Скепсийский привел из Каллисфена и некоторых других авторов, не свободных от ложных представлений о гализонах. Например, что источником богатства Тантала и Пелопидов были рудники во Фригии и Сипиле; богатства Кадма произошли от рудников во Фракии и на Пангее; богатства Приама — от золотых россыпей в Астирах вблизи Абидоса (незначительные остатки их сохранились еще и теперь; признаками древней разработки служат большие отвалы и шахты); богатства Мидаса — от рудников около горы Бермия; богатства Гигеса, Алиатта и Креза — от рудников в Лидии и в области между Атарнеем и Пергамом, где находится покинутый городок, на территории которого есть истощенные копи.

29. Далее, Аполлодора можно упрекнуть еще и в том, что он (в то время как новейшие авторы вносят много нового против гомеровских высказываний), выступая обычно с более обстоятельными возражениями против нововведений, на этот раз не только придает им мало значения, но даже соединяет в одно разноречивые высказывания. Так, например, Ксанф Лидиец говорит, что фригийцы пришли из Европы после Троянской войны и с левой стороны Понта, а Скамандрий привел их из области берекинтов и из Аскании. Аполлодор добавляет к этому, что об этой Аскании, о которой говорит Ксанф, упоминает и Гомер:

 

C. 681Форкис и храбрый Асканий вели из Аскании дальней

Рати фригиян.

(Ил. II, 862)

 

с. 635 Если бы это было так, то переселение их должно было произойти позднее Троянской войны, между тем как упомянутые Гомером вспомогательные отряды пришли уже во время Троянской войны из области берекинтов и из Аскании. Но кто же были те фригийцы, когда

 

Станом стояло их воинство вдоль берегов Сангария,

(Ил. III, 187)

 

а Приам говорит о себе:

 

Там находился и я, и союзником оных считался.

(Ил. III, 188)

 

Как же мог Приам вызвать фригийцев из области берекинтов, с которыми у него не было никаких договорных отношений, и обойти соседей, которым он сам прежде помогал? После такого рассуждения о фригийцах Аполлодор прибавляет несоответствующее этому сообщение о мисийцах. Так, по его словам, Асканией зовется селение в Мисии около одноименного озера, из которого вытекает река Асканий, упоминаемая Евфорионом:

 

В Мисии, там, где льются Аскания воды…

 

И Александр Этолиец говорит о нем так:

 

Те, чьи жилища стоят, у светлых Аскания струй.

И на брегах Асканийского озера, там, где Долион

Жил, славный Мелии сын, тот, что Силену рожден.

 

По его словам, область около Кизика по дороге на Милетуполь называется Долионидой и Мисией. Если это действительно так, и подтверждается местами, которые еще и теперь показывают, и свидетельствами поэтов, то что же помешало Гомеру упомянуть об этой Аскании, а не о той, о которой говорит Ксанф? Об этом, однако, мне пришлось говорить уже раньше, в моем рассказе о мисийцах и фригийцах23. Поэтому здесь достаточно об этом предмете.

 

VI

 

1. Теперь осталось еще описать остров Кипр, лежащий к югу от этого полуострова. Как я уже сказал, море, окаймляемое Египтом, Финикией, Сирией и остальным побережьем вплоть до Родоса, состоит как бы из Египетского и Памфилийского морей и моря у Исского залива. В последнем море лежит Кипр; северные части острова, где он ближе всего подходит к материку, примыкают к Киликии Трахее, восточные же части омываются водами Исского залива, западные — Памфилийским морем, а южные — Египетским. Это последнее сливается на западе с Ливийским и Карпафийским морями, а с южной и восточной сторон граничит с Египтом и с непосредственно следующим побережьем до Селевкии и Исса; к северу — с Кипром и Памфилийским морем. Памфилийское море с с. 636 севера окаймляется оконечностями Киликии Трахеи, Памфилии и Ликии до Родосской области, с запада — островом родосцев, с востока — частью C. 682Кипра около Пафоса и Акаманта, на юге оно сливается с Египетским морем.

2. Кипр занимает в окружности 3420 стадий, считая и изгибы заливов. Длина острова от Клидов до Акаманта, если идти по суше с востока на запад, 1400 стадий. Клиды — это 2 островка, лежащие перед Кипром, против восточной части острова, на расстоянии 700 стадий от Пирама. Акамант же — мыс с 2 полукруглыми вершинами и большим лесом. Мыс этот расположен у западных частей острова и простирается к северу; лежит он ближе всего к Селинунту в Киликии Трахее, на расстоянии 1000 стадий, тогда как переезд до Сиды в Памфилии составляет 1600 стадий, а до Хелидониев — 1900 стадий. Форма острова продолговатая; кое-где он образует перешейки, на сторонах, определяющих его ширину. Остров делится на отдельные части, описание которых я дам вкратце, начиная с пункта, ближайшего к материку.

3. Я сказал уже где-то1, что против Анемурия — мыса в Киликии Трахее — находится мыс киприотов, именно мыс Кроммия, на расстоянии 350 стадий. Отсюда морской путь до Клидов (имея остров справа, а материк — слева) идет по прямой линии к северо-востоку, составляя 700 стадий. В этом промежутке находится город Лапаф с корабельной стоянкой и верфями; он основан лаконцами и Праксандром; напротив него лежит Нагид. Далее идет Афродисий, где остров узок, так как переезд до Саламина равен 70 стадиям. Затем следует Побережье ахейцев, где Тевкр, основатель Саламина на Кипре, впервые высадился, будучи изгнанным, как передают, своим отцом Теламоном. Потом идет город Карпасия с гаванью, расположенный против мыса Сарпедон. Переезд от Карпасии через перешеек до Карпасийских островов и Южного моря составляет 30 стадий. Затем идут мыс и гора, вершина которой называется Олимпом. На ней находится храм Афродиты Акрейской, недоступный для женщин, которым запрещено даже смотреть на него. Напротив мыса поблизости лежат Клиды и несколько других островов. Затем идут Карпасийские острова, а после них Саламин, откуда родом историк Арист. Потом следуют город Арсиноя и гавань. Затем другая гавань — Левколла. Далее — мыс Педалий, над которым возвышается скалистый высокий трапециевидный холм, посвященный Афродите; до этого холма от Клид 680 стадий. Затем идет морской переезд до Кития, большей частью C. 683извилистый и скалистый. Китий имеет закрытую гавань. Отсюда родом Зенон — основатель стоической школы и врач Аполлоний. Отсюда до Берита 1500 стадий. Еще далее следуют город Амафунт и в промежутке — город под названием Палея и гора Олимп полукруглой формы. Потом следует мыс Куриада в виде полуострова, до которого от Фронов 700 стадий. Затем — город Курий с корабельной стоянкой, основанный аргивянами. — Здесь можно заметить небрежность автора элегии, начало которой:

 

с. 637

Феба священные лани, чрез шумные волны пробившись,

Быстро пришли мы, дабы гибельных стрел избежать;

(Ил. II, 824)

 

был ли ее автором Гедил или кто-нибудь другой? Ведь он говорит, что лани пришли с горного хребта Корикии и переплыли от киликийского берега к куриадскому побережью, и дальше прибавляет:

 

Чудо великое людям: как вдаль без дорог по потоку

Быстро весенний зефир нас перенес на крыле.

 

На самом же деле можно плыть вокруг острова морским путем от Корика до куриадского побережья, но не с зефиром и не имея остров ни справа, ни слева, так как через море нет переправы между двумя этими пунктами. Во всяком случае началом западного морского пути на Родос является Курий; затем тотчас идет мыс, откуда сбрасывают святотатцев, коснувшихся алтаря Аполлона. Далее идут Трета, Боосура и Палепаф; последний приблизительно в 10 стадиях над морем с корабельной стоянкой и древним святилищем Афродиты Пафии. Затем следуют мыс Зефирия с корабельной стоянкой и другая Арсиноя, также с корабельной стоянкой, со святилищем и священным участком. Неподалеку от моря находится Гиерокепида. Далее идет Пафос, основанный Агапенором, с гаванью и прекрасно построенными святилищами. Город находится на расстоянии 60 стадий пути по суше от Палепафа; на этой дороге мужчины и женщины из других городов ежегодно сходятся на торжественные процессии к Палепафу; некоторые считают от Пафоса до Александрии 3600 стадий. После Пафоса следует Акамант. После Акаманта на восток идет морской путь к городу Арсиное и к священному участку Зевса. Далее идет город Солы с гаванью, рекой и святилищем Афродиты и Исиды. Город был основан афинянами Фалером и Акамантом; жители его зовутся солийцами. Отсюда родом был Стасанор — один из гетеров2Александра, удостоенный звания полководца. Над Солами в глубине страны лежит город Лимения. Затем следует мыс Кроммия.

C. 6844. К чему нам удивляться поэтам и в особенности таким писателям, которые главное внимание обращают на стиль, если мы сопоставим с ними известия Дамаста? Ведь он измеряет длину острова с севера на юг, от Гиерокепии, как он говорит, до Клид. И мнение Эратосфена также неправильно. Дело в том, что, критикуя Дамаста, он утверждает, что Гиерокепия3находится не на севере, а на юге; ведь она расположена не на юге, а на западной стороне острова, там же, где Пафос и Акамант. Таково географическое положение Кипра.

5. В отношении плодородия Кипр не уступает никакому острову. Действительно, он богат и вином, и оливковым маслом, имеет достаточно хлеба для собственного употребления. На острове находятся богатые медные рудники у Тамасса, где добывают медный купорос и медянку, полезную в силу ее лечебных свойств. Согласно Эратосфену, в древности равнины острова поросли столь густым лесом, что не были годны для с. 638 земледелия; немного помогла делу и разработка рудников, так как население рубило деревья для выплавки меди и серебра; впоследствии присоединилось также строительство флотов, так как плавание по морю было уже безопасно, когда появились военные корабли. Однако киприоты не могли справиться с лесами, и им пришлось разрешить всем, кто желал или мог вырубать леса, очищенное пространство обращать в собственность, свободную от налогов.

6. В прежние времена в каждом отдельном городе киприотов были тираны, но с того времени как цари Птолемеевой династии стали владыками Египта, под власть их при неоднократном содействии римлян попал и Кипр. Поскольку последний правивший там царь Птолемей, дядя современной нам царицы Клеопатры, оказался человеком плохого характера и неблагодарным по отношению к своим благодетелям, то его свергли с престола, а римляне заняли остров, который был обращен в особую преторскую провинцию. Главным виновником низвержения царя был Публий Клавдий Пульхер. Последний попал в руки пиратских шаек (так как киликийцы находились тогда на вершине могущества); когда от него потребовали выкупа, то он послал к царю с просьбой прислать выкуп и освободить его. Царь прислал выкуп, но совершенно ничтожный, так что пираты постыдились его принять и, отослав назад, освободили пленника даром. Благополучно избежав опасности, Клавдий затаил злобу и решил отблагодарить обе стороны; став народным трибуном, он получил такую силу, что послал Марка Катона отнять Кипр у владевшего им царя. Царь успел покончить с собой; Катон, прибыв на остров, захватил его, распорядился C. 685продать царское имущество, а вырученные деньги увез в римскую казну. С этого времени остров стал (как еще и теперь является) преторской провинцией. Только на короткий промежуток времени Антоний передал остров во владение Клеопатры и ее сестры Арсинои. После падения Антония, однако, вместе с ним были уничтожены и все его распоряжения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...