ПРИМЕЧАНИЯ 1 страница
ПРИМЕЧАНИЯ
с. 826 К главе I (стр. 544—577)
1Ил. II, 824. 2Насекомое из родаMyriapoda. 3Граник, Эсеп, Скамандр, Симоис. 4Ил. XIV, 284. 5Ил. II, 824. 6Ил. XIV, 292, 352. 7XIII, I, 2. 8См. II, V, 7. 9Именно Деметрий Скепсийский и его последователи. 10Ил. XII, 92. 11Ил. I, 369. 12Букв. aphneioi. Страбон понимает это слово как название племени, жившего у озера Афнитиды. 13Т. е. принадлежавших Приаму. 14Ил. XII, 20. 15Текст испорчен. 16Число стадий выпало в рукописи. 17Корень harpag- — «похищать». 18Дальше три слова испорчены. 19Т. е. богов. 20Букв. «рожденные от змей». 21«Оренда» или «мана» (особая «сила», которой, по верованиям отсталых народов, обладают племенные вожди и выдающиеся люди). 22От pitys — «сосна». 23См. I, II, 10. 24Упомянутой в Илиаде (II, 829). 25Озеро — пруд, выкопанный по приказанию Агриппы в Риме вблизи Пантеона и связывавший Aqua Virgo с каналом — Еврипом. Пруд упоминает Тацит (Анналы XV, 37) под именем Stagnum Agrippae. 26Арисба, Перкота и Селлеент. 27Вероятно, в утерянной части кн. VII. 28Heptastadion. 29Т. е. «полуостровом». 30Букв. «место высадки» или «переправы». 31VII, фрг. 51, 55b, 51a, 52, 53. 32Законы III, 677—679. 33Законы III, 680. 34Законы III, 682. 35334 г. до н. э. 36Вскоре Александр умер, и эти обещания остались невыполненными. 37По-видимому, забота Лисимаха относилась не к Илиону, а к Александрии (H. L. Jones. The geography of Strabo, VI. London, 1933, стр. 52). 3886 г. до н. э. 39XIII, I, 11. 40Клеопатра. 41«Болотное устье». 42Вероятно, ошибка, вместо «Элей». 43VII, фрг. 51, 54, 55. 44Ил. V, 640. 45Лаомедонт обманул Геракла, не отдав ему своих бессмертных коней, обещанных за освобождение Гесионы от морского чудовища. 46XII, VIII, 7. 47Или: Кебрен. 48Т. е. Александра-Париса. 49Ил. V, 433. 50Ил. II, 793. 51Ил. II, 813. 52Ил. X, 415. 53См. прим. 41. 54В 427 г. до н. э. (Фукидид III, 18—49).
55По повелению оракула локры посылали в Илион ежегодно двух девушек, чтобы умилостивить Афину, с. 827 разгневанную за насилие Эанта над Кассандрой. 56Именно Идоменей. 57Од. IV, 502. 58Од. IV, 500 сл. 59Эту фразу Страбон приписывает Гомеру, но ее нет в гомеровских поэмах. 60G& #250; nasin — дат. пад. множ. числа от слова «колени». 61Т. е. вакханки — «менады». 62Текст испорчен. 63Против Леократа 62. 64Илион. 65XIII, I, 26. 66Ил. XV, 94. 67Т. е. на месте Трои. 68XII, III, 20—27. 69Карес. 70Серебряный город. Неа Кома — возможно, ошибочное чтение, вместо «Энеа» (Ainea). 71Т. е. натереть его до красна, чтобы скрыть краску стыда. 72Ил. II, 816—877. 73«Мышиный бог». 74В рукописи пропуск. 75Корифантида и Гераклея (см. § 51). 76XIII, I, 7. 77Т. е. hypo — «под» вместо epi — «на, при». 78Или Антандр — первый город лелегов. 79Текст, по-видимому, испорчен. 80От Полимедия. 81Скепсис — «осматривание, осмотр». 82Фрг. 10. Наук. 83Т. е. вместо tr& #333; essin (троянами) пишут pantessin (всеми). 84Т. е. в Риме. 85 Тиграна. 86 Orichalcum — желтая медная руда. 87 Вместо & #193; sson — «к Ассу» у Гомера стоит & #226; sson — «ближе». 88 Евбула. 89 I, 175; VIII, 104. 90XIII, I, 7, 49. 91 Ил. I, 430 сл. 92 Истребитель червей. 93 Ил. VI, 396. 94 Митридатом. 95 Т. е. «старое поселение». 96 Трепел — полировочный камень — объяснение Джоунза (The geography of Strabo, VI. London, 1933, стр. 131). 97 Т. е. aix — «коза». 98 Однако в другом месте Страбон говорит, что «Эгейское море получило свое имя от беотийских Эг» (VIII, VII, 4). 99 Фрг. 131. Бергк. 100 Фрг. 696. Наук. 101 Фрг. 66. Бергк.
К главе II (стр. 577—580)
1Во время Пелопоннесской войны митиленцы отделились от афинян. После осады и взятии города афинское народное собрание под давлением Клеона и его партии приказало казнить всех взрослых митиленцев. 2Кифаред — исполнитель песен под аккомпанемент кифары (род струнного инструмента). 3Apoll& #333; nn& #275; soi — «острова Аполлона». 4Корни perd- и pord- имеют по-гречески непристойное значение.
5Слова с корнями непристойного значения.
К главе III (стр. 580—584)
1N& #233; on teichos. 2Ил. II, 842.
К главе IV (стр. 584—591)
1263—241 гг. до н. э. 2241—197 гг. до н. э. 3197—159 гг. до н. э. 4159—138 гг. до н. э. 5138—133 гг. до н. э. 6Вифиния — «приобретенная» (см. XII, III, 7 и др. ). 7I, 80. 8Букв. «выжженная» область. 9Ил. II, 865. 10Корзины, которые девушки носили на головах во время праздника. 11pith& #275; koi. 12I, 93. 13«Выжженная» область в верховьях Герма и его притоков. 14Pyrigen& #275; s. 15Жрецы Кибелы. 16У Гомера — «Исандра». Страбон География.
Книга XIV. I II III IV V VI с. 592 I
C. 6321. Остается сказать об ионийцах, карийцах и о побережье по ту сторону Тавра, которое занимают ликийцы, памфилийцы и киликийцы. Таким образом, было бы закончено все описание полуострова, перешейком которого, как я сказал выше1, является переход из Понтийского моря в Исское. 2. Морской путь вокруг Ионии вдоль берегов составляет приблизительно 3430 стадий из-за заливов, а также потому, что страна эта образует на большем протяжении полуострова; расстояние же при прямом пересечении невелико. Длина прямого пути от Эфеса до Смирны, например, равна 320 стадиям, ибо расстояние до Метрополя 120 стадий и остальное — до Смирны, тогда как морским путем вдоль берегов между этими двумя городами без малого 2200 стадий. Таким образом, конец ионийского побережья, начинающегося у милетского Посидия и карийских границ, находится у Фокеи и на Герме. 3. Ферекид утверждает, что на этом побережье раньше карийцы владели Милетом, Миунтом, областью вокруг Микале, а непосредственно следующую часть побережья до Фокеи, Хиоса и Самоса, где правил Анкей, занимали лелеги. Оба эти племени, по его словам, под натиском ионийцев отступили в остальные части Карии. Возглавлял ионийское переселение, которое произошло позднее эолийского, продолжает Ферекид, Андрокл, законный сын афинского царя Кодра; он и был основателем Эфеса. По этой причине, говорят, Эфес и был царской столицей C. 633ионийцев, еще и теперь потомков этого рода называют царями. Им присвоены известные почести, как например: первое место на играх, ношение пурпурной одежды как знака царского происхождения и жезла вместо скипетра, а также [распорядительство] на празднике жертвоприношения в честь Элевсинской Деметры. — Милет основал Нелей, родом из Пилоса. Мессенцы и пилосцы считаются между собой в родстве в какой-то с. 593 степени, отчего новые поэты называют Нестора мессенцем; по их словам, много пилосцев переселилось вместе с Меланфом, отцом Кодра, и его спутниками в Афины; таким образом, весь этот народ сообща с ионийцами вывел эту колонию. В Посидии показывают алтарь, воздвигнутый Нелеем. Миунт был основан Кидрелом, побочным сыном Кодра; Лебедос основал Андропомп, захватив какое-то место под названием Артис; Колофон — Андремон пилосец, как сообщает Мимнерм в «Нанно»2; Приену — Эпит, сын Нелея; позднее — Филота, который вывел колонистов из Фив; Теос основал сначала Афамант (вот почему Анакреонт и называет его Афамантидой), а во время ионийской колонизации — Навкл, незаконный сын Кодра, а после него Апек и Дамас афиняне и Герес беотиец; Эрифры — Кноп, также незаконный сын Кодра; Фокею — афиняне под предводительством Филогена; Клазомены — Парал; Хиос — Эгертий, который привел с собой смешанное население; наконец, Самос основал Тембрион, а позднее — Прокл.
4. Это — 12 ионийских городов; в позднейшее время к ним прибавилась также Смирна, которую эфесцы ввели в Ионийский союз. Ибо эфесцы в древние времена жили совместно со смирнейцами, когда и Эфес назывался еще Смирной. И Каллин где-то дает ему это имя, называя в молитве к Зевсу эфесцев смирнейцами:
смирнейцев помилуй;
или в другом месте
Вспомни, как некогда в жертву прекрасные бедра воловьи Смирнейцы тебе сожигали. (Фрг. 2. Бергк)
Смирна была амазонкой, властительницей Эфеса; от нее пошло имя жителей и города, подобно тому как часть эфесцев называлась сисирбитами по имени Сисирбы. Кроме того, какое-то место в Эфесе называлось Смирной, как указывает Гиппонакт:
Имел обитель в Смирне града позади, Что меж Трахеи и Лепре Акта. (Фрг. 44. Бергк)
Ибо Лепре Акта называлась гора Прион, которая возвышается над современным городом, подпирая часть его стены. Во всяком случае владения C. 634позади Приона еще и теперь называются владениями «в Описфолеприи»3, а предгорная страна вокруг Коресса называлась Трахеей4. В древности город был расположен вокруг святилища Афины, которое теперь находится за городом вблизи так называемого Гипелея. Таким образом, Смирна лежала вблизи современного гимнасия, позади теперешнего города, но между Трахеей и Лепре Акта. После отделения от эфесцев смирнейцы отправились походом в ту местность, где теперь Смирна, которой владели лелеги. Вытеснив лелегов, они основали древнюю Смирну, почти в 20 стадиях от современной. Впоследствии под давлением с. 594 эолийцев им пришлось искать убежища в Колофоне; затем они вернулись вместе с колофонцами и вновь захватили свой город. Так говорит и Мимнерм в «Нанно», упомянув о Смирне как городе всегда являвшемся предметом распрей.
Так мы высокий Пилос, твердыню Нелея, покинув, Прибыли на кораблях к Азии милым брегам. Там, в Колофоне желанном, вознесшись от силы могучей, Вновь мы обитель нашли, дерзостью всех превзойдя. И устремившись опять от быстрых волн Астеента, Смирну по воле богов взяли, Эолии град. (Фрг. 9. Бергк)
Таковы наши сведения об этом предмете. Следует, однако, еще раз дать подробное описание по отдельным частям, начав с главных местностей, где вначале были основаны поселения, — с местностей около Милета и Эфеса; ведь это самые лучшие и наиболее славные города. 5. Непосредственно после Посидия, мыса милетцев, если подняться на 18 стадий в глубь страны, находится оракул Аполлона Дидимского у Бранхидов5. Святилище было сожжено Ксерксом, так же как и другие храмы, кроме Эфесского. Бранхиды же передали сокровища бога персидскому царю и бежали вместе с персами, чтобы избежать наказания за святотатство и предательство. Впоследствии милетцы воздвигли храм, самый большой из всех храмов, который остался без крыши из-за своей величины; действительно, окружность священной ограды вмещает пространство целого поселка; внутри и вне священной ограды — великолепный парк; в других священных оградах есть и оракул, и святилища. К ним миф приурочил истории о Бранхе и любви Аполлона. Святилище украшают драгоценнейшие приношения из произведений древнего искусства. Отсюда до города сушей и морем недалеко. 6. По сообщению Эфора, это место впервые основали и укрепили над C. 635морем критяне, там, где теперь расположен древний Милет. Сарпедон вывел туда поселенцев из критского Милета и назвал город по имени критского города; местностью этой прежде владели лелеги. Впоследствии Нелей и его спутники укрепили стеной современный город. Теперь в городе 4 гавани, причем одна из них может вместить целый флот. Много славных деяний совершил этот город, но величайшее из них — это множество основанных им колоний, потому что весь Евксинский Понт, Пропонтида и многие другие места были колонизованы милетцами. Во всяком случае Анаксимен из Лампсака утверждает, что милетцы заселили острова Икар и Лерос, на Геллеспонте — Лимны в Херсонесе, а в Азии — Абидос, Арисбу и Пес; на острове кизикцев — Артаку и Кизик; во внутренней части Троады — Скепсис. Впрочем, при подробном описании я говорю и о прочих городах, опущенных Анаксименом. Милетцы и делосцы называют Аполлона & #218; lios, как бы богом здоровья и исцеления, ведь глагол & #363; lein означает «быть здоровым», откуда и слово & #363; l& #275; 6, и приветствие «здравствуй (& #363; l& #275; ), радуйся». Ведь Аполлон — бог-целитель, как с. 595 и Артемида, получил свое имя от того, что делает людей здравыми и невредимыми7. Гелиос и Селена тесно соединены с этим понятием, так как они являются причиной здорового смешения воздуха. Впрочем, губительные болезни и внезапную смерть также приписывают этим богам.
7. Достопамятными людьми родом из Милета были Фалес — один из Семи Мудрецов, первый среди греков занявшийся естествознанием и математикой, его ученик Анаксимандр и ученик последнего Анаксимен; Гекатей — автор «Истории» и в наше время оратор Эсхин, живший в изгнании за то, что слишком свободно высказывался перед Помпеем Великим. Город постигло несчастье, так как он закрыл свои ворота перед Александром и был взят силой, равно как и Галикарнасс; и еще раньше он был взят персами. Каллисфен утверждает, что афиняне наложили штраф на трагического поэта Фриниха за то, что тот сочинил драму «Взятие Милета Дарием». — Остров Лада лежит перед Милетом, как и островки по соседству с Трагеями, которые служат якорными стоянками для пиратов. 8. Далее идет Латмийский залив, в котором лежит Гераклея, так называемая «под Латмом» — городок с якорной стоянкой. Прежде он назывался Латмом, одинаково с возвышающейся над ним горой, которая, по мнению Гекатея, отождествляется с упоминаемой Гомером «фтиров лесистой горою»8(ибо он говорит, что гора фтиров лежит над Латмом); C. 636некоторые, однако, утверждают, что это — гора Грий, которая тянется приблизительно параллельно Латму от Милетской области на восток, через Карию до Еврома и Халкеторов. Эта гора лежит над Гераклеей, в виду ее. Недалеко от Грия, перейдя речку вблизи Латма, показывают могилу Эндимиона в какой-то пещере. Далее от Гераклеи до городка Пирры морским путем около 100 стадий. 9. Несколько дальше путь от Милета до Гераклеи, включая изгибы заливов, а прямым путем от Милета до Пирры — 30 стадий, на столько же дальше путь вдоль берегов. Однако когда дело идет о знаменитых местностях, читателю приходится терпеть сухость подобного описания. 10. От Пирры до устья Меандра 50 стадий; местность покрыта топями и болотами. В 30 стадиях плавания вверх на весельных лодках находится город Миунт — один из 12 ионийских городов, который в настоящее время из-за малочисленности населения объединился с Милетом. Ксеркс, как говорят, пожаловал Фемистоклу этот город «на приправу», Магнессию — «на хлеб», а Лампсак — «на вино». 11. В 4 стадиях отсюда лежит селение Карийская Фимбрия; поблизости от него находится священная пещера Аорн, называемая «Хароновой», так как она наполнена смертоносными испарениями. Над селением расположена Магнесия на Меандре — колония фессалийских магнетов и критян, о которой я скоро буду говорить9. 12. За устьями Меандра идет побережье Приены, над которым расположены Приена и гора Микале, где много диких зверей и густой лес. Гора эта находится поблизости от острова Самос и образует с ним пролив с. 596 на той стороне так называемого мыса Трогилия шириной около 7 стадий. Некоторые писатели называют Приену Кадмой, так как ее основатель Филота был беотийцем. Биант — один из Семи Мудрецов, родом из Приены; о нем Гиппонакт говорит так:
В делах судебных он Бианта из Приены самого ловчей. (Фрг. 79. Бергк)
13. Перед мысом Трогилием лежит одноименный островок. Отсюда самый короткий переезд до Суния — 1600 стадий, причем сначала на правой стороне будут Самос, Икария и Корсии, а на левой — Мелантиевы скалы. Остальная часть плавания идет через середину Кикладских островов. Сам мыс Трогилий — это нечто вроде отрога горы Микале. К Микале прилегает другая гора, именно Пактия в Эфесской области, до которой простирается Месогида. 14. От Трогилия 40 стадий до Самоса; Самос и его гавань с якорной C. 637стоянкой обращены к югу. Б о льшая часть города омывается морем и расположена на ровном месте, но одна часть его поднимается в гору, лежащую над ним. Если подъехать к городу с правой стороны, то увидим мыс Посидий, образующий с горой Микале пролив в 7 стадий шириной. На мысе находится храм Посидона; перед ним лежит островок Нарфекида; на левой стороне расположено предместье вблизи святилища Геры, течет река Имбрас и стоят древнее святилище Геры и большой храм, превращенный теперь в склад картин. Кроме множества хранящихся там картин есть еще и другие склады картин, а также несколько маленьких храмов, полных древними произведениями искусства. Открытый двор храма равным образом наполнен прекраснейшими статуями. 3 из них колоссальных размеров — произведения Мирона — помещались на одном общем цоколе; их снял было Антоний, но Август Цезарь велел восстановить 2 статуи на том же цоколе — Афины и Геракла; статую же Зевса он перенес в Капитолий, построив для нее маленький храм. 15. Длина пути вокруг острова самосцев составляет 600 стадий. В древние времена, когда на острове жили карийцы, он назывался Парфенией, затем — Анфемунтом и Меламфиллом и, наконец, Самосом по имени какого-то местного героя или переселенца с Итаки или Кефаллении. Есть на Самосе мыс под названием Ампел, обращенный приблизительно в сторону Дрепана в Икарии; впрочем, и целая гора, придающая всему острову гористый характер, носит то же имя. Самос не богат вином, хотя окружающие острова производят вино в изобилии, а б о льшая часть всего примыкающего к нему материка даже славится прекрасными винами, например Хиос, Лесбос и Кос. Действительно, эфесские и метропольские вина хороши; Месогида, Тмол, Катакекавмена, Книд, Смирна и другие менее значительные местности тоже доставляют замечательно хорошие вина, или приятные на вкус, или годные для лечебных целей. Таким образом, что касается вин, то Самосу не особенно посчастливилось; в прочих же отношениях это — благословенная страна, как это видно уже из с. 597 того, что из-за острова нередко происходили войны; кроме того, хвалители острова не колебались применять к нему поговорку, что на Самосе «есть даже птичье молоко», как где-то сказал Менандр. Такое благосостояние острова послужило причиной установления на нем тирании и вражды к афинянам. 16. Тирания процветала главным образом при Поликрате и его брате C. 638Силосонте. Поликрат был настолько знаменит своим счастьем и могуществом, что даже достиг господства на море. В доказательство его счастья приводят случай10: он нарочно бросил в море кольцо с драгоценным резным камнем, но немного спустя какой-то рыбак принес ему рыбу, проглотившую кольцо (когда рыбу разрезали, нашли кольцо). Узнав об этом, египетский царь, говорят, как бы пророчески предсказал, что человек, достигший такой вершины удачи, в скором времени несчастливо кончит жизнь. И действительно, это так и произошло, ибо тиран был изменнически захвачен в плен одним из персидских сатрапов и повешен. Современником Поликрата был мелический поэт Анакреонт; в самом деле, все его стихи полны похвал тирану. В правление Поликрата, как передают, жил также Пифагор, но он покинул город, увидев усиление тирании, и отправился в Египет и Вавилон из любви к учению; возвратившись и найдя тиранию еще в силе, он отплыл в Италию и там окончил жизнь. Это мои сведения о Поликрате. 17. Что касается Силосонта, то брат оставил его частным человеком. Силосонт подарил Дарию, сыну Гистаспа, одежду, которую тот (когда еще не был царем) увидел на нем и пожелал иметь. По воцарении Дария Силосонт получил от него в качестве ответного дара тиранию на Самосе. Однако он правил с такой жестокостью, что город даже обезлюдел. Отсюда пошла поговорка:
Простор земли по Силосонта милости.
18. Афиняне сначала послали против Самоса полководцем Перикла и вместе с ним поэта Софокла, которые осадой поставили непослушных самосцев в тяжелое положение; впоследствии они выслали на остров избранных по жребию 2000 колонистов из числа своих граждан; среди этих последних был Неокл, отец философа Эпикура, как говорят, школьный учитель. В самом деле, утверждают, что Эпикур получил воспитание на Самосе и Теосе, а в Афинах был принят в число эфебов11. Комический поэт Менандр был в это время его товарищем-эфебом. Самосцем был также Креофил, который, говорят, некогда оказал радушный прием Гомеру и получил от него в дар право писать собственное имя на произведении Гомера «Взятие Эхалии». Напротив, Каллимах в какой-то эпиграмме ясно указывает, что поэма сочинена Креофилом, но из-за упомянутой истории с гостеприимством приписывается Гомеру:
Самоса житель меня сочинил, что когда-то Гомера Принял; теперь же Еврита горькую участь пою Вместе с Иолией русой. Зовусь я писаньем Гомера, Но Креофила ведь сей подвиг, великий Зевес.
C. 639с. 598 Некоторые считают Креофила учителем Гомера, другие же — не его, а проконнесца Аристея. 19. Рядом с Самосом лежит остров Икария, по которому названо Икарийское море. Остров этот получил свое имя от Икара, сына Дедала, который, по рассказам, сопровождая отца в бегстве (когда оба они на крыльях улетели с Крита), упал там, так как не мог удержаться на правильном пути; ибо когда он поднялся слишком высоко к солнцу, воск растаял и крылья отпали. — Весь остров занимает в окружности 300 стадий и лишен гаваней, кроме нескольких якорных стоянок; самая лучшая из них называется Гистами. Это — мыс, простирающийся в западном направлении. На острове находятся святилище Артемиды под названием Таврополий, городок Эноя, а также и городок Дракан, одноименный мысу, на котором он расположен, с якорной стоянкой. Мыс этот отстоит от самосского мыса, называемого Канфарием, на 80 стадий, что составляет кратчайшее расстояние по морю между двумя этими мысами. В настоящее время, однако, остров имеет редкое население и самосцы большей частью живут здесь из-за своих стад. 20. После Самосского пролива вблизи Микале, если плыть к Эфесу, на правой стороне открывается побережье эфесцев; некоторую часть этого побережья занимают самосцы. Первый пункт на побережье — это Панионий, лежащий в 3 стадиях над морем, где справляются Панионии — общий праздник ионийцев — и совершаются жертвоприношения в честь Посидона Геликонского. Жрецами при жертвоприношениях являются приенцы; я говорил уже о них в описании Пелопоннеса12. Затем идет Неаполь, в прежнее время принадлежавший эфесцам, а теперь самосцам, которые обменяли его на Марафесий — более близкий город на более далекий. Далее следует городок Пигела со святилищем Артемиды Мунихии, основанный Агамемноном и заселенный частью его воинов; говорят, что некоторые воины страдали болезнью задних частей и их называли поэтому «страдающими болезнью задних частей»13; страдая этой болезнью, они остались там; таким образом это место получило такое подходящее название. Потом идут гавань, называемая Панормом со святилищем Артемиды Эфесской, и город Эфес. На самом этом побережье, несколько выше моря, находится Ортигия — замечательный парк из разнообразных деревьев, в большинстве кипарисов. Через парк протекает река Кенхрий, где, как говорят, Латона купалась после родов. Ибо сюда миф переносит разрешение ее от бремени, сцену с кормилицей Ортигией и священное место, где произошли роды, маслину, под которой, как C. 640говорят, богиня в первый раз отдыхала после родовых мук. Над рощей возвышается гора Сольмисс, где, по преданию, стояли куреты и бряцанием своего оружия напугали Геру, которая из ревности подстерегала родильницу, и помогли Латоне скрыть рождение детей. В этой местности несколько храмов: одни — древние, другие же воздвигнуты в позднейшие времена; в древних храмах находятся древние деревянные статуи, в храмах же позднейших — произведения Скопаса: Латона со скипетром, рядом с. 599 с ней стоит Ортигия, держа в каждой руке по ребенку. Здесь ежегодно справляется торжественное празднество. В силу некоего обычая юноши с большим рвением соревнуются там особенно в смысле роскошных угощений. В то же время и общество куретов устраивает угощение и совершает какие-то мистические жертвоприношения. 21. В городе Эфесе вначале жили карийцы и лелеги; Андрокл изгнал их и поселил большинство прибывших с ним колонистов вокруг Афинея и источника Гипелея, захватив, сверх того, и область на склонах горы Коресса. Таково было население Эфеса до времен Креза, но впоследствии жители спустились со склонов горы и вплоть до Александра жили вокруг современного храма. Лисимах окружил стеной современный город; но так как население стало неохотно покидать насиженные места, он выждал наступления ливня и затем, чтобы усилить его действие, приказал закрыть водосточные каналы, так что в городе произошло наводнение. Тогда жители с радостью переселились. Лисимах назвал город Арсиноей по имени своей супруги; впрочем, древнее имя осталось преобладающим. В городе существовал назначаемый совет старейшин; к ним присоединялись так называемые эпиклеты, которые управляли всеми городскими делами. 22. Первым строителем храма Артемиды был Херсифрон, затем другое лицо его расширило. После того как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма. Свидетельством этого являются изданные тогда постановления. C. 641По словам Артемидора, Тимей из Тавромения, не зная об этих постановлениях и будучи завистливым и доносчиком (отчего его и прозвали Эпитимеем)14, утверждает, что эфесцы отстроили храм на средства, отданные им персами на хранение. Но у них не было в то время никаких денег на хранении, а если бы они и были, то сгорели бы вместе с храмом. А после пожара, когда крыша была разрушена, кто захотел бы держать какие-нибудь деньги в священной ограде под открытым небом? Александр, продолжает Артемидор, обещал эфесцам уплатить все бывшие и будущие издержки с тем условием, чтобы в посвятительной надписи значилось его имя, но они не согласились; тем более они не захотели бы прославиться святотатством или ограблением храма. И Артемидор с похвалой отзывается об эфесце, который сказал царю15, что не подобает богу воздвигать храмы богам. 23. После окончания постройки храма, который, как говорит Артемидор, был созданием Хирократа16(того самого, кто построил Александрию; он же предложил Александру превратить гору Афон в его портретную статую, представив царя совершающим возлияние из какого-то сосуда в чашу, а также построить два города: один — на правой стороне горы, другой — на левой — и пустить от одного города к другому текущую реку), повторяю, после окончания постройки храма, по словам Артемидора, большинство прочих посвятительных даров для украшения с. 600 его было получено от местных художников в силу уважения их к святыне, тогда как алтарь, можно сказать, почти целиком был уставлен произведениями Праксителя. Впрочем, мне показывали несколько произведений Фрасона, которому принадлежат статуя Гекаты, восковая статуя Пенелопы и «старуха Евриклея». Жрецами при храме были евнухи, которые назывались мегабизами. Эфесцы постоянно приглашали из других мест некоторых лиц, достойных занимать эту высокую должность, и оказывали им великий почет; вместе с ними должны были быть жрицами девушки. В настоящее время только некоторые из этих обычаев соблюдаются, другие же вышли из употребления. Храм же остается местом убежища17и теперь, хотя пределы убежища часто менялись; так, Александр расширил их на 1 стадию, Митридат же пустил стрелу с угла крыши и думал, что длина ее полета немного превзойдет 1 стадию; наконец, Антоний удвоил это расстояние и включил в пределы убежища некоторую часть города. Однако такое расширение убежища оказалось вредным, так как отдавало город во власть преступных элементов; поэтому Август Цезарь снова отменил его. 24. В городе есть верфь и гавань. Строители сделали вход в гавань более узким, но они ошиблись вместе с царем, который повелел им это (именно Атталом Филадельфом). Ибо царь этот думал, что вход будет достаточно глубоким для больших грузовых судов (так же как и самая гавань, которая прежде была мелководной вследствие наносов реки Каистра), если насыпать мол у входа, в то время очень широкого, и поэтому приказал построить плотину. Однако случилось обратное: заключенные внутри гавани наносы сделали ее мелководной вплоть до входа. Прежде морские приливы и отливы в достаточной степени уменьшали наносы, унося их во внешнее море. Таковы особенности гавани. Что касается города, то он в силу удобств местоположения и в прочих отношениях день ото дня растет, являясь самым большим портом в Азии по эту сторону C. 642Тавра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|