Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕЧАНИЯ 2 страница




25. Знаменитые люди родом из этого города следующие: в древние времена Гераклит, по прозванию Темный, и Гермодор, о котором сам Гераклит говорит: «Всех тех эфесцев до одного стоит повесить, которые изгнали Гермодора, самого полезного среди них человека, говоря: пусть не будет среди нас самого полезного; если же такой человек найдется, то пусть он живет в другом месте и среди других людей». Этот человек, кажется, написал для римлян некоторые законы. Из Эфеса происходили также поэт Гиппонакт, живописцы Паррасий и Апеллес, а из позднейших — оратор Александр, по прозвищу Лихн18, который был государственным человеком, написал историю и оставил после себя дидактические поэмы, в которых изображал положение небесных светил и давал географическое описание материков, посвящая каждому особую поэму.

26. За устьем Каистра идет озеро, образовавшееся от разлива моря, под названием Селинусия; рядом лежит другое озеро, соединяющееся с первым; оба озера приносят большие доходы. Эти озера, хотя и с. 601 священные, цари отняли у богини, римляне же возвратили их назад. А государственные откупщики снова путем насилия овладели налогами, но в результате посольства Артемидора в Рим, как он сам говорит, ему удалось не только вернуть озера богине, но даже выиграть по решению суда отпавшую от Эфеса Гераклеотиду. В благодарность за это город воздвиг ему в храме золотую статую. В самой отдаленной части озера находится святилище царя, построенное, как говорят, Агамемноном.

27. Затем следуют гора Галлесий и Колофон — ионийский город; перед ним лежит священный участок Аполлона Кларийского, где некогда был древний оракул. По преданию, прорицатель Калхант с Амфилохом, сыном Амфиарая, возвращаясь из-под Трои, пришел сюда пешком, но, встретив поблизости от Клара прорицателя более могучего, чем он сам, именно Мопса, сына Манто, дочери Тиресия, умер с горя. Гесиод излагает миф приблизительно так, заставив Калханта предложить Мопсу такой вопрос:

 

Чудо, сколь много плодов на сей смоковнице дикой,

Хоть малорослое древо; но можешь ли счесть мне число их?

 

А Мопс ответил:

 

Десять тысяч числом, но мера равна их медимну.

Так он сказал: и число и мера плодов оказалася точной.

Очи Калханта тогда смертельная дрема смежила.

(Фрг. 160. Ржах)

 

C. 643Однако, по словам Ферекида, Калхант задал вопрос о супоросой свинье: сколько у нее поросят? Мопс ответил, что у свиньи 3 поросенка, из них одна свинка; когда предсказание оправдалось, Калхант умер с горя. Другие же, наоборот, утверждают, что Калхант задал вопрос о свинье, а Мопс — о дикой смоковнице; и последний сказал правду; первый — нет и умер с горя и согласно предсказанию оракула. Софокл также упоминает об оракуле в «Требовании возврата Елены», что Калханту было суждено умереть, когда он встретит прорицателя более могучего, чем он. Однако Софокл переносит сцену состязания и смерти Калханта в Киликию. Таковы древние сказания.

28. Некогда колофонцы владели значительными морскими силами, а также конницей, причем в этой последней они достигли такого превосходства над другими, что в каких бы только сражениях, где победа давалась с трудом, ни появлялась на помощь колофонская конница, она решала дело; отчего и пошла поговорка: «Он взял себе в помощь Колофон», когда делу бывал прочно положен конец. Достопамятными колофонцами были Мимнерм — флейтист и элегический поэт, Ксенофан — философ-естествоиспытатель, который сочинял «силлы»19; Пиндар также упоминает о каком-то Полимнасте как о знаменитом музыканте:

 

Голос общедоступный знаешь

Полимнаста из Колофона.

(Фрг. 66. Пюеш)

 

с. 602 Некоторые утверждают, что даже Гомер происходил оттуда. Прямым путем от Эфеса до Колофона 70 стадий, а с изгибами заливов — 120 стадий.

29. За Колофоном идут гора Коракий и островок, посвященный Артемиде, куда самки оленей добираются вплавь и рождают там, как полагают, детенышей. Затем следует Лебедос, в 120 стадиях от Колофона. Здесь — место для собраний и поселение всех «художников Диониса»20в Ионии вплоть до Геллеспонта; на этом островке происходят ежегодные празднества и игры в честь Диониса. Прежде они жили на Теосе — ионийском городе, непосредственно следующем за Колофоном, но, после того как разразилось восстание, бежали в поисках убежища в Эфес. Когда Аттал переселил их в Мионнес, между Теосом и Лебедосом, то теосцы отправили посольство к римлянам с просьбой не допускать, чтобы Мионнес строил против них укрепления. Тогда мионнесцы переселились в Лебедос, причем жители этого города с радостью приняли их, так как сами терпели от недостатка населения. Теос находится от Лебедоса в 120 стадиях; между ними лежит остров Аспида, называемый иными Арконнесом. Мионнес построен на высоте, имеющей вид полуострова.

C. 64430. Теос также лежит на полуострове и имеет гавань. Оттуда происходит мелический поэт Анакреонт; в его время теосцы покинули свой город и переселились во фракийский город Абдеры, так как не могли вынести оскорблений персов, откуда и пошло изречение:

 

Абдеры — славная колония теосцев.

 

Некоторые из них, однако, позднее вернулись назад. Как я уже сказал выше21, Апелликонт был теосцем и историк Гекатей происходил из того же города. Есть и другая гавань — Герреиды — в 30 стадиях к северу от города.

31. Далее следуют область халкидцев и перешеек Херсонеса, находящийся во владении теосцев и эрифрейцев. Последние живут по эту сторону перешейка, а на самом перешейке — теосцы и клазоменцы. Южную сторону перешейка, т. е. область халкидцев, занимают теосцы, северную же — клазоменцы, где их область соприкасается с Эрифрейской. В начале перешейка лежит местность Гипокремн, которая с внутренней стороны перешейка отделяет Эрифрейскую область, а с внешней — область клазоменцев. Над областью халкидцев расположен священный участок, посвященный Александру, сыну Филиппа. На этом участке справляют игры под названием Александрийские, устраиваемые общим собранием ионийцев. Длина переезда через перешеек от священного участка Александра и области халкидцев до Гипокремна составляет 50 стадий, а круговое плавание — больше 1000 стадий. Приблизительно посредине кружного пути находится ионийский город Эрифры с гаванью; перед ним лежат 4 островка под названием Гиппы22.

32. Не доходя до Эрифр, находится сначала городок Эры, принадлежащий теосцам; затем идут высокая гора Корик, у подошвы ее гавань с. 603 Касист и другая гавань под названием Эрифра; потом друг за другом следует несколько других гаваней. Как говорят, все побережье около Корика являлось притоном пиратов, так называемых корикейцев, которые придумали новый способ нападения на мореходов: рассеявшись по гаваням, пираты подходили к высадившимся там купцам и подслушивали разговоры о том, с каким товаром и куда те плывут; затем, собравшись вместе, они нападали и грабили вышедших в море купцов. Вот почему всякого, кто суется не в свое дело и пытается подслушивать секретные разговоры в стороне, называем корикейцем и употребляем даже поговорку:

 

Об этом даже корикеец слышать мог,

 

в том случае, когда кто-нибудь уверен, что его поступки или слова остаются в тайне, а на самом деле их выдают люди, которые подсматривают за ним и стремятся узнать то, что их не касается.

C. 64533. За горой Кориком идет островок Галоннес. Далее следует Аргенн — мыс Эрифрейской области, который находится очень недалеко от Посидия хиосцев. Посидий образует пролив шириной около 60 стадий. Между Эрифрами и Гипокремном возвышается высокая гора Мимант, богатая дикими зверями и покрытая густым лесом. Затем идут селение Кибелия и так называемый мыс Мелена23с каменоломней мельничных камней.

34. Из Эрифр происходила Сивилла, некая боговдохновенная и вещая женщина древности. Во времена Александра из того же города родом была другая вещая женщина — Афинаида. В наше время там же родился Гераклид, врач школы Герофила, соученик Аполлония Мусы.

35. Что касается Хиоса, то он имеет в окружности, если ехать по суше, 900 стадий. На острове находится город с хорошей гаванью и якорной стоянкой на 80 кораблей. Если при объезде, начиная от города, остров окажется справа, то сначала подойдем к Посидию. Затем следуют Фаны — глубокая гавань, а потом храм Аполлона и пальмовая роща. Дальше идет Нотий — якорная стоянка на морском берегу, потом Лаиунт — тоже якорная стоянка на морском берегу; отсюда до города тянется перешеек длиной в 60 стадий, но путь кругом, по которому я только что следовал, составляет 360 стадий. Далее идет мыс Мелена, против которого в 50 стадиях лежат Псиры — высокий остров с городом того же имени. Окружность острова 40 стадий. Еще дальше находится Ариусия — скалистая местность, лишенная гаваней, она простирается приблизительно на 30 стадий и производит самое лучшее из греческих вин. За ней возвышается Пелиней — самая высокая горная вершина на острове. На острове находится также мраморная каменоломня. Знаменитыми хиосцами были трагический поэт Ион, историк Феопомп и софист Феокрит. Двое последних были политическими противниками. Хиосцы также выставляют притязания на Гомера, выдвигая в качестве самого веского свидетельства то, с. 604 что так называемые Гомериды происходили из его рода; о них упоминает и Пиндар:

 

Отсюда и Гомериды

Искусных стихов певцы

Часто [начинали]…

(Нем. II, 1)

 

Некогда хиосцы владели флотом и стремились к свободе и морскому владычеству. От Хиоса до Лесбоса, если плыть с южным ветром, около 400 стадий.

36. За Гипокремном следует Хитрий — местность, где прежде были расположены Клазомены. Далее идет современный город с лежащими перед ним 8 островками, где занимаются земледелием. Клазоменцем был знаменитый философ-естествоиспытатель Анаксагор, ученик милетца Анаксимена. Философ-естествоиспытатель Архелай и поэт Еврипид были его слушателями. Затем следуют святилище Аполлона, горячие источники, залив и город смирнейцев.

C. 64637. Далее идет другой залив, в котором находилась древняя Смирна, в 20 стадиях от современного города. После разрушения Смирны лидийцами она продолжала около 400 лет существовать в виде простого селения. Затем ее восстановили Антигон и позднее Лисимах, а теперь это — самый красивый из всех ионийских городов. Часть города построена на горе, а б о льшая расположена на равнине вблизи гавани, невдалеке от храма Великой матери и вблизи гимнасия. Планировка города по кварталам превосходна; городские кварталы, насколько возможно, вытянуты по прямым линиям; улицы вымощены камнем, есть большие четырехугольные портики с нижними и верхними ярусами. Есть также библиотека и Гомерий, собственно четырехугольный портик с храмом Гомера и его деревянной статуей. Ибо и смирнейцы имели особые основания притязать на Гомера; и действительно, у них даже одна медная монета называется Гомерием. Река Мелит протекает недалеко от стен. К числу прочих сооружений города принадлежит также и запирающаяся гавань. Но есть в городе один немалый недостаток, допущенный строителями: при облицовке камнем улиц они не провели под ними подземных сточных каналов, поэтому нечистоты покрывают поверхность улиц, в особенности же во время дождей, когда клоаки переливаются через край. Здесь Долабелла захватил в плен после осады города и убил Требония, одного из тех, кто изменнически умертвил Божественного Цезаря, причем он разрушил многие части города.

38. За Смирной идет городок Левки. После смерти Аттала Филометора Аристоник склонил этот городок к восстанию. Аристоник считал себя потомком царского рода и стремился захватить царскую власть. После нанесенного Аристонику эфесцами поражения в морской битве у берегов Кимы, он бежал из Смирны; затем он направился в глубь страны и быстро собрал толпы бедняков и рабов, привлеченных с. 605 обещанием свободы, назвав их «гражданами Солнечного града». Сначала он совершил вторжение в Фиатиры, потом ему удалось захватить Аполлониду и обратиться против других крепостей. Впрочем, он недолго продержался; города немедленно послали против него большие силы, причем им оказали помощь Никомед Вифинский и каппадокийские цари. Затем прибыло 5 римских послов, а после этого — войско под начальством консула24Публия Красса, а потом Марка Перперны; последнему удалось закончить войну, захватить живым в плен Аристоника и отослать его в Рим. Аристоник, таким образом, кончил жизнь в темнице, Перперна умер от болезни, а Красс подвергся нападению каких-то людей около Левки и пал C. 647в стычке с ними. Затем прибыл консул Маний Аквилий25с 10 легатами и придал провинции устройство, существующее еще до настоящего времени. — После Левки следует Фокея, лежащая в заливе; о ней я уже сказал в описании Массалии. Далее идут границы ионийцев и эолийцев, о чем я упоминал выше. В глубине ионийской прибрежной страны остались еще не описанными местности вдоль дороги от Эфеса к Антиохии и Меандру. Эти местности имеют смешанное население из лидийцев, карийцев и греков.

39. Первый город после Эфеса — это эолийская Магнесия, так называемая Магнесия на Меандре, так как она лежит вблизи этой реки; еще ближе к городу протекает река Лефей — приток Меандра, берущий начало на горе Пактии в Эфесской области. Другой Лефей протекает у Гортины, третий — около Трикки, где, говорят, родился Асклепий, и, наконец, четвертый — в стране ливийских гесперитов26. Город Магнесия расположен на равнине у горы под названием Форакс, где, как говорят, был распят на кресте грамматик Дафит за то, что оскорбил царей в следующем двустишии:

 

Пурпур рубцов от бича, вы — казны Лисимаха опилки,

Гордых фригийцев и лидов вам подчинен весь народ.

 

Говорят, что Дафит получил оракул, который указывал ему остерегаться Форакса.

40. Магнеты, по-видимому, являются потомками дельфийцев, которые жили в Дидимских горах в Фессалии, о них Гесиод говорит:

 

Или как та, что живет на холмах священных Дидима,

Там на Дотийской равнине, вдоль обильного гроздью Амира

Ногу купала в волнах Бебеидского озера дева.

(Фрг. 122. Ржах)

 

Здесь находилось также святилище Диндимены, Матери богов. По преданию, жена Фемистокла (другие говорят — дочь) была в нем жрицей. В настоящее время святилища не существует, так как город перенесен в другое место. В современном городе есть святилище Артемиды Левкофриены, которое уступает эфесскому по величине храма и по числу посвятительных даров, но далеко превосходит его в смысле гармонии и с. 606 искусного устройства священной ограды. По величине его священная ограда больше всех оград азиатских храмов, кроме эфесского и дидимского. В древние времена магнетов постигла печальная участь: они были совершенно истреблены трерами, киммерийской народностью, хотя в течение долгого времени жили счастливо; на следующий год этой местностью завладели милетцы. Правда, Каллин упоминает о магнетах как о народе, еще процветающем, который одержал победу в войне с эфесцами, тогда как Архилох, как кажется, уже знает о постигшем их несчастье:

 

Плачь о фасийцах скорей, чем о магнетов беде…

(Фрг. 20. Бергк)

 

C. 648Отсюда и можно заключить, что Архилох жил позднее Каллина. Каллин упоминает о каком-то другом, более раннем вторжении киммерийцев:

 

Так наступают теперь киммерийцев грозные рати…

(Фрг. 3. Бергк)

 

явно указывая этим на взятие Сард.

41. Знаменитыми людьми из Магнесии были оратор Гегесий, который больше всех старался ввести так называемый азианский стиль, чем и испортил установившуюся аттическую манеру; мелический поэт Сим, который, введя симодию27, также испортил стиль мелических поэтов прежнего времени (как это еще в большей степени сделали лисиоды и магоды)28, и кулачный боец Клеомах, который, влюбившись в какого-то кинеда29и в молодую девушку, бывшую у того на содержании, стал подражать разговорной речи и стилю кинедов. Сотад был первым, кто написал разговор кинедов; затем последовал этолиец Александр. Эти двое подражали таким разговорам в прозе, а Лисий сопровождал их музыкой, а еще раньше него — Сим. Кифареда Анаксенора выдвинул театр, и Антоний возвысил его насколько мог, назначив сборщиком податей с четырех городов и предоставив ему воинов для личной охраны. И родной город также достаточно отличил его почестями, облачив в пурпурное одеяние, как посвященного Зевсу-Спасителю города, на что указывает его раскрашенная статуя на рыночной площади. Есть его бронзовая статуя в театре с надписью:

 

Сладко вниманье свое нам склонять к песнопевцу, который

Слух наш пленяя, богам вдохновеньем высоким подобен.

(Од. IX, 3)

 

Но так как резчик не рассчитал места, то ему пришлось опустить последнюю букву второго стиха, потому что ширина цоколя оказалась недостаточной. Поэтому резчик навлек на город подозрение в невежестве из-за двусмысленности надписи: следует ли понимать последнее слово в именительном падеже или в дательном? 30Ведь многие пишут форму дательного с. 607 падежа без йоты и даже совершенно отрицают правомерность этой привычки, так как она лишена всякого естественного основания.

42. После Магнесии идет дорога на Траллы, слева от нее находится гора Месогида, а на самой дороге и справа — равнина Меандра, занятая лидийцами, карийцами, ионийцами (как милетцами, так и миесийцами), а также эолийцами из Магнесии. Такой же способ описания местности применяется до Нисы и Антиохии. Город траллийцев расположен в местности, имеющей форму трапеции; вершина этой местности защищена от C. 649природы; окрестности тоже достаточно хорошо укреплены. Город этот имеет густое население (как никакой другой из азийских городов), состоящее из людей зажиточных; некоторые его жители постоянно занимают первые по значению должности в провинции и называются асиархами31. В числе их был Пифодор, уроженец Нисы, который переселился в Траллы ради славы этого города; вместе с немногими другими он выделялся дружественными отношениями с Помпеем. Он приобрел царское состояние ценностью более 2000 талантов; его имущество за дружбу владельца с Помпеем было продано Божественным Цезарем, но Пифодор выкупил его и оставил не меньше своим детям. Его дочь Пифодорида, о которой я уже говорил32, теперь царица на Понте. Наряду с Пифодором в наше время выделялся и Менодор — ученый, кроме того, уважаемый и степенный человек, который был жрецом Ларисейского Зевса. Он пал жертвой происков друзей Домиция Аэнобарба; последний, поверив доносчикам, велел казнить Менодора за подстрекательство к мятежу во флоте. Родом отсюда были также знаменитые ораторы Дионисокл и впоследствии Дамас Скомбр. По преданию, Траллы основаны аргивянами и какими-то фракийскими траллийцами, от которых и название города. Во время войны с Митридатом город недолго находился под властью тиранов — сыновей Кратиппа.

43. Ниса находится у Месогиды и расположена большей частью по склонам этой горы; это, так сказать, двойной город, ибо его разделяет горный поток, образующий ущелье, на одной стороне которого находится мост, соединяющий оба города, а другая украшена амфитеатром со скрытым подземным каналом для стока вод потока. Рядом с театром высятся два холма: у подошвы одного из них лежит гимнасий для молодежи, а у другого — рыночная площадь и гимнасий для стариков. С южной стороны к городу примыкает равнина, как у Тралл.

44. На дороге между Траллами и Нисой, недалеко от города, находится селение нисейцев Ахараки; там есть святилище Плутона с пышным священным участком, храм Плутона и Коры, а также Хароний — пещера, лежащая над священным участком, удивительная по своим природным свойствам. Ибо туда, как говорят, приходят больные, верящие в целительную силу этих богов, и живут в селении недалеко от пещеры у опытных жрецов; последние проводят ночь вместо них в пещере и на основании сновидений предписывают лечение. Они же взывают к богам об исцелении. Нередко жрецы вводят самих больных в пещеру и оставляют там с. 608 спокойно лежать, как в звериной берлоге, много дней без пищи. Иногда C. 650больные принимают на веру и свои собственные сны, но при этом все-таки обращаются к тем людям за объяснением таинственного значения сновидений и за советами. Для всех остальных это место недоступно и гибельно. Каждый год в Ахараках справляют празднество, и тогда участники его как раз могут наблюдать и слышать обо всем этом. На этом празднестве мальчики и юноши из гимнасия, нагие и обильно умащенные маслом, ловят быка и поспешно отводят в пещеру; там быка отпускают, и он, пройдя немного вперед, издыхает.

45. В 30 стадиях от Нисы (перейдя Тмол и гору Месогиду), к югу от нее расположена местность под названием Лимон33, куда приходят нисейцы и все окрестные жители справлять праздник. Неподалеку от этого места находится вход в пещеру, посвященную тем же богам, которая, говорят, тянется под землей до Ахараков. Этот луг, как думают, имеет в виду Гомер:

 

В злачном асийском лугу…

(Ил. II, 461)

 

при этом указывают на храм героев Каистрия и какого-то Асия и на реку Каистр, протекающую поблизости.

46. Рассказывают о трех братьях — Афимбре, Афимбраде и Гидреле, которые прибыли из Лакедемона и основали одноименные им города, но так как население этих городов оказалось впоследствии недостаточным, то после объединения их жителей была основана Ниса. И теперь еще жители Нисы считают Афимбра основателем своего города.

47. В окрестностях Нисы лежат значительные поселения по ту сторону Меандра — Коскиния и Орфосия; на этой стороне реки — Бриула, Маставра и Ахараки; выше города на горе — Арома (в этом слове буква омега сокращается вомикрон )34; отсюда происходит лучшее месогитское вино — аромийское.

48. Знаменитыми людьми из Нисы были стоический философ Аполлоний — лучший из учеников Панеция, Менекрат — ученик Аристарха и Аристодем — его сын, полный курс лекций которого, когда он был уже глубоким стариком, мне в ранней юности удалось прослушать в Нисе; Сострат — брат Аристодема и другой Аристодем — двоюродный брат первого, воспитатель Помпея Великого, были замечательными грамматиками. Что касается моего учителя, то он преподавал и риторику, имея две школы — на Родосе и в своем родном городе; утром он читал лекции по риторике, а вечером — по грамматике. Впрочем, в Риме, где он обучал сыновей Помпея, он ограничивался только лекциями по грамматике.

 

II

 

C. 6511. Области, расположенные уже за Меандром, которые мне осталось описать, все карийские, так как здесь лидийцы уже больше не смешивались с карийцами; последние уже одни занимали всю страну, за с. 609 исключением части побережья, захваченной милетцами и миесийцами. Началом побережья является приморская область, лежащая против Родоса, а концом — Посидий милетцев; в глубине страны находятся оконечности Тавра, простирающиеся до реки Меандра. Ведь, как говорят, начало Тавра образуют горы, возвышающиеся над так называемыми Хелидонскими островами, которые находятся в пограничной полосе перед Памфилией и Ликией; отсюда Тавр поднимается все больше и больше в высоту. В действительности же горный хребет Тавра отделяет всю Ликию по направлению к внешним частям и на южной стороне от Кибиратской страны до области, лежащей против Родоса. Отсюда горный хребет продолжается, но он гораздо ниже и уже не считается частью Тавра; здесь нет разделения на земли по эту и по ту сторону Тавра, потому что возвышенности и долины равномерно разбросаны по всей стране в длину и ширину ее и не представляют ничего похожего на перегородку. Весь круговой путь вдоль берегов, включая изгибы заливов, составляет 4900 стадий, а путь только вокруг Приморской области, лежащей против Родоса, приблизительно 1500 стадий.

2. Приморская область, лежащая против Родоса, начинается от Дедал — местности в Родосской области, конец же ее у так называемой горы Феникс, также в Родосской области. Впереди лежит остров Элеусса, в 120 стадиях от Родоса. В промежутке, если плыть сначала от Дедал на запад по прямой линии с берегом Киликии, Памфилии и Ликии, находится залив под названием Главк с хорошими гаванями; затем идет Артемисий — мыс и святилище; далее — священный участок Латоны; над ним и над морем, в 60 стадиях от моря, лежит город Калинда; наконец, Кавн и вблизи него глубокая река Кальбий, куда могут входить корабли, а между ними лежит Писилий.

3. В городе Кавне есть верфи и закрытая гавань. Над городом на возвышенности находится крепость Имброс. Хотя окружающая страна и отличается плодородием, но в городе, по общему признанию, летом нездоровый воздух, как и осенью, из-за жары и изобилия плодов. Поэтому всем прожужжали уши анекдоты в таком роде о кифаристе Стратонике, который, увидев, что жители Кавна отличаются особенной зеленоватой бледностью, воскликнул: «Эту бледность имел в виду Гомер:

 

Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков».

(Ил. VI, 146)

 

Когда его стали упрекать за то, что он подсмеивается над городом, как над больным, Стратоник ответил: «Неужели я осмелюсь назвать больным C. 652город, где даже покойники разгуливают? ». Однажды кавнийцы отделились от родосцев, но по решению третейского суда римлян должны были снова подчиниться. Существует речь Молона «Против кавнийцев». Язык их, как говорят, общий с языком карийцев, а прибыли они с острова Крита и живут по своим обычаям.

с. 610 4. Далее следует городок Фиск с гаванью и священным участком Латоны; затем идут Лоримы — скалистое побережье и самая высокая гора в этой части страны. На вершине этой горы находится Феникс — укрепление, одноименное с горой. Перед горой, в 4 стадиях от нее, лежит остров Элеусса, имеющий в окружности около 8 стадий.

5. Город родосцев лежит на восточной оконечности острова Родос; в отношении гаваней, дорог, стен и прочих сооружений он настолько выгодно отличается от всех прочих городов, что я не могу назвать другого приблизительно равного или тем более несколько лучше его. Удивительно также основанное на законах благоустройство города родосцев и то заботливое внимание, которое они уделяют государственным делам вообще и в частности флоту, благодаря которому они долгое время господствовали на море, уничтожили пиратство и стали «друзьями» римлян и всех царей, приверженцев римлян и греков. Вследствие этого Родос не только оставался независимым, но даже украсился множеством посвятительных даров, которые большей частью находятся в храме Диониса и гимнасии, отчасти же в других местах. Самым лучшим посвятительным даром является колоссальная статуя Гелиоса, о которой ямбический поэт1говорит:

 

Седмижды десять в высоту локтей,

Харес воздвиг меня, из Линда муж.

 

Теперь же статуя лежит на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей; по повелению оракула ее не восстановили. Это — наилучшее из посвятительных приношений (во всяком случае статуя признается всеми одним из семи чудес света); затем идут картины Протогена, именно Иалис и Сатир, стоящий у колонны, на вершине которой сидит куропатка. Как только картина была выставлена, народ смотрел с искренним удивлением на куропатку, словно на настоящую и дивился только ей, не обращая внимания на Сатира, хотя и эта последняя картина прекрасно удалась художнику. Еще большее изумление вызывали люди, разводившие куропаток, которые приносили с собой ручных куропаток и помещали их перед картиной: птицы начинали кричать, призывая нарисованную на картине куропатку, и собирали перед картиной толпу народа. Когда Протоген увидел, что его главное произведение стало второстепенным, он попросил разрешения у блюстителей священного участка прийти и стереть птицу, что он и сделал. Родосцы заботятся C. 653о народных интересах, хотя у них и нет демократического правления, но они все же желают поддерживать массу бедняков. Таким образом, народ снабжают хлебом или люди состоятельные помогают беднякам по обычаю предков; существуют известные общественные повинности по поставке продовольствия, так что не только бедняк получает свое пропитание, но и у города нет недостатка в полезных людях, в особенности для пополнения флота. Что касается якорных стоянок, то некоторые из них были скрыты и вообще недоступны народу; и всякому, кто их осматривал или проникал внутрь, было установлено наказание смертью. Здесь, как с. 611 в Массалии и Кизике, все, что имеет отношение к архитекторам, изготовлению военных орудий и складам оружия и прочего, служит предметом особой заботы и даже в большей степени, чем где бы то ни было.

6. Подобно жителям Галикарнаса, Книда и Коса родосцы принадлежат к дорийцам. Ведь после смерти Кодра одни из дорийцев, основавших Мегары, остались там, другие вместе с аргосцем Алфеменом приняли участие в походе для поселения на Крите, третьи, наконец, рассеялись по Родосу и по вышеупомянутым городам. Однако эти события произошли позднее упомянутых у Гомера; ведь Книд и Галикарнас еще не существовали тогда, хотя Родос и Кос уже были, но их населяли Гераклиды. Действительно, когда Тлеполем достиг зрелого возраста:

 

Скоро убил, безрассудный почтенного дядю отцова,

Старца уже седого Ликимния…

Быстро сплотил он суда и с великою собранной ратью

Скрылся, бежа…

(Ил. II, 662)

 

Затем поэт прибавляет:

 

Прибыл в Родос наконец он, скиталец…

Там поселились пришельцы тремя племенами.

 

Он называет тогдашние города:

 

Линд, Иелис и Камир белокаменный,

(Ил. II, 656)

 

так как город родосцев еще не был основан. Таким образом, Гомер нигде не называет здесь дорийцев по имени, но во всяком случае указывает эолийцев и беотийцев, если верно, что Геракл и Ликимний поселились там. Но, если, как утверждают другие, Тлеполем прибыл из Аргоса и Тиринфа, то даже и в этом случае поселение оттуда не было дорийским, ибо оно было выведено до возвращения Гераклидов. И о жителях Коса Гомер говорит:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...