Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Начало формирования архитектурного облика города. Петровское борокко.





Предыстория Невской дельты.

Нева сложилась примерно 2500лет назад. Фины назвали реку «Невой»-болото. Климат мягкий, влажный, частые осадки. Влияет арктический фронт, где рождаются циклоны. По берегам Невы и ее притоков жили русские люди, финские племена. В начале 17в., в Смутное время, шведы у России отняли выход к Балтийскому морю. (1700-1721)Северная война- Россия отвоевывает свои земли и выход к морю. Основной удар Петр нанес на крепость Нотербург-шведам она служила опорой на Ладожском озере и прикрывала вход в Неву. Русское войско во главе с князем Голицыным одержало победу. Между Невой и Охтой, шведы выстроили крепость Ниеншанс. Через Охту русские купцы привозили из Ладоги, Москвы товары для продажи. После длительной бомбардировки русскими во главе с Шереметьевым, Ниеншанц сдался и устье Невы вновь стало русским. После Петр переименовал крепость в Шлотбург. Т.к. Шлотбург был отдален от моря. Петр приказал разрушить укрепления этой крепости. Местом строительства новой крепости был избран Заячий остров, расположенный в самом широком устье Невы и со всех сторон окруженный водой.-Петропавловская крепость.

 

Закладка Петропавловской крепости. Причины, побудившие Петра основать город в устье Невы

1. Закладка крепости. 2. Причины, побудившие Петра основать город в устье Невы 3. Культурный аспект основания города

1. Война со шведами поставила ? – укреплять Ниеншанц или строить новую крепость? Ниеншанц был признан непригодным для целей обороны. Для будущей крепости был выбран Заячий остров.

Закладка крепости - 16 мая (27) 1703 года. Нет доказательств, что подразумевалось строительство города. Речь о городе поначалу не шла, нужно было срочно построить крепость и порт.

2. Причины, побудившие Петра основать город: военно-стратегические интересы – необходимость иметь укрепленный форпост для борьбы со шведами; торгово-экономические интересы – необходимость построить порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы; государственно-политические соображения, связанные с невозможностью осуществить задуманные Петром реформы в Москве при ожесточенном сопротивлении бояр и духовенства.



3. Культурный аспект!

Приобщение России к достижениям западноевропейской цивилизации. Идея создания собственной академии наук. Мысль о создании “своего города, который явился бы выразителем обновленной России”.

Петербург формируется как город нового типа – регулярный город.

 

 

3. Строительство города, проекты его планировки.

1. Общая характеристика строительства С-П. 2 периода. 2. Переход к регулярному строительству. 3. Учреждение градостроительных организаций.

4. “Генеральный чертеж Санкт-Петербурга” 5. Каменное строительство 6. «Образцовые» дома (Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон) 7. Итоги строительства.

Идеалом Петра I был регулярный, компактный город европейского типа. Город должен был строиться по определенным правилам, на основе светских начал. Строительство Петербурга в петровское время условно можно разделить на следующие периоды: первый (1703-1710) и второй (1710-1725).

В первый период Петербург возводится по прежним градостроительным принципам(нестабильность военно-политической ситуации, отсутствие должного контроля со стороны Петра I)

(2 период) После достижения коренного перелома в ходе Северной войны начинается новый этап строительства Санкт-Петербурга, характерной чертой которого стал решительный переход к регулярной системе. Нововведение - проектный чертеж. Учреждение градостроительных организаций. Первой такой организацией была Канцелярия городовых дел.

Уже в начале 1717 года “Генеральный чертеж Санкт-Петербурга” был готов. Леблон предложил строить город-крепость, окруженный стенами. В плане они образовывали овал, включающий большую часть территории Васильевского, Городового и Адмиралтейского островов. Городской центр архитектор размещает на большой квадратной площади в глубине Васильевского острова. На ней должен был находиться дворец царя. В западной части Васильевского острова, располагалась прямоугольная площадь общественного центра, ограниченная каналами. На ней выделялись здания Сената и Ратуши. План обнаруживал близкое сходство с “идеальными городами” Запада эпохи Возрождения. К концу первой четверти XVIII века начинает формироваться облик совершенно нового по своей планировочной структуре приморского столичного города с обилием естественных и искусственных водных артерий, с большими территориями лесов, садов и огородов, с характерным сочетанием регулярной (прямоугольной) и радиально-дуговой системы планировки.

Петр I мечтал о городе, застроенном кирпичными домами. Начало “каменного периода” в строительстве Петербурга можно отнести к 1715 году.

Итоги строительства: 1. На смену естественно развивавшимся городам пришел регулярный город, построенный профессиональными зодчими под общим руководством самого императора. 2. Были очень точно расставлены градостроительные вехи, намечены направления и ориентиры дальнейшего развития города. 3. В Петербурге соединились несколько типов городов – город–столица, город-крепость, город-порт. 4. Архитектуру Петербурга первой четверти XVIII века отличал прежде всего гражданский, общественный характер. 5. Несмотря на то, что ведущими архитекторами были немцы, голландцы и итальянцы, Петербург был и остается нац. русским городом. 6. Сформировались отечественные архитектурные кадры, частью обучавшиеся у иностранных мастеров в Петербурге 7. Рожденный в муках и величайшим напряжением сил, город получил такой мощный заряд созидательной энергии, что после смерти своего основателя длительное время развивался как бы сам собой.

 

 

Начало формирования архитектурного облика города. Петровское борокко.

1. Общая характеристика. 2. Отличительные черты петровского борокко. 3. Основные памятники.

Город вобрал в себя все многообразие европейской архитектуры. Первая четверть 18в.-петровское барокко.

В архитектуре шло слияние европейских стилистических приемов: рационального северного барокко - через Трезини (симметрия и уравновешенность композиции, сдержанность декора), и изящного, придворно-аристократического - через Леблона(изысканность).

Первый архитектор - Трезини- создатель стиля «петровское барокко».Двуцветная окраска зданий и плоскостная трактовка декора. Строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность. Особо представительные здания(Адмиралтейство, Кунсткамера)акцентируются башней. Проектирование будущей Кунсткамеры было поручено немецкому зодчему Маттарнове. Сложная форма окон, наличники нарядные, обработка углов рустом. Красные, зеленые, синие тона, белые пилястры и лопатки. Использование декоративных элементов. Мансардная крыша с переломом. Летний дворец Петра1, Кикины палаты(Трезини); Эрмитаж(Леблон), Здание Двенадцати коллегий(Трезини).

Отличительные черты петровского борокко: 1. «Петербургский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением. 2. Строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность. 3. Вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом. 4. Плоскостная трактовка пластического убора зданий. 5. Многоцветная архитектура. 6. Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам –
«ушами». 7. Сдержанное, по сравнению с европейским барокко, использование декоративных элементов. 8. Мансардная крыша с переломом. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей.

Основные памятники «петровского барокко»,
сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге. Летний дворец Петра I Собор св. Петра и Павла Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря

Истинное русское барокко, соответствующее и параллельное общеевропейскому, сумевшее сохранить свои национальные черты, относится к середине столетия и связано с именами Б.-Ф. Растрелли и С.И. Чевакинского.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.