Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Новый этап строительства города на регулярной основе(1737-1761). Деятельность М.П.Еропкина.





Крупные градостроительные мероприятия стали осуществляться после сильных пожаров 1736 и 1737 гг. Для восстановительных работ и предотвращения стихийной застройки указом императрицы Анны Иоанновны создается Комиссия о Санкт-Петербургском строении, фактическим руководителем которой был назначен П. Еропкин. Указ положил начало новому этапу развития регулярной системы в строительстве Петербурга. Ставится задача составления генерального плана застройки города.

В числе первых шагов Комиссии было деление города на основные районы. В октябре 1737 года последовал указ о разделении территории столицы на 5 частей: Адмиралтейскую; Васильевскую; Петербургскую; Литейную; Московскую. Главной задачей Комиссии стала работа над новой планировкой и строительством. Работы по новой планировке города осуществляла группа архитекторов под руководством П.М. Еропкина. В Адмиралтейского острова активно выделяется трехлучевая система улиц-магистралей, намеченная еще при Петре I – знаменитый Петербургский «трезубец».

Большое внимание Комиссия уделяла использованию «образцовых», т.е. типовых, домов. Главные улицы предполагалось застраивать каменными двухэтажными домами, второстепенные – одноэтажными, но тоже каменными. В создании образцовых проектов принимали участие М. Земцов и другие зодчие. Основной чертой композиции Петербурга середины XVIII века стала пейзажность. Наименование улиц.

Выполненный с учетом опыта русской и западноевропейской практики регулярного градостроительства, проект реконструкции Петербурга явился началом нового этапа развития города, рассчитанного на длительный срок. Комиссия взяла за основу исторически сложившуюся планировку территории города с перспективой ее расширения на юг.

Вновь проложенными проспекты и улицы объединили слободы с военными поселениями на окраинах в единый город. В основу композиции отдельных районов были положены единообразные принципы регулярности и планирования крупными кварталами



За 1740 –1760 годы были созданы многочисленные выдающиеся архитектурные ансамбли. Некоторые творения зодчих того времени стояли на уровне высочайших достижений мировой архитектуры.

В связи с этим надо отметить, что в центра внимания двора и правительства оказалось дворцово-парковое строительство. Градостроительство отодвигается на второй план. Планировочная деятельность до 1762 года замирает.

 

20. Петербургское Просвещение – национальный вариант европейского Просвещения

1. Определение понятия Просвещении. 2. Особенности петербургского Просвещения. 3. Задачи Просвещения. 4. Роль Екатерины 2. 5. Вывод

1. Просвещение – рационалистический тип культуры, признающий приоритет разума человека в познании.

2. Петербургское Просвещение является национальным вариантом европейского Просвещения. Особенности петербургского просвещения: в России не было 4вековой эпохи от средневековья к Просвещению; Просвещение проникало в Россию через «окно», открытое Петербургом, противопоставив протекавшие в нем культурные процессы жизни всей остальной страны; Просвещение осуществлялось инициативой государей, становясь государственной политикой.

3. Эпоха Просвещения открыла в России внесословную ценность личности. Просвещение ставит себе задачу показать новый мир крестьянина. Другая задача Просвещения – стремление воспитать дворян в духе нового времени, внушить им мысль, что свои социальные привилегии они должны оправдать высокими этическими и человеческими качествами.

4. Роль Екатерины II. Высокий уровень ее интеллектуального развития. Учебник «О должностях человека и гражданина».

5. Вывод: Просветительство во многом определило духовный климат города второй половины XVIII века.

 

 

Роль Екатерины Великой в формировании духовного облика столицы.

1. Личность Екатерины 2. 2. Принятие указов. 3. Воспитание населения.

Правление Екатерины II (1762 – 1796) оставило заметный след в истории Петербурга. Проводимая политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих европейских государств той эпохи и предполагала правление мудреца на троне. Хорошо образованная, знакомая с сочинениями Плутарха, Цицерона, Вольтера и Монтескье, Екатерина стремилась соответствовать этому образцу.

У Екатерины II с самого начала царствования сложилась определенная программа преобразований, которую она, иногда меняя тактику, старалась претворить в жизнь на протяжении тридцати с лишним лет.

1. Создание регулярного государства с сословной структурой и прочной правовой основой в виде системы законов. Наделение каждого гражданина определенным набором гарантированных прав. Дворяне не желали подчинять свои классовые интересы исключительно государственным. Назревал конфликт личного и общественного. Он был разрешен манифестом 18 февраля 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязанностей воинской и гражданской службы. В «Грамоте на права, вольность и преимущества благородного дворянства». Дворяне могли лишиться прав и имущества только по приговору дворянского суда, утвержденному императрицей, освобождались от телесных наказаний, от обязательной службы, право на созыв собрания.

2. Важной задачей было преобразование социальной структуры русского общества. Екатерина считала необходимым создать третье сословие, «средний род». «Жалованной грамотой городам» 1785 года купечество окончательно оформляется в самостоятельное сословие.

В изданном в 1780 году очередном указе Екатерина II разрешает право имения частвой собственности.

В соответствии с «Грамотой на права и выгоды городам Российской империи» городское население делилось на 6 разрядов с различными правами. Формируется городское самоуправление (городской голова, общая городская дума), занимавшееся вопросами городского хозяйства. Создавались также отдельное цеховое самоуправление и купеческие общества. Жалованные грамоты дворянству и городам закрепили сословные привилегии и определили социально-политические приоритеты самодержавия.

3. Для того, чтобы законы работали надо было сформировать «новую породу», т.е. должным образом воспитать народ. При этом, считала Екатерина II, следует учитывать историю, обычаи и условия страны.

Основными направлениями реализации программы Просвещения следует считать организацию более современной системы образования, развитие издательского и библиотечного дела, научной мысли и художественного творчества. Формируя правила своего царствования, первым из них Екатерина записала: «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять».

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.