Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические аспекты функционирования центрального банка




Содержание

 

Введение

. Теоретические аспекты функционирования центрального банка

Возникновение, сущность ЦБ и его правовой статус

Формы организации ЦБ разных стран

. Функции центрального банка

Основные функции и направления деятельности ЦБ

Цели и задачи ЦБ

. Операции ЦБ их экономическое содержание и взаимосвязь

Пассивные операции ЦБ

Активные операции ЦБ

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Центральный Банк является главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих банковские системы. Это объясняет актуальность темы представленной работы, а особое место и роль центрального банка в банковской системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений, последний не должен рассматриваться как нечто неизменное.

Методологической базой исследования послужили труды и специализированных изданий ведущих ученых, как, например, Лаврушина О.И., Тарасов В.И., а также результаты различных научных работ, посвященных дисциплина " Деньги, Кредит, Банки.

Для написания работы по теме имеет цель -проанализировать, центральные Банки, их функции и операции. Для достижения этой цели, был поставлен ряд задач.

Во-первых, в настоящее время теоретические аспекты функционирования центрального банка.

Во-вторых, исследовать функции центрального банка.

В-третьих, проанализировать операции центрального банка, их экономическое содержание и взаимосвязь.

При записи, оставленные курсовой работы использовались следующие методы: наблюдение, группировка, обобщение, систематизация и сравнительный анализ, описание логический метод, метод сочетания логического и исторического подхода, а также метод аналогии, метод аналогичные факты.

Объектом исследования оставленные ходе работы является центральный Банк. Предметом исследования являются финансовые методы функционирования центрального банка. Научная новизна данной курсовой работы определяется тем, что было проведено комплексное исследование функции и операции центрального банка в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Вопросы проведено исследование посвящено множество работ. В основном, материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, и в многочисленных монографий на эту тему обсуждали в более узкие вопросы, проблемы «центральный Банк Российской Федерации и его функции». Однако необходимо учитывать реальные условия, в исследовании зрения обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «центральный Банк Российской Федерации и его функции» определения несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание на вопрос по этому вопросу является необходимым для более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальные проблемы субъектов данного исследования.

Настоящая работа основана на том, что экономическая сущность центрального банка в рыночной экономике заключается в том, что центральный Банк представлен в виде совокупности функциональных и институциональных элементов, отражающих экономические отношения в обществе, связанные с регулирующей роли центрального банка в денежно-кредитной и банковской систем, направленных на защиту социально-экономических интересов гражданского общества и экономических интересов различных экономических субъектов, связанных с получением и потребления банковских услуг, развитие экономической системы и достижение устойчивого экономического роста.

Таким образом, курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

 


Теоретические аспекты функционирования центрального банка

    Возникновение, сущность ЦБ и его правовой статус

 

В эпоху стихийного развития рынка и обращения настоящее время (золота и серебра), деньги, банки, в основном, в роли простых посредников при осуществлении торговых операций. Но тогда любой Банк выделялся из их общего количества, будучи крупнейшей или служить нуждам власти. На протяжении многих веков, роль, в исполнении известных, с значимых государственных и внушавшие доверия конкретные банки (банкирские дома). Но, в общем, в тех исторических условиях (чисто стихийного развития, плюс тот факт, что государство на стороне экономики), банки отличаются друг от друга размерами, а не специализация. Даже близость к власти не сделали никаких центрального банка в современном смысле.

Идея центрального банка возникли в относительно развитых капиталистических рыночных отношений, когда есть исторические и экономической необходимости, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка в целом и финансового рынка, в частности, без центрального банка как один из органов государственного (общественного организованной) управление и надзор за чревата глубокими потрясениями и неоправданные потери.

В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками, с середины XIX - начала XX века. Таким образом, Банк Франции стал единым эмиссионным центром страны, в 1848 году, Рейхсбанк и Банк Испании - с 1874 г., Федеральная резервная система США (ФРС) - с 1913 года. Государственного (центрального) банка России, был основан в 1860 году. Однако, самые первые центральные банки возникли гораздо раньше: шведский Риксбанк - в 1668 году, банка Англии в 1694 году., Банк Финляндии - в 1811 году [6, p. 201]. Недавно (по историческим меркам) был учрежден центральный Банк Турции; это была только в 1930 году. Народный Банк Китая был создан в 1948 г., хотя функции центрального банка он был присвоен только в 1983 году.

Распределение общего числа банков из них на роль Центральной означало начало формированию в стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой является центральный Банк. В свою очередь, нужно создать двухуровневую систему банков было вызвано противоречивый характер рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частных финансовых ресурсов, которые предоставляют элементами нижнего уровня - коммерческими банками и другими кредитными организациями; с другой стороны, отношения должны регулироваться (осуществляют целенаправленное влияние и контроль), а это требует, в частности, особого института в виде центрального банка.

История доказала, что централизация и общественно организованный контроль служат обязательными предпосылками эффективности банковской системы. Сугубо децентрализованное функционирование и развитие банковского дела, через которое в свое время проходили все страны, из-за разнородности бумажных денег, плохого регулирования и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, вносило дополнительный беспорядок в стихийную экономику. Создание центральных банков с функциями регулирования денежных и кредитных отношений явилось выдающимся историческим открытием, позволившим обуздать стихию рынка при сохранении относительной свободы частного предпринимательства в этой специфической области [10].

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находившийся в центре системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали их (акционерный статус при этом может сохраняться). В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт немногих стран, у него могут быть и другие акционеры - коммерческие банки и иные финансовые институты. Центральные банки по сравнению с коммерческими стали скромными по масштабам капиталов и балансов, а их функции и методы воздействия на банковскую систему постоянно модифицируются. Вместе с тем сущность названных банков остается в принципе неизменной и заключается в посредничестве между обществом, государством и экономикой путем регулирования через банки денежных и кредитных потоков в стране. Какие бы конкретные функции ни возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования денежного компонента экономики и в его деятельности сочетаются черты государственного ведомства и банка.

В мировой банковской науке и практике и в политических кругах проявляется большой интерес к проблеме независимости центральных банков. Причины такого интереса в каждой стране различны, но есть и общая - необходимость найти для центральных банков такое место в структурах государственной власти и в самой банковской системе и соответственно предоставить такие полномочия, которые бы позволяли им наиболее эффективно выполнять возложенные на них функции и задачи с учетом изменений, происходящих в каждой из стран и в мире в целом [7, с. 163].

По степени независимости центральные банки классифицируются в литературе по различным критериям, среди которых выделяются следующие: участие государства в капитале центрального банка и в распределений его прибыли; степень отражения в законодательстве функций (целей) и задач центрального банка, используемого для их решения инструментария; процедура назначения (выбора) руководства банка; формы и методы контроля за деятельностью центрального банка со стороны государства и общества; наличие у государства (исполнительных органов власти) права вмешиваться в денежную и кредитную политику; наличие у центрального банка права или обязанности прямо или косвенно финансировать государственные расходы.

Анализ ситуации в соответствии с этих и других критериев показывает, что состояние и степень независимости (объявленные в законах и реальные) центральные банки в разных странах сильно различаются, и эти различия, как правило, оправдано и понятно, несут ответственность традиций и обстоятельств, соответствующих стран. Иными словами, в этом вопросе мы не должны искать универсальные стандарты, которые бы устраивали всех (многих) страны.

Таким образом, с точки зрения собственности на капитал центральные банки могут быть полностью общественности (например, в Великобритании, Германии, Франции, Канады, России); акционерные общества (в США), смешанной, когда государство владеет лишь частью капитала (в Японии и Бельгии). Все попытки разделить эти функции на «правильные» и «неправильные», «хорошо» и «плохо», являются необоснованными. Для каждой страны, «право» будет тот вариант, который соответствует ее, встретиться с ней традиции и условия (в другой стране, могут воспринимать его как «неправильные»).

В любом случае, отношения между центральным банком и государство (правительство) являются обязательными тесные связи уже в силу того, что они работают на единого экономического пространства и экономической политики государства, не могут быть успешно реализованы без его согласованности с финансовой политикой центрального банка. Кроме того, в долгосрочной политике центрального банка, как кажется, должны следовать приоритеты макроэкономической политики правительства.

Таким образом, с одной стороны, центральный Банк и правительство из-за характера его деятельности обречены на сотрудничество, согласование своей политики и практических действий. С другой стороны, наличие тесных связей не означает, что государство может безгранично влиять на политику центрального банка, устанавливать для него никакой политики, потому что в этом случае центральный Банк может потерять свою независимость и будет не в состоянии хорошо выполнять возложенные на него в конкретных функций и задач. Поэтому, для эффективной деятельности центрального банка в любом случае требует значительной степенью независимости от исполнительной власти.

Это особенно важно ограничить способность правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия дефицита бюджета; для сдерживания попыток правительства отдавать приоритет краткосрочных экономических-политических целей в ущерб целей стратегического долгосрочного. С профессиональной точки зрения, это является важным ясность-это то, что вопросы, и в какой степени центральный Банк может быть по-настоящему независимыми (не могут не быть независимыми), и на какие вопросы ее независимость может быть желательным или просто неуместными. Можно ли зафиксировать «порог», ниже которого независимость центрального банка спускаться не должна? Видимо, следует согласиться с бывшим заместителем председателя Совета управляющих Федеральной резервной системой (ФРС), т.е. центрального банка США, А.С. Блиндером, который, определяя понятие «независимость ЦБ», выделил следующие его минимально необходимые параметры [13, с. 16].

• свобода выбора путей и инструментов (механизмов) достижения целей денежно-кредитной политики, которые определяют политические и государственные структуры, прежде всего законодательные органы власти, что предполагает, с одной стороны, постановку перед ЦБ детально разработанных целей, а с другой - наличие у него возможностей действовать по выработанным правилам в течение достаточно длительного промежутка времени (влияние той или иной финансовой политики на показатели производственной деятельности и на состояние самих финансов проявляется после определенного временного лага);

• ограничение возможностей других государственных структур решать проблемы, относящиеся к компетенции ЦБ;

• разумная независимость политики ЦБ от финансовых рынков, точнее, от влияния конъюнктурных колебаний индикаторов финансовых рынков; руководители ЦБ часто поддаются искушению «следовать за рынком», но это практически никогда не оправдывает себя и ведет лишь к новым проблемам.

Однако упомянутая выше мера существенной самостоятельности центрального банка по определенному кругу вопросов не является универсальной константой. В каждой стране она индивидуальна и непостоянна и формируется в ходе взаимоотношений с целым рядом других государственных органов. Здесь принципиально важно, чтобы были законодательно закреплены, с одной стороны, полномочия исполнительных органов власти по отношению к центральному банку, а с другой - право последнего на самостоятельное мнение по ясно обозначенному кругу вопросов и право на отстаивание такого мнения законными способами. Например, в США ни президент, ни Верховный суд в соответствии с законом не могут отменять решения Комитета по операциям на открытом рынке ФРС. Подобные механизмы (там, где они имеются) обеспечивают иммунитет центральных банков против пересмотра принятых ими решений. Без такого защитного механизма центральные банки не могут обладать реальной независимостью. Их деятельность не должна подвергаться пересмотру до тех пор, пока не будут приняты соответствующие решения высших законодательных органов. Таким образом, важным показателем уровня независимого статуса и одновременно условием эффективной работы центрального банка вместе с правительством в интересах общества считаются применяющиеся способы контроля за его деятельностью. Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...