Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации ЦБ разных стран




 

В разных странах в разное время центральные банки называются по-разному: государственные, народные, резервного, центрального, справедливости и т.д., например: Банк Англии, Денежно-кредитной и валютно-кредитного Совета Бруней-Даруссалам, Государственный Банк Вьетнама, Европейского центрального банка, Royal орган денежно-кредитного бутана, Народный Банк Китая, Национальный Банк Азербайджанской Республики, Национальный Банк Республики Казахстан, Национальный Банк Украины, немецкий федеральный Банк, Резервный Банк Индии, США Федеральный резерв, Эмиссионный доход института развития заморских территорий Франции.

В России это называется центральном банке Российской Федерации (банке России)".

Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно. Изначально разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации эмиссии денежных средств. Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного права на выпуск банкнот. Первый центральный банк - шведский "Риксбанк" был создан в 1668г., в 1694 г. был утвержден Банк Англии [12, с. 261].

В настоящее время практически во всех странах имеются центральные банки, однако, между ними есть существенные различия обусловленные особенностями политического и финансово-экономического развития страны.

Основными формами организации деятельности центрального банка являются:

• унитарный центральный банк со 100% участием государства в формировании уставного капитала (Франция, Великобритания, Германия, Испания);

• акционерное общество с участием государства (Бельгия, Япония) или без участия государства (США, Италия);

• объединение ассоциативного типа.

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Правовой статус центральных банков закреплен в правовых актах. Однако, тем не менее государство играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка. Условно взаимодействие центрального банка с государством можно представить в виде 2-х крайних моделей:

• центральный банк выступает агентом министерством финансов и является проводником его денежно-кредитной политики;

• центральный банк независим от правительства в проведении денежно-кредитной политики.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

·         государственные <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA>;

·         акционерные;

·         смешанные.

В государственных центральных банках 100 % капитала принадлежит государству.

В некоторых странах, центральные банки создавались как государство с самого начала. Среди них есть, например, Банк Германии - немецкий федеральный Банк (Deutsche Bundesbank), созданный в 1957 году, как и его предшественник, Рейхсбанк (1875). Также к этой группе центральных банков относится, созданный в 1860 году. Государственный Банк, который впоследствии стал центральным вопросом банка России. Другая группа центральные банки были первой частной (например, Банк Англии (1694 г.), Банк Франции (1800), а затем были национализированы.

В акционерных центральных банков капитал был сформирован благодаря вкладов учредителей.

Например, акционерное центральный Банк-Федеральная резервная система США (ФРС), установленных Законом о Федеральной резервной системе от 23 декабря 1913 года. Капитал федеральных резервных банков образуется за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Однако, несмотря на акционерная форма организации, ФРС является одним из важнейших государственных институтов, руководство которого (председатель и вице-председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы) назначаются президентом США на 4 года из числа членов Совета управляющих Федеральной резервной системы, и должен быть одобрен Сенатом США.

В смешанных центральных банков капитал был сформирован путем частного сектора наряду с государственным.

Ярким представителем этой группы центральных банков, например, Банк Японии, который был основан в 1882 году. В соответствии с Законом 1942 года, только 55 % уставного капитала центрального банка принадлежит государству. Руководство банка Японии, назначенные правительством и утвержденные парламентом страны.

Также может быть создан центральный Банк группы (Союза) стран. Например, Европейский центральный Банк (англ. European Central Bank) - центральный Банк Европейского Союза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой комплекс действий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Она нацелена на достижение устойчивого экономического роста, низкой инфляции и безработицы.

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемыми центральными банками являются:

• установление минимальных резервных требований;

• регулирование официальной учетной ставки;

• рефинансирование коммерческих банков;

• операции на открытом рынке;

• установление лимитов налично-денежной эмиссии (таргетирование).

По форме воздействия на денежно-кредитную систему инструменты денежно кредитной политике подразделяются на прямые и косвенные, по объектам воздействия - воздействующие на предложение денег и спрос на деньги. В таблице 1.1 представлена классификация инструментов денежно-кредитной политики центрального банка по данным признакам.

 

Таблица 1.1 Классификация инструментов денежно-кредитной политики

Инструмент Способ действия Объект воздействия
Установление минимальных резервных требований Косвенный Предложение денег
Регулирование официальной учетной ставки Прямой Спрос на деньги
Рефинансирование коммерческих банков Прямой Предложение денег
Операции на открытом рынке Прямой Предложение денег
Таргетирование Прямой Предложение денег

 

Исходя из задач регулирования денежной массы в обращении, центральные банки определяют целевые ориентиры (таргеты) роста денежной массы. Этот инструмент стал применяться в 70-е годы 20 века в связи с усилением инфляционных процессов.

Таким образом, в ряде стран (например, США, Швеции, Италии) формулировка задач ЦБ в законодательстве дана лишь в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости ЦБ. Фактор подробности определения законодательством целей и задач ЦБ играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования ЦБ.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...