Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности правового регулирования трудовых отношений





Основные понятия составляющих института государственной служб

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, общества и государства является служба.

Особым видом службы (и, следовательно, видом общественно полезной деятельности) является государственная служба.

Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:

¨ выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического развития страны;

¨ подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;

¨ создание организационных структур власти;

¨ принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

¨ осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.

Государственная служба представляет собой форму организации аппарата с целью выполнения перечисленных функций и других задач государственного управления.

Важнейшими чертами государственной службы являются:

¨ иерархия должностей;

¨ точное определение должностных функций;

¨ назначение должностных лиц на основе договора;

¨ подбор кадров с учетом способностей, профессиональной квалификации, нравственных качеств;

¨ наличие карьеры в виде системы продвижения согласно старшинству или заслугам;

¨ строгая дисциплина, контроль и ответственность;

¨ исполнение должности в качестве единственного и главного занятия служащего.

Под должностью, в широком смысле этого слова понимается учрежденная в установленном порядке должность в той или иной организации, определяющая содержание обязанностей и объем полномочий, занимающего ее лица.

Должность – прежде всего служебные обязанности, исполнение которых производится для достижения служебных целей.

Служебные полномочия носят обеспечительный характер, призванный создать служащему необходимые условия для выполнения своих обязанностей.

До недавнего времени все служащие государственных организаций признавались государственными служащими. В статье 1 Федерального закона от 31 июля 1995 года №119‑ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе) дано понятие государственной должности в современном ее значении. Согласно статьи 1 Закона о госслужбе, государственной должностью называется только «должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей».



В соответствии с этим определением имеется четыре признака государственной должности:

1. ее принадлежность только к государственному органу;

2. объем полномочий ограничен только кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа;

3. оплата труда производится за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

4. государственный служащий за свои действия (бездействия), связанные с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством.

Кроме понятия государственной должности принципиальное значение для определения правового положения государственного служащего имеет установленное Законом о госслужбе новое деление всех государственных должностей на категории «А», «Б», «В».

С 1967 года применялась Единая номенклатура должностей служащих, которая делила их на три категории – руководителей, специалистов и технических исполнителей. Такая классификация утратила свое значение с принятием Указов Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года №32 «О государственных должностях Российской Федерации» и от 11 января 1995 года №33 «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», которые вошли частью в Закон, и теперь к государственной должности относится только та, которая включена в вышеназванные Указы.

Оба Указа направлены на регулирование федеральной государственной службы, но их замысел – в разделении государственных должностей на категории, которые в Законе о госслужбе названы категориями «А», «Б», «В». В Указ №32 «О государственных должностях Российской Федерации» включены государственные должности категории «А», а Указ №33 «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» содержит перечень государственных должностей, которые в Законе о госслужбе отнесены к категориям «Б» и «В».

Реестр государственных должностей государственной службы Республики Коми принят Указом Главы Республики Коми от 6 июня 1996 года №159 (с последующими изменениями и дополнениями). Приложением к Реестру приведен Перечень наименований государственных должностей Республики Коми (должности категории «А»). Этим же указом утвержден перечень государственных органов Республики Коми, в которых осуществляется государственная служба.

Реестр состоит из двух частей.

Часть 1 Реестра содержит наименование государственных должностей государственной службы Республики Коми, замещаемые в установленном порядке для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности категории «А» (государственные должности категории «Б»).

Часть 2 Реестра содержит наименование государственных должностей государственной службы Республики Коми, учреждаемые государственными органами для обеспечения их полномочий (государственные должности категории «В»).

Деление государственных должностей на категории «А», «Б» и «В», кроме того, что оно четко отражает различия в характере и объеме государственных полномочий замещающих их лиц, имеет и другое большое значение. Оно используется для определения понятия государственная служба.

Если раньше под государственной службой подразумевалось выполнение служащими любых должностных обязанностей, в каких бы то ни было государственных организациях, то согласно Закону о госслужбе государственной службой считается профессиональная деятельность только по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных полномочий лицами, замещающими государственные должности лишь категорий «Б» и «В». Понятие государственной службы на лиц, замещающих государственные должности категории «А», не распространяется. Таким образом, в самом определении понятия государственная служба подчеркивается, что деятельность государственных служащих, замещающих государственные должности категории «Б» и «В», носит обслуживающий характер: они предназначены для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими государственные должности категории «А» и возглавляемых ими государственных органов. Поэтому имеется различие и в наименовании видов должностей: если должности категории «А» называются просто государственными должностями, то должности категорий «Б» и «В» – государственными должностями государственной службы.

Отсюда следует, что правовой статус государственного служащего по Закону о госслужбе приобретают и реализуют только лица, замещающие государственные должности категории «Б» и «В». Должностные лица, замещающие государственные должности категории «А», имеют правовой статус, устанавливаемый в специальных законах: «О Правительстве Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и так далее.

 

Особенности правового регулирования трудовых отношений

На государственной службе

 

Как уже отмечалось выше, государственная служба осуществляется лицами, замещающими государственные должности государственной службы категории «Б» и «В». И хотя у государственной службы есть значительные особенности, регулируемые соответствующими нормативными актами, ее работник является трудящимся, как и все остальные работники организа­ций. Поэтому на него в полной мере распространяется трудовое законода­тельство, что закреплено пунктом 3 статьи 4 Закона о госслужбе: «на госу­дарственного служащего распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными на­стоящим Федеральным законом». Аналогичная норма предусмотрена и в пункте 2 статьи 4 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года №12-РЗ (в ред. От 23.06.1999г.) «О государственной службе Республики Коми». Это положение полностью соответствует Конвенции 1978 года о трудовых отношениях на государственной службе, принятой Генеральной конвенцией Международной организацией труда 27 июня 1978 года. Статья 9 Конвенции предусматривает, что государственные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, но при единственном условии: соблюдении обязательств, вытекающих из их стату­са и характера выполняемых ими функций.

Закон о госслужбе не устанавливает приоритет законодательства о госслужбе перед трудовым законодательством, а лишь упоминает об особенностях трудовых отношений в государственной службе. Поэтому Кодекс законов о труде и другие акты этой сферы являются источниками законодательства о госслужбе в полном объеме с учетом особенностей, предусмот­ренных Федеральным законом «Об основах государственной службы в Рос­сийской Федерации». Таких особенностей немало и они касаются практиче­ски каждого аспекта госслужбы.

Данная специфика отражается:

1. В порядке поступления на государственную службу и прохождение на ней (ст. 21 Закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми»).

В отличие от КЗоТ, который допускает прием на работу с 15 лет закон о госслужбе устанавливает более высокий возраст поступления на государственную службу. Для основной категории госслужащих он составляет 18 лет. Это обусловлено спецификой трудовой деятельности государствен­ного служащего, повышенной ответственностью за исполнение возложен­ных на него функций. Государственный служащий для замещения той или иной государственной должности должен отвечать и определенным квалификационным требованиям. Пунктом 1 статьи 6 Закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми» государственные должности государственной службы подразделяют­ся на 5 групп:

· высшие государственные должности            (5-я группа);

· главные государственные должности            (4-я группа);

· ведущие государственные должности           (3-я группа);

· старшие государственные должности (2-я группа);

· младшие государственные должности (1-я группа).

В соответствии с этим пунктом 4 статьи 6 Закона о госслужбе и пунктом 3 статьи 6 Закона «О государственной службе Республики Коми» установлены квалификационные требования к служащим для замещения государственной должности, на ко­торую претендует гражданин.

В зависимости от государственной должности установлены требования и в отношении стажа и опыта работы по специальности. Эти требова­ния определены в Указе Президента Российской Федерации от 30 апреля 1996 года «О квалификационных требованиях по государственным должностям Федеральной государственной службы» и Указе Главы Республики Ко­ми от 23 июля 1996 года №196 «О квалификационных требованиях по госу­дарственным должностям государственной службы Республики Коми».

При поступлении на государственную службу гражданин обязан представить соответствующие документы. В дополнение к перечню документов, предусмотренных КЗоТ РФ, лица, поступающие на государствен­ную службу, должны представить и некоторые другие документы, в том числе: справку из органов государственной налоговой службы о предостав­лении сведений об имущественном положении, медицинское заключение о состоянии здоровья.

Пунктом 3 статьи 21 Закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми» установлены и дополнительные обстоятельства, препятствующие поступ­лению на государственную службу.

Трудовой договор с государственными служащими согласно пункта 6 статьи 21 может быть заключен на неопределенный срок или на срок не более 5 лет. В тоже время срок трудового договора с государственными служащими, замещающими государственные должности категории «Б», должен быть ограничен сроком, на который избрано или назначено лицо по долж­ности категории «А», исполнение полномочий которого он обеспечивает.

2. В проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности (ст.22 Закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми»).

В отличие от КЗоТ РФ, не предусматривающем проведение конкурсов, статьей 22 Закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми» установлено требование о проведении конкурса для замещения государственных долж­ностей государственной службы. В обязательном порядке поступают по конкурсу на государственную службу лица, претендующие на замещение государственных должностей, отнесенных ко 2‑й, 3-й, 4-й и 5-й группам ка­тегории «В», то есть, на замещение старших, ведущих, главных и высших долж­ностей государственной службы категории «В».

При этом в отличие от российского законодательства, в соответствии с которым конкурс может проводиться в форме конкурса документов на замещение вакантных должностей государственной службы 2-й группы, республиканское законодательство предусматривает проведение конкурса в форме конкурса документов для 2-й и 3-й группы. Для замещения вакант­ных государственных должностей 3-й, 4-й и 5-й групп по российскому законодательству и 4-й и 5-й групп по республиканскому законодательству кон­курс проводится в форме конкурса-испытания. Цель проведения конкурса - обеспечение права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе и подбора наиболее квалифицированных и компетентных кадров для государственной службы.

Порядок проведения конкурсов определен в:

¨ «Положении о проведе­нии конкурса на замещение вакантной государственной должности феде­ральной государственной службы», утвержденном Указом Президента Рос­сийской Федерации от 29 апреля 1996 года №604;

¨ «Положении о проведе­нии конкурса на замещение вакантной должности государственной службы Республики Коми», утвержденном Указом Главы Республики Коми от б июня 1996 года №158.

3. В порядке и условиях проведения аттестации государственных служащих.

Аттестация как средство и способ проверки соответствия профессионального уровня занимаемой должности в системе всех видов службы введены с середины 80-х годов. Правила аттестации устанавливались нор­мативными актами в отдельных видах службы, притом не только руководя­щих работников, но и специалистов.

Аттестация государственных служащих имеет свои некоторые осо­бенности:

· в соответствии со статьей 24 Закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми» аттестации подлежат все без исключения государственные слу­жащие независимо от занимаемой ими государственной должности. Это одна из принципиальных особенностей прохождения государственной службы;

· аттестация государственного служащего - это государственная аттестация, она проводится аттестационной комиссией и утверждается госу­дарственным органом. Итоги аттестации приобретают юридическое значение, и они обязательны как для государственного служащего, так и для го­сударственного органа;

· аттестация государственных служащих имеет цели как общие при аттестации служащих всех видов службы, так и свои цели: определение уровня профессиональной подготовки, соответствия государственного слу­жащего занимаемой государственной должности государственной службы и решение вопроса о присвоении государственному служащему квалифика­ционного разряда (пункт 1 статьи 24 Закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми»);

· в отличие от общих правил, в соответствие с которыми аттестация проводится один раз в 5 лет, для государственных служащих установлены свои сроки аттестации. Так в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона о госслужбе аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Порядок проведения аттестации установлен «Положением о проведении аттестации федерального государственного служащего» утвержден­ное Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 года №353 и Законом Республики Коми от 29 октября 1996 года №35-РЗ «О порядке и сроках проведения аттестации государственного служащего Республики Коми».

4. В основаниях увольнения (ст. 25 закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми»).

Помимо общих оснований, предусмотренных КЗоТ РФ, государственный служащий согласно ст. 25 Закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми», может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа в следующих случаях:

· достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы, который составляет 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, замещающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигшие предельного для государственной службы возраста. Продление нахождения на государственной должности государственного служащего, достигшего 65 лет, не допускается;

· прекращение гражданства Российской Федерации;

· несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных в статьях 11 и 21 Закона о госслужбе;

· разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

5. В гарантиях для государственного служащего (ст. 15 Закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми»).

Важнейшую роль в обеспечении эффективной работы государственных органов играют гарантии, которые ус­тановлены для государственных служащих. К гарантиям относятся меры экономического, социального, организационного и правового характера, на­правленные на реализацию должностных и общих прав государст­венного служащего. Часть гарантий конкретизирована в статьях Закона о госслужбе (ст. 15,17, 18, 19), другая часть в специальных нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года №854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государст­венные должности и должности федеральных государственных служащих», Указ Главы Республики Коми от 6 июня 1996 года №161 «О мерах по реа­лизации Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» и ряд других).

6. В правах, обязанностях и в правоограничениях государственных служащих.

Права, обязанности и правоограничения государственных служащих значительно отличают их от остальных трудящихся. Они изложены в статьях 9, 10 и 11 Закона о госслужбе и Закона «О государственной службе Республики Коми».





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.