Методические рекомендации по сожержанию
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»
Е.С.Григорян
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Методические указания по выполнению курсовой работы
ПЕНЗА 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование в России высокоэффективной и динамично развивающейся экономики, обеспечивающей потребности российского общества интеграцию в мировую экономическую систему, требует разумного сочетания возможностей свободного и управляемого рынка. В мировой практике управления предприятиями накоплен большой опыт принятия стратегических решений в нестабильных условиях. Определенный вклад в развитие теории и практики управления внесли российские ученые и практики. Этот опыт нашел отражение в различных областях научного знания, связанных с теорией и практикой управления, в том числе в учебной дисциплине «Стратегический менеджмент».
Стратегический менеджмент включает разработку и выбор критериев для организации стратегических управленческих решений, а также практическое использование этих критериев с учетом конкретных условий деятельности организации. Специфика стратегического управления заключается в том, что оно занимается особым – стратегическим – видением будущего организации. При этом следует учитывать, что современный менеджмент – это особый творческий синтез следующих трех ключевых составляющих: 1) менеджмента как науки; 2) менеджмента как искусства; 3) менеджмента как опыта успешной бизнес–практики. Поэтому особенность изучения предмета «Стратегический менеджмент» заключается в том, что уяснение специфики всех указанных составляющих менеджмента должно вестись как их постижение в особом стратегическом аспекте. Целями освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются формирование у студентов целостного представления о наборе инструментов и методов стратегического управления, освоение практических навыков принятия управленческих решений и анализа конкретных ситуаций, а также понимание и оценка состояния и динамики развития отрасли, в которой действует фирма, принимая во внимание ожидания ключевых лиц и групп и своевременная реакция на их запросы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - сформировать представления об особенностях стратегического управления предприятием или организацией в условиях нестабильной, быстро изменяющейся внешней среды; - приобрести теоретические знания и практические навыки по определению возникающих возможностей и по оценке угроз предприятию, исходя из анализа внешней среды и особенностей (сильных и слабых сторон) предприятий; - выработать умение формулировать миссию и цели предприятия на основе стратегического анализа;
- изучить возможные варианты стратегий, методы разработки стратегических альтернатив и выбора конкретной стратегии предприятия или организации; - сформировать практические навыки разработки мероприятий по реализации стратегии с учетом возможности сопротивления изменениям; - изучить методы стратегического контроля и разработки систем контроля реализации стратегии. В результате изучения курса студент должен уметь: - формулировать миссию и цели фирмы, разрабатывать стратегию ее развития с учетом спроса на рынке, внешней среды и внутреннего положения фирмы; - проводить анализ деятельности фирмы и ее внешней среды и количественно оценивать различные варианты ее поведения в будущем; - организовывать разработку и реализацию инновационной политики, обеспечивающей конкурентоспособность фирмы на длительную перспективу. Дисциплина «Стратегический менеджмент» базируется на уже изученных дисциплинах, таких как: «Экономическая теория», «Статистика», «Экономика предприятия»», «Менеджмент», «Маркетинг», «Организационное поведение». В соответствии с учебным планом студенты, обучающиеся в ГБОУ ВПО «ПензГТУ» по основной образовательной программе подготовки по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «Бакалавр») выполняют курсовую работу по дисциплине «Стратегический менеджмент». Целью выполнения курсовой работы является систематизация, расширение и закрепление полученных в результате изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» теоретических и практических знаний, их использование и развитие навыков самостоятельной работы при многовариантном подходе к решению проблем стратегического развития организации. Для достижения этой цели в процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи: - изучить теоретические положения, нормативные правовые документы, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме; - проанализировать организационные, экономические, материально - технические и другие условия внешней и внутренней среды предприятия; - предложить управленческие решения по выявленным проблемам. Выполнение курсовой работы включает следующие процессы:
- выбор актуальной и доступной для исследования темы; - подбор и обработку необходимой для раскрытия темы учебной и монографической литературы; - составление развернутого плана исследования; - определение объекта и методов исследования; - поиск и обработку первичной информации о деятельности организации-объекта исследования; - анализ на предприятии состояния проблемы, выбранной в качестве темы курсовой работы; - составление для предприятия проектных предложений по решению исследуемой проблемы; - составление и оформление списка литературы и сносок на него по тексту работы; - оформление курсовой работы в соответствие с установленными требованиями: - подготовку презентации и защиту курсовой работы. Качество выполнения курсовой работы и уровень защиты отражает понимание студентами категориального аппарата дисциплины и умение разрабатывать стратегические управленческие решения. Курсовая работа проверяется, рецензируется преподавателем и защищается студентом. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЖЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа должна быть результатом экономического анализа практических и литературных материалов, а не монтажом выписок из электронных и литературных источников. Курсовое проектирование осуществляется по материалам, собранным на РЕАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА. Объектом изучения при выполнении курсовой работы могут быть отдельные фирмы, предприятия, структурные подразделения и системы предприятия, методы, процессы управления. Структурно курсовая работа в обязательном порядке должна включать: - титульный лист; - аннотацию; - содержание; - введение; - теоретический раздел; - аналитический раздел; - рекомендации по совершенствованию системы управления предприятием; - заключение (основные выводы); - библиографию (список использованной литературы); - глоссарий; - приложения. Титульный лист оформляется по образцу, приведенному в Приложении 1. Аннотация представляет собой краткую характеристику содержания курсовой работы. Аннотация должна включать характеристику основной темы работы, цели и результаты. Аннотация раскрывает отличительные особенности и достоинства курсовой работы. Рекомендуемый средний объем аннотации 4-5 предложений (500 печатных знаков).
Пример аннотации представлен в Приложении 2. В содержании указываются заголовки глав и параграфов, включенных в работу, с указанием их страниц. Пример содержания курсовой работы представлен в Приложении 3. Введение включает в себя следующие обязательные составляющие: - актуальность выбранной темы курсовой работы; - объект исследования; - предмет исследования; - цель исследования; - задачи исследования; - выбранные методы исследования. Объем введения 1-2 страницы машинописного текста через 1,5 интервала. При характеристике актуальности темы курсовой работы необходимо объяснить, почему выбранный аспект имеет значение для науки и практики управления, применительно к какой сфере деятельности или отрасли экономики важно развивать и использовать достижения научной мысли в области стратегического управления, к каким основным эффектам для конкретных организаций это может привести. Предмет исследования – это реальное промышленное предприятие Пензенского региона. Например, ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика», ОАО «Мясоптицекомбинат «Пензенский»» и др. Цель исследования – это конкретный результат, который автор намерен получить, выполнив исследование по теме курсовой работы. Результатом могут считаться конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности организации: модели, программы, стратегии и др., но не могут быть процессы (анализ, изучение, разработка и пр.). Задачи курсовой работы – это последовательные действия, которые автор предпринимает для проведения исследования. Они должны корреспондировать с разделами и параграфами курсовой работы.
В теоретической части курсовой работы отражается то, чем представлена в научной, учебной, монографической, публицистической литературе тема исследования; какие ученые внесли свой вклад в развитие теории стратегического управления; какие основные модели и школы взяты автором курсовой работы для составления собственной гипотезы; какими источниками информации пользовался автор для написания курсовой работы. Раздел состоит из трех параграфов, последовательно раскрывающих теорию проблемы, вынесенной в заглавие курсовой работы, каждый из которых должен быть не менее 4 страниц. Текст должен обязательно сопровождаться ссылками на источники литературы. Раздел должен завершаться краткими выводами. Объем раздела 12-14 страниц. В аналитическом разделе курсовой работы дается характеристика предприятия, выпускаемой им продукции; проводится анализ финансово - экономических показателей его деятельности; анализируются существующие стратегии управления предприятием; анализируется деятельность конкурентов по рассматриваемой теме; на основе различных методов выявляются сильные и слабые стороны работы предприятия; выявляются возможности совершенствования системы управления предприятием. Материалами для исследования внешней среды предприятия могут быть материалы выставок и конференций, статистические бюллетени, публичные выступления руководителей региона и органов местного самоуправления. На официальных сайтах Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, отраслевых министерств, федеральных служб и агентств можно найти необходимую информацию о результатах и прогнозах развитии отдельных отраслей народного хозяйств, а также о государственной политике по их регулированию и поддержке. Для характеристики регионального рынка целесообразно использовать материалы официальных сайтов департамента экономического развития Белгородской области, отраслевых органов государственного и муниципального управления. Для анализа внутренней среды следует использовать, отчеты, программы развития и планы работы предприятия, бухгалтерскую отчетность, итоговые показатели подразделений предприятия, другую служебную документацию. Источниками информации могут стать годовые отчеты перед акционерами, отчеты о корпоративной социальной ответственности и выполнении коллективных договоров, документация по системе менеджмента качества. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. В данном разделе обязательным является использование таких методов анализа, как SWOT-анализ, PEST-анализ, анализ по матрице И.Ансоффа и М.Портера, и др. Также обязательным является использование статистических данных и результатов собственных исследований автора. Пример анкеты представлен в Приложении 4. При написании этой раздела необходимо обязательно использовать табличную, графическую форму представления материалов, рисунки, схемы, формулы и пр. Раздел также завершается выводами о содержании выявленных стратегических проблем организации. Раздел состоит из трех параграфов. Объем каждого из параграфов – 5 -7 стр. Объем раздела 15-20 страниц. Третья глава, посвященная разработке рекомендаций, является проектной, т.е. содержит авторское решение проблемы, вынесенной в заглавии курсовой работы применительно к выбранному в качестве объекта исследования предприятию. Базой для разработки стратегических управленческих решений (стратегий, конкретных мероприятий и предложений) служат теоретические выводы из первого раздела и проведенного анализа исследуемой проблемы во втором разделе, а также имеющийся отечественный и зарубежный опыт решения подобных проблем. Необходимо раскрыть содержательную сторону тех замыслов и практических решений, которые направлены на обеспечение конкурентоспособности предприятия в будущем. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер и аргументированы. Важное место в разделе занимают вопросы оценки стратегических решений, которые разрабатываются студентом по конкретной теме. Для оценки результативности и эффективности следует использовать следующие подходы: - уровень достижения поставленной цели, выраженной в количественных и качественных показателях; - степень обеспечения выполнения требований, обусловленных изменениями внешней среды (законодательство, международные стандарты, экономическая конъюнктура и др.); - денежное выражение разницы между предполагаемым экономическим результатом и дополнительными расходами на его достижение. В этом разделе осуществляется разработка рекомендаций по управлению стратегическими изменениями и мероприятий по реализации выработанного управленческого решения, а также оценка их экономической эффективности. Раздел может иметь два параграфа. По итогам раздела – выводы. Объем раздела – не менее 10 страниц. В заключении курсовой работы (выводах) обобщаются результаты исследования, полученные в ходе теоретической и практической разработки темы, перечисляются наиболее весомые результаты, которые удалось получить в ходе выполнения курсовой работы. Именно этот текст служит основой при защите курсовой работы. Объем раздела 2-3 страницы. Библиография (список используемых источников) может содержать монографии, законодательные акты, статистические сборники, аналитические обзоры, статьи в периодических изданиях, заводские отчетные материалы, компьютерные программы. Источники в списке литературы располагаются в алфавитном порядке следующим образом: - нормативные акты; - учебники и учебные пособия; - периодическая литература (журналы, газеты); - Интернет – источники (официальные сайты). При использовании цитат, цифровых данных или таблиц необходимо оформлять ссылку либо, указывая источник внизу страницы. СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать материалы Internet с сайтов, на которых распространена информация о бесплатных рефератах, дипломах, курсовых работах: - http://5ka.ru/qwe/126.html - http://allreferat2.narod.ru/ - http://allreferats.narod.ru/ - http://p6.ru/ - http://referat.kulichki.net/ - http://referats.5-ka.ru/ - http://referats.corbina.ru/ - http://www.allbest.ru/ - http://www.bankreferatov.ru/ - http://www.faculty.ru/ - http://www.interproms.narod.ru - http://www.referatov.net/ - http://www.referats.ru/ - http://www.sitereferatov.ru/ - http://www.skorp.ru/ - http://www.student.km.ru/ - и многие другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|