Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по сожержанию




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»

 

Е.С.Григорян

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания по выполнению курсовой работы

 

 

 

ПЕНЗА 2014

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..  
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЖЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………..  
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ ………...  
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ………………………………………  
СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ…………………………….  
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ………………………….    
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ……………………………………  
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ……………………………………………….  
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………  

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование в России высокоэффективной и динамично развивающейся экономики, обеспечивающей потребности российского общества интеграцию в мировую экономическую систему, требует разумного сочетания возможностей свободного и управляемого рынка.

В мировой практике управления предприятиями накоплен большой опыт принятия стратегических решений в нестабильных условиях. Определенный вклад в развитие теории и практики управления внесли российские ученые и практики. Этот опыт нашел отражение в различных областях научного знания, связанных с теорией и практикой управления, в том числе в учебной дисциплине «Стратегический менеджмент».

Стратегический менеджмент включает разработку и выбор критериев для организации стратегических управленческих решений, а также практическое использование этих критериев с учетом конкретных условий деятельности организации. Специфика стратегического управления заключается в том, что оно занимается особым – стратегическим – видением будущего организации. При этом следует учитывать, что современный менеджмент – это особый творческий синтез следующих трех ключевых составляющих:

1) менеджмента как науки;

2) менеджмента как искусства;

3) менеджмента как опыта успешной бизнес–практики.

Поэтому особенность изучения предмета «Стратегический менеджмент» заключается в том, что уяснение специфики всех указанных составляющих менеджмента должно вестись как их постижение в особом стратегическом аспекте.

Целями освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются формирование у студентов целостного представления о наборе инструментов и методов стратегического управления, освоение практических навыков принятия управленческих решений и анализа конкретных ситуаций, а также понимание и оценка состояния и динамики развития отрасли, в которой действует фирма, принимая во внимание ожидания ключевых лиц и групп и своевременная реакция на их запросы.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- сформировать представления об особенностях стратегического управления предприятием или организацией в условиях нестабильной, быстро изменяющейся внешней среды;

- приобрести теоретические знания и практические навыки по определению возникающих возможностей и по оценке угроз предприятию, исходя из анализа внешней среды и особенностей (сильных и слабых сторон) предприятий;

- выработать умение формулировать миссию и цели предприятия на основе стратегического анализа;

- изучить возможные варианты стратегий, методы разработки стратегических альтернатив и выбора конкретной стратегии предприятия или организации;

- сформировать практические навыки разработки мероприятий по реализации стратегии с учетом возможности сопротивления изменениям;

- изучить методы стратегического контроля и разработки систем контроля реализации стратегии.

В результате изучения курса студент должен уметь:

- формулировать миссию и цели фирмы, разрабатывать стратегию ее развития с учетом спроса на рынке, внешней среды и внутреннего положения фирмы;

- проводить анализ деятельности фирмы и ее внешней среды и количественно оценивать различные варианты ее поведения в будущем;

- организовывать разработку и реализацию инновационной политики, обеспечивающей конкурентоспособность фирмы на длительную перспективу.

Дисциплина «Стратегический менеджмент» базируется на уже изученных дисциплинах, таких как: «Экономическая теория», «Статистика», «Экономика предприятия»», «Менеджмент», «Маркетинг», «Организационное поведение».

В соответствии с учебным планом студенты, обучающиеся в ГБОУ ВПО «ПензГТУ» по основной образовательной программе подготовки по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «Бакалавр») выполняют курсовую работу по дисциплине «Стратегический менеджмент».

Целью выполнения курсовой работы является систематизация, расширение и закрепление полученных в результате изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» теоретических и практических знаний, их использование и развитие навыков самостоятельной работы при многовариантном подходе к решению проблем стратегического развития организации.

Для достижения этой цели в процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические положения, нормативные правовые документы, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;

- проанализировать организационные, экономические, материально - технические и другие условия внешней и внутренней среды предприятия;

- предложить управленческие решения по выявленным проблемам.

Выполнение курсовой работы включает следующие процессы:

- выбор актуальной и доступной для исследования темы;

- подбор и обработку необходимой для раскрытия темы учебной и монографической литературы;

- составление развернутого плана исследования;

- определение объекта и методов исследования;

- поиск и обработку первичной информации о деятельности организации-объекта исследования;

- анализ на предприятии состояния проблемы, выбранной в качестве темы курсовой работы;

- составление для предприятия проектных предложений по решению исследуемой проблемы;

- составление и оформление списка литературы и сносок на него по тексту работы;

- оформление курсовой работы в соответствие с установленными требованиями:

- подготовку презентации и защиту курсовой работы.

Качество выполнения курсовой работы и уровень защиты отражает понимание студентами категориального аппарата дисциплины и умение разрабатывать стратегические управленческие решения. Курсовая работа проверяется, рецензируется преподавателем и защищается студентом.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЖЕРЖАНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа должна быть результатом экономического анализа практических и литературных материалов, а не монтажом выписок из электронных и литературных источников.

Курсовое проектирование осуществляется по материалам, собранным на РЕАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА. Объектом изучения при выполнении курсовой работы могут быть отдельные фирмы, предприятия, структурные подразделения и системы предприятия, методы, процессы управления.

Структурно курсовая работа в обязательном порядке должна включать:

- титульный лист;

- аннотацию;

- содержание;

- введение;

- теоретический раздел;

- аналитический раздел;

- рекомендации по совершенствованию системы управления предприятием;

- заключение (основные выводы);

- библиографию (список использованной литературы);

- глоссарий;

- приложения.

Титульный лист оформляется по образцу, приведенному в Приложении 1.

Аннотация представляет собой краткую характеристику содержания курсовой работы. Аннотация должна включать характеристику основной темы работы, цели и результаты. Аннотация раскрывает отличительные особенности и достоинства курсовой работы. Рекомендуемый средний объем аннотации 4-5 предложений (500 печатных знаков).

Пример аннотации представлен в Приложении 2.

В содержании указываются заголовки глав и параграфов, включенных в работу, с указанием их страниц. Пример содержания курсовой работы представлен в Приложении 3.

Введение включает в себя следующие обязательные составляющие:

- актуальность выбранной темы курсовой работы;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- выбранные методы исследования.

Объем введения 1-2 страницы машинописного текста через 1,5 интервала.

При характеристике актуальности темы курсовой работы необходимо объяснить, почему выбранный аспект имеет значение для науки и практики управления, применительно к какой сфере деятельности или отрасли экономики важно развивать и использовать достижения научной мысли в области стратегического управления, к каким основным эффектам для конкретных организаций это может привести.

Предмет исследования – это реальное промышленное предприятие Пензенского региона. Например, ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика», ОАО «Мясоптицекомбинат «Пензенский»» и др.

Цель исследования – это конкретный результат, который автор намерен получить, выполнив исследование по теме курсовой работы. Результатом могут считаться конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности организации: модели, программы, стратегии и др., но не могут быть процессы (анализ, изучение, разработка и пр.).

Задачи курсовой работы – это последовательные действия, которые автор предпринимает для проведения исследования. Они должны корреспондировать с разделами и параграфами курсовой работы.

 

Пример формулировки цели и задач курсового проекта Тема: Формирование системы стратегического управления на предприятии Цель курсовой работы: Разработать рекомендации по развитию системы стратегического управления ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика». Задачи: 1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования системы управления на предприятии. 2. Дать организационно-экономическую характеристику ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика». 3. Проанализировать систему стратегического управления ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» и основных конкурентов. 4. Разработать рекомендации по развитию стратегического управления ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» и обосновать их эффективность.

 

В теоретической части курсовой работы отражается то, чем представлена в научной, учебной, монографической, публицистической литературе тема исследования; какие ученые внесли свой вклад в развитие теории стратегического управления; какие основные модели и школы взяты автором курсовой работы для составления собственной гипотезы; какими источниками информации пользовался автор для написания курсовой работы.

Раздел состоит из трех параграфов, последовательно раскрывающих теорию проблемы, вынесенной в заглавие курсовой работы, каждый из которых должен быть не менее 4 страниц. Текст должен обязательно сопровождаться ссылками на источники литературы. Раздел должен завершаться краткими выводами.

Объем раздела 12-14 страниц.

В аналитическом разделе курсовой работы дается характеристика предприятия, выпускаемой им продукции; проводится анализ финансово - экономических показателей его деятельности; анализируются существующие стратегии управления предприятием; анализируется деятельность конкурентов по рассматриваемой теме; на основе различных методов выявляются сильные и слабые стороны работы предприятия; выявляются возможности совершенствования системы управления предприятием.

Материалами для исследования внешней среды предприятия могут быть материалы выставок и конференций, статистические бюллетени, публичные выступления руководителей региона и органов местного самоуправления. На официальных сайтах Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, отраслевых министерств, федеральных служб и агентств можно найти необходимую информацию о результатах и прогнозах развитии отдельных отраслей народного хозяйств, а также о государственной политике по их регулированию и поддержке. Для характеристики регионального рынка целесообразно использовать материалы официальных сайтов департамента экономического развития Белгородской области, отраслевых органов государственного и муниципального управления.

Для анализа внутренней среды следует использовать, отчеты, программы развития и планы работы предприятия, бухгалтерскую отчетность, итоговые показатели подразделений предприятия, другую служебную документацию. Источниками информации могут стать годовые отчеты перед акционерами, отчеты о корпоративной социальной ответственности и выполнении коллективных договоров, документация по системе менеджмента качества. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

В данном разделе обязательным является использование таких методов анализа, как SWOT-анализ, PEST-анализ, анализ по матрице И.Ансоффа и М.Портера, и др. Также обязательным является использование статистических данных и результатов собственных исследований автора. Пример анкеты представлен в Приложении 4.

При написании этой раздела необходимо обязательно использовать табличную, графическую форму представления материалов, рисунки, схемы, формулы и пр.

Раздел также завершается выводами о содержании выявленных стратегических проблем организации.

Раздел состоит из трех параграфов. Объем каждого из параграфов – 5 -7 стр. Объем раздела 15-20 страниц.

Третья глава, посвященная разработке рекомендаций, является проектной, т.е. содержит авторское решение проблемы, вынесенной в заглавии курсовой работы применительно к выбранному в качестве объекта исследования предприятию.

Базой для разработки стратегических управленческих решений (стратегий, конкретных мероприятий и предложений) служат теоретические выводы из первого раздела и проведенного анализа исследуемой проблемы во втором разделе, а также имеющийся отечественный и зарубежный опыт решения подобных проблем.

Необходимо раскрыть содержательную сторону тех замыслов и практических решений, которые направлены на обеспечение конкурентоспособности предприятия в будущем. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер и аргументированы.

Важное место в разделе занимают вопросы оценки стратегических решений, которые разрабатываются студентом по конкретной теме. Для оценки результативности и эффективности следует использовать следующие подходы:

- уровень достижения поставленной цели, выраженной в количественных и качественных показателях;

- степень обеспечения выполнения требований, обусловленных изменениями внешней среды (законодательство, международные стандарты, экономическая конъюнктура и др.);

- денежное выражение разницы между предполагаемым экономическим результатом и дополнительными расходами на его достижение.

В этом разделе осуществляется разработка рекомендаций по управлению стратегическими изменениями и мероприятий по реализации выработанного управленческого решения, а также оценка их экономической эффективности.

Раздел может иметь два параграфа. По итогам раздела – выводы. Объем раздела – не менее 10 страниц.

В заключении курсовой работы (выводах) обобщаются результаты исследования, полученные в ходе теоретической и практической разработки темы, перечисляются наиболее весомые результаты, которые удалось получить в ходе выполнения курсовой работы. Именно этот текст служит основой при защите курсовой работы. Объем раздела 2-3 страницы.

Библиография (список используемых источников) может содержать монографии, законодательные акты, статистические сборники, аналитические обзоры, статьи в периодических изданиях, заводские отчетные материалы, компьютерные программы.

Источники в списке литературы располагаются в алфавитном порядке следующим образом:

- нормативные акты;

- учебники и учебные пособия;

- периодическая литература (журналы, газеты);

- Интернет – источники (официальные сайты).

При использовании цитат, цифровых данных или таблиц необходимо оформлять ссылку либо, указывая источник внизу страницы.

СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать материалы Internet с сайтов, на которых распространена информация о бесплатных рефератах, дипломах, курсовых работах:

- http://5ka.ru/qwe/126.html

- http://allreferat2.narod.ru/

- http://allreferats.narod.ru/

- http://p6.ru/

- http://referat.kulichki.net/

- http://referats.5-ka.ru/

- http://referats.corbina.ru/

- http://www.allbest.ru/

- http://www.bankreferatov.ru/

- http://www.faculty.ru/

- http://www.interproms.narod.ru

- http://www.referatov.net/

- http://www.referats.ru/

- http://www.sitereferatov.ru/

- http://www.skorp.ru/

- http://www.student.km.ru/

- и многие другие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...