Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма проведения занятия: групповое решение творческих задач.




Отрабатываемые вопросы:

1. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера.

2. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы.

3. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма.

4. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины.

5. Вненаучные формы познания.

Управление самостоятельной работой студента

Консультации при подготовке к практическому занятию, при подготовке к тестированию.

Лекция 16. Научное познание. Философия науки и техники.

Тип лекции: информационная лекция.

16.1. Наука как вид деятельности. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры.

16.2. Этапы и уровни научного познания. Методы научного познания и их классификация. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. Системность как фундаментальный принцип научного познания.

16.3. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Научные картины мира (классическая, неклассическая, постнеклассическая). Классификация наук. Общенаучные проблемы и проблемы частных наук. Специфика социального познания. Социальное прогнозирование. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

16.4. Философия техники.

16.1. Наука как вид деятельности. Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Наука — это одновременно и система знаний, и их производство, и практическая деятельность на их основе.

Результатом деятельности являются:

- целенаправленно отобранные и систематизированные факты,

- логически выверенные гипотезы,

- обобщающие теории,

- фундаментальные и частные законы,

- методы исследования.

В разные периоды истории роль науки была неодинакова, но значение ее понималось уже в глубокой древности.

В античности в качестве самостоятельной формы общественного сознания наука стала формироваться начиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура античности начала дифференцироваться на отдельные виды и формы деятельности. Становление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывают с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. Однако элементы научного знания оказывали слабое влияние на производство, которое осуществлялось рабами с помощью ручных орудий на основе эмпирических знаний, веками выработанных навыков.

Средневековое натуральное хозяйство продолжало обходиться ручными орудиями и ограничивалось преимущественно индивидуальным искусством и опытом мастеров. Однако происходил процесс развития знания, хотя порой и в скрытой форме, как, например, химия (химическое мышление) в форме алхимии.

Жизнь Нового Времени поставила практические проблемы, которые должны были быть решены другими методами. Сформировался взгляд на особую форму познания - науку. Процесс осуществляется многообразными путями, прежде всего путем создания теоретической основы для конструирования все более совершенных инструментов и машин.

Современное развитие науки объясняется неуклонно возрастающими потребностями производства и расширением мирового рынка.

Социальное значение науки:

- облегчить жизней труд людей,

- увеличите разумную власть общества над природой,

- совершенствовать общественные отношения,

- гармонизация человеческой личности.

Современная наука благодаря своим открытиям и изобретениям сделала очень многое для облегчения жизни и деятельности людей. Научные открытия и изобретения привели к повышению производительности труда и увеличению массы товаров. Но сокровища науки пока не принесли счастья в одинаковой мере всем людям.

16.2. В науке различаются следующие уровни познания: эмпирический, который соответствует накоплению фактического материала, теоретический, который соответствует обобщению эмпирического материала. Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Предмет науки – это что исследуется. Метод исследования – это как исследуется.

Предметом науки является не только внеположенный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек.

Общая классификация методов научного познания:

- Наблюдение и эксперимент - эмпирический уровень.

- Формулирование теорий, законов и принципов, на основе наблюдений и экспериментов.

- Научные предположения, гипотезы, которые нуждаются в проверке опытом.

Общенаучные методы (приемы, способы исследования объекта)

- индукция, дедукция, анализ, синтез, системный и вероятностный подходы и т.д.

16.3. Эволюция научной картины мира. Научная картина мира - результат взаимодействия философии и науки. Классическая наука (механическая)

Механика - основа первой научной картины мира. И.Ньютон 1687 г. «Математические начала натуральной философии». Существовала 200 лет. Не только философия влияет на науки, но и науки на философию. Категории, объединяющие различные механические картины мира: пространство, время, сила, движение. Картина мира была онтологизирована (не было ничего субъективного, как считали разрабатывающие ее ученые). Отражала объективную реальность как она есть.

Неклассическая наука (релятивистская)

 

Релятивистская и квантовая механика. Математика Лобачевского.

Были убраны абсолютные понятия из науки.

Сформировалась в начале XX века и существуют до сих пор.

Постнекласическая (синергетическая). С 70 годов.

Герман Хакен (Штутгарт) - синергетика,

Илья Пригожий (Брюссель) - теория диссипативных структур.

Том Рене (Франция) - теория катастроф.

Утверждается: Всеобщая нелинейность.

Категорийный аппарат: хаос, порядок, бифуркация, аттрактор, нелинейность, сложность, самоорганизация, открытость

Классификация наук

Многообразие окружающей действительности и разветвленная общественная практика определили разноплановый характер человеческого мышления, а, следовательно, разные области научного знания.

Современная наука — разветвленная совокупность отдельных научных отраслей.

По своему предмету науки делятся на:

- естественные - изучающие законы природы.

- технические — изучают способы освоения и преобразования природы.

- общественные - изучают различные общественные явления и законы

- гуманитарные - изучают самого человека как социальное существо.

Предмет науки влияет на ее методы:

- в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент,

- в технических - моделирование,

- в общественных науках — статистика,

- в гуманитарных - наблюдение.

Границы между науками условны, а для современного этапа развития научного познания характерно как появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), так и использование смежных методологии.

Каждая наука имеет как эмпирический, так и теоретический уровни. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в философском объяснении принципов и законов, в формировании мировоззрения и методологии научного познания в целом.

Вплоть до недавнего времени каждое приращение научного знания рассматривалось как благо и было заранее оправдано. После изобретения атомного оружия ситуация изменилась: встала проблема моральной ценности научного открытия, которое может быть использовано во вред человечеству. Становится понятным, что истина не существует вне добра, вне ценностных критериев. Человечество ныне находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение вопроса: быть или не быть? Роковым для судеб человечества вызовом стал такой уровень познания, овладения и «контроля» человека над природой, который дал возможность уничтожить Землю. В мире развивалось не только добро, но и зло. К сожалению, зло совершенствуется и при определенных условиях оказывается, по выражению А. Тойнби, Молохом, пожирающим все большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и интеллекта в процессе сбора все большей пошлины с жизни и счастья.

16.4. Философия техники. В истории философии встречается рефлексия по поводу техники.

Например, в античной философии встречается такое понятие как "технэ", но оно означает не технику, а всякое искусство делания вещей, начиная от создания картин и скульптуры, кончая техническими изделиями, например военных машин.

Ф.Бэкон также обсуждает возможность изготовления машин и технических изделий и пользу, которую они могут принести людям. Но это обсуждение не имело виду сам феномен и природу техники, поскольку она еще не выделилась в сознании новоевропейского человека в качестве самостоятельной и, главное, проблемной реальности. Только в XIX столетии техника не только осознается как самостоятельная реальность, но и появляются специфические формы рефлексии этой реальности, сначала в методологии технических наук, потом и в философии.

Реконструкция в методологии этих задач показывает, что философия техники ориентирована на две основные задачи. Первая задача - осмысление техники, уяснение ее природы и сущности была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной, как сегодня модно писать, "техногенной цивилизации". Вторая задана - это поиск в философии техники путей разрешения кризиса т ехники, прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов. Если философия техники решает указанные задачи (осмысление природы и сущности техники, а также поиски путей и способов выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией), то ее статус - это скорее не философия, а частная методология, а также междисциплинарные исследования. Эрнст Капп(1808-1896) был первым, кто совершил смелый шаг - в заголовке своей работы он соединил вместе два ранее казавшиеся несовместимыми понятия "философия" и "техника". Книга "Основные направления философии техники":

- принцип "органопроекции" (подвергся критике): человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.

Основные характеристики техники

- Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт.

- Техника является "инструментом", другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.).

- Техника - это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку.

- Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы.

- Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...