Глава 3. Подвижная игра как средство воспитания быстроты в младшем школьном возрасте
Значительное место в программах школы занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, преодоление препятствий. Правильно проводимые игры способствуют развитию внимательности сообразительности, ловкости, быстроты, выносливости, а коллективные игры - воспитанию дружбы и товарищества. Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективных действий и непрерывности условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Разность в отношениях разрешает выделить две основные группы: некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущими и без ведущих. Командные игры, в свою очередь, делятся на игры с одновременным участием (эстафетные), различаются по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Более детальная классификация игр основывается на их делении подвижным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными действиями), с перебежками, с преодолением препятствий, с мячом, палками и вторыми предметами; с сопротивлением, с ориентированием (по слуховым и зрительным сигналам). Подвижная игра - это высшая ступень детского развития, человека этого периода (от детства до начала отрочества), ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается самим словом подвижных игр. Это самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и, в то же время, она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной жизни как в человеке, так и во всех вещах. Поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее. Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радующем о чужом и собственном благе.
Собственно подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими учащимися. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих: быстро добежать до цели, быстро бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него.Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего инициативного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути к достижению цели. От сложности и количества правил зависит сама сложность игры. Развивающие задачи подвижных игр.Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, внимательности, гибкости и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.Игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частыми изменениями направлений движений.
Игры весьма своеобразно влияют на развитие физических качеств. В играх эти качества развиваются комплексно и очень вариативно, приобретая выраженные черты обобщенности. Это способствует их широкому «переносу» и проявлению в разнообразных видах и условиях деятельности. Аналогичным является и процесс развития волевых качеств, при чем создаются благоприятные условия для воспитания не только силы, но и быстроты, гибкости.Физические качества определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Применительно к динамике физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественное изменение качества, а «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей двигательного качества. Воспитание физических качеств у детей младшего школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма.В младшем школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств, что обуславливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у школьников.В ходе развития различных функций организма отмечаются чувствительные или сензитивные периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно.По мнению специалистов, возраст 6-10 лет более благоприятен для воспитания скоростных возможностей. Быстроту и ловкость значительно труднее воспитывать у подростков по сравнению с детьми, а у взрослых по сравнению с подростками.Воспитание физических качеств сопровождается значительными физическими нагрузками. Дети и подростки в состоянии их переносить без ущерба для организма при неуклонном соблюдении постепенности их роста.Под влиянием присущего игре состязания, значительно активнее развиваются физические качества, и, прежде всего, быстрота, ловкость, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.Развитие двигательных качеств осуществляется различными методами. Наибольшее распространение в практике физического воспитания получили такие методы, как равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой, круговой.Игровой метод основан на воспитании двигательных качеств в процессе игры.Подвижные игры способствуют естественным потребностям детей младшего школьного возраста в быстрых и ловких движениях. Их чаще проводят на свежем воздухе, что положительно сказывается на здоровье и физическом развитии детей.Использование подвижных игр на уроках физической культуры должно способствовать развитию двигательных качеств. Быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость необходимы каждому человеку.Cогласно учебной программе, в начальных классах дети должны овладеть рациональным выполнением (техникой) элементарных игр, движений и положений, а также подвижными играми целостно двигательных действий, наиболее часто используемыми в обычной практике, в трудовой и подвижной, спортивной деятельности.Дети, систематически занимаясь на уроках физической культуры подвижными играми, на переменах, дома, в физкультурных кружках, овладевали жизненно важными двигательными навыками и могли применять их в повседневной жизни. Кроме того, детей обучаю выполнению различных подвижных игр, имеющих непосредственно прикладной характер, для всестороннего физического развития. С детьми надо больше играть, т.к. в играх раскрывается все богатство разнообразных движений.
Игра - один из видов активной деятельности. Она затрагивает все стороны личности ребенка: ум, чувства, воображение, волю. Наиболее активными и любимыми являются подвижные игры. Они полезны для здоровья, развивают физические качества личности: выносливость, волю, решительность, настойчивость, учат переносить трудности. В месте с этим, у детей воспитываются сдержанность, т.е. умение руководить своими импульсами.Организация любой игры требует соблюдения определенной методики. Организатору или ведущему игры, прежде всего, необходимо обратить внимание на условия ее проведения, гигиенические особенности (чистоту помещения, площадки, качество воздушной среды),а также некоторые элементы техники безопасности (отсутствие предметов, мешающих проведению игры, могущих травмировать детей), наличие инвентаря, вспомогательного материала для игры и т.д. До начала игры следует четко объяснить ребятам ее цель, содержание, правила, последовательность этапов ее проведения. Подвижные игры очень разнообразны по содержанию и по сложности. Можно выделить следующие из них.
1. Простые, некомандные подвижные игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. Все играющие совершенствуют свои личностные качества: быстроту, ловкость, меткость, силу. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои личные качества, двигательные возможности. Например, игра на быстроту и ловкость. Играют 3-18 человек с ведущим. Цель игры: определить самого быстрого и ловкого игрока. Ход игры. На одной стороне площадки ставят ряд кеглей, количество которых на одну меньше, чем игроков. По сигналу ведущего, игроки бегут к кеглям, берут только одну кеглю и возвращаются бегом на старт, отдавая кеглю ведущему. Тот игрок, который не принес кеглю выходит из игры. Ведущий благодарит игрока, который первым принес кеглю. Затем забирает одну кеглю и подает сигал оставшимся игрокам и т.д. Побеждает тот, кто принесет ведущему кеглю. 2. Командные подвижные игры, в которых играющие составляют отдельные коллективы - команды. Они характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчиненных интересам своей команды. От действий каждого игрока зависит удача всей команды. В командных играх необходимо согласовывать свои действия с действиями своих товарищей. Часто в командных играх для координации действий играющих появляется необходимость выделения из среды играющих капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех.
Вывод: таким образом при организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Физическая нагрузка при использовании игрового метода на уроках физической культуры у учащихся старших классов должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|