Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К.П. Брюллов - художник, интеллигент, личность




Введение

К.П. Брюллов - художник, интеллигент, личность

Картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»

Портретная галерея Карла Брюллова

Заключение

Литература   


Введение

 

Карл Великий. Так называл Карла Павловича Брюллова его ученик, поэт и художник Тарас Шевченко. Памяти Брюллова он остался верен до конца жизни, во многом был ему обязан своей свободой бывший казачок из дворни графа Энгельгардта. Так называли его и многие современники художника. Ни один художник не мог тогда соперничать со славой Брюллова. Портрет его работы или даже рисунок, акварель составляли предмет заветных желаний многих любителей искусства. Карл Брюллов внес большой вклад в развитие русского изобразительного искусства, поэтому тема актуальна и полезна.

Объект исследования - русское изобразительное искусство. Предмет исследования - творчество Карла Брюллова. Цель исследования - определение места и значения К. Брюллова в развитии русского изобразительного искусства.

В ходе выполнения работы решались следующие задачи: прослеживался путь развития К. Брюллова как художника, личности, интеллигента; изучалась история создания главного полотна художника «Последний день Помпеи»; анализировалась портретная живопись.

В работе над темой использовались основные методы социологии: наблюдение, сравнение, обобщение, индукция и дедукция.

Исследования проводились с помощью трудов: Г.К. Леонтьевой, Г. Островского, М.Раковой.

В результате исследования получены выводы о том, Карл Брюллов - величайший художник мирового значения, патриот своей родины, тонкий психолог и знаток человеческих душ, что в полной мере прослеживается в портретной живописи и сюжетных полотнах.

брюллов художник помпея портретный


К.П. Брюллов - художник, интеллигент, личность

 

С рождения Карла окружала атмосфера искусства. Его прадед Георг Брюллов был лепщиком на петербургской фарфоровой мануфактуре. Отец - искусным мастером резьбы по дереву, академиком. Ко времени рождения третьего сына - Карл родился 23 декабря 1799 года - отец был отставлен от должности в связи с упразднением в Академии самого предмета - резьбы по дереву.

В доме царила атмосфера взыскательной строгости, трудолюбия. Дети никогда не видели отца в праздности. Его пример был заразителен, да и вообще влияние его личности на складывающийся характер Карла было существенным. В гостиной, на самом видном месте, висела отцовская шпага. На клинке золотом выведена надпись; «Стой за правду». Понятия «правда», «справедливость» дети впитывали с воздухом родительского дома. Отец не уставал повторять детям, что главная цель жизни человеческой - самоусовершенствование. Самоусовершенствование немыслимо без самопознания, а познание невозможно без наук и художеств. Постичь основы последних мыслимо одним путем - упорным трудом.

Каждое утро заставало его за работой: по приказу батюшки ему не положено было завтракать, покуда он не выполнит заданный на сей день урок, чаще всего копию с какой-либо гравюры. Но вот однажды случилось так, что в доме никого посторонних не было, домашние же разбрелись по своим углам. Урок, заданный отцом на день, был готов. Карл взял лист бумаги, медленным взглядом обвел знакомые предметы. И взялся за работу. За первую в жизни свою работу. Под карандашом возникали поочередно стол, диван, шкаф. Это было похоже на чудо - оказывается, он властен над всеми этими житейскими, обыденными предметами, властен дать им новую жизнь на белом поле бумаги!

Кто знает, может быть в этот час в нем проснулся художник. Не ремесленник, не просто мастер, а будущий творец, смутно ощутивший в себе способность из обыденных реальных вещей творить новую реальность, заключенную в двухмерном пространстве изображения.

Наступил день 2 октября 1809 года, когда в журнале Академии в числе новых учеников была означена фамилия Карла Брюллова. Принят он был как сын академика без баллотировки, на казенное содержание. Ему предстояло пробыть в Академии долгих двенадцать лет: шесть в Воспитательном училище и шесть в Академии.

год был рубежом и в жизни Карла Брюллова. Ушло милое детство. Ему минуло шестнадцать. Он окончил Воспитательное училище. Впереди шесть лет серьезного учения в Академии, где его наставниками стали профессора А. Е. Егоров, А.И. Иванов.

С самых ранних лет слыла о Брюллове слава гения. Случалось, он охотно поправлял рисунки своих однокашников. И тогда в классе раздавалось добродушное ворчание Егорова: «Что, брат, кажется, в эту треть Брюллов хочет дать тебе медаль». Юноша выделялся среди сотоварищей нe только редкой одаренностью, но и незаурядной целеустремленностью, пристрастием к чтению, музыке, театру, знанием языков.

На одной из его ранних работ - картине «Нарцисс» - стоит остановиться подробнее. И не столько потому, что она в завершенном виде очень уж выделяется среди работ прочих академистов. Сам процесс работы над нею несет в себе зачатки новых приемом. Художник стремится заставить служить своему замыслу пейзаж - для исторической живописи это было ново и неожиданно. Попытка внести живые ноты в картину природы, придать пейзажу эмоциональное звучание заметно нарушает общий академический тон картины.

В 1821 году Карл Брюллов блестяще оканчивает Академию: за программную картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» ему была присуждена большая золотая медаль. Ему сразу же предлагают остаться в Академии в качестве пенсионера еще на три года.

Из-за недоразумения с президентом Академии А. Н. Олениным по поводу того, кто будет руководить Брюлловым, он отказывается от пенсиона.

В те годы разрыв с Академией выглядел как проявление оппозиции. Академия все теснее сближалась с императорским двором, все откровеннее проявляла свое причастие к реакционной идеологии.

Романтические идеи, зревшие в кругах прогрессивной интеллигенции, не могли не увлечь резко порвавшего с Академией, - а значит, в определенной мере и с господствовавшим в ней направлением, классицизмом, - молодого, ищущего новых путей художника. Он чутко прислушивается к идеям романтиков о высокой ценности человеческой личности, о необходимости выражения в искусстве характера, психологии человека. Эти идеи увлекают новизной и свежестью.

Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба Брюллова, если бы незадолго перед тем учрежденное в России Общество поощрения художников не взяло бы его под свое покровительство и не послало в Италию сроком на четыре года. В августе 1822 года братья Карл и Александр Брюлловы покинули Петербург.

Поначалу - и это так понятно - им нравится только привычное. Более всего восхищаются они классикой - антиками и Рафаэлем. Все, что выходит за рамки привычных представлений, кажется братьям бесконечно далеким от совершенства. И все же, как они ни сопротивлялись новому, но все то, что они увидели в Германии, исподволь делало свою работу: в первую очередь доказывало, что можно создавать картины, вызывающие восторг, и, не пользуясь уроками античности или Рафаэля. Оказывается, существует множество современников, которые давно поставили под сомнение непогрешимость классицистического идеала.

В Венеции они восхищались живописью Тинторетто, Веронезе и особенно Тициана. Далее путь лежал во Флоренцию. Братья не устают поражаться творениям Рафаэля, Тициана, Леонардо. Меньше восторгов достается на долю Микеланджело. Этот титан Возрождения дальше всех своих современников ушел от античных образцов. В глазах выпускников петербургской Академии он слишком кипуч, несдержан, неуемен. Его герои не отличаются классической красотой, ни чуждо бесстрастное спокойствие, в них живет бунтарская душа.

мая 1823 года братья приблизились к Риму. Город еще едва различим, а гигантский купол собора св. Петра ясно читается в голубом воздухе. Постепенно и весь город, разбежавшийся по семи холмам, предстал перед глазами. Италия была страной обетованной не для одного поколения европейских, в том числе и русских писателей и художников. Сама природа Италии располагала к творческому состоянию, а ее великое искусство становилось для иноземных художников недосягаемым образцом.

Стремление постичь тайны Рафаэля приводит к тому, что Брюллов задумывает и исполняет копию колоссального полотна «Афинская школа», в котором действует более сорока героев. В течение долгих четырех лет - с 1824 по 1828-й - шла работа. Работа над копией стала для художника школой изучения внутреннего строя большого монументального полотна. Заветной мечтой Брюллова было создать нечто подобное. Он сам потом признавался, что осмелился писать «Помпею» на большом холсте лишь потому, что прошел «школу» «Афинской школ».

Но и другой урок этого четырехлетнего духовного общения с великим произведением был не менее значительным. Брюллов по-прежнему считал Рафаэля «всеобщим учителем». Но при этом он стал понимать, что «художник все должен найти в себе самом, он должен изучить древних художников, но дразнить никого из них не должен, потому что древние художники были сами по себе, а мы должны быть сами по себе». Сам Брюллов считал, что наиглавнейшее, что он «приобрел в вояже», это понимание ненужности «манер». Он уже не хочет видеть мир глазами других, он уверяется, что единая манера тесна для изображения природы и человека. Сама природа показывала пример величайшего разнообразия. Художник должен у нее учиться и следовать ей.

В 1836 году художник возвращается на родину. Николаевский Петербург встретил Брюллова радушно, двор хотел видеть в нем верноподданного с европейским именем. Брюллов страшился «позолоченной клетки» и мечтал о новых полотнах, исполненных больших идей и патриотического пафоса.

Один из членов-учредителей Художественного класса, московский губернатор князь Д.В. Голицын, дважды побывав у Брюллова, подал мысль заказать ему картину о Москве 1812 года. И москвичам, и Брюллову идея эта пришлась по сердцу: «Я так полюбил Москву, что напишу ее при восхождении солнца и изображу возвращение ее жителей на разоренное врагом пепелище», - с жаром воскликнул он в ответ на предложение Голицына. И теперь, бродя изо дня в день по широким площадям и тесным переулкам города, стоя на колокольне Ивана Великого или глядя на панораму Москвы с Воробьевых гор, он до отказа полон видениями минувшего. То ему чудится Дмитрий Самозванец, рвущийся с чужеземными войсками к столице, то мерещится трагическая фигура Бориса Годунова, то оживает образ Петра и казненных им здесь, на Красной площади, стрельцов, то рисуется в воображении тень Наполеона около кремлевских соборов...

Ему хочется писать о родине. Мечта «произвести картину из российской истории» всегда, с юности жила в нем. Теперь, под натиском впечатлений Москвы, он в карандашных набросках пробует то одну, то другую тему. В 1843 году судьба нечаянно улыбнулась ему. Улыбнулась - и изменила еще раз. Он давно мечтал о монументальной живописи, в минуты вдохновения восклицая, что готов бы расписать само небо... И вот ему предлагают принять участие в росписях монферрановского Исаакиевского собора. Это задание оказалось связано с множеством придирок, изощренных интриг. Затем наступил черед пройти адовы круги церковной и царской цензуры. Наконец, эскизы были утверждены. С радостным воодушевлением принимается Брюллов за работу в соборе. Однако радость длилась недолго.

Условия работы были невероятно тяжелы: холод, сырость, сквозняки, забивающая все дыхательные пути мельчайшая мраморная пыль. Брюллов слег, поначалу не предполагая ни серьезности, ни длительности болезни. В тот день, когда он понял, что дальше обманывать себя нельзя, он письменно отказался от работы в соборе. Шел октябрь 1847 года.

Болезнь затянулась на долгих семь месяцев, обрекла на двести с лишком дней одиноких размышлений, изнуряла не только болезнь. Последние годы были годами утрат, разочарований, неудач. Крах с «Осадой Пскова», с росписями Исаакия. Глинка еще в 1844 году уехал за границу - «без цели, без предмета, кроме природы и искусства». В том же году не стало Крылова. Хорошо, что Брюллов успел написать замечательный портрет великого баснописца. Вскоре трагически погиб единственный живописец, с которым можно было всерьез говорить об искусстве, - Венецианов. В том же 1847 году был арестован и сослан на жестокую каторгу один из любимых учеников мастера - Тарас Шевченко. Юлия Самойлова вернулась в Италию. Встретиться больше им не суждено.

Едва ли не самой трагической утратой стало то, что он потерял веру в безграничность своих сил. В душе зарождается смутное прозрение: вершина его пути осталась позади. Не только собственные неудачи привели его к этой горькой мысли. Как-то раз от его ученика Павла Федотова принесли на просмотр две картины - «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Федотов, за которым тотчас послал взволнованный Брюллов, рассказывал, что застал учителя «в отчаянном положении»: худой, бледный, сидел молча Брюллов перед приставленными к стульям картинами своего питомца. Потом горячо поздравил его и сказал: «Я от вас ждал, всего ждал, но вы меня обогнали».

Две маленькие картины Федотова стали последним звеном в цепи копившихся догадок. Брюллов давно заметил, как изменилось направление отечественной словесности - Гоголь, натуральная школа, ранний Достоевский. Он был свидетелем того успеха, что выпал на долю полных жизни рисунков его ученика Г.Г. Гагарина к сатирической повести В.А. Соллогуба «Тарантас», а иллюстрации другого его ученика, А.А. Агина, к «Мертвым душам» произвели в русском обществе настоящий фурор. Наконец, с появлением Федотова встрепенулась и жанровая живопись. Брюллов не увидит лучших его работ, в которых с пронзительной остротой отразится трагизм тогдашнего российского бытия. Брюллов привык, чтобы его считали первым, лучшим. И вдруг все перевернулось. Он воочию убедился, что в России уже народилось новое направление, основа которого - обнажение внутренних конфликтов, социальных пороков. К Брюллову приходит горестное прозрение - он оказался в стороне от нового направления, на обочине дороги. Он больше не чувствует себя ни первым, ни лучшим...

Подавленное состояние духа усиливалось общим положением в России. После революционных взрывов на Западе в 1848 году в России начался безудержный цензурный гнет, жестокое преследование инакомыслящих, разгул мракобесия и реакции. Бежать, бежать отсюда беспременно, под ясное, безоблачное солнце Италии, земли обетованной - это чувство целиком завладевает Брюлловым. Но об этом думать рано - он был еще совсем слаб. С наступлением весны недуг стал постепенно отступать. Пришел, наконец, апрельский ясный день, когда ему впервые позволили встать с постели. Опустившись в вольтеровское кресло, что стояло против зеркала, он долго всматривался в нынешнее свое лицо, неузнаваемо изменившееся под бременем болезни, напряженных уединенных размышлений. Он попросил подать ему мольберт, картон. Назавтра велел приготовить палитру. По сделанному на картоне быстрому, точному абрису портрет был окончен в два часа.

Этот портрет - вторая после «Помпеи» вершина в творчестве Брюллова. Это портрет-размышление, раздумье о времени и о себе, о судьбе человеческой личности в истории. В нем со щемящей остротой вылилось тогдашнее состояние художника, больного, одинокого, изверившегося в себе, дошедшего до грани отчаяния. Но не только свои собственные раздумья выразились в портрете. Брюллов - один из немногих, составляющих когорту русских интеллигентов поры безвременья, 1840-х годов. В своем портрете он представительствует от лица целого поколения, по словам Н. П. Огарева, «впутанного в раздумье», поколения, которое устами В.Г. Белинского восклицало: «Да и какая наша жизнь-то еще? В чем она? Где она? Мы люди вне общества, потому что Россия не есть общество. У нас нет ни религиозной, ни ученой, ни литературной жизни. Скука, апатия, томление в бесплодных порывах - вот наша жизнь».

Психологическое состояние в портрете необычайно сложно. Казалось бы, герой предстает перед нами в полном бездействии: откинута на спинку кресла голова, бессильно повисла рука. Но внешний покой обманчив. Кажущееся бездействие приходит в острое, тревожное противоречие с напряженной работой мысли, властно владеющей всем существом героя. Лихорадочно горящие глаза, опаленный внутренним огнем рот, сведенные в глубокие складки брови - все говорит о страстной и мучительной работе мысли. Мышление находит здесь настолько обостренные формы выражения, что при внешнем физическом бездействии само воспринимается как активное действие. Так оно и было для того поколения, которое после стали называть «людьми сороковых годов», - мысль была для них формой действия, в которой они искали и находили самовыражение. Портрет и написан блестяще - живая правда жизни, глубина постижения характера рождают высокую художественную правду и пластических средств выражения. Исповедь сердца, повесть о герое своего времени - вот что такое автопортрет Карла Брюллова. И в этом смысле он обретает ценность исторического произведения.

Едва окрепнув, Брюллов начинает хлопоты об отъезде. 27 апреля 1849 года он, теперь уже навсегда, покидает родину. Путь его лежит через Бельгию, Англию, Португалию на остров Мадейру, климат которого считался целебным. Он прожил там год. Работал. Но без особенного воодушевления - сказывались рецидивы болезни. В мае 1850 года он отправляется в путешествие по Испании, о чем давно мечтал. Он побывал в Барселоне, Кадиксе, Севилье, Мадриде. Часами простаивал перед любимым своим Веласкесом. Вряд ли мог обойти равнодушно другого гения, Гойи. Страстная гражданственность, жгучая современность, народность великого испанца могли найти отклик в душе Брюллова. Во всяком случае, одна из интереснейших композиций, созданных тогда Брюлловым,- «Процессия слепых в Барселоне» (1849) - невольно приводит на память «Процессию флагеллантов» или «Похороны сардинки» Гойи. Мог побывать русский художник и в доме Гойи, увидеть драматические фрески, в том числе «Сатурна, пожирающего своих детей». К образу Сатурна-Кроноса Брюллов незадолго до смерти обратился в большом живописном эскизе «Всеразрушающее время» (1851-1852). Вскоре по приезде в Рим судьба свела Брюллова с замечательным человеком, официально именовавшимся «торговцем всеми сельскими произведениями и всяким скотом». Анджело Титтони был виднейшим деятелем освободительного движения Риссорджименто, участником революции 1848 года, соратником Д.Гарибальди. Многочисленная семья Титтони становится семьей неприкаянного всю жизнь Брюллова. Такого верного, заботливого друга, как Анджело, судьба еще не посылала Брюллову. Он написал портреты почти что всех членов семейства Титтони - его дочь, братьев с женами и детьми, матушку. Портрет самого Анджело и его матери с полным правом можно отнести к лучшим творениям Брюллова.

Последние годы Брюллов живет либо в римском доме своих друзей, либо на их загородной вилле в местечке Манциано. По-видимому, столь тесное общение с революционерами не могло не повлиять на художника, и он создает несколько эскизов на тему «Политическая демонстрация в Риме в 1846 году» и «Возвращение папы Пия IX в Рим». Словно чувствуя приближение конца своего земного срока, он вообще в последние годы работает жадно, не по малым своим силам. И создает не просто хорошие произведения, но и шедевры: только так можно оценить портрет Микеланджело Ланчи (1851). Еще в портрете Анджело Титтонн проявились некие новые особенности трактовки личности - сочетание действительности и интеллектуализма. В портрете Ланчи это сочетание стало основой образа. Когда Брюллов писал портрет Ланчи, ученого-археолога, тому было семьдесят два года. Художник честен - он не скрывает следов физического увядания: желтизны поблекшей кожи, предательской сети морщин. Но эта правдивость еще сильнее заставляет нас поверить в ту могучую духовную силу, энергию, которыми восхищен и сам Брюллов. Он как бы говорит; вот старый человек, проживший долгую жизнь. Но вглядитесь в его черты, загляните в глаза. Старик не утратил интереса к этому сложному делу - жить. Он не знает вкуса апатии, безразличия, уныния. Он завидно молод душой. Художник насильственно вовлекает нас в круг переживаний своего героя, в ритм работы его мысли. Ланчи смотрит прямо на нас, но не требовательно, а скорее выжидательно. Словно он только что высказал какую-то мысль и с живым интересом ждет нашей реакции. Зритель становится собеседником героя. Этому помогает и жест Ланчи: рука, держащая пенсне, словно на краткий миг остановилась в плавном движении. В таком неустойчивом положении руку долго не продержишь. Брюллов заставляет нас поверить, что Ланчи сию минуту снял очки и у нас на глазах опускает руку.

От таких героев, как Титтони, Ланчи, больной художник словно и сам заражается энергией. Композиции, портреты, эскизы в масле, акварели, сепии, карандаше... Как в молодости, он бродит по набережным, создает правдивую летопись жизни лаццарони. Замыслов много. Мало было сил. Обманчивый запас здоровья, скопленный под целебным небом Мадейры, иссякал. Работать день ото дня становилось все труднее. Сам художник говорил о себе: «Когда я не сочиняю и не рисую, я не живу». И когда стало невмочь держать в руках кисть, жизнь его оборвалась. Это случилось в местечке Манциано под Римом 23 июня 1852 года.

Таким образом, Карл Брюллов является одной из вершин русского изобразительного искусства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...