Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Портретная галерея Карла Брюллова




 

За двенадцать лет пребывания в Италии Брюллов создал невероятно много. Помимо грандиозной «Помпеи», он написал около ста двадцати портретов, десятки жанровых сцен из итальянской жизни, разработал несколько исторических замыслов.

Молодого художника неодолимо тянула, влекла, завораживала живая теплая сегодняшняя жизнь. И он то без конца варьирует сцену пляски подвыпивших простолюдинов перед остерией, сцены из домашней жизни итальянцев. Почти все подобные работы выполнены акварелью. А в 1824 году он пишет свою первую жанровую картину маслом «Утро». Он изображает прелестную девушку, умывающуюся под струями фонтана. Ясно чувствуется, что многое здесь написано с натуры. Брюллов ставит себе сложную живописную задачу - фигура девушки освещена сзади, так что ее лицо и грудь, погруженные в тень, залиты изменчивыми, зыбкими отсветами бликующей на солнце воды. И всe же подлинной правды художник еще не умеет достигнуть. Он смотрит на натуру в упор, но видит-то ее сквозь призму привычных идеализирующих канонов классицизма. И все же пусть маленький, пусть еще робкий, это был шаг к новому.

Как-то однажды в его мастерской появилась модель, каких прежде у него не бывало невысокая плотная женщина, отнюдь не классических пропорций, уже пережившая свою первую молодость, но поражавшая зрелой красотой, блеском широко расставленных глаз, брызжущей через край жизненной силой. Свою новую картину Брюллов назовет «Полдень». И не только потому, что она продиктована изображенным временем дня. Замысел гораздо шире: утро - рассвет человеческой жизни, полдень - ее расцвет. Самому Брюллову сейчас под тридцать, он сам чувствует себя в расцвете сил, в поре полудня. По чувству, заложенному в картине, она отчасти автобиографична. От этой женщины, любующейся сочной гроздью винограда, веет безудержной радостью бытия. Полуденное солнце, пробиваясь сквозь листву, ласкает ее нежное лицо, вспыхивает в белках глаз, в золоте серег, тонкими рефлексами ложится на полуобнаженную грудь.

Как это нередко случается, смелость, и новизна картины вызвали единодушный отпор и со стороны Общества, и со стороны публики, и даже людей близких - старшего брата Федора, акварелиста Петра Соколова, недавно ставшего мужем сестры Карла Юлии. Bсех более всего задевает выбор модели: «Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса»,- выговаривает Общество своему пенсионеру.

Тот 1829 год, когда был завершен «Полдень», стал переломным в творческой биографии Брюллова. Картина явилась весомым итогом его новых исканий. Нелестный же ее прием в Петербурге, необходимость оправдываться, чувствуя себя при этом правым, переполнили чашу терпения. Он устал от поучений своих благодетелей. Он не хочет больше работать под чужую диктовку, как школяр. Как раз тогда Общество на несколько месяцев задержало присылку пенсиона. Когда же деньги пришли, Брюллов запечатывает их в конверт и вместе с письмом, которым отказывается от дальнейших попечений Общества, отсылает в Петербург. Теперь он почувствовал себя свободным. У него множество замыслов, а заказов - хоть отбавляй. Желающих портретироваться у Брюллова так много, что иные почитают его согласие за великую честь.

Более сотни людей различных слоев общества, разных характеров, разных национальностей вошли в эту портретную галерею. Кого здесь только нет! Русские художники и архитекторы - Сильвестр Щедрин, К.Л. Тон, И.Н. Горностаев, Ф. А. Бруни, П.В. Басин. Русские писатели и общественные деятели В. А. Жуковский, братья Александр и Сергей Тургеневы, князь П.П. Лопухин, граф Матвей Виельгорский. Итальянская интеллигенция -писатели и общественные деятели: Франческо Гвераици и Джузеппе Капечалатре, певицы Джудита Паста и Фанни Персиани, скульптор Чинчиннато Баруцци. Русская знать - Анатоль Демидов, великая княгиня Елена Павловна, принц Мекленбургский, графиня Орлова-Давыдова. И, наконец, люди близкие и милые сердцу - семейство русского посланника при Тосканском дворе князя Г.И. Гагарина, графиня Юлия Самойлова, княгиня Зинаида Волконская, семья миланского купца Мариетти, брат Александр.

Как ни различны все эти люди - по рождению, по судьбе,- под кистью Брюллова многие из них получают черты некоторой общности. Если сказать языком житейским, почти все герои его «симпатичны», привлекательны. Они покоряют либо совершенной красотой, либо напряжением интеллектуальной, духовной жизни. И решительно все - полнотой жизненных сил, жизнелюбием.

Портретом Гагарина Брюллов начинает галерею камерных психологических изображений людей с богатой и сложной внутренней жизнью. Этому типу портрета художник сохранит верность до последнего часа жизни. Вместе с тем параллельно в его творчестве развивается жанр портрета-картины. Среди них нередки холодные помпезные, типично заказные полотна, изображающие людей, внутренний мир которых либо неинтересен, либо чужд художнику. Но есть и такие, в которых с нарядной импозантностью сочетается довольно глубокая характеристика внутреннего мира, мира души. Наиболее ярко сочетание этих свойств выразилось в портретах Юлии Самойловой. В воображении Брюллова на всю жизнь запечатлелась первая встреча с графиней.

Однажды, когда Брюллов был в гостях в одном из близких ему домов, в разгар вечера растворилась дверь, и в залу стремительно вошла статная женщина лет двадцати пяти, с широко расставленными огненными глазами, бледным лицом, обрамленным черными до плеч локонами. Брюллов замер - в зрелой красоте вошедшей, в чертах лица, в округлой полноте обнаженных рук было нечто от героини его «Полдня». Не от модели, а именно от созданного им образа. Встретить живое воплощение своего идеала - немногим художникам выпадало в жизни такое счастье. Брюллова представили графине Юлии Павловне Самойловой. Он и до того дня слышал о ней. Говорили, что нынешний государь Николай I терпеть ее не может за вольность взглядов и независимость нрава. Здесь, в Италии, у нее бывали все видные писатели, художники, музыканты многоязычного Рима, в том числе Д.А. Россини, В. Беллини, Д. Доницетти, Д. Пачини, Мэссимо д'Адзельо. Частым, а вскоре самым частым гостем стал Брюллов. В них было много общего - независимость, уверенность в себе. Юлия богата и знатна, Карл блестяще талантлив. Она сопровождает его в путешествиях по Италии, он подолгу будет живать на ее вилле в Корсо. Дружеская приязнь перерастет в большую любовь. Одно время они даже хотели соединить свои жизни.

Портрет Самойловой с Джованиной и арапчонком вызвал невероятные восторги критиков и публики. Простое событие - графиня входит в гостиную после прогулки - подано здесь торжественно, почти патетически; героиня не просто появляется в комнате, она торжественно предстает перед изумленным взором зрителей. Брюллов словно хочет передать то свое первое чувство восхищения, охватившее его в день знакомства с Юлией, То выражение, что однажды сорвалось с его уст - «Только женщиной могло увенчаться мироздание»,- в портрете Самойловой нашло пластическое разрешение. Эта картина - не групповой портрет: фигура графини безраздельно главенствует а композиции. Остальные лишь оттеняют величавую и грациозную уверенность героини, затаенную страстность ее характера: девочка - своей нежной доверчивостью, слуга - подобострастным изумлением. Все вокруг необычайно пышно, торжественно, декоративно: тяжелыми складками спадает занавес, поблескивает тусклой позолотой массивная рама картины, висящей над массивным и устойчивым диваном. Этой тяжеловесной пышностью автор оттеняет легкую стремительность героини. Все аксессуары, детали здесь не просто воспроизведены, списаны с натуры, они, как и героиня, как бы торжественно воспеты. Декоративность, виртуозность живописной отделки - все способствует зрелищности полотна. Зрелище в целом вовлекает зрителя в орбиту несложного сюжетного действия - и сложного, возвышенного восприятия торжествующей юной красоты человека. Патетичность восприятия мира как нельзя более полно поддерживается колоритом. Брюллов здесь откровенно пристрастен к открытым цветам - синее, белое, красное. Алый цвет особенно влечет его; пылающей злостью здесь пронизано все: бархатный занавес - алый, шаль на руке Юлии - алая, оторочка одежды арапчонка - алая, на ковре горят алые цветы, штофные обои и обивка дивана - тоже алые. Необычайного богатства градаций одного цвета достигает в этом портрете Брюллов, он словно задал себе задачу создать торжественную симфонию модуляций красного цвета. Среди этого горячего окружения словно летит Самойлова в небесно-голубом платье блестящего, ломкого шелка.

В те годы Брюллов пишет несколько больших портретов, достойных зваться портретом-картиною: «Всадница», где изображены дочери н племянница композитора Пачини, друга Самойловой, портрет великой княгини Елены Павловны Давыдовой, наконец, Анатоля Демидова, изображенного на коне в богатом боярском костюме. Именно Демидов и окажется в недалеком будущем заказчиком картины «Последний день Помпеи».

Брюллов уже вступил в тот возраст, когда чуть ли не каждый год приносит тяжкие утраты. Как раз в это время по делам наследства приехала из Италии Юлия Самойлова. Она окружила художника дружеской заботой, постоянно бывала у него, увозила е свое имение под Петербургом. Наблюдая ее, живую, порывистую, все еще прекрасную, независимую, Брюллов как бы вновь обретает свой идеал. Он вновь уверялся, что жизнь не соткана только из измен, предательств, горестей, что его портреты, воспевавшие прекрасную женщину, прекрасного человека, - не ложь, не обман, не пустая фраза. И желая вновь утвердиться в этих мыслях, он берется за новый портрет Самойловой. Столь сложного портрета-картины Брюллов еще не создавал. Торжествующее явление красоты и духовной силы - вот содержание этого полотна. Здесь все вызывает чувство величия. Помещение, в котором происходит действие, мало назвать залом. Мощные архитектурные формы сродни величественным фантазиям Пиранези. Пространство в сложном переплетении огромные колонн и грандиозных арок кажется бесконечно продолжающимся вглубь. Утрированную в своей мощи колонну, возле которой стоит Самойлова, окутывает падающий тяжелой массой, сложенный в крупные складки пурпурный занавес, оттеняющий и статность фигуры Самойловой, и ее нравственную мощь, силу ее духа.

Графиня показана в момент, когда она со своей юной воспитанницей Амацилией Пачини покидает залы маскарада. Картина не случайно имеет второе название - «Маскарад», вскрывающее глубинный подтекст замысла. И тут грандиозность интерьера еще раз помогает автору. Кажется, там, в глубине холста, не просто веселятся маски на обычном маскараде. Нет, там творится грандиозное лицедейство, вселенский маскарад жизни, где каждый пытается выдать себя не за того, что он есть на самом деле. Некто, наряженный султаном, указывает маске Меркурия на юную девушку в восточном костюме. Пригнувшись к плечу «султана», «Меркурий» что-то услужливо нашептывает властелину.

С дьявольской усмешкой косится в их сторону арлекин в красном мефистофельском одеянии, с мефистофельской бородкой. В этом уродливом мире, мире купли-продажи, в мире лжи Самойлова, пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к маскараду жизни.

Таким образом, почти все герои портретов Брюллова «симпатичны», привлекательны. Они покоряют либо совершенной красотой, либо напряжением интеллектуальной, духовной жизни. И решительно все - полнотой жизненных сил, жизнелюбием.

 


Заключение

 

С самого рождения К. Брюллова окружала атмосфера искусства и с самых ранних лет слыла о нем слава гения. Пройдя школу классической живописи, он чутко прислушивается к идеям романтиков о высокой ценности человеческой личности, о необходимости выражения в искусстве характера, психологии человека.

Незаурядный, бесспорно талантливый художник не хочет видеть мир глазами других, он уверяется, что единая манера тесна для изображения природы и человека. Сама природа показывала пример величайшего разнообразия. Художник должен у нее учиться и следовать ей.

Ему хочется писать о родине. Мечта «произвести картину из российской истории» всегда, с юности жила в нем. Однако лучшие годы своей жизни он провел за границей, где совершенствовал свое мастерство. Именно там он создал лучшую свою картину «Последний день Помпеи», написал около 120 портретов, оттачивал свою манеру письма сюжетной живописи. По приезде в Россию он начинает большие работы по росписи монферрановского Исаакиевского собора, по заказу царя пишет картину «Осада Пскова». Но обе работы были отложены по состоянию здоровья.

Творчество Брюллова явилось одной из вершин русского классицизма и в то же время завершением его; дальнейший путь вел к бесплодному подражательству и эпигонству, к манерности и ходульной патетике - той «брюлловщине», которую впоследствии так решительно отрицали художники-передвижники.

Таким образом, Карл Брюллов своим творчеством завершает эпоху классицизма в русской живописи, вместе с тем создавая свою, неповторимую манеру письма и образности.


Литература

 

1. Вершины Островский Г. Рассказ о русской живописи. - М.: Изобр. искусство», 1987. - С. 126-133.

2. Гоголь Н.В. Последний день Помпеи (1834) Собр. соч. Т.6. - М.: Просвещение,1978. - С. 56-59.

.   Леонтьева Г.К. Карл Брюллов. Изд. 2-е, доп. - М.: Искусство, 1983. - 336 с.

.   Леонтьева Г.К. Картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». - Ленинград: «Художник РСФСР», 1985. - 70 с.

.   Ракова М. Русское искусство первой половины XIX века. - М.: Искусство, 1975. - 239 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...