Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 3.1. В этом, а также в других упражнениях важно не стараться любой ценой добиться результата. А что с людьми, грудные клетки которых сво­бодны и слабо наполнены? Это нормальное состо­яние, если дыхание достигает глубины брюшной полости




Упражнение 3. 1

В позиции сидя, лучше всего на твердом стуле, произнесите своим обычным голосом " а-а-а", глядя на секундную стрелку своих часов. Если вы не в состоянии удержать звук по край­ней мере в течение 20 секунд, это значит, что у вас есть проблемы с дыханием.

Чтобы поправить свое дыхание, повторяйте эго упражнение регулярно, стараясь продлить время звучания этого звука. Упражнение нельзя назвать опасным, но у вас может быть одышка. Ваш организм будет реагировать ин­тенсивным дыханием, чтобы пополнить уро­вень кислорода в крови. Такое интенсивное дыхание освобождает напряженные мышцы грудной клетки, позволяя им расслабиться. Этот процесс может закончиться плачем.

Можете выполнить это упражнение, считая вслух в постоянном ритме. Использование го­лоса непрерывным образом требует поддержи­вать непрерывный выдох. Это упражнение бу­дет давать такой же эффект, как предыдущее. При более полных выдохах вы будете вдыхать глубже.

В этом, а также в других упражнениях важно не стараться любой ценой добиться результата. Как все естественные функции организма, дыхание про­сто происходит. Когда вы перестаете напрягаться и отдаетесь таинственной силе своего тела, то полу­чаете грацию и здоровье.

А что с людьми, грудные клетки которых сво­бодны и слабо наполнены? Это нормальное состо­яние, если дыхание достигает глубины брюшной полости. В этом случае дыхательная волна проходит через все тело. Часто слабо наполненная груд­ная клетка плоская и узкая, а дыхательные движе­ния выходят за ее пределы. Людям с таким строе­нием вдохнуть труднее, чем выдохнуть. Они не подавляют в себе чувства, но отделяют себя от них. Это особенно касается чувств, исходящих из глуби­ны брюшной полости, таких, как грусть, отчаяние и желание. Травмы, которые эти люди получили в раннем периоде жизни, были очень болезненными. Их желание контакта не просто подавлялось время от времени, оно было полностью поглощено, что привело их к чувству, что у них нет права на радость и самореализацию. Отсюда их глубокое отчаяние.

У детей желание близкого контакта чаще всего принимает форму желания сосать грудь матери. Если использовать опыт моих пациентов в каче­стве примера, то исполнение этого желания часто сводится на нет. Только небольшой процент взрос­лых людей может правильно сосать. Взрослый че­ловек, вкладывая большой палец в рот, будет, ве­роятнее всего, легко сосать его губами. Новорожденный ребенок или животное будет со­сать всем ртом, прижимая сосок языком к небу, в то время как горло открывается, создавая давле­ние, и новорожденный может вытянуть из груди максимальное количество пищи. В то же время Дети, которых кормят из бутылки, сосут в основ­ном губами. Большую часть работы за них выпол­няет сила гравитации. Таким образом, сосание пищи из груди является более активной и агрес­сивной формой действия.

Врач-педиатр Маргарет Риббли в своей книге " Права новорожденного" (Margaritha Ribble " The Rights of Infants" , New York, 1965), ясно показала явную связь между сосанием и дыханием. Доктор Риббли утверждает, что если новорожденный ото­рван от груди рано, в течение первого года жизни, его дыхание становится поверхностным и нерегу­лярным. Новорожденный переживает потерю гру­ди как потерю своего мира. Он переживает огром­ную беду и плач тут редко помогает. Так как ребенок не в состоянии получить назад близкую связь с грудью, ему приходится подавлять свое дыхание в попытках избежать боли и тоски. Груд­ные дети делают это обычно посредством напря­жения мышц горла, и этот навык часто остается во взрослом состоянии, негативно воздействуя на дыхание. Чтобы дышать агрессивно, нужно чувство­вать, как работает горло во время дыхания, подоб­но тому, как грудные дети должны чувствовать дей­ствия своего горла, чтобы агрессивно сосать. Одним из способов активизации мышцы горла является издавание стона во время вдоха. Можно также ис­пользовать это во время выдоха, объединяя со зву­ком на вдохе, как показано в следующем упражне­нии.

 

Упражнение 3. 2

 

Примите ту же позицию сидя, что и в пре­дыдущем упражнении. В течение одной мину­ты дышите нормально для того, чтобы рассла­биться. Далее, на выдохе, издайте звук, продолжающийся в течение полного выдоха. Старайтесь издать такой же звук во время вдо­ха. Вначале это может быть трудным, но этого можно добиться, немного поупражнявшись. Чувствуете ли вы, как воздух всасывается внутрь тела? Перед чиханием тело всасывает воздух с расслабляющей силой. Ощущали ли вы это когда-либо?

Я использую это упражнение также для того, чтобы помочь людям расплакаться, когда у них су­ществуют с этим большие проблемы. Посте того, как они издают этот звук в течение трех полных циклов дыхания, я прошу их, чтобы они преврати­ли этот звук на выдохе, в звук " ух, ух" или в звуки глотания, продолжая вокализацию на вдо­хе. Если выдох достаточно глубок, чтобы достичь живота, это часто заканчивается неожиданным плачем. Иногда, когда человек начинает плакать, он говорит, удивляясь: " Но мне не грустно. " Эта диссоциация во время доступа к глубочайшим чув­ствам подобна тому переживанию, во время кото­рого я кричал, не ощущая страха.

Обычно в этом случае я говорю пациенту: " Тебе грустно, потому что ты напряжен. " Я имею в виду то, что он потерял чувство грации. А так как это можно сказать о нас всех, значит все мы имеем некий повод плакать.

Ничто так не улучшает дыхания, как хороший плач. Плач — наш главный механизм, освобожда­ющий напряжение, и единственный, который дос­тупен грудному ребенку. Мы плачем не только тог­да, когда мы в отчаянии, но также и в момент, когда отчаяние проходит. Мать, у которой погиб ребенок, не плачет в то время, когда она его лихо­радочно ищет, но только лишь тогда, когда его на­ходит. Иногда люди плачут во время оргазма, по­тому что в некотором смысле они находят в себе потерянного ребенка, который когда-то знал чув­ство радости.

Несмотря на то, что плач необходим в случае раздутой грудной клетки, а также очень полезен в случае с грудной клеткой, недостаточно заполнен­ной воздухом, одного его недостаточно для того,

чтобы полностью решить эти проблемы. Для моби­лизации агрессии, необходимой для того, чтобы полностью расширить грудную клетку, нам нужны намного более сильные эмоции. Такой эмоцией является гнев. Человек, огромное желание кото­рого не было реализовано, имее1 достаточный по­вод, чтобы почувствовать гнев, но ему не хватает энергии для того, чтобы возбудить и удержать в себе эмоции на гаком уровне интенсивности, па котором могла бы образоваться достаточная сила. С этой целью я использую упражнения, основан­ные на ударах по кушетке в позиции стоя. В этом упражнении колени должны быть согнуты так, что­бы опора тела была пружинящей. Выполняющий упражнения поднимает кулаки над головой, дер­жа руки на уровне ушей и пытаясь завести их как можно дальше за голову. Локти должны быть слег­ка согнуты. Сущность этого упражнения в дыха­нии. Из этой исходной позиции руки медленно вытягиваются назад три раза, во время как вы­полняющий упражнение дышит как можно глуб­же, наполняя грудную клетку. После третьего силь­ного вдоха наносится удар, с одновременным резким выдохом. В большинстве случаев, если упражне­ние повторяется от 10 до 20 раз, возникает взрыв гнева и удары уже не контролируются волей. Это упражнение может закончиться спонтанным всхли­пыванием, когда гнев будет отреагировал. Эффект во многих случаях поразителен. Заряженное энер­гией тело становится более живым. Один из паци­ентов, у которого было состояние отчаяния и бес­силия, после выполнения этого упражнения, в котором он почувствовал сильный гнев, заметил: " Я никуда не думал, что жизнь может быть так прекрасна. "

Сегодня люди больше понимают то, как важно дыхание, чем это было раньше. Это происходит главным образом потому, что люди стали больше заботиться о своем здоровье и поняли позитивные эффекты физических упражнений и дыхания. Од­нако из-за своеобразного запудривания мозгов на­шей культурой, мы поверили, что существуют не­кие техники дыхания. Таким образом, мы хотим научиться правильно дышать. Возникло много ошибочных рекомендаций, касающихся того, что дышать носом полезнее, чем ртом.

Многие люди считают, что необходимо дышать носом, и что рот должен быть закрыт. Эту точку зрения они аргументируют тем, что проходя через нос воздух согревается и фильтруется, что будто бы полезнее для легких. Матери часто требуют от детей, чтобы они держали рот закрытым, за ис­ключением ситуаций, когда они говорят или едят. При этом они критически добавляют: " Что ты де­лаешь, хочешь проглотить муху? Ты выглядишь по-дурацки с открытым ртом. " Суть в том, что опу­щенная челюсть придает лицу задумчивое выражение. Но почему нам нужно все время быть внимательными и сконцентрированными? Нужно ли нам все время быть хозяевами ситуации и свое­го поведения? Как мы убедимся в одном из следу­ющих разделов, напряженная челюсть необходима для самоконтроля.

Дыхание носом активизирует верхние дыхатель­ные пути, поднимая уровень ощущений и, особен­но, — обоняния. Увеличивается концентрация внимания. В результате, когда мы дышим носом, лицо приобретает более оживленный вид. Во вре­мя сна, в состоянии пониженной чувствительнос­ти, челюсть отвисает, и мы дышим в основном ртом.

В общем, дыхание носом ограничено периодом спо­койствия и пониженной активности. Когда чело­век занят некой физической работой, требующей усилия, он дышит обычно ртом, так как организм требует больше кислорода. То же самое относится к сильным эмоциональным состояниям, таким, как гнев, страх, грусть и желание. В подобных ситуа­циях закрыть рот и дышать носом — способ под­держания контроля. Бывают ситуации, когда кон­троль необходим, но также бывают ситуации, когда нужно отпустить все тормоза Способ дыхания дол­жен зависеть от ситуации, а не от того, как " нуж­но" себя вести Тело знает подходящую реакцию, и ему нужно доверять, — оно поступит правиль­но, если только мы позволим ему.

Когда я читаю лекцию, я замечаю, как важно говорить медленно и оставлять себе время для ды­хания. Это позволяет мне расслабиться и удержать концентрацию. Однако я часто замечаю, что мои слушатели дышат не глубоко. Несмотря на то, что они заинтересованы лекцией, их внимание ослабе­вает. Когда я вижу, что они начинают развали­ваться на креслах, я делаю перерыв и прошу их потянуться и сделать несколько глубоких вдохов. Им становится легче слушать доклад, а мне гово­рить В подобной ситуации может оказаться чита­тель, настолько захваченный тем, что он читает, что подсознательно ограничивает свое дыхание. Поэтому я хотел бы сейчас представить важнейшее дыхательное упражнение, которым располагает биоэнергетика.

 

Упражнение 3. 3

 

Если вы, читая эту книгу, сидите в кресле, сделайте перерыв, чтобы вздохнуть. Отогнитесь назад, поднимите руки вверх глубоко и вдохните несколько раз.

 

Рис 3. 1 Так можно ложиться на биоэнергетический стул

.

Позволило ли это потягивание вам глубже вздох­нуть? Когда мы сидим согнувшись, живот сдавли­вается, и глубокое дыхание невозможно. С целью расправления живота я использую биоэнергетичес­кий столик. Пациент лежит на столике, опираясь стопами и протягивая руки назад к стоящему за столиком стулу. В этой позиции растягиваются мышцы спины, которые должны быть расслабле­ны, если необходимо достичь полного и свободно­го дыхания. Когда мы стараемся избежать закрепо­щения тела, когда ожидаем боли или неудобства, Дыхание само по себе становится глубже и полнее. Первым столиком, который я использовал для этой Цели, был старый, деревянный кухонный столик, на который я положил свернутый плед. Если у вас дома есть подобный столик, го можно его исполь­зовать для этого упражнения Его можно также использовать для описанных выше упражнений с голосом. Пожалуйста, помните, что если упраж­нение вызывает боль, его нужно прервать Я не знаю случаев, чтобы кто-то получил травму, ис­пользуя столик или свернутый плед для дыхатель­ных упражнений, но насильно заставлять себя не стоит.

Свободное дыхание — это дар Бога, который вдохнул жизнь в наши тела. Это подходящий мо­мент, чтобы заметить, что дыхание является сино­нимом вдохновения (лат spiro, spirare — дышать). Словари говорят, что " вдохновлять" — значит на­полнять кого-либо оживляющим, ускоряющим или возбуждающим влиянием, а именно такой эффект дает дыхание. Иногда нам удается вдохнуть жизнь в человека с помощью искусственного дыхания методом рот в рот, так же, как в соответствии с Писанием, это сделал Boi с первым человеком. Я могу себе представить, как Бог, уже создавший мир, задерживается, чтобы глубоко вздохнуть, как каж­дый честный работник после выполнения работы. Когда мы дышим глубоко, нам легко почувство­вать, насколько правильно устроен мир, насколь­ко он справедлив и красив. Мы вдохновлены Как трагично, что так мало людей дышат свободно.

 

Глава 4

 

Благодарное тело: утрата грации

 

Грация — естественный атрибут всех живых су­ществ, живущих в состоянии невинности Утрата грации человеком произошла в ту минуту, когда он познал добро и зло С тех пор он уже не мог просто следовать инстинктам и доверять своим чув­ствам. Убежденный своим сходством с Богом, он, однако, понял, что приговорен к груду для того, чтобы добывать хлеб насущный. Испробовав плод с древа познания, человек получил самосознание Самосознание — это одновременно благо и про­клятие человечества Оно позволяет человеку тво­рить, но также культивирует в нем жестокость и жадность. В великолепии своих достижений чело­век может проявлять божественные черты, но в своем желании достичь как можно большего, он кажется скорее безумцем, чем Богом Благодаря самосознанию человек стал отверженным в мире природы. Может быть, лучшим определением яви­лось бы английское слово misfit, неприспособлен­ный. Это отражает растущее понимание современ­ным человеком его недостаточной физической приспособленности Некоторые люди понимают свою физическую неприспособленность дословно и пытаются бегать на марафонские дистанции или поднимать тяжести Однако это не приспосабли­вает их к жизни в естественных условиях, не по­зволяет им почувствовать свое единение с миром и даже не помогав! им радоваться тому, что они живы и здоровы. Чтобы это почувствовать, они дол­жны закрепить свое самосознание в сознании себя

Это два разных понятия, несмотря на похожее звучание. Чтобы быть самосознающим, человек должен посмотреть на себя со стороны, гак как это случилось со мной во время терапевтического се­анса, когда я услышал свой крик, не ощущая стра­ха. Самосознание означает некое раздвоение лич­ности, которая может колебался от красоты до полной диссоциации, как при шизофрении. Для того, чтобы осознавать себя, человек должен чув­ствовать свое тело

Есть история о сороконожке, которая, размыш­ляя, какой из своих многочисленных ног двинуть первой, не смогла сдвинуться с места. На счастье сороконожки (и на наше тоже), все важнейшие функции организма базируются на саморегуляции. В отличие от сороконожки, люди могут обдумать некоторые функции и движения и сознательно зап­рограммировать их. Однако делая это, мы рискуем уподобить наше тело машине и подавить его гра­цию. В своем отношении к телу эго уподобляется всаднику на лошади. Если подчинить животное своей воле, то оно сделает все, что желает всад­ник. Однако это приведет к тому, что лошадь ут­ратит природную грацию. Если же всадник даст ей некоторую свободу, лошадь и всадник в движении сольются с друг другом, и это будет выглядеть бла­городно и красиво. Это важная аналогия, так как люди поступают двумя способами: один зависит, а другой не зависит от нашей воли. Намеренные дей­ствия — такие, как ходьба, работа над книгой или приготовлении пищи, находятся под контролем эго и сознательной воли. Некоторые движения непро­извольны — мигание век, судороги, тики, дыхание — они происходят независимо от того, хотим мы этого или нет. Некоторыми движениями мы можем управлять, но считается, что они непроиз­вольны, поскольку происходят спонтанно. В про­цессе беседы мы производим множество жестов, которые не являются запланированными действи­ями. Такие спонтанные движения мы производим без перерыва: прикладываем руку к губам или к лицу, сплетаем ладони, двигаем ногами. Часто мы не осознаем данного движения, если не концент­рируем на нем внимание. В отличие от этого, на­меренные движения мы делаем для достижения не­кой сознательной цели. Когда мы чистим зубы, одеваемся или принимаем пищу, мы делаем это с сознательной целью.

Целенаправленных действий немного, в отли­чие от непроизвольных движений, которые посто­янно совершает тело. Даже если мы опустим дви­жения внутренних органов, тело постоянно производит какие-то минимальные движения, оно находится в постоянном движении, даже во время сна.

Непроизвольные движения являются непосред­ственным проявлением жизненности тела. Вот что сказал мой друг художник о человеке, позирую­щем для портрета: " У него лицо такое живое, что я не в состоянии ухватить это выражение. " Целе­направленные или контролируемые движения не создают такого впечатления, гак как в их основе лежит нечто механическое Однако большинство Движений не принадлежат ни к первой, пи ко вто­рой категории, они являются комбинацией их обо­их Чем менее движение контролируется волен, тем более оно спонтанно и грациозно. Если мы хо­тим, чтобы наши движения были грациозными и ненапряженными, наше эго должно довериться подсознанию.

Отсутствие элегантности движений — это при­знак dis-ease, или состояния противоположного состоянию свободного расслабления. Так как тако­го отсутствия свободы невозможно избежать в на­шей культуре, грациозное тело — редкость среди взрослых людей. Наблюдая за людьми на улицах, мы можем заметить, как неловко многие из них двигаются. Еще печальнее тот факт, что многие из них не осознают этого. Большинство из них не замечают также своих серьезных эмоциональных проблем. Несмотря на то, что исследования указы­вают на высокую частоту психических заболеваний в нашей культуре, большинство людей не считают, что депрессия, беспокойство или неуверенность, которые они у себя отмечают, являются серьезной эмоциональной проблемой, хотя на самом деле так оно и есть. Лишь немногие замечают какую-либо связь между психическими заболеваниями и отсут­ствием грации. Это непонимание возникает из-за того, что теория медицины опирается не на понима­ние здоровья, а на определенную область знания о болезнях. Большинство терапевтических программ, базируются ли они на анализе или нет, заражены таким консервативным взглядом и концентрируют­ся на симптомах, вместо того, чтобы концентриро­ваться на общем состоянии здоровья и состоянии дискомфорта или беспокойства (dis-ease) личнос­ти. Так как каждая болезнь личности касается в равной степени как тела, так и ума, мы должны научиться смотреть на психические проблемы, как на отражение физиологических проблем, и наобо­рот. Успешная терапия будет основана на понимании того, как и почему данная личность утратила грацию.

Несколько лет тому назад, я лечил одного адво­ката, который обратился ко мне, так как у него были проблемы в отношениях со своей подругой. Он жаловался, что она не хочет вступить с ним в длительный союз, несмотря на то, что они сблизи­лись сексуально. Мой пациент, которого я назову здесь Пол, утверждал, что очень любит свою под­ругу и не понимает, почему она не хочет вступать с ним в брак, несмотря на то, что она многократно признавалась ему в любви.

Пол был привлекательным мужчиной лет 50, который в своей жизни уже был женат, воспитал трех сыновей, а сейчас был в разводе. Как он ска­зал, поводом к разводу послужило то, что жена слишком его опекала, что лишило их связь эле­мента возбуждения и сделало ее нудной. Пол вел активную жизнь, занимался двумя видами спорта и, казалось, у него было чем поделиться с женщи­ной. Он был расслабленным и веселым и никогда не вел себя плохо по отношению ни к кому, кроме этой женщины.

Несомненно то, что если в отношениях двух людей появляются проблемы, за л о ответственны оба. Однако зная только Пола, я должен был ста­раться понять его проблемы, исходя из его лично­сти. Он не скрывал своих чувств и говорил о себе без стеснения. В этой ситуации единственный спо­соб отыскать подсказку, касающуюся его про­блем, — это изучение строения и движения его тела. У него было хорошо сложенное, сильное и грациозное тело. Но когда я попросил его лечь на биоэнергетический стол, чтобы посмотреть, свобод­но ли он дышит, то с удивлением отмстил, что спина его жесткая, как доска, а дыхание сильно ограничено. Я подумал, что, вероятно, его расслаб­ленный, свободный способ бытия является пози­цией, которую он принял для того, чтобы произво­дить впечатление на людей и компенсировать состояние внутреннего напряжения Или же за этим стилем скрывалось сильное эго, стремящееся к доминированию над другими? Пол признал, что достигает в жизни того, чего хочет, и его очень нервировало то, что ему не удается " оседлать" эту женщину. Я мог только догадываться, что суще­ствующая у Пола потребность доминировать над собой и над другими людьми существенно влияла на то, что его подруга не желала более длительной связи с ним. Кроме того, несмотря на производи­мое поверхностное впечатление, он не был сердеч­ным человеком.

Мои интерпретации проблем Пола оказались для него слишком трудными, и он не смог их принять. Однако он не мог отрицать жесткости в своей спи­не и принял предложение поработать над своим телом. Он регулярно использовал биоэнергетичес­кий столик для расслабления мышц спины. Когда он отпустил себя па физическом уровне, он был уже в состоянии позволить своей подруге уйти. Если бы она ему уступила, их связь могла бы за­кончиться также, как его прошлая семейная жизнь, — он утратил бы к ней интерес.

Отношения Пола с женщинами строились по­добно его отношениям с матерью. Она была жен­щиной, требующей опоры и привязала к себе сына под видом любви. С виду Пол был независимым человеком, но его дух не был свободным. Он по­стоянно ощущал потребность в подтверждении соб­ственной ценности, должен был достигать успеха, целей, принимать вызов и выигрывать. Он всегда был активен. Ему было незнакомо удовольствие обычного существования.

Пол был человеком, живущим согласно ценнос­тям эго, а не ценностям тела. Ценности эго связа­ны с удовлетворением, которое приносит достиже­ние цели. Ценности тела — эго физическое удовольствие, получаемое от непроизвольных гра­циозных движений. Концентрируясь на достиже­нии цели, мы достигаем удовольствия, происходя­щего от стремления к ней. Лыжный спорт, например, является таким занятием, которым люди могли бы заниматься для собственного удоволь­ствия. В то же время слишком многие лыжники оттачивают технику катания. Они неустанно конт­ролируют себя, оценивая, хорошо ли у них полу­чается. Несмотря на то, что в катании на лыжах ничего не достигается, они создают себе цель: " Ез­дить сегодня лучше, чем вчера. " Ясно, что для того, чтобы достичь легкости в движениях, следует об­ращать внимание на то, как катаешься, так как лыж­ный спорт не является естественной функцией. Од­нако многие лыжники постоянно ищут все более трудные спуски, достойного мастера. Таким лыж­ником был Пол.

Развивая свои способности в целенаправленной деятельности, мы приобретаем еще большую гра­цию, и именно так это выглядит со стороны. Про­двинутый лыжник, спускающийся с горы, выгля­дит грациозно. Танцовщица, выполняющая шаги, созданные хореографом, также смотрится элегант­но. Однако слишком часто нет никакой связи между заученной грацией и естественной грацией тела. Я много раз смотрел на танцоров и танцовщиц в ба­лете, но, встретив их на улице, я поражался неуклюжести их походки. Балетная стойка, в которой стопы развернуты наружу, позволяет им грациозно исполнять танцевальные движения, однако жест­кость мышц бедер и ягодиц не позволяет совер­шать грациозные движения за пределами сцены.

Если мы не хотим, чтобы упражнение уничто­жило ее естественную грацию тела, оно не должно противоречить естественным движениям возбуж­дения в теле. Если волна возбуждения слишком сильна, се можно естественным образом направить или использовать для выполнения грациозной и эффективной деятельности, но если она будет пре­рвана, то вместе с этим сломится дух организма. Действие всегда будет выглядеть механическим, несмотря на то, насколько успешным будет зау­ченное движение, и исполнитель тоже не будет воспринимать его как нечто естественное. Люди, занимающиеся тренировкой лошадей, знают, что животное, у которого сломлен дух, никогда не ста­нет фаворитом на скачках. Родителям, к сожале­нию, часто недостает этих знаний. Одна женщина, с которой я работал, рассказывала о своих трудно­стях в воспитании сына. Она сказала: " Все равно я его сломаю! " — с такой жесткостью, что я по­нял, какую огромную враждебность она питала по отношению к нему. Я сказал ей, что не могу с ней работать, так как не мог бы принять такую пози­цию у кого-то, кто обращается ко мне за помощью. Без сомнения, она сама была сломлена родителя­ми в детстве, но это ни в коей мере не оправдывает ее отношения к собственному ребенку.

Грация и здоровье основываются на равновесии между эго и телом, между волей и желанием. Ки­тайская философия назвала эти две первичные силы организма инь и ян — энергия Земли и энергия Неба. Так, например, ян представляет силу действующую сверху, а инь — силу, действующую снизу. Избыток или недостаток нарушает равнове­сие, от которого зависит здоровье. Отношения меж­ду телом и эго, волей и желанием, можно также сравнить с отношениями между наездником и ло­шадью. Как галопирующая лошадь, желание при­дает силу действию. В то же время воля направля­ет и контролирует это действие так, как это делает наездник. Однако функцией воли не является ук­рощение духа.

К сожалению, в нашей культуре воля определя­ет большую часть наших действий, наперекор стрем­лениям тела. Мы вынуждены утром встать и пойти на работу, несмотря на то, утомлено ли наше тело, и интересует ли нас эта работа. Конечно, на жизнь нужно зарабатывать, и здесь необходимо усилие воли для того, чтобы встать с кровати и сделать это. Потребность в пище, одежде и безопасности является стремлением тела. Но что можно сказать о навязчивом стремлении некоторых людей стать богатыми, влиятельными или известными? У тела нет таких стремлений.

Ключевым словом тут является движение. Если нас принуждают, мы теряем свою грацию, и наше тело становится механическим. Здесь уместно про­цитировать Библию: " Что человеку от того, что он весь мир приобретет, а душе своей навредит? " Че­ловек является единственным существом, которое движет себя само, даже вплоть до утраты связи с Богом, жизнью и природой.

Насколько я понимаю, важным фактором в стремлении к успеху и власти является существу­ющее в каждом из нас стремление быть любимым. Хотя успех может привести к широкой известности, он не приносит настоящей любви. Для того, чтобы быть любимым, надо стать личностью, кото­рая даст себя полюбить, и самому уметь любить. Следует быть смиренным, уметь протягивать руку, открывать сердце, а также обладать чувствитель­ностью. Однако человек, направляемый своей соб­ственной волей, горд. После того, как он был трав­мирован в детстве, когда он еще был открытым и впечатлительным, он решил никогда больше не страдать от такой боли и унижения. Он будет по­лучать любовь, пользуясь своим положением и силой. Он докажет свое превосходство, а не будет плакать и просить о любви. Интенсивность стремле­ния к успеху прямо пропорциональна его голоду по любви, но этот успех в конце концов пригоден только для облегчения реализации этого стремле­ния.

В противоположность сознательным движени­ям, направляемым волей, движения, возникающие из желания, спонтанны. У здорового человека дви­жения спонтанны, никогда не хаотичны или неце­лесообразны, разве что они раньше были затормо­жены и именно сейчас преодолели блокаду, чтобы проявить себя. Такое преодоление является обяза­тельным для того, чтобы спонтанность смогла стать основным элементом поведения данной личности. Подходящим местом для этого являются терапев­тические сеансы.

Дух человека тоскует по своей естественной гра­ции, хочет освободиться из оков эго, для того, чтобы принять свое участие в потоке универсального духа. Несмотря на то, что воля не в состоянии вернуть нас к грации, иногда кажется, что личность выры­вается из программ, навязанных эго и становится спонтанной естественным образом. Я припоминаю обычный случай из жизни, который демонстриру­ет это явление. Я играл в бейсбол, и когда стано­вился на базе как батсмэн, я знал, что получу home run. Мое сознание не контролировало мои движе­ния, и я не сделал никакого усилия для того, что­бы ударить по мячу точно и сильно. Однако, при первом броске я выполнил замах битой и послал мяч очень далеко, чтобы без препятствий обежать поле и вернуться на базу. Это было мистическим переживанием. Я не имел никакого контроля над замахом и получение пенного очка мог себе объяс­нить только тем, что был так настроен на ситуа­цию, что не мог ошибиться. Это " что-то", попавшее в мяч, идеально соответствовало тому " чему-то", что освобождало стрелы из лука лучника, практи­кующего дзен. Все люди, которым я рассказывал об этом событии, когда-то переживали нечто подоб­ное. Я думаю, чго такого типа знание о чем-то, что должно случиться, опирается на сознательное ощу­щение сил, действующих в данной ситуации. Такая приспособленность является проявлением духов­ности тела, которая парализуется, если логичес­кий ум навязывает нашему поведению жесткую при­чинно-следственную зависимость.

Я убежден, что волна возбуждения в теле посы­лает вибрации в окружающее пространство. Неко­торые из этих вибраций имеют форму звуковых волн, переносящих голос, в то время как другие являются более гонкими. Кроме того, многие люди могу г почувствовать " флюиды" других людей. Ког­да такая эмпатия возникает на расстоянии, как, например, в случае, когда кто-то неожиданно чув­ствует, что умер близкий ему человек, это выглядит невероятным. Однако у меня собрано большое число сообщений на эту тему, полученных от очень многих людей, которые имели подобные пережи­вания.

Толстокожие люди, замыкающиеся в защитном коконе, редко переживают " стечение обстоятельств" такого типа, так как жесткость их тел делает не­возможной вибрацию в резонансе с другими людь­ми. Однако высокая степень впечатлительности тоже не гарантирует здоровья. Шизофреники из­вестны своей сверхвпечатлительностью к тому, что происходит вокруг них Многие из них имеют па­ранормальные переживания. В их случае граница сознания является зыбкой, слишком проницаемой, что в психологических категориях означает, что эго не имеет прочных барьеров от внешних раздражи­телей. Такие люди могут сломаться под их напо­ром. (Подробнее в книгах: S. Kcleman " Emotional Anatomy: The Structure of Expcriense", Calif., 1985, A. Low en " The Language of the Body", New York, 1971. )

В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их уместным и достойным обра­зом. У таких людей разум и тело соединены между собой так же прочно как инь и ян в монаде целос­тности. Они осознают свою ценность, но не счита­ют себя центром Вселенной. Каждое их движение равномерным образом включает всю их личность.

Из этих рассуждений ясно видно, что ключом к возвращению грации является освобождение тела для того, чтобы оно двигалось спонтанно. Однако эта свобода подвергается репрессии в детстве, ког­да родители не доверяют способности тела ребен­ка к саморегуляции. Даже в таком обычном деле как выбор пищи лишь немногие родители позво­ляют детям пользоваться собственными стремле­ниями и импульсами. Они вынуждают их есть те продукты, которые, согласно их убеждениям, по­лезны. Правда, если мы оставим решение за детьми, то они могут питаться исключительно сладос­тями. Но это пристрастие со временем проходит. Более вредным, чем позволить детям время от вре­мени есть сладости будет принуждение их к тому, чтобы они питались продуктами, которых они не любят. Временами родители впадают в крайность, укладывая в постель детей без ужина, потому что они не ели того, что им подано. Я знаю случай, когда ребенка вынудили съесть собственные рвот­ные массы, что должно было быть для него наукой послушания родителям. Даже в наше время, когда сплошь и рядом встречается множество фактов пло­хого обращения с детьми, такая жестокость роди­телей по отношению к своему ребенку просто шо­кирует. Это противоречит нашему убеждению, что отношения между детьми и родителями должны быть основаны на доверии.

Современные родители находятся под давлени­ем различных занятий и бывают нетерпимыми по отношению к детям. В противоположность отцу или матери, у ребенка много времени: время на игру, время на беззаботность, время на удоволь­ствия. Ребенок не является еще частью взрослого мира целей и стремлений, а это выводит родите­лей из равновесия. Родители то и дело повторяют детям: " Поторопись! Делай что-нибудь! " Это ока­зывает на ребенка давление, подавляя в нем боль­шую часть удовольствия, которое он мог бы полу­чать от своих занятий и движений. С этой минуты начинает утрачиваться грация. Если человек хочет вернуть хотя бы часть утраченной грации, он дол­жен понять, какую роль в ее потере играет время. В современном мире время — это деньги. Только в детстве и только для тех немногочисленных де­тей, которых излишне не принуждали родители, время становится удовольствием. Следующее уп­ражнение поможет понять, как тирания времени подавляет нашу грацию.

 

Упражнение 4. 1

 

Выберите произвольные движения среди тех, которые вы обычно выполняете, напри­мер ходьбу, подметание помещения, приготов­ление пищи или написание письма.

Начнем с ходьбы. Отдаете ли вы себе отчет, что часто так хотите куда-то успеть, что едва осознаете свою походку. Чувствуете ли вы, насколько неграциозны ваши движения? По­пробуйте освободить себя так, чтобы чувство­вать каждый шаг, однако не думайте о том, как ходите. Вместо этого позвольте своему телу двигаться в своем собственном темпе. Ваше сознательное " я" только лишь отправилось на прогулку. Если это упражнение вызывает чув­ство, что вы не в своей тарелке, это означает, что вы уделяете слишком много внимания ходь­бе. Иными словами, сохраняете свой стиль и думаете о том, как вы выглядите со стороны. Вместо этого попробуйте сконцентрировать внимание на самом ощущении ходьбы. Убеди­тесь, что можете двигаться свободно, без за­бот, почувствуйте удовольствие от того факта, что вы просто живете.

В лихорадочном и полном стрессов мире, в ко­тором мы живем, нелегко сохранить ритм, отлича­ющийся от общего темпа. В прошлом бывало так, что когда я возвращался с зимних каникул на Ка­рибах, я замечал по дороге к своему офису, что все меня обгоняют. К сожалению, через неделю, я ло­вил себя на том, что хожу также быстро, как все. Это одна из вредных привычек, с который мне уда­лось порвать. Сейчас я всегда хожу медленно и благодаря этому получаю гораздо больше удоволь­ствия. Временами я даже пытаюсь идти так мед­ленно, как только можно. Чувство жизненности в стонах и ногах при этом распространяется на все тело.

То же самое упражнение можно использовать в других видах деятельности, даже во время мытья посуды, которым занимается время от времени каж­дый современный человек. Моя жена жалуется, что, хотя я делаю это быстро, посуда никогда не бывает до конца чисто вымытой, и она вынуждена после меня перемывать. Я отдаю себе отчет, что я быстро мою посуду, потому что хочу покончить с этим занятием как можно быстрее. Из этого ясно,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...