Упражнение 3.1. В этом, а также в других упражнениях важно не стараться любой ценой добиться результата. А что с людьми, грудные клетки которых свободны и слабо наполнены? Это нормальное состояние, если дыхание достигает глубины брюшной полости
Упражнение 3. 1 В позиции сидя, лучше всего на твердом стуле, произнесите своим обычным голосом " а-а-а", глядя на секундную стрелку своих часов. Если вы не в состоянии удержать звук по крайней мере в течение 20 секунд, это значит, что у вас есть проблемы с дыханием. Чтобы поправить свое дыхание, повторяйте эго упражнение регулярно, стараясь продлить время звучания этого звука. Упражнение нельзя назвать опасным, но у вас может быть одышка. Ваш организм будет реагировать интенсивным дыханием, чтобы пополнить уровень кислорода в крови. Такое интенсивное дыхание освобождает напряженные мышцы грудной клетки, позволяя им расслабиться. Этот процесс может закончиться плачем. Можете выполнить это упражнение, считая вслух в постоянном ритме. Использование голоса непрерывным образом требует поддерживать непрерывный выдох. Это упражнение будет давать такой же эффект, как предыдущее. При более полных выдохах вы будете вдыхать глубже. В этом, а также в других упражнениях важно не стараться любой ценой добиться результата. Как все естественные функции организма, дыхание просто происходит. Когда вы перестаете напрягаться и отдаетесь таинственной силе своего тела, то получаете грацию и здоровье. А что с людьми, грудные клетки которых свободны и слабо наполнены? Это нормальное состояние, если дыхание достигает глубины брюшной полости. В этом случае дыхательная волна проходит через все тело. Часто слабо наполненная грудная клетка плоская и узкая, а дыхательные движения выходят за ее пределы. Людям с таким строением вдохнуть труднее, чем выдохнуть. Они не подавляют в себе чувства, но отделяют себя от них. Это особенно касается чувств, исходящих из глубины брюшной полости, таких, как грусть, отчаяние и желание. Травмы, которые эти люди получили в раннем периоде жизни, были очень болезненными. Их желание контакта не просто подавлялось время от времени, оно было полностью поглощено, что привело их к чувству, что у них нет права на радость и самореализацию. Отсюда их глубокое отчаяние.
У детей желание близкого контакта чаще всего принимает форму желания сосать грудь матери. Если использовать опыт моих пациентов в качестве примера, то исполнение этого желания часто сводится на нет. Только небольшой процент взрослых людей может правильно сосать. Взрослый человек, вкладывая большой палец в рот, будет, вероятнее всего, легко сосать его губами. Новорожденный ребенок или животное будет сосать всем ртом, прижимая сосок языком к небу, в то время как горло открывается, создавая давление, и новорожденный может вытянуть из груди максимальное количество пищи. В то же время Дети, которых кормят из бутылки, сосут в основном губами. Большую часть работы за них выполняет сила гравитации. Таким образом, сосание пищи из груди является более активной и агрессивной формой действия. Врач-педиатр Маргарет Риббли в своей книге " Права новорожденного" (Margaritha Ribble " The Rights of Infants" , New York, 1965), ясно показала явную связь между сосанием и дыханием. Доктор Риббли утверждает, что если новорожденный оторван от груди рано, в течение первого года жизни, его дыхание становится поверхностным и нерегулярным. Новорожденный переживает потерю груди как потерю своего мира. Он переживает огромную беду и плач тут редко помогает. Так как ребенок не в состоянии получить назад близкую связь с грудью, ему приходится подавлять свое дыхание в попытках избежать боли и тоски. Грудные дети делают это обычно посредством напряжения мышц горла, и этот навык часто остается во взрослом состоянии, негативно воздействуя на дыхание. Чтобы дышать агрессивно, нужно чувствовать, как работает горло во время дыхания, подобно тому, как грудные дети должны чувствовать действия своего горла, чтобы агрессивно сосать. Одним из способов активизации мышцы горла является издавание стона во время вдоха. Можно также использовать это во время выдоха, объединяя со звуком на вдохе, как показано в следующем упражнении.
Упражнение 3. 2
Примите ту же позицию сидя, что и в предыдущем упражнении. В течение одной минуты дышите нормально для того, чтобы расслабиться. Далее, на выдохе, издайте звук, продолжающийся в течение полного выдоха. Старайтесь издать такой же звук во время вдоха. Вначале это может быть трудным, но этого можно добиться, немного поупражнявшись. Чувствуете ли вы, как воздух всасывается внутрь тела? Перед чиханием тело всасывает воздух с расслабляющей силой. Ощущали ли вы это когда-либо? Я использую это упражнение также для того, чтобы помочь людям расплакаться, когда у них существуют с этим большие проблемы. Посте того, как они издают этот звук в течение трех полных циклов дыхания, я прошу их, чтобы они превратили этот звук на выдохе, в звук " ух, ух" или в звуки глотания, продолжая вокализацию на вдохе. Если выдох достаточно глубок, чтобы достичь живота, это часто заканчивается неожиданным плачем. Иногда, когда человек начинает плакать, он говорит, удивляясь: " Но мне не грустно. " Эта диссоциация во время доступа к глубочайшим чувствам подобна тому переживанию, во время которого я кричал, не ощущая страха. Обычно в этом случае я говорю пациенту: " Тебе грустно, потому что ты напряжен. " Я имею в виду то, что он потерял чувство грации. А так как это можно сказать о нас всех, значит все мы имеем некий повод плакать. Ничто так не улучшает дыхания, как хороший плач. Плач — наш главный механизм, освобождающий напряжение, и единственный, который доступен грудному ребенку. Мы плачем не только тогда, когда мы в отчаянии, но также и в момент, когда отчаяние проходит. Мать, у которой погиб ребенок, не плачет в то время, когда она его лихорадочно ищет, но только лишь тогда, когда его находит. Иногда люди плачут во время оргазма, потому что в некотором смысле они находят в себе потерянного ребенка, который когда-то знал чувство радости.
Несмотря на то, что плач необходим в случае раздутой грудной клетки, а также очень полезен в случае с грудной клеткой, недостаточно заполненной воздухом, одного его недостаточно для того, чтобы полностью решить эти проблемы. Для мобилизации агрессии, необходимой для того, чтобы полностью расширить грудную клетку, нам нужны намного более сильные эмоции. Такой эмоцией является гнев. Человек, огромное желание которого не было реализовано, имее1 достаточный повод, чтобы почувствовать гнев, но ему не хватает энергии для того, чтобы возбудить и удержать в себе эмоции на гаком уровне интенсивности, па котором могла бы образоваться достаточная сила. С этой целью я использую упражнения, основанные на ударах по кушетке в позиции стоя. В этом упражнении колени должны быть согнуты так, чтобы опора тела была пружинящей. Выполняющий упражнения поднимает кулаки над головой, держа руки на уровне ушей и пытаясь завести их как можно дальше за голову. Локти должны быть слегка согнуты. Сущность этого упражнения в дыхании. Из этой исходной позиции руки медленно вытягиваются назад три раза, во время как выполняющий упражнение дышит как можно глубже, наполняя грудную клетку. После третьего сильного вдоха наносится удар, с одновременным резким выдохом. В большинстве случаев, если упражнение повторяется от 10 до 20 раз, возникает взрыв гнева и удары уже не контролируются волей. Это упражнение может закончиться спонтанным всхлипыванием, когда гнев будет отреагировал. Эффект во многих случаях поразителен. Заряженное энергией тело становится более живым. Один из пациентов, у которого было состояние отчаяния и бессилия, после выполнения этого упражнения, в котором он почувствовал сильный гнев, заметил: " Я никуда не думал, что жизнь может быть так прекрасна. " Сегодня люди больше понимают то, как важно дыхание, чем это было раньше. Это происходит главным образом потому, что люди стали больше заботиться о своем здоровье и поняли позитивные эффекты физических упражнений и дыхания. Однако из-за своеобразного запудривания мозгов нашей культурой, мы поверили, что существуют некие техники дыхания. Таким образом, мы хотим научиться правильно дышать. Возникло много ошибочных рекомендаций, касающихся того, что дышать носом полезнее, чем ртом.
Многие люди считают, что необходимо дышать носом, и что рот должен быть закрыт. Эту точку зрения они аргументируют тем, что проходя через нос воздух согревается и фильтруется, что будто бы полезнее для легких. Матери часто требуют от детей, чтобы они держали рот закрытым, за исключением ситуаций, когда они говорят или едят. При этом они критически добавляют: " Что ты делаешь, хочешь проглотить муху? Ты выглядишь по-дурацки с открытым ртом. " Суть в том, что опущенная челюсть придает лицу задумчивое выражение. Но почему нам нужно все время быть внимательными и сконцентрированными? Нужно ли нам все время быть хозяевами ситуации и своего поведения? Как мы убедимся в одном из следующих разделов, напряженная челюсть необходима для самоконтроля. Дыхание носом активизирует верхние дыхательные пути, поднимая уровень ощущений и, особенно, — обоняния. Увеличивается концентрация внимания. В результате, когда мы дышим носом, лицо приобретает более оживленный вид. Во время сна, в состоянии пониженной чувствительности, челюсть отвисает, и мы дышим в основном ртом. В общем, дыхание носом ограничено периодом спокойствия и пониженной активности. Когда человек занят некой физической работой, требующей усилия, он дышит обычно ртом, так как организм требует больше кислорода. То же самое относится к сильным эмоциональным состояниям, таким, как гнев, страх, грусть и желание. В подобных ситуациях закрыть рот и дышать носом — способ поддержания контроля. Бывают ситуации, когда контроль необходим, но также бывают ситуации, когда нужно отпустить все тормоза Способ дыхания должен зависеть от ситуации, а не от того, как " нужно" себя вести Тело знает подходящую реакцию, и ему нужно доверять, — оно поступит правильно, если только мы позволим ему. Когда я читаю лекцию, я замечаю, как важно говорить медленно и оставлять себе время для дыхания. Это позволяет мне расслабиться и удержать концентрацию. Однако я часто замечаю, что мои слушатели дышат не глубоко. Несмотря на то, что они заинтересованы лекцией, их внимание ослабевает. Когда я вижу, что они начинают разваливаться на креслах, я делаю перерыв и прошу их потянуться и сделать несколько глубоких вдохов. Им становится легче слушать доклад, а мне говорить В подобной ситуации может оказаться читатель, настолько захваченный тем, что он читает, что подсознательно ограничивает свое дыхание. Поэтому я хотел бы сейчас представить важнейшее дыхательное упражнение, которым располагает биоэнергетика.
Упражнение 3. 3
Если вы, читая эту книгу, сидите в кресле, сделайте перерыв, чтобы вздохнуть. Отогнитесь назад, поднимите руки вверх глубоко и вдохните несколько раз.
Рис 3. 1 Так можно ложиться на биоэнергетический стул . Позволило ли это потягивание вам глубже вздохнуть? Когда мы сидим согнувшись, живот сдавливается, и глубокое дыхание невозможно. С целью расправления живота я использую биоэнергетический столик. Пациент лежит на столике, опираясь стопами и протягивая руки назад к стоящему за столиком стулу. В этой позиции растягиваются мышцы спины, которые должны быть расслаблены, если необходимо достичь полного и свободного дыхания. Когда мы стараемся избежать закрепощения тела, когда ожидаем боли или неудобства, Дыхание само по себе становится глубже и полнее. Первым столиком, который я использовал для этой Цели, был старый, деревянный кухонный столик, на который я положил свернутый плед. Если у вас дома есть подобный столик, го можно его использовать для этого упражнения Его можно также использовать для описанных выше упражнений с голосом. Пожалуйста, помните, что если упражнение вызывает боль, его нужно прервать Я не знаю случаев, чтобы кто-то получил травму, используя столик или свернутый плед для дыхательных упражнений, но насильно заставлять себя не стоит. Свободное дыхание — это дар Бога, который вдохнул жизнь в наши тела. Это подходящий момент, чтобы заметить, что дыхание является синонимом вдохновения (лат spiro, spirare — дышать). Словари говорят, что " вдохновлять" — значит наполнять кого-либо оживляющим, ускоряющим или возбуждающим влиянием, а именно такой эффект дает дыхание. Иногда нам удается вдохнуть жизнь в человека с помощью искусственного дыхания методом рот в рот, так же, как в соответствии с Писанием, это сделал Boi с первым человеком. Я могу себе представить, как Бог, уже создавший мир, задерживается, чтобы глубоко вздохнуть, как каждый честный работник после выполнения работы. Когда мы дышим глубоко, нам легко почувствовать, насколько правильно устроен мир, насколько он справедлив и красив. Мы вдохновлены Как трагично, что так мало людей дышат свободно.
Глава 4
Благодарное тело: утрата грации
Грация — естественный атрибут всех живых существ, живущих в состоянии невинности Утрата грации человеком произошла в ту минуту, когда он познал добро и зло С тех пор он уже не мог просто следовать инстинктам и доверять своим чувствам. Убежденный своим сходством с Богом, он, однако, понял, что приговорен к груду для того, чтобы добывать хлеб насущный. Испробовав плод с древа познания, человек получил самосознание Самосознание — это одновременно благо и проклятие человечества Оно позволяет человеку творить, но также культивирует в нем жестокость и жадность. В великолепии своих достижений человек может проявлять божественные черты, но в своем желании достичь как можно большего, он кажется скорее безумцем, чем Богом Благодаря самосознанию человек стал отверженным в мире природы. Может быть, лучшим определением явилось бы английское слово misfit, неприспособленный. Это отражает растущее понимание современным человеком его недостаточной физической приспособленности Некоторые люди понимают свою физическую неприспособленность дословно и пытаются бегать на марафонские дистанции или поднимать тяжести Однако это не приспосабливает их к жизни в естественных условиях, не позволяет им почувствовать свое единение с миром и даже не помогав! им радоваться тому, что они живы и здоровы. Чтобы это почувствовать, они должны закрепить свое самосознание в сознании себя Это два разных понятия, несмотря на похожее звучание. Чтобы быть самосознающим, человек должен посмотреть на себя со стороны, гак как это случилось со мной во время терапевтического сеанса, когда я услышал свой крик, не ощущая страха. Самосознание означает некое раздвоение личности, которая может колебался от красоты до полной диссоциации, как при шизофрении. Для того, чтобы осознавать себя, человек должен чувствовать свое тело Есть история о сороконожке, которая, размышляя, какой из своих многочисленных ног двинуть первой, не смогла сдвинуться с места. На счастье сороконожки (и на наше тоже), все важнейшие функции организма базируются на саморегуляции. В отличие от сороконожки, люди могут обдумать некоторые функции и движения и сознательно запрограммировать их. Однако делая это, мы рискуем уподобить наше тело машине и подавить его грацию. В своем отношении к телу эго уподобляется всаднику на лошади. Если подчинить животное своей воле, то оно сделает все, что желает всадник. Однако это приведет к тому, что лошадь утратит природную грацию. Если же всадник даст ей некоторую свободу, лошадь и всадник в движении сольются с друг другом, и это будет выглядеть благородно и красиво. Это важная аналогия, так как люди поступают двумя способами: один зависит, а другой не зависит от нашей воли. Намеренные действия — такие, как ходьба, работа над книгой или приготовлении пищи, находятся под контролем эго и сознательной воли. Некоторые движения непроизвольны — мигание век, судороги, тики, дыхание — они происходят независимо от того, хотим мы этого или нет. Некоторыми движениями мы можем управлять, но считается, что они непроизвольны, поскольку происходят спонтанно. В процессе беседы мы производим множество жестов, которые не являются запланированными действиями. Такие спонтанные движения мы производим без перерыва: прикладываем руку к губам или к лицу, сплетаем ладони, двигаем ногами. Часто мы не осознаем данного движения, если не концентрируем на нем внимание. В отличие от этого, намеренные движения мы делаем для достижения некой сознательной цели. Когда мы чистим зубы, одеваемся или принимаем пищу, мы делаем это с сознательной целью. Целенаправленных действий немного, в отличие от непроизвольных движений, которые постоянно совершает тело. Даже если мы опустим движения внутренних органов, тело постоянно производит какие-то минимальные движения, оно находится в постоянном движении, даже во время сна. Непроизвольные движения являются непосредственным проявлением жизненности тела. Вот что сказал мой друг художник о человеке, позирующем для портрета: " У него лицо такое живое, что я не в состоянии ухватить это выражение. " Целенаправленные или контролируемые движения не создают такого впечатления, гак как в их основе лежит нечто механическое Однако большинство Движений не принадлежат ни к первой, пи ко второй категории, они являются комбинацией их обоих Чем менее движение контролируется волен, тем более оно спонтанно и грациозно. Если мы хотим, чтобы наши движения были грациозными и ненапряженными, наше эго должно довериться подсознанию. Отсутствие элегантности движений — это признак dis-ease, или состояния противоположного состоянию свободного расслабления. Так как такого отсутствия свободы невозможно избежать в нашей культуре, грациозное тело — редкость среди взрослых людей. Наблюдая за людьми на улицах, мы можем заметить, как неловко многие из них двигаются. Еще печальнее тот факт, что многие из них не осознают этого. Большинство из них не замечают также своих серьезных эмоциональных проблем. Несмотря на то, что исследования указывают на высокую частоту психических заболеваний в нашей культуре, большинство людей не считают, что депрессия, беспокойство или неуверенность, которые они у себя отмечают, являются серьезной эмоциональной проблемой, хотя на самом деле так оно и есть. Лишь немногие замечают какую-либо связь между психическими заболеваниями и отсутствием грации. Это непонимание возникает из-за того, что теория медицины опирается не на понимание здоровья, а на определенную область знания о болезнях. Большинство терапевтических программ, базируются ли они на анализе или нет, заражены таким консервативным взглядом и концентрируются на симптомах, вместо того, чтобы концентрироваться на общем состоянии здоровья и состоянии дискомфорта или беспокойства (dis-ease) личности. Так как каждая болезнь личности касается в равной степени как тела, так и ума, мы должны научиться смотреть на психические проблемы, как на отражение физиологических проблем, и наоборот. Успешная терапия будет основана на понимании того, как и почему данная личность утратила грацию. Несколько лет тому назад, я лечил одного адвоката, который обратился ко мне, так как у него были проблемы в отношениях со своей подругой. Он жаловался, что она не хочет вступить с ним в длительный союз, несмотря на то, что они сблизились сексуально. Мой пациент, которого я назову здесь Пол, утверждал, что очень любит свою подругу и не понимает, почему она не хочет вступать с ним в брак, несмотря на то, что она многократно признавалась ему в любви. Пол был привлекательным мужчиной лет 50, который в своей жизни уже был женат, воспитал трех сыновей, а сейчас был в разводе. Как он сказал, поводом к разводу послужило то, что жена слишком его опекала, что лишило их связь элемента возбуждения и сделало ее нудной. Пол вел активную жизнь, занимался двумя видами спорта и, казалось, у него было чем поделиться с женщиной. Он был расслабленным и веселым и никогда не вел себя плохо по отношению ни к кому, кроме этой женщины. Несомненно то, что если в отношениях двух людей появляются проблемы, за л о ответственны оба. Однако зная только Пола, я должен был стараться понять его проблемы, исходя из его личности. Он не скрывал своих чувств и говорил о себе без стеснения. В этой ситуации единственный способ отыскать подсказку, касающуюся его проблем, — это изучение строения и движения его тела. У него было хорошо сложенное, сильное и грациозное тело. Но когда я попросил его лечь на биоэнергетический стол, чтобы посмотреть, свободно ли он дышит, то с удивлением отмстил, что спина его жесткая, как доска, а дыхание сильно ограничено. Я подумал, что, вероятно, его расслабленный, свободный способ бытия является позицией, которую он принял для того, чтобы производить впечатление на людей и компенсировать состояние внутреннего напряжения Или же за этим стилем скрывалось сильное эго, стремящееся к доминированию над другими? Пол признал, что достигает в жизни того, чего хочет, и его очень нервировало то, что ему не удается " оседлать" эту женщину. Я мог только догадываться, что существующая у Пола потребность доминировать над собой и над другими людьми существенно влияла на то, что его подруга не желала более длительной связи с ним. Кроме того, несмотря на производимое поверхностное впечатление, он не был сердечным человеком. Мои интерпретации проблем Пола оказались для него слишком трудными, и он не смог их принять. Однако он не мог отрицать жесткости в своей спине и принял предложение поработать над своим телом. Он регулярно использовал биоэнергетический столик для расслабления мышц спины. Когда он отпустил себя па физическом уровне, он был уже в состоянии позволить своей подруге уйти. Если бы она ему уступила, их связь могла бы закончиться также, как его прошлая семейная жизнь, — он утратил бы к ней интерес. Отношения Пола с женщинами строились подобно его отношениям с матерью. Она была женщиной, требующей опоры и привязала к себе сына под видом любви. С виду Пол был независимым человеком, но его дух не был свободным. Он постоянно ощущал потребность в подтверждении собственной ценности, должен был достигать успеха, целей, принимать вызов и выигрывать. Он всегда был активен. Ему было незнакомо удовольствие обычного существования. Пол был человеком, живущим согласно ценностям эго, а не ценностям тела. Ценности эго связаны с удовлетворением, которое приносит достижение цели. Ценности тела — эго физическое удовольствие, получаемое от непроизвольных грациозных движений. Концентрируясь на достижении цели, мы достигаем удовольствия, происходящего от стремления к ней. Лыжный спорт, например, является таким занятием, которым люди могли бы заниматься для собственного удовольствия. В то же время слишком многие лыжники оттачивают технику катания. Они неустанно контролируют себя, оценивая, хорошо ли у них получается. Несмотря на то, что в катании на лыжах ничего не достигается, они создают себе цель: " Ездить сегодня лучше, чем вчера. " Ясно, что для того, чтобы достичь легкости в движениях, следует обращать внимание на то, как катаешься, так как лыжный спорт не является естественной функцией. Однако многие лыжники постоянно ищут все более трудные спуски, достойного мастера. Таким лыжником был Пол. Развивая свои способности в целенаправленной деятельности, мы приобретаем еще большую грацию, и именно так это выглядит со стороны. Продвинутый лыжник, спускающийся с горы, выглядит грациозно. Танцовщица, выполняющая шаги, созданные хореографом, также смотрится элегантно. Однако слишком часто нет никакой связи между заученной грацией и естественной грацией тела. Я много раз смотрел на танцоров и танцовщиц в балете, но, встретив их на улице, я поражался неуклюжести их походки. Балетная стойка, в которой стопы развернуты наружу, позволяет им грациозно исполнять танцевальные движения, однако жесткость мышц бедер и ягодиц не позволяет совершать грациозные движения за пределами сцены. Если мы не хотим, чтобы упражнение уничтожило ее естественную грацию тела, оно не должно противоречить естественным движениям возбуждения в теле. Если волна возбуждения слишком сильна, се можно естественным образом направить или использовать для выполнения грациозной и эффективной деятельности, но если она будет прервана, то вместе с этим сломится дух организма. Действие всегда будет выглядеть механическим, несмотря на то, насколько успешным будет заученное движение, и исполнитель тоже не будет воспринимать его как нечто естественное. Люди, занимающиеся тренировкой лошадей, знают, что животное, у которого сломлен дух, никогда не станет фаворитом на скачках. Родителям, к сожалению, часто недостает этих знаний. Одна женщина, с которой я работал, рассказывала о своих трудностях в воспитании сына. Она сказала: " Все равно я его сломаю! " — с такой жесткостью, что я понял, какую огромную враждебность она питала по отношению к нему. Я сказал ей, что не могу с ней работать, так как не мог бы принять такую позицию у кого-то, кто обращается ко мне за помощью. Без сомнения, она сама была сломлена родителями в детстве, но это ни в коей мере не оправдывает ее отношения к собственному ребенку. Грация и здоровье основываются на равновесии между эго и телом, между волей и желанием. Китайская философия назвала эти две первичные силы организма инь и ян — энергия Земли и энергия Неба. Так, например, ян представляет силу действующую сверху, а инь — силу, действующую снизу. Избыток или недостаток нарушает равновесие, от которого зависит здоровье. Отношения между телом и эго, волей и желанием, можно также сравнить с отношениями между наездником и лошадью. Как галопирующая лошадь, желание придает силу действию. В то же время воля направляет и контролирует это действие так, как это делает наездник. Однако функцией воли не является укрощение духа. К сожалению, в нашей культуре воля определяет большую часть наших действий, наперекор стремлениям тела. Мы вынуждены утром встать и пойти на работу, несмотря на то, утомлено ли наше тело, и интересует ли нас эта работа. Конечно, на жизнь нужно зарабатывать, и здесь необходимо усилие воли для того, чтобы встать с кровати и сделать это. Потребность в пище, одежде и безопасности является стремлением тела. Но что можно сказать о навязчивом стремлении некоторых людей стать богатыми, влиятельными или известными? У тела нет таких стремлений. Ключевым словом тут является движение. Если нас принуждают, мы теряем свою грацию, и наше тело становится механическим. Здесь уместно процитировать Библию: " Что человеку от того, что он весь мир приобретет, а душе своей навредит? " Человек является единственным существом, которое движет себя само, даже вплоть до утраты связи с Богом, жизнью и природой. Насколько я понимаю, важным фактором в стремлении к успеху и власти является существующее в каждом из нас стремление быть любимым. Хотя успех может привести к широкой известности, он не приносит настоящей любви. Для того, чтобы быть любимым, надо стать личностью, которая даст себя полюбить, и самому уметь любить. Следует быть смиренным, уметь протягивать руку, открывать сердце, а также обладать чувствительностью. Однако человек, направляемый своей собственной волей, горд. После того, как он был травмирован в детстве, когда он еще был открытым и впечатлительным, он решил никогда больше не страдать от такой боли и унижения. Он будет получать любовь, пользуясь своим положением и силой. Он докажет свое превосходство, а не будет плакать и просить о любви. Интенсивность стремления к успеху прямо пропорциональна его голоду по любви, но этот успех в конце концов пригоден только для облегчения реализации этого стремления. В противоположность сознательным движениям, направляемым волей, движения, возникающие из желания, спонтанны. У здорового человека движения спонтанны, никогда не хаотичны или нецелесообразны, разве что они раньше были заторможены и именно сейчас преодолели блокаду, чтобы проявить себя. Такое преодоление является обязательным для того, чтобы спонтанность смогла стать основным элементом поведения данной личности. Подходящим местом для этого являются терапевтические сеансы. Дух человека тоскует по своей естественной грации, хочет освободиться из оков эго, для того, чтобы принять свое участие в потоке универсального духа. Несмотря на то, что воля не в состоянии вернуть нас к грации, иногда кажется, что личность вырывается из программ, навязанных эго и становится спонтанной естественным образом. Я припоминаю обычный случай из жизни, который демонстрирует это явление. Я играл в бейсбол, и когда становился на базе как батсмэн, я знал, что получу home run. Мое сознание не контролировало мои движения, и я не сделал никакого усилия для того, чтобы ударить по мячу точно и сильно. Однако, при первом броске я выполнил замах битой и послал мяч очень далеко, чтобы без препятствий обежать поле и вернуться на базу. Это было мистическим переживанием. Я не имел никакого контроля над замахом и получение пенного очка мог себе объяснить только тем, что был так настроен на ситуацию, что не мог ошибиться. Это " что-то", попавшее в мяч, идеально соответствовало тому " чему-то", что освобождало стрелы из лука лучника, практикующего дзен. Все люди, которым я рассказывал об этом событии, когда-то переживали нечто подобное. Я думаю, чго такого типа знание о чем-то, что должно случиться, опирается на сознательное ощущение сил, действующих в данной ситуации. Такая приспособленность является проявлением духовности тела, которая парализуется, если логический ум навязывает нашему поведению жесткую причинно-следственную зависимость. Я убежден, что волна возбуждения в теле посылает вибрации в окружающее пространство. Некоторые из этих вибраций имеют форму звуковых волн, переносящих голос, в то время как другие являются более гонкими. Кроме того, многие люди могу г почувствовать " флюиды" других людей. Когда такая эмпатия возникает на расстоянии, как, например, в случае, когда кто-то неожиданно чувствует, что умер близкий ему человек, это выглядит невероятным. Однако у меня собрано большое число сообщений на эту тему, полученных от очень многих людей, которые имели подобные переживания. Толстокожие люди, замыкающиеся в защитном коконе, редко переживают " стечение обстоятельств" такого типа, так как жесткость их тел делает невозможной вибрацию в резонансе с другими людьми. Однако высокая степень впечатлительности тоже не гарантирует здоровья. Шизофреники известны своей сверхвпечатлительностью к тому, что происходит вокруг них Многие из них имеют паранормальные переживания. В их случае граница сознания является зыбкой, слишком проницаемой, что в психологических категориях означает, что эго не имеет прочных барьеров от внешних раздражителей. Такие люди могут сломаться под их напором. (Подробнее в книгах: S. Kcleman " Emotional Anatomy: The Structure of Expcriense", Calif., 1985, A. Low en " The Language of the Body", New York, 1971. ) В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их уместным и достойным образом. У таких людей разум и тело соединены между собой так же прочно как инь и ян в монаде целостности. Они осознают свою ценность, но не считают себя центром Вселенной. Каждое их движение равномерным образом включает всю их личность. Из этих рассуждений ясно видно, что ключом к возвращению грации является освобождение тела для того, чтобы оно двигалось спонтанно. Однако эта свобода подвергается репрессии в детстве, когда родители не доверяют способности тела ребенка к саморегуляции. Даже в таком обычном деле как выбор пищи лишь немногие родители позволяют детям пользоваться собственными стремлениями и импульсами. Они вынуждают их есть те продукты, которые, согласно их убеждениям, полезны. Правда, если мы оставим решение за детьми, то они могут питаться исключительно сладостями. Но это пристрастие со временем проходит. Более вредным, чем позволить детям время от времени есть сладости будет принуждение их к тому, чтобы они питались продуктами, которых они не любят. Временами родители впадают в крайность, укладывая в постель детей без ужина, потому что они не ели того, что им подано. Я знаю случай, когда ребенка вынудили съесть собственные рвотные массы, что должно было быть для него наукой послушания родителям. Даже в наше время, когда сплошь и рядом встречается множество фактов плохого обращения с детьми, такая жестокость родителей по отношению к своему ребенку просто шокирует. Это противоречит нашему убеждению, что отношения между детьми и родителями должны быть основаны на доверии. Современные родители находятся под давлением различных занятий и бывают нетерпимыми по отношению к детям. В противоположность отцу или матери, у ребенка много времени: время на игру, время на беззаботность, время на удовольствия. Ребенок не является еще частью взрослого мира целей и стремлений, а это выводит родителей из равновесия. Родители то и дело повторяют детям: " Поторопись! Делай что-нибудь! " Это оказывает на ребенка давление, подавляя в нем большую часть удовольствия, которое он мог бы получать от своих занятий и движений. С этой минуты начинает утрачиваться грация. Если человек хочет вернуть хотя бы часть утраченной грации, он должен понять, какую роль в ее потере играет время. В современном мире время — это деньги. Только в детстве и только для тех немногочисленных детей, которых излишне не принуждали родители, время становится удовольствием. Следующее упражнение поможет понять, как тирания времени подавляет нашу грацию.
Упражнение 4. 1
Выберите произвольные движения среди тех, которые вы обычно выполняете, например ходьбу, подметание помещения, приготовление пищи или написание письма. Начнем с ходьбы. Отдаете ли вы себе отчет, что часто так хотите куда-то успеть, что едва осознаете свою походку. Чувствуете ли вы, насколько неграциозны ваши движения? Попробуйте освободить себя так, чтобы чувствовать каждый шаг, однако не думайте о том, как ходите. Вместо этого позвольте своему телу двигаться в своем собственном темпе. Ваше сознательное " я" только лишь отправилось на прогулку. Если это упражнение вызывает чувство, что вы не в своей тарелке, это означает, что вы уделяете слишком много внимания ходьбе. Иными словами, сохраняете свой стиль и думаете о том, как вы выглядите со стороны. Вместо этого попробуйте сконцентрировать внимание на самом ощущении ходьбы. Убедитесь, что можете двигаться свободно, без забот, почувствуйте удовольствие от того факта, что вы просто живете. В лихорадочном и полном стрессов мире, в котором мы живем, нелегко сохранить ритм, отличающийся от общего темпа. В прошлом бывало так, что когда я возвращался с зимних каникул на Карибах, я замечал по дороге к своему офису, что все меня обгоняют. К сожалению, через неделю, я ловил себя на том, что хожу также быстро, как все. Это одна из вредных привычек, с который мне удалось порвать. Сейчас я всегда хожу медленно и благодаря этому получаю гораздо больше удовольствия. Временами я даже пытаюсь идти так медленно, как только можно. Чувство жизненности в стонах и ногах при этом распространяется на все тело. То же самое упражнение можно использовать в других видах деятельности, даже во время мытья посуды, которым занимается время от времени каждый современный человек. Моя жена жалуется, что, хотя я делаю это быстро, посуда никогда не бывает до конца чисто вымытой, и она вынуждена после меня перемывать. Я отдаю себе отчет, что я быстро мою посуду, потому что хочу покончить с этим занятием как можно быстрее. Из этого ясно,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|