Упражнение 9-1. Мы сжимаем челюсти в состоянии решительности. В большинстве случаев напряжение снижается. Успокоение ума
Упражнение 9-1
Выдвиньте челюсть вперед и напрягите мышцы челюсти как можно более сильно. Чувствуете ли вы какую-либо перемену в остроте зрения? Стали ли предметы менее четкими? Напряжение в челюсти не позволяет волне напряжения достичь глаз. Несколько лет тому назад ко мне на консультацию обратилась женщина, которой ампутировали грудь по поводу рака. Луис было около 50 лет, она была замужем, и у нее были взрослые деги. Она вошла в мой кабинет в темных очках. Когда я попросил ее их снять, она ответила, что без них не сможет меня видеть. Она была очень близорука. Вдобавок ее губы были тонкими и узкими, рот был сжат, а то, как выглядела ее челюсть, можно было описать только как выражение удрученности. Луис уверила меня, что детство у нее было счастливое, а замужество было идеальным. Однако тело опровергало ее слова. Глаза были расширены от страха, который она решительно хотела побороть, а ее лицо выражало неодобрение фривольности и удовольствий. Когда она была ребенком, ее отец ждал от нее силы, выдержки и успехов. Она решила, что никогда не будет бояться и не будет печальной. Когда Луис выросла, она стала деловой женщиной, была весьма работоспособной, интеллигентной, быстрой и очень решительной. Когда она ко мне пришла, то была уверена, что победит болезнь силой своей воли. Но она не могла выиграть этой схватки. Она должна была почувствовать свой страх и понять, чего боится. Если бы ей это удалось, то та же энергия, которую она использовала для подавления своих чувств, могла бы быть использована ее иммунной системой для борьбы с болезнью. Мы сжимаем челюсти в состоянии решительности. В большинстве случаев напряжение снижается, когда уходит потребность в решительной мобилизации воли. Хроническое напряжение в челюсти характерно для человека, находящегося в состоянии хронической решительности. В случае с Луис мы увидели, что источником этого напряжения является страх и печаль. На самом деле решительность не способна победить страх. Страх можно подавить, и в этот момент мы его не ощущаем, но он сохранится несмотря па защиту, которую мы против него выстроили, как и было в случае Луис. Конечно, бывают ситуации, когда нельзя поддаться ужасу, как, например, во время пожара, когда пи в коем случае не стоит впадать в панику. Тогда мы сознательно напрягаем свою волю. Этого не происходит, когда решительность является характерологической чертой, встроенной в структуру тела.
Твердое решение не бояться — это больше, чем просто мыслительный процесс. Подбородок должен быть зажат, чтобы человек не мог осознавать страх. Это напряжение не позволяет разрыдаться, пока подбородок не расслабится настолько, чтобы он мог дрожать. Неспособность большинства родителей терпеливо относиться к плачу своих детей вызывает у тысяч детей задатки хронической решительности в дальнейшей жизни. Вначале родители предпринимают усилия для того, чтобы успокоить ребенка, но когда плач продолжается долго, они могут разгневаться настолько, что будут его пугать или ударят. Плач ребенка приводит некоторых родителей в бешенство, и ребенок делает вывод, что его следует сдерживать любой ценой. В таких обстоятельствах ребенок начинает подавлять свой плач. Когда он станет взрослым, он, возможно, сможет еще уронить несколько слез, по глубокие всхлипывания и рыдания будут для него невозможны. К сожалению, подавляя свой плач, человек подавляет свою способность к любви. Напряженный, подбородок блокирует приток чувств к губам, что делает поцелуи пустым жестом.
Зажатый подбородок может немного выдаваться вперед или назад. Выдвинутый подбородок означает агрессивную позицию, выражая готовность к борьбе, и ему часто сопутствуют сжатые кулаки и гневный взгляд. Если подбородок заблокирован и обездвижен, подавленная агрессивность не осознается. Втянутый подбородок означает торможение импульса агрессии. Людей с таким строением нижней челюсти иногда называют слабохарактерными, пугливыми. Человек не осознает, что сдерживает какой-то агрессивный импульс. В обоих случаях человек должен освободить свой подбородок, чтобы он мог свободно двигаться вперед и назад, а также в стороны. Во время терапевтических сессий я предлагаю пациентам выдвигать свой подбородок максимально вперед для того, чтобы они смогли почувствовать агрессивность этого движения. Если человек подавляет в себе гнев, выдвигание челюсти может позволить ему это почувствовать. Если подбородок выдвинут вперед достаточно сильно, гнев становится видимым на лице и в глазах, к ним приходит энергия. Я предлагаю также сопровождать это упражнение словесными выражениями. Человек может произносить фразы " ненавижу тебя" или даже " убью". Кулаки должны быть сжаты, чтобы вовлечь тело в выражение злости. Сильно выдвинутый подбородок является также проявлением непослушания и вызова окружающим. Как мне говорит опыт, каждый пациент должен научиться выражать такую позицию, так как очень немногие из них умеют высказаться открыто и прямо против превосходящей силы, показывая таким образом свою волю. В детстве этой превосходящей силой были родители. Во взрослой жизни это может быть супруг или начальник. Некоторые пациенты явно проявляют бунтарские черты, в то время как другие это скрывают. Их сопротивление принимает формы неосознанного напряжения тела, которое, таким образом, принимает позицию, выражающую " нет". В то время, когда они собираются выполнить какое-то распоряжение или просьбу, они внутренне сдерживаются от исполнения, что затрудняет достижение результата. Податливые и бунтарские личности являются в действительности двумя сторонами одной медали. Так же как бунтарь подавляет в себе тенденции податливости, человек со слабой волей носит в себе внутреннее бунтарство.
Следующее упражнение призвано освободить напряжение мышц подбородка. Установление контакта с этим напряжением, а также с чувством гнева или убийственной страсти, которая лежит у его основания, является позитивным опытом, дающим человеку больший самоконтроль.
Упражнение 9. 2
Примите исходную позицию стоя, так, как описано в предыдущем разделе. Выдвиньте подбородок вперед и удерживайте его в этой позиции в течение 30 секунд, дыхание равномерное. Чувствуете ли вы какую-либо боль в височно-челюстном суставе? Напряжены ли мышцы? Подвигайте напряженной челюстью вправо-влево, удерживая ее выдвинутой вперед. Это движение может вызвать боль в затылке. Сейчас откройте рот как можно шире и отметьте, сможете ли вы положить между зубами три средних пальца ладони. У многих людей напряжение мышц подбородка настолько сильное, что они не могут широко раскрыть рот. Позвольте подбородку расслабиться. Сейчас выдвиньте его снова вперед, сожмите кулаки и скажите несколько раз: " Не буду! " — соответствующим тоном. Звучит ли ваш голос убедительно? Можете также выполнить это упражнение произнося: " Нет! " В биоэнергетической терапии мы призываем пациента использовать голос и произносить: " Не буду! " и " Нет! " — как можно более громко для утверждения своей воли. Чем сильнее она будет выражена, тем сильнее будет вызванное этим способом чувство собственного " Я". Кусание является последним проявлением напряжения мышц подбородка, которое требует описания. Во время сосания ребенок часто сжимает десны на груди матери, чтобы успешнее втягивать пищу. Зубы — наш первый орган обороны и атаки. Младенец обретает способность кусаться прежде, чем обретает способность ударить. В детстве некоторые дети кусаются, выражая таким образом гнев. Мой собственный сын, когда ему было 4 года, укусил нашего пса афганской породы, чтобы не дать ему столкнуть себя с дороги. Для большинства родителей удары более приемлемы, чем кусание, которое большинство из них воспринимают как нечто иррациональное и ужасающе животное. Кусание груди создает особенные проблемы. Оно часто появляется в тот момент, когда мать пробует отнять грудь, прежде чем младенец закончил сосать. В такой ситуации укус бывает болезненным, но если мать отреагирует гневом, ребенок может испугаться. Он будет после этого подавлять кусание, напрягая мышцы челюсти. Я склонен утверждать, что каждый из страдающих синдромом височно-челюстного сустава или напряжением мышц подбородка, подавлял кусание. Освобождение этих движений освобождает напряжение и расслабляет челюсти. Подавление их ослабляет зубы и вызывает стоматологические проблемы.
Много лет тому назад, я занимался с пациенткой, которой часто снилось, что когда она пробовала что-то укусить, зубы у нее крошились. Когда мы с ней познакомились, она страдала острым заболеванием надкостницы, в результате которого у нее выпало несколько зубов. Она находилась под опекой дантиста, но я видел, что она должна дать больше энергии зубам и лицу. Она рассказала мне историю, которую услышала от своей матери. Это была грустная история, которая прояснила ее сон. Пациентка рассказала, что когда она была маленькой, ее мать играла с ней в следующую игру: давала ребенку свою грудь, но когда ребенок достигал ее губами, забирала ее. Мать забавляло выражение лица ребенка, которое искривлялось в подковку, когда она начинала плакать. В этот момент она снова давала ребенку грудь, для того, чтобы снова ее забрать. В конце концов девочка получала грудь, но эта забава оставила у нее сильный испуг. Способность достигать, схватить и держать грудь ассоциировалась у нее с неуверенностью и беспокойством. Одним из естественных движений было желание укусить грудь, когда она ее получала, чтобы ее задержать. Но она чувствовала, что такое действие могло означать утрату груди. Быть может, она действительно укусила грудь, что могло спровоцировать очень гневную реакцию. Моя пациентка очень рано поняла, что кусание имело бы суровые и неприятные последствия. Опасаясь этого, она изымала всю энергию из зубов и подавляла желание кусать. Но это желание не исчезло, так как кусание лежит у истоков животного организма. Однако, как показали сны, реализация этой функции воспринималась ею как опасность. Биоэнергетическое лечение и хорошая опека даигиста значительно улучшили состояние пациентки. Вонзание зубов в какой-то предмет означает, что мы его достигли, это знает каждое охотящееся животное. Пациенты должны чувствовать, что они в состоянии укусить, и оценить чувство силы, которое они получают от этого. Упражнение, позволяющее достичь этого, заключается в кусании скрученного полотенца. Я никогда не перестаю удивляться, как часто люди опасаются, что повредят себе зубы. Я часами забавляюсь с ними в перетягивании полотенца зубами. Как два пса, борющихся за кость, каждый из нас кусает за один конец полотенца и старается вырвать его у другого. Это упражнение активизирует также мышцы шеи, которые у многих людей очень зажаты. Оно не вызывает большого риска, если полотенце схвачено коренными зубами.
Конечно же, не каждое движение рта является враждебным движением. Младенцы тянутся губами для получения пищи у матери. Взрослые вытягивают губы при поцелуе. Многим людям трудно деликатно тянуться губами. Когда они пробуют это сделать, то выдвигают вперед подбородок. Как мы видели, это движение выражает негативную позицию " Не буду! ", которая сводит на не позитивный жест губ, тянущихся для поцелуя. Выдвижение подбородка говорит: " Не уступлю! " Это типичный признак амбиватентности, которая характеризует поведение невротических личностей. Одна их часть хочет достигать, в то время как другая сдерживается в страхе и гневе. Результат -отсутствие какого-либо чувства при поцелуе. Чтобы осознать возбуждение и радость жизни, надо уметь полностью отдаться своей тоске пли желанию близости и контакта Проблема амбивалентности должна быть разрешена. Это не удается сделать только на уровне психологическом, когда амбивалентность уже ''встроена" в напряжение мышц вокруг рта. Необходимо много упражняться, чтобы активизировать губы независимо от подбородка Когда напряжение покинет мышцы рта, они будут дрожать от возбуждения, так же, как дрожат ноги от упражнения на заземление Пациенты чувствуют в это время свои тубы по-новому, живыми. Большинству людей трудно двигать верхней губой. Их научили сохранять лицо " игрока в покер" (" каменное лицо" ) с жесткой верхней губой, что равнозначно наложению запрета на гонкие чувства. Когда человек не стремится к контакту, он не может быть отвергнут, а его чувства не могут быть ранены. Ясно, что такого человека сильно травмировали в детстве, когда он, со всей невинностью и открытостью, с открытым сердцем стремился к любви. В то же время жесткая верхняя губа, означает кое-что еще, а именно, что когда человека ранят, он не плачет В западной культуре существует точка зрения, что плач — это признак слабости. Некоторые люди гордятся своей способностью не поддаваться чувствам боли и печали. Даже когда они оказываются перед лицом утраты кого-то близкого, многие из них считают сдерживание плача признаком силы. Могут быть ситуации, когда полезнее не сломаться и не заплакать, но это должна быть здоровая реакция. Должен быть сознательный выбор, а не позиция, укорененная в структуре тела. Если кто-то не может плакать, он не может получать удовольствие. Плач как дождь: временами он деликатный, а временами — неожиданный и сильный, но всегда необходимый для жизни земли. - Так же как земля без дождя высыхает и трескается, жизнь без слез становится пустыней. Если мы не можем плакать, мы отгораживаемся от других людей Люди опасаются, что если они расплачутся, то потеряют лицо. Часто я слышу, как женщины после глубокого плача говорят, что они выглядят ужасно. Это правда, что их лица немного несобраны, но часто они выглядят посветлевшими. Их блестящие глаза и порозовевшее лицо напоминают небо после дождя. Оно чистое, ясное и свежее. Когда проходит буря, умытое свежее небо становится чистым, а мир кажется погруженным в покой. К сожалению, у человеческих существ эмоциональные бури редко очищают атмосферу до конца. Причиной этого является тот факт, что спокойствие ума зависит от спокойствия тела Тело в состоянии покоя не неподвижно. Возбуждение проплывает как большая река — глубокое и полное. Так же, как камни в реке нарушают ее течение, вызывая завихрения, так же и хронические напряжения мышц в теле затрудняют протекание чувств, вызывая конфликты и эмоциональный " шум". Эти нарушения делают из человеческих существ создания, которым не достает спокойствия духа. Проблема обретения покоя будет темой следующей главы.
Глава 10 Успокоение ума
На физическом уровне конфликт между духом и телом ведет к утрате грации. Тот же конфликт нарушает спокойствие ума. У большинства людей, когда они не спят, ум постоянно активен и одна мысль обгоняет другую, часто без какого- либо порядка. Поток мыслей или " поток сознания" рассматривается как позитивное явление, но часто ум захватывает слишком большую территорию Личность поглощается мыслями о себе и о своих проблемах, в определенной степени отделяется oт своего окружения Постоянная занятость тем, что происходит в уме, затрудняет эмоциональный контакт с другими людьми и со средой, ослабляет духовное сознание и снижает способность к любви, так как любовь и духовность зависят от способности переступить границы себя. Поглощение мыслями не только нарушает способность выхода за пределы своего " я", но также ограничивает возможность отождествления личности со своим истинным " Я", частью которого является ощущение своего тела Настоящая грация невозможна без спокойствия ума У некоторых, очень умных людей, такая гиперактивность ума может породить блестящие научные теории, но существует множество примеров творческого вдохновения, которое пришло неожиданно, когда человек совсем не старался мыслить. У среднего человека любая умственная активность вращается вокруг личных проблем, которые не имеют обычно никаких логических решений Большинство проблем возникает из конфликта между чувствами и мышлением, между тем, что человек хотел бы сделать и тем, что, но его мнению, он должен делать Если бы мы верили своим чувствам и поступали в соответствии с ними, мы бы наслаждались покоем ума В то же время человеческие существа на свое счастье или беду обладаюi умом, который старается понять и контролировать природу и тело. Но человек — не Бог, его знания ограничены, а способноеib понимать несовершенна Думая, что он знает все, человек поворачивается против природы Это битва, которую он не может выиграть, но боится проиграть. Пока он борется, пока существует конфликт внутри сто личности, до тех пор он не может познать спокойствия ума Конечно, напряжение этого конфликта и интенсивность борьбы может различаться у разных людей. Мы должны понять, что спокойствие ума возникает из внутренней гармонии и гармонии с природой. Во втором разделе я указал на тот факт, что для того, чтобы уметь расслабляться, нам нужна энергия. Также справедлив противоположный тезис. Если мы не успокоимся, то не сможем собрать энергию, нужную для того, чтобы противостоять стрессам социальной жизни. А для того, чтобы успокоиться, мы должны полностью жить в своем теле. Чем больше нам это удается, тем меньше мы будем опираться на исключительность своего " я". Основное правило биоэнергетики заключается в том, что человек утрачивает контакт с каждой частью тела, в которой присутствует хроническое мышечное напряжение. Чем более жестким является тело, тем меньше в нем ощущений, и тем больше оно уподобляется машине. Одновременно мозг становится более активным, и человек начинает основывать " самоощущение" исключительно на своих мыслительных процессах. Тело становится только аппаратом для переноса головы и производства ею мыслей В таком человеке очень мало жизни и духовности Жизнь жесткой личности становится со временем безустанной борьбой за разрешение ее внутренних конфликтов. В течение дня мозг работает без перерыва. Ночью человеку постоянно снятся сны. Сны предпринимают бессознательную попытку разрешения конфликтов и снижения напряжения в теле. Несмотря на то, что образы сна возникают в мозгу, в сон вовлекается все тело. Мы знаем, что снам сопутствуют быстрые движения глаз и сексуальное напряжение. Сновидящий может разговаривать, а также плакать и кричать во сне, и даже бить руками и ногами со злости. Во время сна защитная функция эго ослаблена. Напряжение, порождающее сны, может возникать из свежих впечатлений или из подавленных переживаний детства. Сон может произрастать из напряжения, источник которого коренится в человеческой природе, а именно в конфликте между всезнающим умом и инстинктивным телом, между индивидуальностью и самостью, между контролем и верой. Конфликт обладает в одинаковой степени как творческой, так и разрушительной силой. Дебаты между приверженцами двух противоположных взглядов могут привести к глубокому пониманию. В то же время война между ними была бы разрушительной для обеих сторон, вне зависимости от того, кто одержал бы победу. Древние китайцы осознавали, что существует потребность в гармонии между противоположными состояниями и противоположными силами. В современном мире мы могли бы достичь такой гармонии через интеграцию философии Востока с философией Запада. Западный путь к спокойствию ума проходит через анализ или терапию. Восточный метод — это медитация Рассмотрим сейчас оба способа и попробуем показать, как их можно интегрировать. Прежде всего надо отдать себе отчет в том, что большая часть терапевтических усилий не помогает людям разрешить конфликты и успокоить ум. Я считаю, что у этого существуют две основные причины. Одна из них состоит в том, что терапевт не вполне понимает сущность проблемы, а другая, связанная с первой, состоит в том, что мы возлагаем слишком большие надежды на изменение поведения. Я очень часто подчеркивал в этой книге, что нужно смотреть на тело, наблюдать его движения, читать его выражения для того, чтобы понять человека, распознать и лечить его эмоциональные нарушения. Эти нарушения отпечатываются в структуре тела и нарушают пластичность и грацию Анализ или терапия, концентрирующаяся в основном на жалобах или симптомах, не является целостным подходом, так как не рассматривает человека в целом. Обаяния невозможно достичь, работая исключительно с умом. Ошибочно полагать, что глубокие эмоциональные конфликты удастся разрешить только через сознательное понимание. Значительно большую часть наших действий и поведения направляют чувства и импульсы, в которых мы можем, но не должны давать себе отчет. Анализ старается вскрыть эти неосознаваемые силы, какими бы грозными они не были, и привести их в сознание. Психоанализ основывается в основном на свободных ассоциациях, на толковании снов, оговорок и опирается на перенесение. Вся эта работа должна пролить свет на бессознательное. Юнгианский анализ основывается в большей степени на интерпретации снов. Однако, так как эти методы опосредованы, в большинстве случаев они не достигают достаточной глубины. Даже если пациенты начинают осознавать свои подсознательные мотивации, такое понимание не приводит., в основном, к выразительным переменам. Невротическое поведение, в основном, " встроено" в тело посредством хронических мышечных напряжений, которые ум совершенно не может контролировать. Эти напряжения должны быть освобождены, после чего может наступить разрешение конфликта. Биоэнергетика — более сильная и эффективная техника, чем обычный анализ, так как она позволяет напрямую прикоснуться к тому, что не осознается. Читая " язык тела", терапевт может немедленно увидеть личностные конфликты пациента, проявляющиеся в жестких хронически напряженных областях. Работая с телом, как описано в предыдущих разделах, пациент учится чувствовать эти напряжения и входит в контакт именно с тем, что не осознавалось. Такой подход не игнорирует применение словесного анализа, в том числе толкование снов и анализ сопротивления и переноса, но концентрируется прежде всего на теле. Жесткость и хроническое напряжение поддаются разрешению и расслаблению, а тело освобождается, чтобы оно могло ощущать жизнь духа. В результате этого тело возвращает свое естественное обаяние. В большинстве случаев люди не могут достичь этого сами. Чувства, которые были подавлены, являются слишком устрашающими и вызывают сильное сопротивление. В этом случае необходим терапевт, который выполняет роль проводника по бессознательному пациента. Насколько хорошим проводником он оказывается, зависит от того, в какой степени он исследовал незнакомый мир своего собственного бессознательного. Я люблю сравнивать терапевтические переживания с приключениями Данте в " Божественной комедии". Когда поэт потерялся в лесу, где к нему обращаются три диких бестии, он вызывает Беатриче, свою опекуншу в небе. Так как дорога к дому проходит через ад и чистилище, Беатриче посылает римского поэта Вергилия, чтобы тот его проводил. Проходя через ад, Данте смотрит на те кары, которые предназначены грешникам. Этот переход очень опасен, один неосторожный шаг может навсегда оставить его в аду. Только благодаря проводнику Вергилию, Данте удается безопасно пройти через ад и чистилище. В процессе терапии пациент проходит через похожий опыт, проходя по дороге самопознания к здоровью. Его собственный ад складывается из переживаний — отчаяния, паники, злости, унижения, которые он подавляет, чтобы выстоять. Хронические мышечные напряжения, которые провоцируют эти подавленные чувства, не удается полностью освободить, пока сами чувства не придут в сознание и не выразятся. Этот процесс требует помощи терапевта, который уже прошел через свой собственный ад, открывая опасные зоны и отыскивая из них выход. Большинство современных людей зависли между раем и адом, откуда они могут заглядывать и туда и сюда. Мы переживаем взлеты, но довольно часто переживаем и падения. Единственное, что можно сделать в этой опасной ситуации — это то, что сделал Данте, — мы должны, исследуя свой собственный ад, опуститься в глубины своего существования со светом сознания. Ад будет повергнет, так как он может существовать только в темноте То же самое относится и к подавленным чувствам Как только они осознаются и принимаются, они уже не могут нас беспокоить. На рабочем семинаре по биоэнергетике, одна из моих пациенток стояла перед группой участников и выкрикивала свою ненависть к матери за то, что та не позволяла ей быть личностью и сама не была личностью. Мать Жанет никогда сама не проявляла своих чувств и не позволяла своей дочери их выражать. Она была женщиной покорной, которая одевала на лицо улыбку и считала, что все идет так, как должно идти. Отец Жанет был туповатым, хамским и замкнутым в себе человеком, который с бешенством относился ко всем женщинам, не исключая дочери. Жанет, которая была привлекательной женщиной с немного кукольной красотой, обратилась за помощью, жалуясь, что се тело " одеревеневшее и нечувствительное с головы до стоп". Несмотря на то, что у нее не было никаких органических нарушений, она никогда не испытывала никаких сексуальных чувств. Ее единственным стремлением было получить немножко доброты. Она встречалась с мужчинами, которые ее использовали, и работала для работодателей, которые ее эксплуатировали. У нее были все причины ощущать гнев. В процессе длительной терапии Жанет немного оживилась. Ее телу вернулась чувствительность, она начала ощущать себя личностью и стала настаивать на своем. В то время, когда она выступила на семинаре, она еще не вернула себе своей сексуальности, несмотря на то, что чувствовала, как глубоко была ранена и какой печалью она объята из-за того, что гак много потеряла в жизни. Когда она выкрикивала свою ненависть перед группой, ее лицо было искривлено, глаза стали маленькими, и она потрясала при этом сжатыми кулаками. Она выглядела демонически. Создавалось впечатление, что в ней произошел взрыв, и спущены с цепи все адские фурии. Позже она призналась, что на определенном уровне знала, что в ней таится такая ненависть, но не могла ее достичь, так как чувствовала, что ее ненависть была монстром. Когда она выплеснула из себя эту ненависть, ее лицо расслабилось и стало мягким, а глаза приобрели блеск. Она почувствовала себя более свободной. Мы представляем себе ад, как место, расположенное глубоко в недрах земли. Наш собственный ад находится глубоко в недрах нашего тела, в полости таза, где покоится наша сексуальность, закованная в цепи. Тут находятся корни нашей настоящей духовности, таится энергия кундалини. Это здесь, в лоне, начинается жизнь, и здесь мы впервые получаем опыт райского счастья. Когда мы появляемся на свет, мы как бы изгоняемся из рая. Мы можем быть счастливы, когда лежим в безопасности на руках у матери и сосем ее грудь. Мы также можем познать счастье, когда мы в безопасности, благодаря любви нашего партнера или партнерши, соединяемся в сексуальном объятии. Случаются также другие ситуации, в которых мы переживаем радость удовлетворения, однако я думаю, что это мы можем познать, когда находимся в контакте с глубокой частью себя. Мы знаем, что это случается тогда, когда мы чувствуем, как волна возбуждения поднимается со дна таза и проходит вдоль ног к земле. Восточные религии оценили насколько важно выйти из головы и войти в глубины своего существования. Для этой цели используется медитация. Успокоив ум, мы можем услышать звуки души. Основы медитации весьма просты. Надо найти спокойное место, где мы будем свободны от шума и беспокойств со стороны внешнего мира. Жители Востока обычно принимают позу лотоса или садятся на пятки на подстилку. Западные люди. вероятно, предпочли бы сесть в кресло. Для того, чтобы успокоить ум, повторяется мантра или короткая молитва. Часто используется звук " ом", который звучит как звук колокола. В трансцендентальной медитации каждый человек получает свою собственную мантру. Я считаю, что содержание ее маловажно. Это звук и повторение оказывают успокаивающий эффект. Известно, что когда мы думаем, голосовые связки активны, несмотря на то, что слов человек не произносит. Когда голосовые связки заняты созданием простых звуков, они не могут одновременно формировать слова. Для того, чтобы правильно медитировать, не обязательно произносить звуки. Ключом к медитации является глубокое дыхание, которое помогает расслабиться. Однако в этом случае мы сталкиваемся с тем фактом, что не удается освободить хроническое напряжение мышц, которое мы не осознаем. Большинству людей требуется аналитическая и физическая работа с этими напряжениями, чтобы освободить тело из их объятий. Я отметил, что медитация более успешна для людей Востока, чем для жителей Запада, которые более напряжены. Однако, если мы сможем расслабиться и глубоко дышать, медитация позволит достичь определенного успокоения ума, что показывает следующее упражнение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|