Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 9-1. Мы сжимаем челюсти в состоянии решительнос­ти. В большинстве случаев напряжение снижает­ся. Успокоение ума




Упражнение 9-1

 

Выдвиньте челюсть вперед и напрягите мыш­цы челюсти как можно более сильно. Чувству­ете ли вы какую-либо перемену в остроте зре­ния? Стали ли предметы менее четкими? Напряжение в челюсти не позволяет волне напряжения достичь глаз.

Несколько лет тому назад ко мне на консульта­цию обратилась женщина, которой ампутировали грудь по поводу рака. Луис было около 50 лет, она была замужем, и у нее были взрослые деги. Она вошла в мой кабинет в темных очках. Когда я по­просил ее их снять, она ответила, что без них не сможет меня видеть. Она была очень близорука. Вдобавок ее губы были тонкими и узкими, рот был сжат, а то, как выглядела ее челюсть, можно было описать только как выражение удрученности. Луис уверила меня, что детство у нее было счастливое, а замужество было идеальным. Однако тело опро­вергало ее слова. Глаза были расширены от страха, который она решительно хотела побороть, а ее лицо выражало неодобрение фривольности и удоволь­ствий. Когда она была ребенком, ее отец ждал от нее силы, выдержки и успехов. Она решила, что никогда не будет бояться и не будет печальной. Когда Луис выросла, она стала деловой женщи­ной, была весьма работоспособной, интеллигент­ной, быстрой и очень решительной. Когда она ко мне пришла, то была уверена, что победит болезнь силой своей воли. Но она не могла выиграть этой схватки. Она должна была почувствовать свой страх и понять, чего боится. Если бы ей это удалось, то та же энергия, которую она использовала для подавления своих чувств, могла бы быть использова­на ее иммунной системой для борьбы с болезнью.

Мы сжимаем челюсти в состоянии решительнос­ти. В большинстве случаев напряжение снижает­ся, когда уходит потребность в решительной моби­лизации воли. Хроническое напряжение в челюсти характерно для человека, находящегося в состоя­нии хронической решительности. В случае с Луис мы увидели, что источником этого напряжения яв­ляется страх и печаль. На самом деле решитель­ность не способна победить страх. Страх можно подавить, и в этот момент мы его не ощущаем, но он сохранится несмотря па защиту, которую мы против него выстроили, как и было в случае Луис. Конечно, бывают ситуации, когда нельзя поддать­ся ужасу, как, например, во время пожара, когда пи в коем случае не стоит впадать в панику. Тогда мы сознательно напрягаем свою волю. Этого не происходит, когда решительность является харак­терологической чертой, встроенной в структуру тела.

Твердое решение не бояться — это больше, чем просто мыслительный процесс. Подбородок дол­жен быть зажат, чтобы человек не мог осознавать страх. Это напряжение не позволяет разрыдаться, пока подбородок не расслабится настолько, чтобы он мог дрожать. Неспособность большинства ро­дителей терпеливо относиться к плачу своих детей вызывает у тысяч детей задатки хронической ре­шительности в дальнейшей жизни. Вначале роди­тели предпринимают усилия для того, чтобы успо­коить ребенка, но когда плач продолжается долго, они могут разгневаться настолько, что будут его пугать или ударят. Плач ребенка приводит неко­торых родителей в бешенство, и ребенок делает вывод, что его следует сдерживать любой ценой. В таких обстоятельствах ребенок начинает подавлять свой плач. Когда он станет взрослым, он, возмож­но, сможет еще уронить несколько слез, по глубо­кие всхлипывания и рыдания будут для него не­возможны. К сожалению, подавляя свой плач, человек подавляет свою способность к любви. На­пряженный, подбородок блокирует приток чувств к губам, что делает поцелуи пустым жестом.

Зажатый подбородок может немного выдаваться вперед или назад. Выдвинутый подбородок озна­чает агрессивную позицию, выражая готовность к борьбе, и ему часто сопутствуют сжатые кулаки и гневный взгляд. Если подбородок заблокирован и обездвижен, подавленная агрессивность не осоз­нается. Втянутый подбородок означает торможе­ние импульса агрессии. Людей с таким строением нижней челюсти иногда называют слабохарактер­ными, пугливыми. Человек не осознает, что сдер­живает какой-то агрессивный импульс. В обоих случаях человек должен освободить свой подборо­док, чтобы он мог свободно двигаться вперед и на­зад, а также в стороны. Во время терапевтических сессий я предлагаю пациентам выдвигать свой под­бородок максимально вперед для того, чтобы они смогли почувствовать агрессивность этого движе­ния. Если человек подавляет в себе гнев, выдвига­ние челюсти может позволить ему это почувство­вать. Если подбородок выдвинут вперед достаточно сильно, гнев становится видимым на лице и в гла­зах, к ним приходит энергия. Я предлагаю также сопровождать это упражнение словесными выра­жениями. Человек может произносить фразы " не­навижу тебя" или даже " убью". Кулаки должны быть сжаты, чтобы вовлечь тело в выражение злости. Сильно выдвинутый подбородок является так­же проявлением непослушания и вызова окружа­ющим. Как мне говорит опыт, каждый пациент должен научиться выражать такую позицию, так как очень немногие из них умеют высказаться от­крыто и прямо против превосходящей силы, пока­зывая таким образом свою волю. В детстве этой превосходящей силой были родители. Во взрос­лой жизни это может быть супруг или начальник. Некоторые пациенты явно проявляют бунтарские черты, в то время как другие это скрывают. Их сопротивление принимает формы неосознанного напряжения тела, которое, таким образом, прини­мает позицию, выражающую " нет". В то время, когда они собираются выполнить какое-то распо­ряжение или просьбу, они внутренне сдерживают­ся от исполнения, что затрудняет достижение ре­зультата. Податливые и бунтарские личности являются в действительности двумя сторонами од­ной медали. Так же как бунтарь подавляет в себе тенденции податливости, человек со слабой волей носит в себе внутреннее бунтарство.

Следующее упражнение призвано освободить на­пряжение мышц подбородка. Установление кон­такта с этим напряжением, а также с чувством гне­ва или убийственной страсти, которая лежит у его основания, является позитивным опытом, дающим человеку больший самоконтроль.

 

Упражнение 9. 2

 

Примите исходную позицию стоя, так, как описано в предыдущем разделе. Выдвиньте подбородок вперед и удерживайте его в этой позиции в течение 30 секунд, дыхание равно­мерное. Чувствуете ли вы какую-либо боль в височно-челюстном суставе? Напряжены ли мышцы? Подвигайте напряженной челюстью вправо-влево, удерживая ее выдвинутой впе­ред. Это движение может вызвать боль в за­тылке. Сейчас откройте рот как можно шире и отметьте, сможете ли вы положить между зу­бами три средних пальца ладони. У многих людей напряжение мышц подбородка настоль­ко сильное, что они не могут широко раскрыть рот.

Позвольте подбородку расслабиться. Сейчас выдвиньте его снова вперед, сожмите кулаки и скажите несколько раз: " Не буду! " — соот­ветствующим тоном. Звучит ли ваш голос убе­дительно? Можете также выполнить это уп­ражнение произнося: " Нет! " В биоэнергетической терапии мы призываем па­циента использовать голос и произносить: " Не буду! " и " Нет! " — как можно более громко для утверждения своей воли. Чем сильнее она будет выражена, тем сильнее будет вызванное этим способом чувство собственного " Я".

Кусание является последним проявлением на­пряжения мышц подбородка, которое требует опи­сания. Во время сосания ребенок часто сжимает десны на груди матери, чтобы успешнее втягивать пищу. Зубы — наш первый орган обороны и атаки. Младенец обретает способность кусаться прежде, чем обретает способность ударить. В детстве неко­торые дети кусаются, выражая таким образом гнев. Мой собственный сын, когда ему было 4 года, уку­сил нашего пса афганской породы, чтобы не дать ему столкнуть себя с дороги. Для большинства ро­дителей удары более приемлемы, чем кусание, которое большинство из них воспринимают как не­что иррациональное и ужасающе животное. Куса­ние груди создает особенные проблемы. Оно часто появляется в тот момент, когда мать пробует от­нять грудь, прежде чем младенец закончил сосать. В такой ситуации укус бывает болезненным, но если мать отреагирует гневом, ребенок может ис­пугаться. Он будет после этого подавлять куса­ние, напрягая мышцы челюсти. Я склонен утверж­дать, что каждый из страдающих синдромом височно-челюстного сустава или напряжением мышц подбородка, подавлял кусание. Освобожде­ние этих движений освобождает напряжение и рас­слабляет челюсти. Подавление их ослабляет зубы и вызывает стоматологические проблемы.

Много лет тому назад, я занимался с пациент­кой, которой часто снилось, что когда она пробо­вала что-то укусить, зубы у нее крошились. Когда мы с ней познакомились, она страдала острым за­болеванием надкостницы, в результате которого у нее выпало несколько зубов. Она находилась под опекой дантиста, но я видел, что она должна дать больше энергии зубам и лицу. Она рассказала мне историю, которую услышала от своей матери. Это была грустная история, которая прояснила ее сон.

Пациентка рассказала, что когда она была ма­ленькой, ее мать играла с ней в следующую игру: давала ребенку свою грудь, но когда ребенок дос­тигал ее губами, забирала ее. Мать забавляло вы­ражение лица ребенка, которое искривлялось в подковку, когда она начинала плакать. В этот мо­мент она снова давала ребенку грудь, для того, что­бы снова ее забрать. В конце концов девочка полу­чала грудь, но эта забава оставила у нее сильный испуг. Способность достигать, схватить и держать грудь ассоциировалась у нее с неуверенностью и беспокойством. Одним из естественных движений было желание укусить грудь, когда она ее получа­ла, чтобы ее задержать. Но она чувствовала, что такое действие могло означать утрату груди. Быть может, она действительно укусила грудь, что мог­ло спровоцировать очень гневную реакцию. Моя пациентка очень рано поняла, что кусание имело бы суровые и неприятные последствия. Опасаясь этого, она изымала всю энергию из зубов и подав­ляла желание кусать. Но это желание не исчезло, так как кусание лежит у истоков животного орга­низма. Однако, как показали сны, реализация этой функции воспринималась ею как опасность. Биоэнергетическое лечение и хорошая опека даигиста значительно улучшили состояние пациентки.

Вонзание зубов в какой-то предмет означает, что мы его достигли, это знает каждое охотящееся жи­вотное. Пациенты должны чувствовать, что они в состоянии укусить, и оценить чувство силы, кото­рое они получают от этого. Упражнение, позволя­ющее достичь этого, заключается в кусании скру­ченного полотенца. Я никогда не перестаю удивляться, как часто люди опасаются, что повре­дят себе зубы. Я часами забавляюсь с ними в пере­тягивании полотенца зубами. Как два пса, борю­щихся за кость, каждый из нас кусает за один конец полотенца и старается вырвать его у другого. Это упражнение активизирует также мышцы шеи, ко­торые у многих людей очень зажаты. Оно не вы­зывает большого риска, если полотенце схвачено коренными зубами.

Конечно же, не каждое движение рта является враждебным движением. Младенцы тянутся губа­ми для получения пищи у матери. Взрослые вытягивают губы при поцелуе. Многим людям трудно деликатно тянуться губами. Когда они пробуют это сделать, то выдвигают вперед подбородок. Как мы видели, это движение выражает негативную пози­цию " Не буду! ", которая сводит на не позитив­ный жест губ, тянущихся для поцелуя. Выдвиже­ние подбородка говорит: " Не уступлю! " Это типичный признак амбиватентности, которая ха­рактеризует поведение невротических личностей. Одна их часть хочет достигать, в то время как дру­гая сдерживается в страхе и гневе. Результат -отсутствие какого-либо чувства при поцелуе. Что­бы осознать возбуждение и радость жизни, надо уметь полностью отдаться своей тоске пли жела­нию близости и контакта Проблема амбивалент­ности должна быть разрешена. Это не удается сде­лать только на уровне психологическом, когда амбивалентность уже ''встроена" в напряжение мышц вокруг рта. Необходимо много упражнять­ся, чтобы активизировать губы независимо от под­бородка Когда напряжение покинет мышцы рта, они будут дрожать от возбуждения, так же, как дрожат ноги от упражнения на заземление Паци­енты чувствуют в это время свои тубы по-новому, живыми.

Большинству людей трудно двигать верхней гу­бой. Их научили сохранять лицо " игрока в покер" (" каменное лицо" ) с жесткой верхней губой, что равнозначно наложению запрета на гонкие чувства. Когда человек не стремится к контакту, он не мо­жет быть отвергнут, а его чувства не могут быть ранены. Ясно, что такого человека сильно травми­ровали в детстве, когда он, со всей невинностью и открытостью, с открытым сердцем стремился к любви. В то же время жесткая верхняя губа, означает кое-что еще, а именно, что когда человека ра­нят, он не плачет В западной культуре существует точка зрения, что плач — это признак слабос­ти. Некоторые люди гордятся своей способностью не поддаваться чувствам боли и печали. Даже ког­да они оказываются перед лицом утраты кого-то близкого, многие из них считают сдерживание пла­ча признаком силы. Могут быть ситуации, когда полезнее не сломаться и не заплакать, но это дол­жна быть здоровая реакция. Должен быть созна­тельный выбор, а не позиция, укорененная в струк­туре тела. Если кто-то не может плакать, он не может получать удовольствие.

Плач как дождь: временами он деликатный, а временами — неожиданный и сильный, но всегда необходимый для жизни земли. - Так же как земля без дождя высыхает и трескается, жизнь без слез становится пустыней. Если мы не можем плакать, мы отгораживаемся от других людей Люди опаса­ются, что если они расплачутся, то потеряют лицо. Часто я слышу, как женщины после глубокого плача говорят, что они выглядят ужасно. Это правда, что их лица немного несобраны, но часто они выгля­дят посветлевшими. Их блестящие глаза и порозо­вевшее лицо напоминают небо после дождя. Оно чистое, ясное и свежее.

Когда проходит буря, умытое свежее небо стано­вится чистым, а мир кажется погруженным в по­кой. К сожалению, у человеческих существ эмоцио­нальные бури редко очищают атмосферу до конца. Причиной этого является тот факт, что спокойствие ума зависит от спокойствия тела Тело в состоянии покоя не неподвижно. Возбуждение проплывает как большая река — глубокое и полное. Так же, как камни в реке нарушают ее течение, вызывая завих­рения, так же и хронические напряжения мышц в теле затрудняют протекание чувств, вызывая конф­ликты и эмоциональный " шум". Эти нарушения де­лают из человеческих существ создания, которым не достает спокойствия духа. Проблема обретения покоя будет темой следующей главы.

 

Глава 10

Успокоение ума

 

На физическом уровне конфликт между  духом и телом ведет к утрате грации. Тот же конфликт на­рушает спокойствие ума. У большинства людей, когда они не спят, ум постоянно активен и одна мысль обгоняет другую, часто без какого- либо по­рядка. Поток мыслей или " поток сознания" рас­сматривается как позитивное явление, но часто ум захватывает слишком большую территорию Личность поглощается мыслями о себе и о своих про­блемах, в определенной степени отделяется oт своего окружения Постоянная занятость тем, что происходит в уме, затрудняет эмоциональный кон­такт с другими людьми и со средой, ослабляет ду­ховное сознание и снижает способность к любви, так как любовь и духовность зависят от способности переступить границы себя. Поглощение мысля­ми не только нарушает способность выхода за пре­делы своего " я", но также ограничивает возможность отождествления личности со своим истинным " Я", частью которого является ощуще­ние своего тела Настоящая грация невозможна без спокойствия ума

У некоторых, очень умных людей, такая гиперактивность ума может породить блестящие науч­ные теории, но существует множество примеров творческого вдохновения, которое пришло неожи­данно, когда человек совсем не старался мыслить. У среднего человека любая умственная активность вращается вокруг личных проблем, которые не имеют обычно никаких логических решений Боль­шинство проблем возникает из конфликта между чувствами и мышлением, между тем, что человек хотел бы сделать и тем, что, но его мнению, он должен делать Если бы мы верили своим чувствам и поступали в соответствии с ними, мы бы наслаж­дались покоем ума В то же время человеческие существа на свое счастье или беду обладаюi умом, который старается понять и контролировать при­роду и тело. Но человек — не Бог, его знания ограничены, а способноеib понимать несовершен­на Думая, что он знает все, человек поворачива­ется против природы Это битва, которую он не может выиграть, но боится проиграть. Пока он бо­рется, пока существует конфликт внутри сто лич­ности, до тех пор он не может познать спокой­ствия ума Конечно, напряжение этого конфликта и интенсивность борьбы может различаться у раз­ных людей. Мы должны понять, что спокойствие ума возникает из внутренней гармонии и гармо­нии с природой.

Во втором разделе я указал на тот факт, что для того, чтобы уметь расслабляться, нам нужна энер­гия. Также справедлив противоположный тезис. Если мы не успокоимся, то не сможем собрать энер­гию, нужную для того, чтобы противостоять стрес­сам социальной жизни. А для того, чтобы успоко­иться, мы должны полностью жить в своем теле. Чем больше нам это удается, тем меньше мы будем опираться на исключительность своего " я". Основ­ное правило биоэнергетики заключается в том, что человек утрачивает контакт с каждой частью тела, в которой присутствует хроническое мышечное на­пряжение. Чем более жестким является тело, тем меньше в нем ощущений, и тем больше оно уподобляется машине. Одновременно мозг становит­ся более активным, и человек начинает основы­вать " самоощущение" исключительно на своих мыслительных процессах. Тело становится только аппаратом для переноса головы и производства ею мыслей В таком человеке очень мало жизни и ду­ховности

Жизнь жесткой личности становится со време­нем безустанной борьбой за разрешение ее внут­ренних конфликтов. В течение дня мозг работает без перерыва. Ночью человеку постоянно снятся сны. Сны предпринимают бессознательную попыт­ку разрешения конфликтов и снижения напряже­ния в теле. Несмотря на то, что образы сна возни­кают в мозгу, в сон вовлекается все тело. Мы знаем, что снам сопутствуют быстрые движения глаз и сексуальное напряжение. Сновидящий может раз­говаривать, а также плакать и кричать во сне, и даже бить руками и ногами со злости. Во время сна защитная функция эго ослаблена. Напряже­ние, порождающее сны, может возникать из све­жих впечатлений или из подавленных пережива­ний детства. Сон может произрастать из напряжения, источник которого коренится в чело­веческой природе, а именно в конфликте между всезнающим умом и инстинктивным телом, между индивидуальностью и самостью, между контролем и верой.

Конфликт обладает в одинаковой степени как творческой, так и разрушительной силой. Дебаты между приверженцами двух противоположных взглядов могут привести к глубокому пониманию. В то же время война между ними была бы разру­шительной для обеих сторон, вне зависимости от того, кто одержал бы победу. Древние китайцы осознавали, что существует потребность в гармо­нии между противоположными состояниями и про­тивоположными силами. В современном мире мы могли бы достичь такой гармонии через интегра­цию философии Востока с философией Запада. Западный путь к спокойствию ума проходит через анализ или терапию. Восточный метод — это ме­дитация Рассмотрим сейчас оба способа и попро­буем показать, как их можно интегрировать.

Прежде всего надо отдать себе отчет в том, что большая часть терапевтических усилий не помога­ет людям разрешить конфликты и успокоить ум. Я считаю, что у этого существуют две основные при­чины. Одна из них состоит в том, что терапевт не вполне понимает сущность проблемы, а другая, связанная с первой, состоит в том, что мы возлага­ем слишком большие надежды на изменение пове­дения. Я очень часто подчеркивал в этой книге, что нужно смотреть на тело, наблюдать его движе­ния, читать его выражения для того, чтобы понять человека, распознать и лечить его эмоциональные нарушения. Эти нарушения отпечатываются в структуре тела и нарушают пластичность и грацию Анализ или терапия, концентрирующаяся в основ­ном на жалобах или симптомах, не является цело­стным подходом, так как не рассматривает челове­ка в целом. Обаяния невозможно достичь, работая исключительно с умом. Ошибочно полагать, что глубокие эмоциональные конфликты удастся раз­решить только через сознательное понимание. Зна­чительно большую часть наших действий и пове­дения направляют чувства и импульсы, в которых мы можем, но не должны давать себе отчет. Ана­лиз старается вскрыть эти неосознаваемые силы, какими бы грозными они не были, и привести их в сознание. Психоанализ основывается в основном на свободных ассоциациях, на толковании снов, оговорок и опирается на перенесение. Вся эта ра­бота должна пролить свет на бессознательное. Юнгианский анализ основывается в большей сте­пени на интерпретации снов. Однако, так как эти методы опосредованы, в большинстве случаев они не достигают достаточной глубины. Даже если па­циенты начинают осознавать свои подсознательные мотивации, такое понимание не приводит., в ос­новном, к выразительным переменам. Невротичес­кое поведение, в основном, " встроено" в тело по­средством хронических мышечных напряжений, которые ум совершенно не может контролировать. Эти напряжения должны быть освобождены, пос­ле чего может наступить разрешение конфликта.

Биоэнергетика — более сильная и эффективная техника, чем обычный анализ, так как она позво­ляет напрямую прикоснуться к тому, что не осоз­нается. Читая " язык тела", терапевт может немед­ленно увидеть личностные конфликты пациента, проявляющиеся в жестких хронически напряжен­ных областях. Работая с телом, как описано в пре­дыдущих разделах, пациент учится чувствовать эти напряжения и входит в контакт именно с тем, что не осознавалось. Такой подход не игнорирует при­менение словесного анализа, в том числе толкова­ние снов и анализ сопротивления и переноса, но концентрируется прежде всего на теле. Жесткость и хроническое напряжение поддаются разрешению и расслаблению, а тело освобождается, чтобы оно могло ощущать жизнь духа. В результате этого тело возвращает свое естественное обаяние. В большин­стве случаев люди не могут достичь этого сами. Чувства, которые были подавлены, являются слишком устрашающими и вызывают сильное сопротив­ление. В этом случае необходим терапевт, кото­рый выполняет роль проводника по бессознатель­ному пациента. Насколько хорошим проводником он оказывается, зависит от того, в какой степени он исследовал незнакомый мир своего собствен­ного бессознательного. Я люблю сравнивать тера­певтические переживания с приключениями Дан­те в " Божественной комедии". Когда поэт потерялся в лесу, где к нему обращаются три диких бестии, он вызывает Беатриче, свою опекуншу в небе. Так как дорога к дому проходит через ад и чистилище, Беатриче посылает римского поэта Вергилия, что­бы тот его проводил. Проходя через ад, Данте смот­рит на те кары, которые предназначены грешни­кам. Этот переход очень опасен, один неосторожный шаг может навсегда оставить его в аду. Только благодаря проводнику Вергилию, Данте удается безопасно пройти через ад и чистилище. В процессе терапии пациент проходит через похожий опыт, проходя по дороге самопознания к здоро­вью. Его собственный ад складывается из пережи­ваний — отчаяния, паники, злости, унижения, ко­торые он подавляет, чтобы выстоять. Хронические мышечные напряжения, которые провоцируют эти подавленные чувства, не удается полностью осво­бодить, пока сами чувства не придут в сознание и не выразятся. Этот процесс требует помощи тера­певта, который уже прошел через свой собствен­ный ад, открывая опасные зоны и отыскивая из них выход.

Большинство современных людей зависли меж­ду раем и адом, откуда они могут заглядывать и туда и сюда. Мы переживаем взлеты, но довольно часто переживаем и падения. Единственное, что можно сделать в этой опасной ситуации — это то, что сделал Данте, — мы должны, исследуя свой собственный ад, опуститься в глубины своего су­ществования со светом сознания. Ад будет поверг­нет, так как он может существовать только в тем­ноте То же самое относится и к подавленным чувствам Как только они осознаются и принима­ются, они уже не могут нас беспокоить.

На рабочем семинаре по биоэнергетике, одна из моих пациенток стояла перед группой участников и выкрикивала свою ненависть к матери за то, что та не позволяла ей быть личностью и сама не была личностью. Мать Жанет никогда сама не проявля­ла своих чувств и не позволяла своей дочери их выражать. Она была женщиной покорной, кото­рая одевала на лицо улыбку и считала, что все идет так, как должно идти. Отец Жанет был тупо­ватым, хамским и замкнутым в себе человеком, который с бешенством относился ко всем женщи­нам, не исключая дочери. Жанет, которая была привлекательной женщиной с немного кукольной красотой, обратилась за помощью, жалуясь, что се тело " одеревеневшее и нечувствительное с головы до стоп". Несмотря на то, что у нее не было ника­ких органических нарушений, она никогда не ис­пытывала никаких сексуальных чувств. Ее един­ственным стремлением было получить немножко доброты. Она встречалась с мужчинами, которые ее использовали, и работала для работодателей, которые ее эксплуатировали. У нее были все при­чины ощущать гнев.

В процессе длительной терапии Жанет немного оживилась. Ее телу вернулась чувствительность, она начала ощущать себя личностью и стала наста­ивать на своем. В то время, когда она выступила

на семинаре, она еще не вернула себе своей сексу­альности, несмотря на то, что чувствовала, как глу­боко была ранена и какой печалью она объята из-за того, что гак много потеряла в жизни. Когда она выкрикивала свою ненависть перед группой, ее лицо было искривлено, глаза стали маленьки­ми, и она потрясала при этом сжатыми кулаками. Она выглядела демонически. Создавалось впечат­ление, что в ней произошел взрыв, и спущены с цепи все адские фурии. Позже она призналась, что на определенном уровне знала, что в ней таится такая ненависть, но не могла ее достичь, так как чувствовала, что ее ненависть была монстром. Ког­да она выплеснула из себя эту ненависть, ее лицо расслабилось и стало мягким, а глаза приобрели блеск. Она почувствовала себя более свободной.

Мы представляем себе ад, как место, располо­женное глубоко в недрах земли. Наш собственный ад находится глубоко в недрах нашего тела, в по­лости таза, где покоится наша сексуальность, зако­ванная в цепи. Тут находятся корни нашей настоя­щей духовности, таится энергия кундалини. Это здесь, в лоне, начинается жизнь, и здесь мы впер­вые получаем опыт райского счастья. Когда мы по­являемся на свет, мы как бы изгоняемся из рая. Мы можем быть счастливы, когда лежим в безопасно­сти на руках у матери и сосем ее грудь. Мы также можем познать счастье, когда мы в безопасности, благодаря любви нашего партнера или партнерши, соединяемся в сексуальном объятии. Случаются также другие ситуации, в которых мы переживаем радость удовлетворения, однако я думаю, что это мы можем познать, когда находимся в контакте с глубокой частью себя. Мы знаем, что это случается тогда, когда мы чувствуем, как волна возбуждения поднимается со дна таза и проходит вдоль ног к земле.

Восточные религии оценили насколько важно выйти из головы и войти в глубины своего суще­ствования. Для этой цели используется медитация. Успокоив ум, мы можем услышать звуки души. Основы медитации весьма просты. Надо найти спо­койное место, где мы будем свободны от шума и беспокойств со стороны внешнего мира. Жители Востока обычно принимают позу лотоса или са­дятся на пятки на подстилку. Западные люди. вероятно, предпочли бы сесть в кресло. Для того, чтобы успокоить ум, повторяется мантра или ко­роткая молитва. Часто используется звук " ом", который звучит как звук колокола. В трансцен­дентальной медитации каждый человек получает свою собственную мантру. Я считаю, что содержа­ние ее маловажно. Это звук и повторение оказывают успокаивающий эффект. Известно, что когда мы думаем, голосовые связки активны, несмотря на то, что слов человек не произносит. Когда го­лосовые связки заняты созданием простых звуков, они не могут одновременно формировать слова. Для того, чтобы правильно медитировать, не обя­зательно произносить звуки. Ключом к медитации является глубокое дыхание, которое помогает рас­слабиться. Однако в этом случае мы сталкиваемся с тем фактом, что не удается освободить хроничес­кое напряжение мышц, которое мы не осознаем. Большинству людей требуется аналитическая и физическая работа с этими напряжениями, чтобы освободить тело из их объятий. Я отметил, что медитация более успешна для людей Востока, чем для жителей Запада, которые более напряжены. Однако, если мы сможем расслабиться и глубоко дышать, медитация позволит достичь определен­ного успокоения ума, что показывает следующее упражнение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...