Управление психическим состоянием
Управление психическим состоянием может осуществляться пятью способами: с помощью физических, фармакологических, физиологиче ских, психологических и иррациональных методов (рис. 14.3). Рис. 14.3. Методы управления психическими состояниями Отдельные варианты применения этих методов показаны в табл. 14.3. Таблица 14.3. Примеры использования различных методов управления функциональным состоянием человека
ГЛАВА 15.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС ОБЩЕ ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований многих отраслей науки: биологии, медицины и психологии. Концепция стресса Ганса Селье была революционной для науки сере дины- XX века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер, и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воз действия, который назвал адаптационным синдромом, или стрессом (от английского слова stress — напряжение).
Работы Г. Селье положили начало системному исследованию этого явления, в результате чего к настоящему времени установлена общая последовательность событий, запускающих стрессовые реакции у человека при длительном воздействии на него неблагоприятных факторов среды (рис. 15.1). Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса: □ тревоги; □ резистентности (адаптации); □ истощения (рис. 15.2). На первом этапе стресса организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, на втором этапе происходит адаптация к новым условиям, но если стрессор продолжает действовать длительное время, то происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.
Рис. 15.1. Схема нервно-гуморальных процессов, происходящих в организме человека при стрессе. Темными стрелками показаны процессы, которые положены в основу концепции Г. Селье' Следует отметить, что в ранних исследованиях Ганса Селье нервной системе и психике было отведено скромное место, и лишь в своих поздних работах этот автор признал важное значение психологических аспектов стресса для человека. В его теории к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, но позже
1 Из книги Щербатых Ю, В. Психология стресса и методы коррекции. Питер, 2006. - С. 16. СПб.:
Рис. 15.2. Стадии развития стресса по Г. Селье Селье выделил две формы стресса: полезную — эустресс, и вредоносную — дистресс. Таким образом, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Существует ряд факторов, которые могут способствовать переведению начального «неопределенного» стресса в негативную или позитивную форму (табл. 15.1). Таблица 15.1. Факторы, способные модифицировать исходное состояние стресса в дистресс или эустресс Источником многих стрессов человека является несоответствие между генетическими программами, управляющими его реакциями в экстремальных ситуациях, и реалиями социальной жизни современного человека. В данном случае мы сталкиваемся с одним из вариантов проявления фундаментального противоречия биосоциальной природы человека. Взаимосвязь между врожденными реакциями и социальными нормами показана на рис. 15.3.
Рис. 15.3. Противоречие между биологической природой человека и его социальными функциями как источник стресса Из книги Щербатых Ю. В. Псих ология стресса и методы коррекции. - СПб Питер, 2006. - С. 102.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|