Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление психическим состоянием




Управление психическим состоянием может осуществляться пятью способами: с помощью физических, фармакологических, физиологиче ских, психологических и иррациональных методов (рис. 14.3).

Рис. 14.3. Методы управления психическими состояниями

Отдельные варианты применения этих методов показаны в табл. 14.3.

Таблица 14.3. Примеры использования различных методов управления функциональным состоянием человека

Группа методов Примеры
Физические методы Холодный, теплый или контрастный душ, бассейн, сауна, русская парная баня, ультрафиолетовый свет, цветосветовое воздействие, функциональная музыка и пр.
Фармакологические методы Алкоголь, наркотические вещества (кокаин, героин, марихуана и пр.), лекарственные вещества (естественные растительные препараты — валериана, пустырник, элеутерококк, женьшень; транквилизаторы; нейролептики)
Физиологические методы Массаж, физкультура, акупунктура
Психологические методы Аутогенная тренировка, нейролингвистическое программирование (НЛП),рациональная психотерапия
Иррациональные методы Религиозные медитации, магические заклинания, обряды, ритуалы и пр.

ГЛАВА 15.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС

ОБЩЕ ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований многих отраслей науки: биологии, медицины и психологии. Концепция стресса Ганса Селье была революционной для науки сере дины- XX века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер, и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воз действия, который назвал адаптационным синдромом, или стрессом (от английского слова stress — напряжение).

Работы Г. Селье положили начало системному исследованию этого явления, в результате чего к настоящему времени установлена общая последовательность событий, запускающих стрессовые реакции у человека при длительном воздействии на него неблагоприятных факторов среды (рис. 15.1).

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

□ тревоги;

□ резистентности (адаптации);

□ истощения (рис. 15.2).

На первом этапе стресса организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, на втором этапе происходит адаптация к новым условиям, но если стрессор продолжает действовать длительное время, то происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

 

Рис. 15.1. Схема нервно-гуморальных процессов, происходящих в организме

человека при стрессе. Темными стрелками показаны процессы, которые

положены в основу концепции Г. Селье'

Следует отметить, что в ранних исследованиях Ганса Селье нервной системе и психике было отведено скромное место, и лишь в своих поздних работах этот автор признал важное значение психологических аспектов стресса для человека. В его теории к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, но позже

1 Из книги Щербатых Ю, В. Психология стресса и методы коррекции. Питер, 2006. - С. 16.

СПб.:

 

 

Рис. 15.2. Стадии развития стресса по Г. Селье

Селье выделил две формы стресса: полезную — эустресс, и вредоносную — дистресс. Таким образом, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Существует ряд факторов, которые могут способствовать переведению начального «неопределенного» стресса в негативную или позитивную форму (табл. 15.1).

Таблица 15.1. Факторы, способные модифицировать исходное состояние стресса в дистресс или эустресс

Источником многих стрессов человека является несоответствие между генетическими программами, управляющими его реакциями в экстремальных ситуациях, и реалиями социальной жизни современного человека. В данном случае мы сталкиваемся с одним из вариантов проявления фундаментального противоречия биосоциальной природы человека. Взаимосвязь между врожденными реакциями и социальными нормами показана на рис. 15.3.

Генетически запрограммированные реакции организма   Особенность социальных стрессов
     
Стрессор непосредственно воздействует на организм человека, вызывая его повреждение Стрессор действует опосредованно, в широком временном промежутке и не несет прямой угрозы существованию организма
 
Ответная реакция организма направлена на физическое взаимодействие с повреждающим фактором среды и заключается в борьбе с ним или бегстве от него Ответная реакция организма направлена на выбор наиболее эффективного способа адаптации к измененной социальной среде
 
Автоматизированный ответ на стрессор (выделение соответствующих гормонов и активизация мышечной системы) могут свести ущерб от стрессора к минимуму Выделение адреналина, чрезмерные эмоции, повышение артериального давления и усиление мышечного тонуса только мешают человеку осуществить успешную социальную адаптацию к стрессору

       
   
 
 


Рис. 15.3. Противоречие между биологической природой человека и его социальными функциями как источник стресса

Из книги Щербатых Ю. В. Псих ология стресса и методы коррекции. - СПб Питер, 2006. - С. 102.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...