Исследование внимания в когнитивной психологии
В когнитивной психологии можно выделить три группы теорий относительно механизмов внимания: □ внимание как селекция; □ внимание как умственное усилие или ресурсы; □ внимание как перцептивное действие. Внимание как селекция. Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких)1. Представление о «селективном внимания» (модель ранней селекции) было сформулировано Д. Бродбентом в его работе «Восприятие и коммуникация». Функционирование внимания он сравнивал с работой электромеханического фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу нейрона «все или ничего». Данная концепция исходила из того, что перерабатывающая система представляет собой канал с ограниченной пропускной способностью, поэтому для отбора нужной и игнорирования ненужной информации перед этим каналом располагается фильтр, работающий на основании параметров, определенных конечной задачей деятельности. Информация попадает из окружающей среды в сенсорный регистр (рецепторы), затем в кратковременную память (здесь информация обрабатывается параллельно) и потом в фильтр. Последний связан с системой долговременной памяти (хранилищем условных вероятностей Примером селекции является ситуации «вечеринки с коктейлем», когда из множества одновременно звучащих голосов человек может произвольно выбирать голоса определенных людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей. прошлых событий), определяющей, что надо извлекать из информационного потока. Настройка фильтра определяется параметрами задачи текущей деятельности (рис. 12.3). Таким образом, внимание есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью и настроенный на определенные аспекты стимуляции.
Рис. 12.3. Схема селективной гипотезы внимания Внимание как умственное усилие или распределение ресурсов. Теории, направленные на изучение силовой характеристики внимания, отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения энергии внимания на разные объекты. Одну из моделей внимания, созданную в рамках данного подхода, предложил Д. Канеман. Ниже мы при водим несколько тезисов этого подхода. 1. Внимание — это трата психических сил на что-то, а так как сил (ресурсов) никогда не бывает достаточно, то задача внимания — оптимально распределить их среди множества объектов внешнего мира. 2. Степень умственных усилий (активация) определяется не столько желаниями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. 3. Главным фактором распределения ресурсов для человека является «блок оценки требований задачи кресурсам внимания». 4. Существует еще один блок («постоянные правила»), который работает по законам непроизвольного внимания и может вметаться в процесс решения задачи, перераспределяя энергию между отдельными текущими задачами. 5. Также на распределение энергии внимания влияет «блок действующих в данный момент желаний и намерений», работающих по принципу произвольных действий. 6. На интенсивность внимания влияет и общее активационное состояние организма. При падении его ниже какого-то значения выполнение за дач невозможно. Внимание как перцептивное действие. Данный подход был предложен У. Найссером, который ввел понятие «предвнимания» и выделил две стадии переработки информации: первую — пассивную, и вторую — активную (во время конструирования образа). Внимание рассматривалось этим автором как персептивное действие, которое во многом носит автоматический, врожденный характер, но может модифицироваться в процессе научения. Изменения в настройках внимания во время научения подготавливают субъекта к приему определенной информации и облегчают избирательное использование ее нужных элементов.
НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания, основные из которых показаны в табл. 12.3. Таблица 12.3. Процессы нарушения внимания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|