Номотетическое и идиографическое описание личности
Номотетический подход (греч. «номос» — закон, закономерность) — это исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду. Таким образом, при номотетическом под ходе психолога интересуют средние показатели (нормативы) лично стных черт, общие для разных людей. Идиографический подход (греч. и диос» — своеобразный, принадлежащий кому-то) — исследование своеобразия отдельных личностей, нахождение неповторимых индивидуальных черт (табл. 20.6). Таблица 20.6. Сравнение номотетического и идиографического описание личности
Оба эти подхода одновременно и противоположны, и тесно связаны между собой. Дело в том, что каждый человек в чём-то: □ похож на всех других людей; □ похож на некоторых людей; □ не похож ни на кого. Поэтому оба эти подхода, во-первых, взаимно дополняют друг друга, а во - вторых, служат основанием для применения альтернативного подхода, в частности, номотетический подход создает условия для идеографического описания и наоборот (рис. 20.6). Рис. 20:6. Взаимосвязь номотетического и идиографического подходов к описанию личности ГЛАВА 21. ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент — психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Выделяют следующие основные особенности темперамента чело века: □ темперамент — биологический фундамент, на котором формируетсяличность; □ свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными; □ согласно современным данным темперамент обусловлен свойствами нервной системы конкретного человека. В истории психологии известны разные теории темперамента. В частности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу Гиппократу, который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма (кровь, лимфа и желчь). Древнеримский ученый Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента, которые представлены в табл. 21.1. Таблица 21.1. Классификация темпераментов Галена
Немецкий психолог Эрнст Кречмер попытался увязать темперамент со строением тела (конституционная теория темперамента). Его взгля ды на темперамент отражены в табл. 21.2.
Таблица 21,2. Теория темперамента Кречмера
Американский ученый Уильям Герберт Шелдон ввел в психологию свое представление о темпераментах, основанное на эмбриологических предпосылках (он связал темперамент человека с особенностями его зародышевого развития). Выделял три типа телосложения, каждый со своим темпераментом (табл. 21.3). Таблица 21.3. Теория темперамента Шелдона
По мнению русского физиолога И. П. Павлова, темперамент человека (как, впрочем, и животных) всецело зависит от свойств нервной си темы организма. Он выделил три основных свойства нервной системы: илу, уравновешенность и подвижность (рис. 21.1). В зависимости от сочетания данных свойств он выделил несколько типов высшей нервной деятельности человека.
Рис. 21.1. Теория темперамента И. П. Павлова Соотношение темпераментов по Галену и по Павлову Меланхолик — это слабый тип нервной системы по Павлову, неспособный выдерживать сильные нагрузки. В ответ на них в центральной нервной системе развивается процесс «запредельного торможения». Холерик — сильный и неуравновешенный тип, бурно реагирующий на воздействия, способный к активным действиям и сильным эмоциям. Флегматик— сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, способный выдерживать длительные и сильные нагрузки. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип, с регулярно чередующимися процессами возбуждения и торможения. Еще одна попытка объяснения темперамента принадлежит отечественному психологу Б. М. Теплову, который писал следующее: «Темперамент — характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой» (Теплов Б. М., 1985)1. Цит. по: Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2002. - С. 553. Таким образом, согласно взглядам этого ученого главным компонентом темперамента являются эмоции, а точнее скорость и сила их проявления. Выделяют следующие критерии темперамента: □ в большой степени определяется на генетическом уровне; □ рано проявляется в детстве;
□ устойчив в течение длительного периода жизни человека; □ проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека; □ коррелирует с некоторыми индивидуальными анатомическими и физиологическими параметрами организма (свойствами нервной системы, формой тела и т. д.). ГЛАВА 22. ХАРАКТЕР ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ В переводе с греческого «характер» — это «печать, чеканка, примета». Действительно, характер — это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Характер — совокупность устойчивых черт личности, которая обусловливает типичные для индивида способы поведения. Характер базируется на биологически обусловленных подструктурах личности и отражает общественные условия и направленность воспитания. Характер проявляется в различных областях жизни человека: в трудовой деятельности, в общении, в привычках в отношении человека к другим людям и самому себе. Типичные для данного человека поступки называют характерными, а особенности таких типичных для данного человека поступков переносят на него в целом. Например, о человеке, совершившем несколько смелых поступков, говорят, что он смел, о человеке, который говорит преимущественно правду, говорят, что он честен или правдив, и т. д.1 Подробнее о взаимосвязи черт характера и поступков человека можно узнать из книги: Щербатых Ю- В. Психология личностных качеств. — М.: Эксмо, 2007. С другой стороны, даже смелый человек может струсить в определенных обстоятельствах, а честный человек иногда не решится сказать горькую правду, которая может ранить близкого ему человека. Поэтому характерными принято считать только наиболее устойчивые и наиболее часто проявляющиеся особенности человека. Та или иная черта характера может проявиться только в определенных жизненных обстоятельствах. Например, наличие волевого или безвольного характера может проявиться только при наличии у человека сознательной цели и препятствий на пути к ней. Характер формируется в течение жизни человека, начиная с рождения и до самой смерти. В первые годы жизни формирование характера идет наиболее интенсивно, а в зрелые годы он меняется весьма слабо. Тем не менее значимые события, чрезвычайные обстоятельства, резкие изменения жизни могут оказать существенное влияние на характер человека и привести к его изменению даже в зрелые годы. При этом между условиями жизни, человека и его характером существуют прямые и обратные связи. Благодаря тому или иному характеру человек начинает заниматься определенным видом деятельности, у него формируется определенный образ жизни. Но, с другой стороны, образ жизни также может влиять на характер. Например, смелый, отважный человек выбирает профессию летчика-испытателя, а особенности данной профессии усиливают черты смелости и самообладания в характере.
В разные периоды истории люди по разному объясняли становление характера человека: □ исходя из даты рождения человека (астрология и гороскопы); □ исследуя отношения между чертами лица и характером (физио гномика); □ изучая связь между строением черепа и характером (френология) (рис. 22.1);
Рис. 22.1. Схематическое изображение зон черепа человека с «буграми» соответствующих склонностей и способностей в американском френологическом журнале XIX века □ обнаруживая связь между кожным рельефом ладоней человека и его характером (хиромантия); □ фиксируя связь между строением тела человека (его конституцией) и характером (Кречмер). Выразительные признаки характера — это признаки, по которым можно делать выводы о наличии у человека тех или иных черт характера. К ним относятся: 1) речь: громкая -- тихая, быстрая — медленная, эмоциональная — сухая, императивная — заискивающая; 2) лицо: напряженное — расслабленное; живое — застывшее, добро душное — высокомерное; 3) глаза: взгляд хитрый — прямой, грустный — веселый; 4) поза: гордая — заискивающая; уверенная — робкая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|