Регуляция действий и самоконтроль
⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 Внесение изменений, направленных на уменьшение рассогласования между задуманным (или требуемым) и фактически складывающимся ходом действий, называется их регулированием. Человек, мастерски владеющий действием (трудовым, спортивным), отличается от новичка не тем, что просто затвердил это действие, а тем, что умеет тонко регулировать свое поведение. Регулирование действий обычно идет по следующей схеме (рис. 26.6). Рис. 26.6. Регулирование действий в процессе деятельности Различают внутренние и внешние условия осуществления действий и операций. К внутренним условиям относятся все особенности человека и его поведения, способствующие или противодействующие достижению цели. Это состояние здоровья человека (телесного и нервно-психического), его опыт (знания, навыки, умения, уровень образования), устойчивые личные качества (трудолюбие или лень; исполнительность или самоволие; внимательность или рассеянность); временные психические состояния (утомление, заинтересованность, скука); убеждения. К внешним условиям относят все предметы и действия сторонних людей, способствующие или противодействующие достижению цели. Предметные условия: объекты действия (вещественные предметы, ин формация, живые существа, в том числе люди) и орудия действия (вещественные и функциональные). Социальные условия (социальные нормы) — это требования общества к поведению человека, а также особенности корпоративной культуры; социально-коммуникативные — требования к социально-психологическому климату в коллективе (рис. 26.7). Рис. 26.7. Условия успешного выполнения действий
ГЛАВА 27. СПОСОБНОСТИ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Способности — индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого то вида деятельности. Существует два основных подхода к понятию «способности», представленные наглядно на рис. 27.1. Рис. 27.1. Подходы к понятию способностей К настоящему времени в отечественной науке сложилось следующее представление о способностях (рис. 27.2). Рис. 27.2. Признаки способностей По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к растению, которое вырастет из этого зерна, так и способности человека являются лишь возможностью для успешного приобретения знаний и умений. Но зерно впоследствии даст хороший урожай лишь при условии, что характер почвы, интенсивность полива и температура окажутся благоприятными для растения. Также и способности человека только тогда превратятся в знания и умения, если у человека будут все условия для развития его способностей, а сам он будет много трудиться над их развитием. ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ 1. Способности развиваются на основе задатков — психофизиологических особенностей человека. 2. Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена. 3. Отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей. 4. Всякая деятельность сложна и многогранна. Соответственно, способности имеют синтетический характер. Например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху. Для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, гармонии, стремление к прекрасному, трудолюбие и т. д. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ Морфо-физиологической базой для развития способностей являются задатки. Так, задатками музыкальных способностей будет соответствующее строение улитки и височной коры больших полушарий, для развития актерских способностей нужно наличие достаточно развито го голосового аппарата и эмоциональных зон мозга, а также хорошая мышечная координация и т. д. Развитие способностей начинается с первых дней жизни и может продолжаться всю жизнь. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов (рис. 27,3).
Рис. 27.3. Этапы становления способностей Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребенка до 6-7 лет. Становление специальных способностей начинается в дошкольном детстве и продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность, особенно если они имеют творческий характер. Оценить, на сколько развиты способности у ребенка, мы можем по динамике их развития — то есть по скорости освоения той или иной деятельности. Для развития способностей ребенка нужны определенные условия (рис. 27.4). Рис. 27.4. Условия плодотворного развития способностей у ребенка Реально судить о способностях ребенка можно, но совокупности следующих показателей: □ скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью; □ качественный и количественный уровень достижений; □ склонность к занятиям данной деятельностью; □ цена успехов (соотношение достижений и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов). Условия развития у человека социальных способностей 1. Наличие общества, социально-культурной среды, которая включает предметы материальной и духовной культуры. 2. Наличие в ближайшем социальном окружении человека людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и могут передать ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания. 3. Необходимость участия в тех видах человеческой деятельности, которые имеют отношение к его способностям. Существуют различные подходы к классификации способностей. Иx разделяют на общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие. Попробуем свести их в одну схему, используя позитивные стороны разных взглядов на разнообразие способностей (рис. 27.5).
Рис. 27.5. Виды способностей Можно построить и иную классификацию способностей, которая будет носить дихотомический характер и делить их на общие и специальные, простые и сложные (табл. 27.1). Таблица 27.1. Классификация способностей
СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: □ вычислительные способности; Q логические способности; □ способность к обобщению математического материала; □ гибкость мыслительных процессов при решении математических задач; □ изобретательность; □ пространственное мышление и др. Структура литературных способностей предполагает: □ богатую фантазию; □ наличие ярких наглядных образов памяти; □ чувство языка; □ глубокий интерес к психологии людей; □ потребность в самовыражении; □ высокий уровень развития эстетических чувств и др. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное. С учетом этих особенностей структура педагогических способностей может выглядеть так (рис. 27.6).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|