Влияние физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на физическое состояние детей подросткового возраста
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Значительная роль физических упражнений, в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, поддержании высокого уровня работоспособности, доказана многочисленными исследованиями [21], которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка, в сочетании с рациональным питанием и образом жизни, является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни [22]. Физические упражнения благоприятно воздействует на рецептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют пирамидную и экстраполярную системы. Дети школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечнососудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям. Генетическая потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни и зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка. При этом по данным Минздрава России (2009), оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 - 2,5 часов в день [23]. Наряду с этим в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста [24].
С учетом вышесказанного, следует отметить, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов [25]. Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций [26]. Прежде всего, следует помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор. Существует и другая крайность. Многие считают, что чем больше занимаешься, тем полезнее для здоровья и, что особенно полезны те упражнения, которые сопровождаются большими нагрузками (культуризм, марафонский бег и т.п.). В действительности же не существует линейной зависимости между величиной нагрузки и её положительным влиянием на состояние здоровья. Оптимальный эффект достигается только при определённых величинах нагрузки, диапазон которых в общем-то невелик, и в очень большой степени индивидуален. Снижение нагрузки ниже этого диапазона вызывает не пропорционально резкое снижение оздоровительного эффекта. Повышение нагрузки выше верхней границы оптимальности не приводит к столь же значительному улучшению показателей здоровья, и более того, может оказать отрицательное воздействие на его состояние [27].
Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства [28]. Исследованиями установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других, жизненно важных для человека качеств, двухразовых занятий в неделю совершенно не достаточно. Подростку должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания [29]. Выводы Таким образом, в ходе написания курсовой работы, на основании сбора данных литературных источников и личном опыте, нами была выполнена цель, которая заключалась в анализе и выявлении значимости процесса физической рекреации детей в летних оздоровительных лагерях. Цель, была разделена на ряд следующих задач: 4) Выявить особенности физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях детского летнего оздоровительного лагеря 5) Определить влияние физкультурно оздоровительной деятельности на физическое состояние детей 11-15 лет. Считаю, что данные цели были обоснованы и достигнуты в данной работе, подтверждая это тем, что основываясь на авторитете изученных нами трудов авторов, физкультурно-оздоровительные занятия, сочетающие в себе оздоровительный бег, спортивные и подвижные игры, позволят повысить эффективность летнего отдыха детей, и будут оказывать оздоровительное и профилактическое воздействие на их организм и способствовать повышению двигательной активности. Данное утверждение планируем доказать экспериментально в трудах дипломной работы.
Список использованной литературы и источников
1. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: Основы знаний / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2005. - 224 с. 2. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию [Текст] / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. 3. Лаврушина, Е.К. Информация для осмысления // Физическая культура в школе. – 2007. - № 2. – С. 38. 4. Вишневский, В. А. Здоровье сбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В.А. Вишневский. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2002. –270 с. 5. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" Статья 12. Образовательные учреждения п. 3. 6. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Вопросы психологии, 1971. № 4, – 20 с. 7. Приложение № 2 к письму Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06. 8. Белова, Н. Ю. Социальная ценность физкультурно-спортивной деятельности в средней профессиональной школе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: СБ. ст. по материалу 30 международной, научной практической конференции, № 10 (30). – Новосибирск: СибАК, 2013. 9. Баршай, В.М. Физкультура в школе и дома / В.М. Баршай. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 256 с. 10. Байбородова, Л.В., Бутин, И.М., Леонтьева, Т.Н., Масленникова, С.М. Методика обучения физической культуре: 1-11 классы: методическое пособие / Л.В. Байбородова, И.М. Бутин и др. - М., 2004. 11. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт, 2000. 12. Муравьев, В.А., Назарова, Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. - М., 2004. 13. Настольная книга учителя физической культуры: Справочно-методическое пособие / Составитель Б.И. Мишин. - М., 2003. 14. Трошинская, Э. Классификация рекреационных форм физической культуры/Э. Трошинская. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 98 с. 15. Анциферова Е.С. Комплексная оценка физического развития кандидатов для обучения и воспитанников военных образовательных учреждений среднего общего образования: автореф. дис. канд. мед. наук. – СПб., 2007. – 20 с.
16. Вельтищев Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России // Рос. в перинатологии и педиатрии. – 2000. – № 1 – С. 5–9. 17. Козлов А.И., Вершубская Г.Г., Лисицын Д.В. Долговременные изменения антропометрических показателей детей в не которых этнических группах РФ // Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. – 2009. – Т. 87, № 3. – С. 63–67. 18. Нагаева Е.В. Рост как критерий здоровья ребенка // Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. – 2009. – Т. 87, № 3 – С. 58–63. 19. Тришкин А.Г. Комплексная оценка физического развития детей и подростков г. Ростов на Дону // Валеология. – 2000. – № 1. – С. 61–72. 20. Ямпольская Ю.А., Година Е.З. Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России // Рос. педиатр. журн. – 2005. – № 2. – С. 30–39. 21. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 2005. - 176 с. 22. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФК и С, перераб., доп. издание, 2001 -.63 с. 23. Мотылянская Р.Е. Спорт и возраст. - М.: Медицина, 2002 24. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пос.: Академия, 2004. - 480 с. 25. Демидова Е.В Спорт и (или) школа? // газета «Российская неделя». - 2009. - №150. - С. 28-33 26. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 2005. - 270 с. 27. Никитюк Б.А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия) // Итоги науки и техники. Серия Антропология. - М.: АМН СССР, 2001. - Т. 3. - с. 5 - 76. 28. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2003, 688 с. 29. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 2003, №2. 30. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 2004. - C.1 - 35. 31. Соловьев М.Г. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. - Ставрополь, СГУ, 2006. - 111 с. 32. Макаров В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|