Опыт управления инновационным развитием региона в странах с развитой рыночной экономикой.
В настоящее время во многих зарубежных странах растет децентрализация государственного управления, его регионализация. Важнейшим элементом организации управления при этом являются отношения "центр-регион", в основе которых лежит научно-методологическая база теории фискального федерализма, которая базируется на двух основополагающих принципах – субсидиарности, предполагающего принятие решений наиболее компетентной инстанцией, и принципе фискальной эквивалентности, направленного на эффектное использование общественных ресурсов (налоговых поступлений), за счет увязки интересов тех, кто использует эти ресурсы, и тех, кто принимает соответствующие решения. Таким образом, между центральным правительством и регионами возникают экономические отношения, которые в наиболее концентрированном виде отражаются в разделении полномочий в экономической сфере между правительством и региональными властями, в организации бюджетной системы, а также в государственной региональной экономической политике.[27] При этом ключевыми ограничивающими факторами управления инновационным развитием, например в Японии, являются ограниченность территории и природных ресурсов, необходимость гармонизации природы и деятельности людей, требование создания адекватных условий для существования и деятельности людей в различных частях страны и комплексное использование национальной территории. На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5% ВВП[28] и используются в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортёра лицензий в их экспортёра. Основные этапы управления инновационным развитием в Японии представлены в таблице № 1.
Таблица № 1 Этапы управления инновационным развитием в Японии [29]
Отличительной чертой японского опыта является усиление региональной составляющей, регионы получили большую самостоятельность, в том числе и в планировании конкретных программ развития, предусматривающих: обеспечение "качественного экономического роста", профилирующими параметрами которого являются приумножение реального благосостояния, сохранение и наращивание природного и человеческого капитала, увеличение информационного и интеллектуального общественного продукта; широкое использование экономических регулятивных инструментов в сферах ценообразования, налогообложения, внешней торговли и т.д.; обеспечение справедливых прав на пользование общим природным достоянием человечества на основе международных соглашений; первоочередной учет роли человеческого капитала, т.е. знаний и опыта, а также состояния здоровья и уровня жизни населения.[30] Через региональную политику государственное воздействие направляется на повышение деловой активности населения путем создания благоприятной среды для разнообразных видов предпринимательской деятельности, улучшения общего "имиджа" региона. Следствием этого является рост доходов населения и общего уровня жизни в ранее проблемных регионах. Анализ деятельности в странах Европейского союза (далее – ЕС) выявляет определенные сходства элементов управления развитием регионов, при сохранении значительных национальных свойств, особенности которых показаны в таблице № 2. ЕС использует систему бюджетно-финансового выравнивания при усилении стимулирующей функции инновационного развития. Таблица № 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|