Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В странах Европейского союза




Страна Планирование регионального развития Финансово-экономическое выравнивание Стимулирование регионального развития
Германия Федеральный центр задает условия (План федерального содействия) в рамках которого регионы самостоятельно решают вопросы совершенствования региональных экономических структур Механизм выравнивания действует на уровне земель, налоги распределяются на основе заданных квот (осуществляется по горизонтали и по вертикали) Усиление конкурентной позиции стимулируемого предприятия (промышленности или коммунальной инфраструктуры) в структурно слабом регионе
Испания Обязанность разработки и реализации инновационных программ регионального развития в соответствии с единой правительственной методикой Создание Межтерриториального комплексного фонда, осуществляющего горизонтальное выравнивание, активное участие регионов и государства в его формировании и регулировании   Выделение инвестиционных дотаций на проекты, при условии создания рабочих мест, использования местного сырья, заинтересованности территории
Италия Разработка программного каталога на долгосрочный период, определяющего приоритеты развития "Ассиметричный федерализм", при котором развитые регионы обладают автономными правами в формировании финансовых источников, до 90% трансфертов распределяется в отстающие регионы Выделение проектных инвестиционных грантов развивающимся зонам в рамках ежегодных конкурсов  
Франция Разработка плановых контрактов "государство-регион", с отражением государственной стратегии в отношении данного региона Осуществляется за счет налоговых полномочий и трансфертов, а также выплаты дотаций. Инвестиционные субсидии, способствующие перемещению предприятий за пределы Центра с целью избежания перегруженности

 

Необходимо отметить, что до 90% прироста ВВП в странах ЕС обеспечивается за счёт инновационной деятельности и научно-технического прогресса. Поощрение инноваций, являющихся условием устойчивого развития и повышения конкурентоспособности европейской экономики, относится к приоритетным целям экономической стратегии. По данным Комиссии ЕС, на национальном и региональном уровне для стимулирования инновационной деятельности в зависимости от целей промышленной политики, в том числе и в области ресурсосбережения, соответствующих стран применялись финансовые, налоговые и другие меры. В Финляндии и Швеции используются в основном субсидии и займы по сниженным процентным ставкам, что позволяет концентрировать поддержку в приоритетных секторах экономики. В Португалии, Испании и Италии, где инновационный сектор развит относительно слабо, применяются налоговые льготы, позволяющие стимулировать широкий круг предприятий, связанных с нововведениями. Поощрительные меры в отношении венчурного бизнеса представлены налоговыми льготами на доходы корпораций, и их получателями являются в основном крупные инновационные компании. Они имеют, как правило, разработанную стратегию, базирующуюся на "экономике знаний", в том числе за счет государственной поддержки инновационных предприятий, налоговых льгот и совершенствования законодательства.[31]

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики относятся: выработка единого антимонопольного законодательства; использование системы ускоренной амортизации оборудования; льготное налогообложение НИОКР; создание единой для всех стран – членов ЕС базы данных, аккумулирующей и регламентирующей комплекс минимально необходимых процедур и формальностей для создания предприятий; поддержка малых и средних предприятий в целях правовой защиты от незаконного копирования разработанных технологий или выпускаемой продукции; создание механизма финансовой поддержки малых и средних предприятий, оказание им помощи в подготовке, регистрации и поддержании патентов, учитывая опыт работы национальных и европейских патентных бюро; совершенствование системы финансирования инновационной деятельности предприятий; создание на предприятиях и в компаниях условий, стимулирующих повышение образовательного уровня работников; стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоёмкую продукцию.[32]

В зарубежных странах сложилось множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она имеет специфические особенности в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» (академической) науки и производства.

Проблемы освоения и развития инновационных технологий в различных отраслях экономики являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Это наглядно видно и на примере США. Данная страна вступила в ХХI век с наименьшими потерями для экономики и научно-технологической сферы, нежели другие развитые страны. Здесь в число главных государственных приоритетов поставлена задача создания, распространения и использования новых технологий. Для усиления конкурентоспособных позиций экономики государством используются такие инструменты, как научно-технологическое прогнозирование, выявление критических технологий, большая прозрачность расходования бюджета.

В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается «промежуточного» варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.[33]

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Так, в США еще в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера «О технологических нововведениях», предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций, создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями, поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает их конкретное финансирование посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создание системы государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, предоставление фирмам кредитных льгот для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. При этом в договоре чётко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.[34]

Выполнение государственных заказов на создание новой техники и технологии, проведение гражданских и военных программ НИОКР рассматриваются федеральным законодательством как важнейшая экономическая функция государства. В рамках этого законодательства государство определяет частным корпорациям, его подрядчикам и бесприбыльным корпорациям широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, оперирующими на общенациональном рынке. Постоянно поддерживая уровень конкуренции на своем рынке, государство предоставляет корпорациям-подрядчикам – исполнителям программ НИОКР, - следующие права: безвозмездного использования промышленного оборудования и научных лабораторий государства, экспериментальных и научно-исследовательских стендов; льготы на покупку сырья, материалов и других видов товаров промышленного и непромышленного назначения на частном рынке; приобретения сырья и материалов по льготным ценам от государственных ведомств и из государственных фондов; особой налоговой скидки на прибыли корпораций; авансовые платежи по заказам; досрочной амортизации основных фондов; займы и авансы под заказ, безвозмездной аренды государственной земельной собственности; расходования средств на «собственные НИР», относимые на общую стоимость государственного гражданского и военного контракта на НИОКР (от 10 до 12%); перестройки производства и профессиональной переподготовки кадров при переходе на новый государственный научно-технический или военно-технический заказ или на выпуск новой гражданской или военной продукции с оплатой всех затрат, связанных с подобной структурной перестройкой производства либо передислокацией предприятий или научных центров в другие районы на территории США; приобретения сырья, материалов, промышленного оборудования, приборов и научных инструментов за рубежом, если они по своему уровню превышают соответствующие образцы США; переподготовки научно-технического и производственного персонала и специалистов на зарубежных фирмах, в научно-исследовательских центрах или университетах в связи с выполнением государственных программ НИОКР. Все эти расходы списываются на общую сумму государственного заказа, выполняемого данной фирмой или университетом, как «допустимые по закону» или «согласованные по контракту».

Соединенные Штаты функционируют в мировом хозяйстве как наиболее технологически динамичная экономика, объединяющая мощность новшества с комплексом экономических учреждений, которые поддерживают быстрое принятие новых технологий всей экономикой.

Создание инновационных конкурентных преимуществ зависит от сложного взаимодействия базисной науки, открывающей двери к новым технологиям и коммерциализации технологий в новых изделиях и процесса производства. Основную нагрузку фундаментальных исследований несут не рыночные учреждения. Примером могут служить федеральные лаборатории (как, например, Национального института здравоохранения) и академические центры – университеты. Конечно, научные исследования проводятся и лабораториями корпораций, но, как правило, прикладные.

В США большое внимание уделяется развитию инновационной деятельности в регионах, осуществляется система поддержки кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии. Опыт США показывает, что экономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированный персонал играют немаловажную, однако не исключительную роль. Кроме того, ни отраслевая структура, ни наличие новых высокотехнологичных отраслей не определяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались так называемые промышленные или инновационные кластеры – комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления и общественных организаций. Эти комплексы выступают альтернативной секторальному (отраслевому) подходу.

Территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции – так называемую технологическую сеть. Они опираются на совместную научную базу. Предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. Важной особенностью таких кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, позволяющих формировать так называемые инновационные «точки роста».

Задача формирования и укрепления региональных инновационных кластеров в США поставлена в число значимых национальных приоритетов. Важным направлением государственной поддержки на всех уровнях является содействие развитию венчурного предпринимательства. Эффективность данного бизнеса в США подтверждается примерами успешного развития предприятий ведущих промышленных отраслей.[35] Анализ практики венчурного инвестирования в США показал, что несмотря на длительный период реализации проекта (5-7 лет) и повышенные риски, оно соответственно отличается более высокими доходами на капитал.

В случае финансирования стратегически важных высокотехнологичных и наукоемких проектов в США используются схемы партнерского участия государства и частных инвесторов, реализуемые, в частности, посредством создания специальных венчурных фондов. Эти фонды образуются на паритетных началах с одной стороны, за счет равных по сумме средств, бюджетных, а с другой, банков, страховых компаний, пенсионных фондов и иных финансовых институтов.[36]

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства. Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.[37]

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования.

Возможности использования зарубежного опыта для управления инновационным развитием в России и её регионах систематизированы в таблице № 3.

Таблица № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...