Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество Я.П. Полонского (1846-1851) гг.




Содержание

Яков Петрович Полонский - прозаик и публицист

Творчество Я.П. Полонского (1846 - 1851) гг.

Творчество Я.П. Полонского 1850 - 1860 годов

Творчество Я.П. Полонского 1870-1890 годов

Лингвостилистический анализ произведения Я.П. Полонского Лебедь"

Вывод

Список использованной литературы


Яков Петрович Полонский - прозаик и публицист

 

Выдающийся писатель - рязанец Я.П. Полонский вошел в историю отечественной словесности преимущественно как талантливый лирический поэт. Между тем творческий диапазон художника гораздо шире и включает в себя самые различные литературные жанры: эпическую прозу, драматургию, публицистику, мемуарные очерки. Не все, созданное Полонским, выдержало испытание временем, но многие прозаические произведения, имеющие несомненные художественные достоинства, представляют значительный интерес и для современного читателя, о чем свидетельствует переиздание некоторых рассказов и повестей, а также воспоминаний и романа "Признание Сергея Чалыгина". Творчество писателя ярко проявляется в 40 - 90-х годах XIX столетия.

Прозаические произведения Я.П. Полонского составляют значительнейшую часть созданного писателем и занимают восемь томов в десятитомном Полном собрании сочинений, не считая ряда дополнительных изданий. Удивляет огромная работоспособность художника, разносторонность творческих интересов, высокий интеллект, яркое литературное дарование. Перу Полонского принадлежит оригинальный цикл оригинальных этнографических очерков о Грузии и Кавказе, лирико-психологические рассказы "Статуя весны", "Груня", "Дом в деревне", сатирические повести "Женитьба Атуева", "Нечаянно", "Медный лоб", исторические и автобиографические романы "Признания Сергея Чалыгина", "Дешевый город", "Крутые горки", "Проигранная молодость", мемуары повествования "Старина и мое детство", "И.С. Тургенев у себя", "Школьные годы", "Мои студенческие воспоминания", литературно-критические статьи "Зоил и критик", "О законах творчества", "Прозаические цветы поэтических семян", "Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л.Н. Толстого". Причем этот перечень далеко не полон и включает в себя наиболее известные произведения, которые могут стать в первую очередь предметом изучения в школе и в ВУЗе.

Творчество Я.П. Полонского (1846-1851) гг.

 

После окончания юридического факультета Московского университета в 1844 году Я. Полонский направляется в Одессу, а через 2 года в Грузию, где получает место редактора газеты "Закавказский вестник". Пятилетнее пребывание на Кавказе составляет важный этап в жизни и в литературной деятельности писателя. Знакомство с общественной и политической атмосферой Грузии, ее историей, культурой, нравами и обычаями народа, природой во многом способствовало расширению творческого диапазона молодого поэта, и оказало воздействие на радикализацию его мировоззрения. Все это нашло отражение в "грузинском" цикле стихотворений поэта, в которых, по словам Н.А. Некрасова, "таится самостоятельность…реализм здравый и картинность описаний, сдержанная в должных границах". Значительное место среди "кавказских" произведений Полонского занимает проза и публицистика, обращение к которым романтического поэта было не случайным. "В наше время и сам Ювинал писал бы не сатиры, а повести, - утверждал В.Г. Белинский, - ибо если есть идеи времени, то есть и формы времени". И действительно, в 20-30-е годы XIX века художественная проза в России достигла заметного расцвета. Эта литературная форма, неоднократно подчеркивал Белинский, открывала большие возможности для постановки и освещения актуальнейших общественных вопросов, позволяя наиболее полно разрабатывать темы политической жизни. "Нам нужна повесть, - писал великий критик - Жизнь наша, современная, слишком разнообразна, многосложна, дробна: мы хотим, чтобы она отражалась в поэзии, как в граненом, угловатом хрустале, миллионы раз повторенная во всех возможных образах, и требуем почести".

Кавказский период творчества Я. Полонского совпал по времени с полным торжеством и расцветом "натуральной школой", нового этапа в развитии реализма в русской литературе, и это не могло не отразиться на творчестве писателя тех лет.

Литература 40-х годов стала проявлять сильный интерес к обыденному, изображать черты быта различных слоев общества. Этот процесс Белинский определил, как стремление литературы сделаться "натуральной", а движущую силу его видел в потребности сближения с действительностью, в отражении жизни "во всей ее наготе, с ее радостями и бедствиями, богатством и нищетою, успехами и страданиями". Я. Полонский, находившийся под несомненным влиянием идей Белинского, в полной мере отразил в своих произведениях новые художественные принципы. В отличие от романтиков, писатель не только воздает дань чарующей природе Кавказа, но и показывает то, "что для других писателей… осталось незамеченным: социальные контрасты большого города, мушу (носильщика), обливающегося потом под тяжестью груза, убогую жизнь сололакской и авлабарской бедноты, людей, прикрытых грязными лохмотьями". Используя опыт русских реалистов 40-х годов, Полонский "первым распространил принципы "натуральной школы" на литературу о Кавказе, продолжив тем самым реалистические традиции "Героя нашего времени" и поэм Полежаева, еще раньше приоткрывших романтическую завесу над бытом и жизнью кавказского человека.

Первое прозаическое произведение Я. Полонского появляется уже в третьем номере "Закавказского вестника" за 1847 год. Это отрывок повести "Тифлисские ночи". Некоторые предположения по поводу этого произведения высказал И. Богомолов, установивший на основании архивных материалов принадлежность "Тифлисских ночей" перу Полонского. Повесть "Тифлисские ночи" была, очевидно, задумана автором вскоре по приезде на Кавказ, но появилась только первая глава, продолжения не последовало. Исследователь полагает, что писатель предполагает изобразить жизнь декабристов на Кавказе, но из-за цензурных препятствий, замысел не был воплощен. Действие повести происходит в конце 20-х - начале 30-х годов, когда многие из декабристов оказались в Закавказье. Несомненно, что Полонский испытывал определенный интерес к движению декабристов, посвятив ему впоследствии часть романа "Признание Сергея Чалыгина". Опубликованный фрагмент повести интересен, прежде всего, влиянием гоголевской стилистики, что чувствуется и в манере описания предметов. И в характеристики персонажей.

В том же году появляется следующее прозаическое произведение Полонского "Письмо из Серого замка". Обращаясь к жанру путевого очерка, автор насыщает повествование большим количеством интересного фактического материала, изобилующего тонкими наблюдениями настоящего художника. Автор вступает в явную полемику с романтической установкой на изображение "дикой" стороны Кавказа со множеством восторженных описаний его первобытной и таинственной природы. Появляется стремление молодого писателя к выработке новых приемов реалистического описания кавказского края, ухода от романтических трафаретов (мрачный суровый пейзаж, люди, наделенные сильными страстями и необычной судьбой; острый сюжет с трагической развязкой).

Следуя лучшим традициям "кавказской" очерковой литературы, Полонский изображает в своих очерках самых обыкновенных людей в их повседневной жизни. "Письмо из Серого замка" родилось в результате поездок автора по Боргалинскому уезду Грузии. В Сером замке прожил он более двух дней, знакомясь с жизнью и бытом местных жителей, слушая их песни, легенды и придания. Полонского занимает "новые общества", в котором пришлось ему провести время. С большим мастерством, подмечая мелкие детали, определяющее своеобразие каждого народа, автор старается типизировать характерные внутренние качества татар и уловить связь между нравами и условиями жизни этих людей. Писатель намеревался создать целый цикл очерков - писем: " Надеюсь, если я буду иметь время писать, я коснусь во всех отношениях характеристики здешнего татарского племени".

Очерк интересен и с лингвистической точки зрения. Обладая большими знаниями этнографического порядка, Полонский вводил в свои произведения лишь те слова, которые были необходимы для сохранения местного колорита. Описания природы выделяется своей конкретностью и сжатостью. Автор ведет спокойное, тихое, чуть ироничное повествование, чередуя описание горного пейзажа с рассказом о трудностях пути. Полонского более интересует современная жизнь замка, чем его прошлое.

После опубликования "Тифлисских ночей", которые остались незаконченными в 1848 году в "Закавказском вестнике", появляется рассказ "Делибаштала. Грузинская сказка (из путевых записок 1847 года)", возникшем в результате поездок автора по кавказскому краю и знакомству с грузинским фольклором. В том же году писатель помещает рассказ "Два незнакомца - живой и мертвый", а через год "Любовь Маешки" (первоначальный вариант "Квартиры в татарском квартале"). Последний рассказ кавказского цикла "Тифлисские сакли" Полонский опубликовал уже в журнале "Современник", будучи в Петербурге.

Каждый рассказ этого периода как бы новый шаг на пути к углубленному изображению Грузии. От "Делибашталы", произведения в духе этнографических очерков, через "Квартиру в татарском квартале", где появляются маленькие "физиологии" Тифлисса к "Тифлисским саклям", произведению, посвященному судьбе людей социальных низов, с психолого - аналитической установкой, - такой эволюционный путь кавказского этапа творчества Полонского. Внимание писателя постепенно переносится с описания быта и нравов на человека, на изучение процесса формирования его личности, на вскрытие тех социальных обстоятельств, которые определяют судьбу людей.

В рассказах 40-х годов, носящих во многом ученический характер, отчетливо различаются поиски, сомнения, находки молодого писателя: его установка на преодоление ложно - романтических штампов и трафаретов, распространившихся в кавказской литературе, явная ориентация на Гоголя и писателей "натуральной школы", борьба и взаимодействие романтических и реалистических начал с установкой на углубление психологизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...