Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество Я.П. Полонского 1870-1890 годов




 

В этот период творческой деятельности положение Я. Полонского в литературном процессе достаточно стабильно. Критика по достоинству оценила заслуги писателя, отметив поэтический дар художника торжественным празднованием пятидесятилетия замечательного лирика и символическим серебряным венком, который впоследствии был передан Полонским в дар городу Рязани и сейчас хранится в областном краеведческом музее. Общественная позиция поэта определилась стремлением быть вне борьбы идеологических лагерей в отечественной словесности, что вызывало ожесточенные нападки со стороны революционной демократии и, в частности, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вместе с тем Полонский никогда не стремился уйти от ключевых проблем эпохи, открыто декларируя свою концепцию творчества:

 

Писатель, если только он

Волна, а океан - Россия,

Не может быть не возмущен,

Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражен,

Когда поражена свобода.

 

Последний период творчества замечательного рязанца ознаменован поисками в различных прозаических жанрах. Это крупные романные формы "Дешевый город" (1879), "Крутые горки", "Под гору" (1861), "Проигранная молодость" (1890), развивающие традиционную форму для Полонского тему становления личности человека в сложных жизненных обстоятельствах, повести "Нечаянно" (1878) и "Вадим Голетаев" (1884), посвященные разоблачению психованного русского обывателя, рассказы "На высоте спиритизма", "Дорогая елка", "Галлюцинат" (1863), затрагивающие проблемы подсознательного в психике человека, волшебные сказки "О том, как мороз в избе хозяйничал", "Три раза в ночь зажженная свеча" (1885), мемуарные хроники "И.С. Тургенев у себя" (1884), "Старина и мое детство", "Школьные годы" (1890), изображающие жизнь провинциальной Рязани тридцатых годов XIX столетия, "Мои студенческие воспоминания" (1898), воссоздавшие духовную атмосферу Московского университета эпохи сороковых.Я. Полонский остается верен своим художественным принципам: вниманию к психологии человека, нравственно-этническим проблемам. Духовный мир современника стал предметом внимательного анализа писателя в прозе 1870-1890-х годов.

Например, в романе "Крутые горки" автор шаг за шагом прослеживает становление и мужание гимназиста Петра Егоровича Клина, волею обстоятельств вынужденного преодолевать сложные препятствия на пути к своему благополучию. Критика в то время высоко оценила художественные достоинства романа. В "Вестнике Европы" рецензент отмечал, что "Крутые горки" и его продолжение "Под гору" дают чрезвычайно "живую и рельефную картину из жизни и быта петербургских мелкотравных хищников и хищниц". Автор статьи совершенно справедливо выделяет умение Полонского несколькими штрихами нарисовать точную и яркую картину нравов. Особенно сильное впечатление производит описание гимназических порядков, жертвой которых становится главный герой.

В повести "Нечаянно", написанной под влиянием гоголевских трагедий, Полонский с большой художественной достоверностью доказывает жизненность литературного типа, воплощенного в "мертвых душах". Главный герой повести Александр Васильевич Пулькин является своеобразным преемником Чичикова на новом этапе общественного развития России. Попав в ситуацию, требующую нравственного выбора, молодой человек вступает на нечестный путь, приводящий его к моральному краху. Случайный проступок, компромисс с совестью становится отправной точкой в цепи последующих обманов и предательств. Полонский развивает мысль автора "Портрета" самые высокие чувства, самые высокие душевные порывы. Иронический тон, ярко выраженное субъективное начало повести напоминает стилистику гоголевской поэмы, но в отличие от нее включает драматический элемент, сопряженный с психологическим анализом нравственных противоречий в поступках главного персонажа. В определенный момент развития сюжета Пулькин оказывается лицом к лицу с собственной подлостью и понимает всю глубину своего морального падения, лишающего его надежды на счастье. В рецензии на повесть Полонского Н.К. Михайловский справедливо пишет, что "Пулькин задуман очень недурно <…>. Это очень распространенный и очень поучительный сорт людей. Хищнические инстинкты, конечно, в конце концов, преодолевают в них "честные побуждения". Но до поры до времени у них, обыкновенно, не хватает достаточной наглости для производства грабежей. Их должна подтолкнуть какая-нибудь случайность, а там уж они и сами под гору покатятся или, пожалуй, в гору полезут". Критик высоко оценивает оригинальность сюжета повести, отдавая должное изобретательности автора и вместе с тем отмечая слабые стороны произведения: "Понятно, какую великолепную и правдивую картину мог бы написать на эту тему настоящий мастер, окружив мнимого богача Пулькина соответствующим персоналом. При достаточной подготовленности и серьезности художника фиктивное богатство Пулькина могло бы сослужить службу не хуже мертвых душ Чичикова".

Внимательный анализ поэтики Полонского в целом позволяет говорить о своеобразном соединении лирического опыта художника и попытки эпического освоения жизни, что выразилось в наличии двух встречных тенденций, включающих в себя субъективное и объективное начала. Данная особенность подтверждает индивидуальность творческого метода Я.П. Полонского, оставившего заметный след не только в развитии отечественной поэзии, но и прозы, прозаическое творчество замечательного русского художника является, несомненно, достойным предметом серьезного литературного изучения в школе, ибо позволяет существенно расширить представление учащихся о творчестве выдающегося земляка и российской словесности в целом.

Лингвостилистический анализ произведения Я.П. Полонского Лебедь"

Лебедь

Пел смычок - в садах горели

Огоньки - сновал народ

Только ветер спал, да тёмен

Был ночной небесный свод.

Тёмен был и пруд зелёный,

И густые камыши,

Где томился бедный лебедь

Притаясь в ночной тиши.

Умирая, не видал он -

Приручённый нелюдим,-

Как над ним взвилась ракета

И рассыпалась над ним;

Не слыхал, как струйка билась,

Как журчал прибрежный ключ,-

Он глаза смыкал и грезил

О полёте выше туч.

Как в простор небес высоко

Унесёт его полёт,

И какую там он песню

Вдохновенную споёт!

Как на всё, на всё святое,

Что таил он от людей

Там откликнуться родные

Стаи белых лебедей.

И уж грезит он: минута,-

Вздох - и крылья зашумят,

И его свободной песни

Утро звуки возвестят,-

Но крыло не шевелилось,

Песня путалась в уме:

Без полета и без пенья

Умирал он в полутьме.

Сквозь камыш, шурша по листьям,

Пробирался ветерок…

А кругом в садах горели

Огоньки и пел смычок.

Яков Петрович Полонский (1819-1898) - один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи, родился 6 декабря 1820 г. в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в Московском университете, где его товарищами были Фет и Соловьев. Один из замечательнейших лириков девятнадцатого века. Именно лириков, так как преимущественным предметом его поэтических произведений является восприятие им мира природы, человеческих отношений, собственных философских размышлений о смысле бытия.

Современники отмечали, что одной из особенностей его поэзии является "слух" и "зрение" художника. Легкая, негромкая "музыка его души", сила чувства в соединении с простотой, эмоциональная "задушевность" речи, конкретность деталей и напевность стиха - эти черты обеспечили Я.П. Полонскому значительную популярность.

Познакомившись с творчеством поэта, наше внимание привлекло замечательное стихотворение "Лебедь", написанное 12 мая в 1888 году, в самый расцвет поэтического таланта художника слова. Очень тепло отозвался об этом стихотворении А.А. Фет: "Какая прелесть, твой Лебедь!"

В "Лебеде" рассказывается о судьбе одинокого, приручённого для развлечения царственного лебедя, который томится в неволе и мечтает о свободном полёте в простор

Небес, и о том, какую же тогда "он песню вдохновенную споёт".

Вчитываясь в поэтические строки, невольно замечаешь, что опорным словом всего повествования является слово "лебедь".

Литературоведы полагают, что поэзия Я.П. Полонского, в основном, свободна от символов, загадочности. Но вместе с тем традиционно считается, что образ лебедя в русской литературе может олицетворять образ молодой девушки или - образ поэта. Лебедь-поэт - аллегория, унаследованная из античной литературы.

Ассоциация "лебедь - поэт" восходит к легенде о прекрасном пении лебедя перед смертью, с которым сходно по силе воздействия искусство большой поэзии.

Обратимся к следующим поэтическим строкам стихотворения:

 

Умирая, не видал он -

Приручённый нелюдим,-

Как над ним взвилась ракета

И рассыпалась над ним;

 

Нетрудно заметить, что фейерверк, давший вспышку яркого света, - это своеобразный символ "божественной благодати", которая снизошла на умирающую гордую птицу. Именно смерть, по мнению поэта, - единственное спасение мятежной души лебедя от унижения и одиночества, на которое обрекли его люди. Эта же мысль отражена и в единственной синонимической паре: лебедь - нелюдим, подчёркивающей трагическое звучание всего стихотворения.

Главная мысль поэтической новеллы раскрывается в поэтической структуре произведения, его композиции.

Трагедия, глубокая по содержанию, поражает художественным лаконизмом формы, простотой. Здесь нет ничего лишнего: каждое движение лебедя, его мысли ведут непосредственно к развитию действия. Главный герой один - это лебедь. Но голос лирического героя доноситься до читателя через оценку, суждения, которые подчас сливаются с мыслями царственной птицы.

Очень важную композиционную роль играет повтор фразы:

 

…в садах горели

Огоньки и пел смычок.

Полное равнодушие вокруг…

 

Это только ещё больше усугубляет трагизм положения птицы, её муки.

Данное стихотворение является классическим образцом силлабо-тонической системы, то есть стихосложения, основанного на закономерном чередовании ударных и безударных слогов, причем это чередование выдерживается на протяжении всего произведения.

Анализируя "Лебедя" Я.П. Полонского, мы приходим к выводу, что оно написано четырёхстопным двусложным хореем. В хорее ударение падает на нечётный слог.

 

Пел смычок - в садах горели

Огоньки - сновал народ -

Только ветер спал, да тёмен

Был ночной небесный свод.

 

Как мы видим, ударение как раз и падает на нечётные слоги.

Хорей - размер с почтенной репутацией, ведущей начало ещё от опытов Тредиаковского, но, как кажется, не обладающий таким своеобразием, как русский ямб.

В стихах поэта, по мнению современников, "равнодушная природа" становилась близкой, обретала дар человеческой сообщительности. И всё кажется естественным, настоящим. Немалая заслуга в этом принадлежит звуковой стороне поэтической речи:

звуки имеют материальную природу, мы их слышим и произносим;

звуки не обладают собственным значением;

звуки, не имея значения, участвуют в смыслоразличении: они оформляют и разграничивают слова.

Таким образом, звук - односторонняя единица языка, у которой отсутствует значение.

Каждый звук имеет свою характеристику.

Читая стихотворение "Лебедь", можно заметить, что чаще всего повторяются звуки [э], [и], [а], [о], [ш]. Звук [а] можно описать с помощью таких признаков: этот звук производит впечатление хорошего, светлого, доброго, лёгкого, красивого, величественного, громкого, могучего, чистого, божественного. Этот звук представляется, по мнению исследователей, ярко-красным. Звуки [э] и [и] вызывают радостные чувства, хорошее настроение и представляются светло-синими. Вслушиваясь в звук [и] можно сказать, что это тонкая линия; пронзительно вытянутая длинная былинка. Звук [о] обозначает торжествующее пространство (слова: высоко, простор). Всё огромное определяется через [о], хотя бы и темно: стон, горе, сон, полночь. Этот звук представляется светло-желтым или бледным. Звук [ш] противоположен предыдущим. Его цвет - черный. Он в фонотеке просто назван плохим. Он ассоциируется с таинственностью. Также этот звук имеет физическую характеристику. Звук [ш] - тихий и медленный, так как это долгий (слитный) согласный.

На основе ассонанса звуков [а], [о], [и], [э], [ш] в стихотворении "Лебедь" создаётся впечатление, что речь идёт о чём-то таинственно красивом, божественно прекрасном, чистом, величественном.

Владимир Соловьёв в 1830 году заметил, что Полонскому "бесспорно принадлежит первое место" среди живущих поэтов, а в 1896 году посвятил его творчеству большую критико-философскую статью, в которой указал на "отличительную черту" его стихов, приближающую их к будущим поэтическим открытиям двадцатого века: "… в типичных стихотворениях нашего поэта самый процесс вдохновения, самый переход из материальной и житейской среды в область поэтической истины остаётся ощутительным: чувствуется как бы тот удар или толчок, тот взмах крыльев, который поднимает душу над землёю". Это свойство, близкое исканиям символистов, очень ярко представлено в лирической миниатюре Я.П. Полонского.

Идейно-эстетическое содержание и своеобразие композиции стихотворения находят яркое воплощение на морфологическом уровне.

Основным объектом наблюдения на морфологическом уровне являются части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их грамматические категории, признаки. В данном стихотворении имеется 40 имён существительных (смычок, крыло, стаи, ракета…), 16 имён прилагательных (белых, небесный, ночной, свободной…), 27 глаголов (пел, томился, умирал, споёт…). И на основе этого заметно выделяется многообразие и разнообразие имён существительных. Имена существительные обозначают предмет. Чем их больше в тексте, тем больше предметов, явлений, названий, понятий. Они вносят в текст разнообразие. Имена прилагательные не доминируют в этом стихотворении, но оно не лишено их. Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они вносят различные окраски в описание чего-либо. Имена прилагательные делают картину более доступной, красочной, живой, полной. Зато стихотворение насыщено глаголами. Они обозначают действие предмета. Так как их много в тексте, то действия меняются одно за другим, большее их количество делает картину более динамичной.

Говоря о стихотворении в целом, нельзя не сказать о его жанре. Жанр этого стихотворения - поэтическая новелла, исполненная трагизма. Она организуется глаголами и деепричастиями, которыми так богато это произведение.

Идейно-эстетическое содержание и своеобразие композиционной структуры "Лебедя" находит яркое воплощение в её изобразительно-выразительных средствах и стилистических фигурах.

Целая система языковых средств (эпитетов, метафор) раскрывает выражение авторского голоса в описании трагедии одинокой личности.

В данном стихотворении есть эпитеты и метафорические эпитеты.

Например:

 

…И какую там он песню

Вдохновенную споёт!

Как на всё, на всё святое,

Что таил он от людей

Там откликнутся родные

Стаи белых лебедей.

 

Эпитеты - слова, определяющие предмет или действие и подчёркивающие в них какое-либо характерное свойство, качество, употреблённые в переносном значении.

Стилистическая функция эпитета заключается в его художественной выразительности.

Эпитеты необходимы для того, чтобы сделать речь или текст более красочным.

полонский стихотворение лебедь лингвостилистический

Метафоры - это слова или выражения, употреблённые в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В этом стихотворении огромное количество метафор.

 

…Песня путалась в уме…

…Звуки утро возвестят…

Пел смычок - в садах горели

Огоньки - сновал народ -

Только ветер спал, да тёмен

Был ночной небесный свод.

 

Метафоры нужны для большей точности выражения происходящих событий, чтобы человек, читающий текст, знал, на что похоже то или иное событие, явление, предмет.

Эпифора - это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков.

 

У поэта мы читаем:

Пел смычок - в садах горели

Огоньки - сновал народ -

Только ветер спал, да тёмен

Был ночной небесный свод.

И

Сквозь камыш, шурша по листьям,

Пробирался ветерок…

А кругом в садах горели

Огоньки и пел смычок.

 

В тексте эпифора служит для усиления драматизма лебедя. С помощью повторов акцентируются наиболее важные, ключевые мысли, например мысль об одиночестве и скорой гибели:

 

Только ветер спал, да тёмен

Был ночной небесный свод;

Тёмен был и пруд зелёный…

 

Именно повторы, на наш взгляд, раскрывают для нас переживания главного героя - лебедя, обнаруживают внутреннее потрясение самого автора.

Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, характерных для данного стихотворения, например:

 

…Как над ним взвилась ракета

И рассыпалась над ним;

Не слыхал, как струйка билась,

Как журчал прибрежный ключ…

 

Прибегает поэт и к многосоюзию. Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых

союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. В стихотворении встречается и эта стилистическая фигура. Приведём пример:

 

И уж грезит он: минута,-

Вздох - и крылья зашумят,

И его свободной песни

Звуки утро возвестят…

Прошлая жизнь лебедя и его настоящая, - обречённая на гибель, отражена поэтом и в синтаксическом строе поэтического произведения: сложных предложениях с придаточными изъяснительными, сложносочинённых и бессоюзных конструкциях, например:

 

Умирая, не видал он -

Приручённый нелюдим, -

Как над ним взвилась ракета

И рассыпалась над ним.

Или:

Только ветер спал, да тёмен

Был ночной небесный свод;

 

По длине предложения в стихотворении "Лебедь" являются средними, потому что количество слов в них варьируется от 10 до 20. К тому же короткие предложения имеют менее 10 слов, длинные - около 60 слов, сверхдлинные - более 60 слов. Длина предложения зависит от его структуры, хотя жёсткого соответствия между ними нет. В данном стихотворении много второстепенных членов, которые дополняют главные члены и дают автору возможность наиболее полно раскрыть картину происходящего (…и его свободной песни звуки утро возвестят…).

Встречается в поэтическом тексте определение, выраженное причастием, и обособленные обстоятельства - всё это придаёт поэтическому произведению лёгкость и прозрачность (…умирая, не видал он…, сквозь камыш, шурша по листьям, пробирался ветерок…). Они замедляют темп изложения, создают ритм.

От структуры предложения зависит и порядок слов. Он может быть нейтральным, а может быть изменённым, актуализированным, сопровождающимся инверсией - такой перестановкой компонентов предложения, которая нарушает обычный порядок слов. Это стихотворение, большей частью, состоит из инверсий, например:

 

Пел смычок - в садах горели

Огоньки - сновал народ -

Только ветер спал, да тёмен

Был ночной небесный свод

 

В этой строфе отчётливо прослеживается инверсия. Инверсия приводит к смысловому и эмоциональному выделению слов, то есть автор хотел, чтобы читатель обратил внимание на жизнь, исполненную драматизма, именно поэтому он прибегает к инверсии. Знаки препинания играют существенную роль в построении фразы. В стихотворении "Лебедь" встречается побудительное предложение с восклицательной интонацией. У поэта мы читаем:

 

Как в простор небес высоко

Унесёт его полёт,

И какую там он песню

Вдохновенную споёт

 

Восклицательная интонация придаёт строфе экспрессивность, эмоциональность, жизнеутверждающее начало.

Обращает на себя внимание авторская пунктуация - наличие многоточия.

Обратимся к следующим строфам стихотворения:

 

Сквозь камыш, шурша по листьям,

Пробирался ветерок…

А кругом в садах горели

Огоньки и пел смычок.

 

Многоточие символизирует о незавершённости событий, чтобы читатель сам смог домыслить происходящее.

Различные языковые средства поэтической новеллы, тесно взаимодействуя друг с другом, группируются в словесные образы, воссоздающие образ - персонаж драмы Я.П. Полонского и её идейно-эстетическое содержание.


Вывод

 

Целью нашего реферата являлось донести до читателя информацию о гениальном прозаике Якове Петровиче Полонского. Очень жалко, что в школьной программе его произведения не изучают. Анализируя его произведения, мы поняли, что для Я.П. Полонского характерен культ разума, науки, просвещения, уважения к правде, истине, красоте человеческих взаимоотношений. Внимательный анализ поэтики Полонского позволяет говорить о попытках эпического освоения жизни, что выразилось в наличии двух встречных тенденций, включающих в себя субъективные и объективные начала. Данная особенность подтверждает индивидуальность творческого метода Полонского.


Список использованной литературы

 

1. Н.П. Сухова. Мастера русской лирики М.: Просвещение 1982

. П. Орлов. Я.П. Полонский Рязань 2002

. Б.Ф. Егоров и др. Библиографический словарь. Русские писатели. Под ред. П.А. Николаева М. Просвещение 1990

. Д.А. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика М.: ОНИКС 2001

. Е. Марченко, Э. Архангельская. Лингвистический анализ художественного текста Рига: 2000

. С. Тхоржевский. Портреты пером. Советский писатель Ленинградское отделение 1984

. Т. Тихомирова. Поэт…задушевного чувства // Рязанский комсомолец 1969 год 18 декабря

. Орлов В. Негромкая музыка души // Лит. газ. 1969 год 24 декабря.С. З.

. Сухова Н. "Волшебный элемент" в поэзии Полонского // Сухова Н. Мастера русской лирики. - М., 1982. - С 54-57.

. Сухова Н. Дары жизни. Книга о трёх поэтах. Фет А., Я.П. Полонский, А.Н. Майков. - М.: дет. лит., 1987. - 1441 с.

. Кошелев В.А. "второстепенный поэт" и "чистое искусство" // Лит. в школе. - 19944. - №5. - С.12-21.

. Гин А. "Улыбнись природе" // Мир путешествий. - 1994. - №7-8. С.8.

. Поэт грёз и мечтаний // Всем обо всём. - 1994. - №445 (16-22 дек.). С.2.

. Гапоненко П. Размышляя над стихотворением (Я.П. Полонский "Чайка") // Русский язык в школе. - 1999. - №6. - С.57-59.

. Шанский Н.М. Лингвистические детективы М.: Дрофа 2002

. Плёнкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах М.: Просвещение 1975

. Вартаньянц А.Д. и др. Комплексный анализ художественного текста М.: АО АСПЕКТ 1994

. Богомолов Н.А. Стихотворная речь М.: Интерпракс 1995

. Полонский Я.П. Сочинения: В 2 т. М.: Худож. Лит., 1986.

. Полонский Я.П. Проза. М.: Советская Россия, 1988.

. Полонский Я.П. Рассказ вдовы // Проза русских поэтов / Сост. А.Л. Осповат. М.: Советская Россия, 1982.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...