Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество Я.П. Полонского 1850 - 1860 годов




 

В мае 1851 года Я.П. Полонский покидает Кавказ и едет Петербург добиваться разрешения на постановку в Тифлисском театре своей драмы "Дареджана, царица Имеретинская". Обстоятельства складываются таким образом, что писатель вынужден остаться в столице. Начинается новый этап в жизни Полонского.50 - 60 - е годы ознаменованы в творческой судьбе молодого поэта новыми художественными поисками, созданием того литературного лица, которым будет определяться в дальнейшем писательская деятельность.

В первой половине пятидесятых годов Полонский создает цикл рассказов о детях: "Статуя весны" (1854), "Груня" (1855), "Дом в деревне" (1855), объеденные не только тематически, но и душевной общностью героев повествований, созданных на основе детских впечатлений самого писателя. Каждый рассказ отражает определенный этап в развитии ребенка, соответствующий детству, отрочеству и юности (в "Статуе весны" герою 6 лет, в "Груня" - четырнадцать, а в "Доме в деревне" - шестнадцать).

Появление детской тематики в литературе середины XIX столетия было определено характером самой эпохи. Перед искусством встали новые художественные задачи - "изучение природы человека во всей сложности, изображения самих душевных процессов (а не только результатов) во всей их противоречивости". Наметившийся в литературе интерес ко всей сложности жизненных влияний, которые испытывает человек в процессе своего формирования, породил большое количество произведений о том, как растет человек и как складывается его характер. Часть писателей обратилась к художественному осмыслению собственного жизненного пути. В этих условиях и получает распространение мемуарный и автобиографический жанр вытесняя постепенно из журналов традиционные светские повести. В 1852 году в "Современнике" повести П.А. Кулиша "История Ульяны Терентьевны" и "Яков Яковлевич", "Детство" Л.Н. Толстого открывают целый ряд публикаций, раскрывающих тему детства. Повести Полонского являются своеобразным продолжением этой серии.

В центре "детских" рассказов Я. Полонского образ мальчика Илюши. Писателя всегда привлекали оригинальные личности. Таким, несомненно, является и герой лирического повествования "Статуя весны". "Кто думает, что понять ребенка гораздо легче, чем человека взрослого, тот немного ошибается. Знаете ли вы, что между детьми несравненно больше истинных, настоящих оригиналов, чем между взрослыми? Постараюсь на этот раз рассказать вам несколько дней из жизни одного очень, очень маленького мальчика. Прочтите мой рассказ и скажите по совести, много ли на свете таких чудаков?" После такого выступления, раскрывающего художественную задачу автора, повествователь намечает контуры той обстановке, в которой рос и воспитывался Илюша. В изображении среды Полонский прибегает к опыту "натуральной школы". Это заметно в сатирическом изображении отца мальчика - Кирилла Кирилловича Вавилонова, считающего себя крупным специалистом в медицинской науке.

Серьезным воспитанием Илюши никто в доме не занимается, и мальчик предоставлен сам себе. Любимое занятие героя - одиночество, мечтание. Воображение Илюши создает свой особый мир, полных самых страстный переживаний. Лиризм и эмоциональность, в высшей степени свойственные поэзии Полонского, органически входят в его психологическую прозу, становясь важнейшим средством тонкого психологического анализа, сообщая ему индивидуально-авторскую эмоциональную оценку. Рассказывая о мечтах Илюши, самыми простыми словами передавал его инстинктивное сопротивление противопоставлять скучной действительности что-то более светлое и радостное, писатель тонко подмечает и мастерски передает такие чистые побуждения, присущие детскому возрасту, как сочувствие ко всякому несчастью и неприятие зла. Это стремление к всеобщему счастью заставляет мальчика при рассмотрении картинок, висящих в гостиной, инстинктивно понимать, что прощальный поцелуй Ромео и Джульетты - это горький поцелуй, и "пылкое его воображение, забегая вперед, уже рисует перед ним картину их будущей встречи, и ему снится радость их свидания после долгой, долгой разлуки". Руководствуясь этими же чувствами, маленький Илюша "клочком бумаги заклеил злое лицо ненавистного ему разбойника" на другой картинке.

Мальчик каждой мелочи умел придать "какое-то особенное, в зрелом возрасте непонятное, невообразимое значение". Не зная окружающего его мира, потому что редко видел посторонних и еще реже выходил на улицу, Илюша свое представление о нем дополняет фантазией. Он "с каждым днем все более и более свыкался со своим одиночеством, которое было для него вреднее всякой медленной отравы. Голова его искала здоровой питательной пищи и не находила. Воображение (огонь, с которым и детям играть опасно), развиваясь в нем за счет других способностей, постепенно создало вокруг него тот странный, фантастический и Гофмана достойный мир" - заключает автор. Этим обращением к творчеству немецкого романтика Полонский дает читателю представление о глубине и богатстве детской фантазии и о той значительной роли, которую она играла в жизни Илюши. Нечаянная оплошность - разбитая статуя богини Венеры, которой часто любовался мальчик, вызывает в душе героя целую бурю чувств трагического накала. Печальное событие становится одним из тех жизненных испытаний, которые неизбежны на пути каждого человека и которые так ли иначе формируют будущую личность.

Рассказы "Груня" и "Дом в деревне" по своему психологическому характеру примыкают к так популярным в те годы произведениям, возникающим под знаком "фактичности", откровенности, мемуарности, в которых "основной повествовательной формой стал рассказ от некого "Я", сообщающего все подробности своей жизни". Благодаря такой форме, создается некая иллюзия автобиографичности образа героя, в действительности не являющегося автопортретом.

Оба рассказа Полонского написаны в форме воспоминаний взрослого человека о днях своего детства и отрочества. Повествователь помнит себя подростком, все чувства, переживания, связанные с этим возрастом, живы в душе его. Но это не только воспоминания, не только повествование о прошлом в собственном смысле этого слова. Вслед за Толстым, медленно обращаясь к прошлому, писатель использует прием непосредственного изображения детского восприятия мира через аналитизм автора-повествователя. Лирический герой, вспоминая и воспроизводя эпизоды своего детства, становится сторонним наблюдателем происходящего в детской психике.

Одним из важнейших нравственных уроков в жизни человека автор считает испытание любовью. В рассказе "Груня" герой "влюбился в сестру своего школьного товарища с первого взгляда какой-то "фантастической" любовью; именно воображение играло в ней основную роль. Мальчик стал "наяву бредить" - его любовь вся воплотилась в мечте, "окруженной каким-то туманным облаком".

В рассказе "Дом в деревне" герой становится старше на два года, и писатель отмечает иные оттенки нравственных переживаний Илюши, в котором пробуждается еще полусознательное стремление осчастливить людей. Несмотря на свои чувства, мальчик помогает девушке выйти замуж за любимого человека, передовая их записки друг другу.

Психологизм становится неотъемлемой частью художественной системы Полонского, который в центре внимания ставит лирическое чувство. В рассказах 90-х годов есть немало точек соприкосновения с толстовской трилогией, но в целом эти произведения весьма оригинальны.

Значительным явлением в развитии творчества Полонского-прозаика стал роман "Признания Сергея Чалыгина", опубликованный впервые в 1867 году. В этом интересном произведении чувствуется внутреннее родство с лирико-психологическим рассказами 50-х годов, которые стали для писателя своеобразной творческой лабораторией будущего романиста: в них художник изучал "тайны детской души", совершенствовал свой изобразительный метод, прокладывая себе дорогу в область психологической прозы. Эта близость заметна не только в тематике, способе повествования, характеристике героев, но, прежде всего в той искренности и мягкости, с которыми автор повествует о своем центральном персонаже, в той "правдивой наивности и верности тона", о которой писал И.С. Тургенев и которой восхищался А.К. Толстой. В "Признаниях." Полонский переходит от локальных, частных проявлений детской психологии к развернутому изображению всего сложного процесса формирования детского сознания, пытается раскрыть весь спектр связей человека с той исторической обстановкой, в которой он живет. "Все должно было пройти перед глазами Сергея Чалыгина и задевать за его судьбу и сражаться на его характере", - объяснял автор концепцию своего произведения.

Осуществлению такой задачи вполне отвечало примененное уже в ранних рассказах повествование в форме воспоминаний о своем жизненном пути: оно расширяло сферу анализа души, раскрывало ее изнутри в процессе непрерывного развития и обогащения и давало возможность соотнесения ее с событиями и фактами, помогавшими понять социальную и историческую обусловленность поведения героя. Близость романа к мемуарам подчеркивал сам автор, назвав его "Признаниями". К автобиографическому жанру относили роман и современники. Так, например, в библиографическом отделе газеты "Голос" (№ 193 от 1867года) "Признания Сергея Чалыгина" были названы "автобиографическим рассказом" и соотнесены с "Детскими годами Багрова-внука" С.Т. Аксакова и "Детством" и "Отрочеством" Л.Н. Толстого. Установка Полонского на мемуарность вызвана, прежде всего, стремлением к созданию иллюзии документальности, максимальной достоверности, к воплощению художественного вымысла в формы, сближающие его с действительностью. С такой же целью автор включает в текст частные письма, являющиеся для повествователя не столько семейным документом, как документом определенной эпохи.

В центре сюжета романа события 14 декабря 1825 года, свидетелем которых становится герой книги. В "Признаниях." Полонский сосредоточил внимание в основном на семейно-бытовой и нравственно-психологических сторонах жизни той среды, в которой воспитывался и рос Сергей Чалыгин, то есть среды просвещенного дворянства, давшей России декабристов. Это связано с особенностями мировоззрения писателя, всегда придававшего большее значение таким факторам общественной жизни, как мораль, быт, нравы, семья, чем политика и экономика. Для Якова Полонского, идеалиста и гуманиста, характерен культ разума, науки, просвещения, уважения к правде, истине, красоте человеческих взаимоотношений. Все это определяет своеобразие понимания им борьбы со злом. Для художника само понятие "общественное зло" воплощено, прежде всего, в морально-этническом, а не социальном плане. По мнению Полонского, путь борьбы со злом это не политическая, революционная деятельность, а "морально-психологическое воспитание общества с целью добиться такого положения, чтобы все понимали величие идеалов свободы, равенств, прогресса и в меру своих сил и возможностей стремились к их осуществлению". Частично эти взгляды нашли также отражение в программной статье "Прозаические цветы поэтических семян", относящейся к 1867 году, в которой писатель называет черты, необходимые вождю молодого поколения. Более пространна идея о связи общественных учреждений с "прогрессом" выражена Полонским в неопубликованной статье "В каком смысле я монархист и республиканец".

В контексте современных проблем весьма примечательна мысль автора романа о том, что политический строй государства обусловлен степенью культуры населяющего его народа и поэтому форма правления зависит от "статистических данных", т.е. когда просвещение и развитие культуры достигает такого уровня, что "три четверти народа образованные, частные и сознают свой долг" и одна прокламация, вызванная потребностью образованных масс, может сделать. переворот, т.е. завершить статистические данные".

Просветительскими идеями и объясняется постоянный интерес писателя к пробелам влияний, формирующих характер каждой личности, обращение к "детской теме"; для него решающую роль играют вопросы воспитания молодого поколения. В связи с этим "Признания Сергея Чалыгина" вызваны не только историческим интересом Полонского к эпохе декабристов. Тщательно прослеживая формирование характера Сережи в годы его детства, художник ищет те истоки, которые определили судьбу поколения, пришедшего на смену декабристам.

В центре внимания автора рядовой человек, один из многих, не сыгравший никакой роли в происходивших событиях. Но для писателя каждая личность является выражением истории. Полонский изображает не человека вообще, а стремится раскрыть его индивидуальность и выделить в его образе черты конкретной эпохи. Из отдельных биографий как бы сплетается история, в которой каждому предназначена своя роль.

Несомненный художественный интерес представляют и другие прозаические произведения Я. Полонского, как, например, проблемная повесть "Женитьба Атуева" (1869), посвященная спорам о русском нигилизме и развивающая идеи автора "Отцов и детей", сатирический рассказ "Медный лоб" (1868), показывающий аморальность накопительства, продажность человека, психологическая новелла "Рассказ вдовы" (1869), исследующая любовную тему, и многие другие работы, к сожалению, не переизданные в советские годы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...