Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сила формируется в трудностях




Опыт, обретенный Ноксом во время каторги на галерах, помог стать тем лидером, которого мы знаем сегодня. Казалось, что на галерах он был всего лишь рабом, но это наиболее мучительное время в жизни Нокса было периодом, когда сформировалась ог­ромная внутренняя сила. Нам может казаться, что в тридцать три года человек еще молод и здоров, но не стоит забывать, что во времена Нокса редко кто жил более чем до пятидесяти лет. Вре­мя, отведенное для жизни Нокса, бежало слишком быстро, а если еще и учесть то, что узники не имели ни малейшего понятия о времени своего освобождения, то нахождение на галерах могло вызвать ощущение беспомощности или мысли о их поражении. Однако Нокс был не из тех, кто легко сдается.

Так, даже когда казалось, что Нокс вот-вот умрет от серьез­ной болезни, так и не почувствовав больше вкуса свободы, он, выглянув в бортовой иллюминатор и увидев Сент-Эндрюс, мимо которого проплывала галера, произнес поистине проро­ческие слова:

"Я глубоко убежден, что, несмотря на то, что сейчас кажусь таким слабым, не оставлю эту жизнь до тех пор, пока мои уста не прославят святое имя Бога на том месте".22

Если в самый сложный период жизни нам удается поддер­жать яркий огонь веры и, не переставая, устремлять свой взгляд на Небеса, Бог даст нам силу, твердость и понимание, которые приведут нас к великим свершениям. Моисей стал лидером в пу­стыне. Иосиф вышел лидером из тюрьмы. Тюрьмы и гонения не смогли ослабить дух апостола Павла. Дух, который никогда не сдается и рвется только вперед, который не смотрит на окружа­ющие обстоятельства, является еще одним сокровищем, особен­но почитаемым Небесами. Нокс обладал таким сокровищем. (Покидая галеру свободным человеком, Нокс представлял со­бой непреодолимую силу, которую никто не мог ни замедлить, ни остановить.)

"Не жалейте стрел"

Интерес к "защитникам замка", проявленный британским правительством и, самое главное, королем Эдвардом VI, позво­лил Ноксу и его товарищам наконец-таки обрести свободу. В фе­врале 1549 года Нокс сошел с борта корабля на британскую зем­лю уже свободным человеком. Примерно в то же самое время в Шотландии молодой человек, писавший Ноксу, сбежал из като­лической тюрьмы вместе со своим отцом и другими узниками. В сердцах шотландцев снова загорелась надежда.

Религиозные и политические власти Англии горели же­ланием сделать страну протестантской, поэтому они были необычайно рады иметь в своем распоряжении такого челове­ка, как Джон Нокс.

На протяжении следующих пяти лет Нокс оставался в Анг­лии в качестве почетного гостя. Британское правительство оказало ему честь быть протестантским проповедником. На этот раз Нокс с готовностью принял предложение. Появляться в Шотландии ему было еще довольно-таки опасно, поэтому Нокс решил воспользоваться представившейся ему возможно­стью продвигать дело протестантизма в Англии.

Нокс был назначен пастором города Бервик. Церковь Бер- вика была переполнена беспокойными шотландскими иммиг­рантами, у которых отношения с британскими солдатами бы­ли довольно натянутыми. Лидерство Нокса оказалось настоль­ко успешным, что ему удалось завоевать расположение обеих групп и объединить их. Его достаточно жесткий жизненный опыт, полученный в Сент-Эндрюсе, а также во время каторги на галерах, помог Ноксу легко и уверенно справиться с напря­жением, присутствовавшим в отношениях между шотландца­ми и британцами.

Прямые и грубоватые проповеди Нокса лишали его слуша­телей дара речи. Он уделял большое внимание духу, стоящему за определенной доктриной, чем ее ритуальной части, и требо­вал, чтобы верующие четко могли видеть это различие.

Ниже приводится пример того, как Нокс критически разо­брал католическую мессу во время одной из своих проповедей:

"Во время папской мессы прихожане лишь кивают голо­вами, кланяются, крестятся, поворачиваются, поднима­ются; все это является дьявольской профанацией Вечери Господней. Поклонитесь, кивните, перекреститесь - это не что иное, как человеческие изобретения..."23

Горячие и искренние слова Нокса свидетельствовали о том, что он не пытался приспособиться к учениям философов-ин­теллектуалов того времени - он был человеком дела. Обладая горячим стремлением к истине, он жаждал, чтобы люди после­довали за ней, и горел желанием установить личные отношения с Иисусом Христом. Когда раскрытие какого-либо заблуждения требовало жестких слов, Нокс не задумываясь произносил их!

Нокс учил своих прихожан в церкви Бервика трем класси­ческим протестантским доктринам:

1. Главенство Писания (над традициями и придуманными человеком церковными законами).

2. Оправдание исключительно верой.

3. Священство всех верующих.

В то время как Нокс успешно нес свое пасторское служение в Бервике, до него начали доходить известия о том, что шотланд­ские протестанты берут верх над регентшей Мэри, а земля "за­щитников замка" уже возвращена им обратно. Эти новости чрез­вычайно ободрили его, но в тот момент Нокс еще не стремился вернуться на родину. Вместо этого он выступал с яркими пропо­ведями в Бервике и его окрестностях, убедительно раскрывая су­ществовавшие религиозные заблуждения и призывая пересмот­реть все неверные суждения, касавшиеся Господа.

Нокс приобрел известность благодаря своему девизу "Не жалейте стрел" - и он на самом деле их не жалел. Слова его проповедей попадали точно в цель, безжалостно атакуя любую попытку богохульства, заставляя замолчать и обезоруживая английских епископов и священников.24 Нокс считал себя бо­евым топором протестантской Реформации в Англии. Как бы не хотелось некоторым это признавать, но именно Джон Нокс стал одним из наиболее важных отцов англиканской церкви.25

Слухи о миссис Боуз

К 1551 году Нокс уже обладал таким влиянием в Англии, что ему предложили должность епископа, а затем пастора, в лондонском соборе Всех Святых. Однако он отказался от этих предложений. Нокс решил остаться в Бервике, где в скором времени возник конфликт, отголоски которого до сих пор бес­покоят его врагов.

Элизабет Боуз, одна из женщин, посещавших церковь, привлекла к себе повышенное внимание Нокса. Она была не­обычной женщиной.

Миссис Боуз уже на протяжении тридцати лет была женой очень влиятельного в Англии католика, которому родила пят­надцать детей. Ее пятая дочь, Мэрджори, отправилась вместе со своей матерью, чтобы послушать Нокса. Обе женщины бы­ли настолько очарованы силой его проповеди, что после того момента не упускали ни единой возможности послушать проповедника еще раз.

Факт, что миссис Боуз так резко перешла из католицизма, которого придерживался ее муж, в протестантизм, говорит о том, что она была свободна в своем выборе. Статус миссис Боуз позволил ей лично встретиться с Ноксом, и очень скоро они стали близкими друзьями.

Даже сегодня вокруг отношений Нокса и миссис Боуз кру­тится множество слухов. Критики Нокса обвиняют его в пре­любодеянии, подвергая своим нападкам также и личность его подруги. Правдой является то, что оба они регулярно перепи­сывались на протяжении десяти лет.

Несмотря на то, что Нокс, с момента знакомства с миссис Боуз, балансировал на тонкой грани, я не верю, что отноше­ния между ними зашли так далеко. Письма, написанные мис­сис Боуз, полны духовных вопросов, адресованных Ноксу; в его же письмах содержатся ответы на них, дополненные собст­венными мыслями. В том, что некоторые католики, обратив­шиеся в протестантизм, продолжали исповедоваться перед па­сторами, не было ничего удивительного. Также не было удиви­тельным и то, что человек, активно ведущий духовные поиски - мужчина или женщина, - привлек внимание пылкого про­рока. Однако, поскольку миссис Боуз была все-таки женщи­ной, я уверен, что если бы Нокс строго следовал правилам эти­ки и этикета, эти слухи не потянулись бы за ним через всю ис­торию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...