Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство подражать природе




Природа лечит, а врач лишь помогает.

Гиппократ

Медицина - это магия настраивания всех планов микрокосмоса в резонанс с жизнью мироздания, с велениями Господа Бога. Медицина - это хранительница нравов и попечительница духа, это уникальный синтез науки и художничества. Медицина - это чудеснейший катализатор, ускоряющий и гармонизирующий алхимические реакции в сосуде человечества, эволюционирующего в согласии с Планами Господа.

Медицина - это искусство подражания действиям природы! Раз всякая болезнь имеет свою духовно-кармическую причину - значит, исцеление тела неразрывно связано с перестройкой индивидуальной души. Дело это тонкое и сложное, а потому во все времена лучшими врачами признавались те, которые достигали результата, причиняя наименьшее из возможных зол своим подопечным. Ведь человек столь хрупок и тонок.

В медицине ученость не должна вытеснять здравый смысл. Болезнь не может приспосабливаться к ограниченным знаниям конкретного врача. Врач - это служитель в Храме Природы, а не насильник и диктатор. Он должен вести и направлять действия Природы в борьбе за жизнь, высвобождать целительные силы, а не препятствовать их действиям в организме.

Понятно, что лечат незримые, скрытые, тончайшие компоненты лекарственных средств, звуков и цветов. Значит, терапевт должен знать Природу лучше всех других. Он должен ведать Незримое и оперировать тем, что предоставляет ему Природа в силах, веществах и идеях.

Содействие врачевателя природе на деле - не такое уж сложное занятие. Раскрывая клиента Целительным Силам Мироздания, он должен вести его от ограниченности к пониманию, от лени к творчеству, от потребительства к труду. Эзотерическая Медицина - это алхимия, понимаемая не как искусство превращения металлолома в драгоценные слитки, но как великое действо превращения несовершенного в прекрасное, тупого в разумное, бесчувственного в тонкое и восприимчивое. Главной целью Эзотерической Медицины является введение все расширяющегося сознания во все клетки тела, алхимическая трансформация ума и снискание Благодати, очищающей и питающей организм без посредства индивидуальной воли.

Тренинг расширения сознательности, торжественные ритуалы, беседы с органами тела, опыт самоанализа в трансе и, наконец, претворение тела в Храм Духа - таков идеал Эзотерической Медицины. В конечном счете, все усилия целителей направлены на пробуждение сознания в клетках тела, на одухотворение и просветление его органов. Это и есть содействие природе. Это и есть ускорение естественного хода эволюции, ускорения гармоничного, бережного и аккуратного.

Здоровья не найти ни в пилюле, ни в УВЧ-аппарате, ни в игле рефлексотерапевта. Смысл здоровья заключен во фразе Иисуса: "Иди - и не греши более!" Эзотерическая Медицина внеконфессиональна. Но на славянских землях ее становление, естественно, сопряжено с новым этапом развития Православия. Кстати, Парацельс - один из немногих известных миру адептов Эзотерической Медицины - искал синтез искусств врачевания на пути слияния религиозно-философских систем язычества и Христианства. Так он пытался собирать разбросанные по всему свету части тела Озириса...

Сегодня на славянских землях возрождаются две великие традиции, точнее, восстанавливаются, восстают во славе и силе: Православие и Эзотерическая Медицина. Их судьбы весьма схожи. Обе эти системы миропредставления и дух практики отрицаются технократами как отсталые и непрактичные. Обе традиции исповедуют идеи соборности (группового сознания), просветляющего преображения тела (человек как микротеос в исихазме Святого Григория Паламы). Обе традиции стремятся к преображению мира на земле, которое может быть достигнуто лишь восприятием трансмутирующей Благодати. А главное - обе традиции лишь входят в свою силу и обретут ее лишь в Третьем тысячелетии, возрождая в практике жизни идеалы духовного сотрудничества и диалога судеб. И всем нам еще предстоит убедиться в могуществе Господа, животворящего мир Благодатью Святой Православной Церкви и Силами, используемыми эзотерическими целителями. Так на Земле будет восстановлено искусство Великого Делания - исцеления сущего через подражание действиям природы и ее Творца!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кто неспособен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы.

Вовенарг

Ну, вот мы и заканчиваем непростой, но, надеемся, небезынтересный и небесполезный для Вас, Уважаемый Читатель, разговор о Новой Медицине. О медицине непривычной, необычной, то ли загадочной, то ли фантастической. Но в то же время - медицине Будущего, медицине Послезавтрашнего дня. Разумеется, чему-то мы уделили чрезмерное внимание, что-то упомянули лишь вскользь. Но будьте снисходительны, Уважаемый Читатель, ведь мы говорим о предмете, не известном современникам: "Сформулировать в немногих словах идею грядущей Новой Эры, не впадая ни в утопизм, ни в пустое фразерство, - задача почти невыполнимая" (Ф.Энгельс).

Просто нам хотелось рассказать о главном, о наиважнейшем - о душе человеческой, как она видится в свете Новой Эзотерики, в свете Нового Человековедения. Хотелось посеять в умах и сердцах главное - заботу о поиске и пестовании нового! Того нового, которое сейчас и осознать практически невозможно. Нового, что придет на смену всему, что есть у нас сегодня. Ведь все беды человеческие от невнимательности, от предубежденности умов и закрытости сердец - все наши беды происходят из одного источника: из-за неумения принять в жизнь новое! Конечно, сегодня Эзотерическую Медицину со всем ее пафосом и тонкостями воспримут лишь тысячи, возможно десятки тысяч людей. Но для дня завтрашнего все доктрины и концепции, что сегодня нам кажутся эфемерными и фантазийными, станут привычными и даже банальными.

Мы с Вами не просто рассматривали центральные вопросы гигиены духа и тела, исцеление мыслью и чувством, оздоровление человеческого организма как микрокосмического целого. Мы с Вами пытались разобраться и в самих себе, пытались назвать, сформулировать те проблемы, что не осознаются нами в повседневной суете. Проблемы Ритма, проблема Силы, проблема Совести - да мало ли их, столь глубоких и столь важных для всей нашей жизни загадок, над которыми мы не только не размышляем, но о которых даже забываем поговорить.

Нам представляется главным выводом из книги один: необходимо изменение всей медицинской политики, необходимо серьезное рассмотрение вопроса о принципиальной ошибочности и неполноте бытующих в настоящее время официальных медицинских доктрин и моделей. Необходимо перенесение акцентов с лечения на оздоровление, с тела на душу, с привычного на обновляющее. Нужно создавать психокоррекционные центры, широко использовать средства массовой информации с целью эзотерического, психодуховного и медико-технологического просвещения народа. Вообще нужно заняться формированием принципиально нового кадрового корпуса - корпуса психомедиков-оздоровителей. Необходимо повсеместно внедрять методы дородового воспитания, направлять средства на формирование Банка Талантов Народа и развитие сети Центров Обучения Взрослых, Центров Психодуховной Энергетизации Детей и Молодежи.

Скажете - фантазии да утопия? Извините, но для нас сегодня фантастичен даже образ жизни населения развитых стран мира, со всеми их автоответчиками да компьютеризированными заводами. На самом деле все то, что мы предлагаем, - это единственно возможный путь спасения генофонда и национальной культуры. Конечно, задача трудна и серьезна, но ведь и выхода-то иного нет: без просвещения, воспитания и обучения народ не спасти! Без подготовки центральных фигур общества - родителей, врачей и педагогов - общество не исцелить, а ведь оно продолжает болеть. Просто надо шире мыслить и смотреть вдаль - тогда яснее ясного будет, куда двигаться дальше, тогда вся Эзотерическая Медицина увидится простой и понятной.

Славянские земли в двадцатом веке, на наш взгляд, символически представляют всеми искомое Поле Армагеддона. Хотим мы того или нет, но Великая Битва между силами Хаоса и служителями Творца продолжается. И завершение ее наступит не скоро. На нас лежит тяжесть мира и многие из грехов человечества. Если сегодня где-то кому-то очень и очень хорошо, то отчасти и потому, что нам всем здесь весьма и весьма непросто.

Осенью 1993 года завершился очередной стосемидесятилетний цикл соединения Урана и Нептуна. В определенном смысле, население стран славянского суперэтноса перешло на совершенно новый уровень духовного и социального развития. Это вовсе не гарантирует того, что дальше все будет тихо и хорошо. ("Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибет".) Это просто означает то, что дальше будет все по-другому, по-иному, по-новому. И изменения эти должны произойти во всех сферах жизни, прежде всего в тех, что причинно определяют целостное бытие, человеческое мировосприятие, целительство и педагогику.

Книги, подобные той, которую Вы держите в руках, представляют собой попытки генерации новых мифов, создания новых символических систем, которые радикально преобразуют жизнь человечества в Третьем Тысячелетии. Эти новые модели - не "предметы искусства", но "рабочие инструменты". Благодаря им техническая цивилизация века двадцатого сможет безболезненно трансформироваться в психотехнологическую цивилизацию века XXI. От тела мы обратимся к душе, от изолированно-личного к добровольно принимаемому групповому. От "хлеба и зрелищ" - к молитве и труду. Так произойдет психодуховная революция, ожидаемая в начале XXI века и обещающая перевести человечество из состояния младенческой непосредственности (грязные пеленки, разбитые вазы и необоснованное хихиканье) к зрелости и ответственности. Так начнется Новая Эра - Эра Любви и Разума: "Пионеры любого направления мысли и человек, уловивший некоторые из концепций Нового Века, часто имеют столь же закрытый ум, не видя ничего, кроме новых путей, способов и методов, и выбрасывая за борт все старое, многое при этом теряя. Медицинской профессией написана одна из величайших летописей в мире, благодаря ее цели и сфере деятельности и развиты некоторые из величайших качеств души - самопожертвование, сострадание и служение. Но стези и техники Нового Века трудны для усвоения. От многих старых путей придется отказаться и многим пожертвовать, прежде чем новое искусство целительства станет возможным" (Алиса А.Бейли).

Алан МАК-КОННЕЛ
БЕЗ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ ЧУДО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ

В ноябре 1990 года мне наконец удалось осуществить свою давнюю мечту - побывать в России. Кроме личного интереса к поездке как профессионала меня занимали проблемы исследований в сфере изучения сознания.

Обсуждая проблемы советской медицины с московскими друзьями, я пришел к выводу, что сегодня в вашей стране аллопатический медицинский подход не так-то легко реализовать. В какой-то мере именно это заставляет врачей обращаться к натуропатическим методам. Если мои выводы верны, то это обстоятельство может оказаться важным стимулом для развития медицины и охраны здоровья не только в России, но и на Западе. Попробую обосновать это утверждение.

Капитализм обладает множеством преимуществ и недостатков. Важнейшим его достоинством является свобода реализации личных целей. Недостатком же, конечно, возможность эксплуатации одних людей другими. Особенно остро эта проблема стоит в сферах, затрагивающих человеческие эмоции и стремление к любви, здоровью и материальному благополучию.

Во многих отношениях достойная восхищения история западной медицины имеет и свои отрицательные стороны. Речь идет о проблеме, которая пока не слишком очевидна и редко обсуждается. Не пускаясь в подробные рассуждения, укажу только, что в первой половине ХХ века несколько крупнейших и богатейших промышленников создали монополии, весьма эффективно контролирующие направления развития медицины. Они финансировали не только разработки медикаментов и технологий их производства как в Америке, так и в Европе, но и создание медицинских колледжей. Финансируя колледжи, монополии требовали, чтобы в них велось преподавание исключительно аллопатических методов лечения. Под их влиянием и сложился подход к телу человека как к механизму, который в случае поломки может быть отремонтирован при помощи некой технологии и лекарств. Одним из следствий этого подхода стало то, что и промышленники, и врачи весьма преуспели и обогатились за счет усиленного и зачастую чрезмерного его использования. Налицо немало тревожных и вполне убедительных свидетельств того, что нередко по привычному стандарту делаются операции, в которых нет необходимости, по заведенной схеме прописываются лекарства, устраняющие симптомы, а не причины болезней. Средний годовой доход американского врача составляет сегодня 300 тыс. долларов и более. В свою очередь и пациенты привыкли во всем полагаться на врача, освобождаясь от ответственности за собственное здоровье.

Другим следствием сложившейся ситуации стало то, что Американская медицинская ассоциация и такие государственные организации, как Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (кстати, также получающее финансовую поддержку от медицинской промышленности), полностью контролируют выдачу разрешений на медицинскую практику и методы, для которых эти разрешения выдаются. В большинстве штатов только дипломированный врач может заниматься акупунктурой, прописывать медикаменты или другие лечебные средства. Американская медицинская ассоциация объявляет альтернативные натуропатические и гомеопатические методы неэффективными и отнюдь не поощряет использование их врачами. Управление по санитарному надзору не может классифицировать эти средства как лекарства и, следовательно, запретить изготовлять или использовать их. Однако рекламирование или назначение натуропатических средств для лечения считается незаконным. В мире существует лишь несколько клиник, где врачи используют и аллопатические, и натуропатические методы. Мне известны одна такая клиника на Ямайке, одна - на Багамских островах и одна-две в Европе.

Между тем в последние 15-20 лет на Западе началась безмолвная революция, которая вызвана недовольством традиционными медицинскими методами. Людям надоело приходить к врачу лишь затем, чтобы их похлопали, постукали, накачали лекарствами и оставили с громадным счетом и без всякого улучшения. У нас на Западе период зачарованности магией науки и технологии уже прошел. Люди начали понимать, что без собственной инициативы и усилий чудо не произойдет, что даже в свободной стране каждый человек несет ответственность за собственное здоровье и образ жизни. В последнее время эта точка зрения становится все популярнее. Идет процесс объединения медиков, стремящихся создать новую, более гуманную модель медицины. Тем не менее воспользоваться их услугами нелегко, так как контроль в этой сфере остается за традиционной медициной.

По роду своей деятельности я ежегодно общаюсь с тысячами людей со всех конца мира, думающих так же, как и я. Это позволило мне шире взглянуть на происходящие в мире личностные и социальные трансформации и привело к выводу о синхронности происходящих изменений. В разных концах мира, в различных областях я обнаружил немало независимых и ничего не знающих друг о друге людей или групп единомышленников, работающих над одинаковыми проблемами, идущих одним и тем же путем, приходящих к аналогичным результатам. Сегодня во всем мире люди заново открывают издавна известные законы природы, воспринимая их в контексте современных знаний. Конфликт между этими людьми и традиционной медициной неизбежен, но я не сомневаюсь, что он будет разрешен. И именно в этом я вижу важную роль России.

На протяжении многих лет, как только на Западе узнавали о том, что русские всерьез работают над чем-нибудь, реакция бывала мгновенной. Начиналась безудержная гонка с целью продвинуться в том же направлении и опередить соперников. Забавный случай произошел в 1969 году. Многие годы лишь несколько наиболее увлеченных исследователей работали в США в области парапсихологии, причем их работы практически никем не финансировались. До начала 1970-х годов существовало лишь несколько серьезных курсов в этой области и не выдавалось никаких дипломов. Затем в 1969 году двое журналистов написали книгу "Открытия в области психики, сделанные за железным занавесом", описывающую их поездку в СССР и интервью с советскими исследователями. Эта книга не только стала бестселлером, но и весьма напугала Пентагон возможностью использования русскими "психического оружия". В результате интереса к книге миллионы долларов были немедленно выделены людям (независимо от их квалификации), представившим планы исследований в этой области. Огромные суммы были потрачены на абсурднейшие проекты. И тем не менее именно книга стала одной из причин роста интереса к паранормальным явлениям и возможностям их использования в области охраны здоровья и развития личности.

Хотя сегодня "железный занавес" и поднят, реакция все же мало изменилась. Если в России будет создана основанная на метафизическом подходе модель медицины, то это послужит стимулом для изменения западной медицины, даже если первоначальная реакция на Западе и будет скептической. Разумеется, преимущества подхода должны быть убедительно продемонстрированы. Так, в Японии в свое время весьма эффективно использовалась модель увеличения производительности труда ("начальник/подчиненный"). Ее теория и методика, однако, были разработаны американскими психологами, которые не смогли привлечь внимание соотечественников к своей работе до тех пор, пока ее не начали применять японцы, за несколько лет удвоив и утроив производительность труда. В итоге в США пригласили японских специалистов, чтобы научить американцев методам, разработанным их соотечественниками. Я предполагаю, что аналогичная ситуация возможна и в сфере нетрадиционной медицины.

Мак-Коннел А. Без собственных усилий чудо не произойдет.
Журнал "Урания", М., 1991, No 2.

Джон ПАУЭЛЛ
ПОЛНОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Как-то раз друг рассказал мне о таком случае. Отдыхая на Багамских островах, он увидел однажды большую возбужденную толпу, собравшуюся на пристани. Объектом всеобщего внимания оказался юноша, который делал последние приготовления к путешествию вокруг света на самодельном судне. Все присутствующие без исключения высказывались пессимистично по поводу этой затеи и активно порывались сообщить смелому моряку обо всех опасностях, которые подстерегают его в плавании: "Солнце спалит тебя! Тебе не хватит еды! Твое судно не выдержит шторма! Ты никогда не сможешь доплыть!"

Когда мой друг услышал все эти обескураживающие предостережения, адресованные юному искателю приключений, у него возникло непреодолимое желание ободрить его. Как только маленькое судно начало отплывать в открытое море, мой друг подбежал к краю пристани и весело замахал обеими руками, чтобы просигнализировать свое "добро". Он закричал: "В добрый путь! Ты действительно молодец! Мы все с тобой! Мы гордимся тобой! Счастливо, дружок!"

Мне кажется, есть два типа людей. Одни считают своим долгом сообщить нам обо всем, что может с нами случиться плохого, как только мы отправимся в путешествие по неведомым водам своей неповторимой жизни: "Погоди, друг мой, отправляться в этот холодный и жестокий мир. Послушай-ка сначала меня". Но есть и другие люди, они становятся на край пристани и ободряют нас, заражая своим доверием: "В добрый путь!"

История психологии полна в основном людьми первого типа, по-своему, конечно, очень хорошо подготовленными, которые работали главным образом с больными, пытаясь понять, что же привело их к болезни. Цель таких психологов - предостеречь от всего плохого, что может случиться в жизни. Их намерения были благими, и их усилия принесли всем нам немалую пользу. Но тем не менее особое место в истории принадлежит "Отцу гуманистической психологии" Абрахаму Маслоу. Он занимался не столько больными и причинами болезней, сколько изучением здоровых ("осуществивших себя") людей, пытаясь понять, откуда приходит к человеку здоровье. Эби Маслоу был, очевидно, человеком типа "В добрый путь". Он, скорее, интересовался тем, как это получается, что дела идут хорошо, чем тем, почему плохо. Он более стремился найти источник полнокровной человеческой жизни и меньше думал о том, как предостеречь от возможных неприятностей на жизненном пути.

Следуя традиции гуманистической психологии Маслоу, я хотел бы теперь обрисовать человека, который живет полной жизнью, и высказать ряд наблюдений, относительно того, что же именно делает его здоровым.

В общем виде можно сказать, что полнокровной жизнью живут те люди, которые используют все свои способности, силы и таланты. Чувства их проявляются в полной мере: и ориентированные вовне, на восприятие окружающего мира, и направленные внутрь, связанные с переживанием внешних впечатлений. Никакие человеческие эмоции им не чужды, они открыты любым формам их выражения. Обостренное ощущение жизни пронизывает их ум и сердце, проявляясь в волевых решениях. Многие из нас инстинктивно боятся жить и действовать в полную силу. Ради безопасности мы предпочитаем не рисковать, а принимать дар жизни как бы небольшими, тщательно вымеренными дозами. Человек, живущий полнокровно, уверен, что если он живет и действует с полной отдачей, то результатом будет не хаос, а гармония.

Чувства тех, кто живут в полноте жизни, направленные вовне, и ориентированные внутрь, развиты и не притупляются. Они видят красоту мира, слышат его музыку и поэзию, ощущают аромат каждого неповторимого дня, им знакомо восхищение любым мгновением бытия. Конечно, безобразные стороны жизни оскорбляют их чувства, но они защищены восприятием прекрасной ее стороны. Быть во всем живым - значит быть открытым ко всей гамме человеческих переживаний. Это борьба за то, чтобы забраться на вершину горы, борьба, которая вознаграждается величественным видом с нее. Жить полной жизнью - означает иметь развитое воображение и чувство юмора, сохранять непосредственность и живость эмоций. Такие люди переживают весь спектр человеческих чувств - удивления, благоговения, нежности, сочувствия - вплоть до восторга экстаза и отчаяния конца.

Таков же и разум того, кто живет полной жизнью. Эти люди хорошо понимают мудрое изречение Сократа: "Не стоит жить, не размышляя". Им всегда есть над чем поразмыслить. Они способны правильно задать жизни свои вопросы и достаточно гибки, чтобы позволить ей ставить вопросы им самим. Они не станут бездумно жить в непонятном мире. Более, чем кто-либо, живут они как волей, так и чувством. Эти люди по-настоящему любят и искренне уважают самих себя. Всякая любовь начинается с этого, строится на способности по-настоящему ценить себя. Жизнь приносит им радость и удовлетворение, счастье быть самими собой, такими, какие они есть. И других любят они с пониманием и вниманием. Забота и любовь - это основное содержание их отношения ко всему. В их жизни существую люди, которые им дороги, счастье и безопасность которых важны им как свои собственные. Они преданы и верны тем, кого любят.

Жизнь людей, живущих полнокровно, радостна и празднична, она нисколько не похожа на долгую похоронную процессию. Каждое завтра - это новая возможность, которой ждут с нетерпением. Жизнь и смерть обретают свой смысл. И когда приходит час смерти, сердца их полны благодарности за то, что было, за то, "какими мы были", за все прекрасное, что было им дано, за весь жизненный опыт. Улыбка озаряет их, когда в конце дней они вспоминают свою жизнь. И этот мир всегда будет для них лучше, наисчастливейшим местом для человека, потому что именно здесь они жили, смеялись, любили.

Не следует принимать за полную жизнь так называемую сладкую жизнь. Живущие полной жизнью люди испытывают и успехи, и неудачи именно потому, что живут полнокровно. Они не избегают ни мучений, ни удовольствий. У них много вопросов и не так уж много ответов. Они и плачут, и смеются. Они и мечтают, и надеются. Единственное, что чуждо им, - это пассивность и апатия. Они говорят жизни энергичное "да", а любви звучное "да будет". Эти люди испытывают муки роста, переходя от старого к новому; их рукава всегда засучены, мысли обгоняют друг друга, а сердца горят огнем. Они подвижны, всегда в процессе развития - дети непрестанной эволюции.

Как же встать на этот путь? Как включиться в этот танец жизни во всей его полноте? Мне кажется, что вся мудрость наших дней сводится к следующему. Существует пять шагов, которые необходимо проделать, чтобы прийти к полноте жизни. Их нужно сделать в том порядке, который предлагается ниже, причем каждый новый шаг строится на завершенности предыдущего. Но хотя любой шаг основан на успехе предшествующего и вырастает из него, это не означает, что каждый переход сделан раз и навсегда и к нему уже не нужно возвращаться: ничто не является законченным и завершенным. Впереди всегда некий идеал, к которому следует стремиться. Каждый из этих пяти шагов предполагает возникновение существенно нового понимания, восприятия. Чем глубже эта новизна восприятия своей и окружающей жизни, тем возможнее достичь полноты жизни.

Вкратце эти пять шагов сводятся к следующему:

1. принять себя,

2. быть собой,

3. забыть себя в любви,

4. верить,

5. принадлежать.

Очевидно, всякий рост начинается с того, что человек с чувством радости принимает себя таким, каков он есть. В противном случае он вечно будет участвовать в бесконечной и мучительной внутренней гражданской войне. Если же мы принимаем и видим себя в положительном свете, то уже освобождаемся от бремени сомнений по поводу того, одобрят ли нас другие, воспримут ли нас такими, какие мы есть. Чем более мы принимаем себя, тем более мы свободны. Мы получаем свободу с полным правом и без колебаний быть собой. Но с другой стороны, стремление жить только ради себя и любить только себя возводит вокруг нас тюремные стены. Нам нужно научиться выходить за рамки своего "Я" на широкий простор подлинных отношений любви. Искренность любви и основанных на них отношений будут зависеть от нашей способности по-настоящему быть собой. Когда же любовь выведет человека за пределы "Я", он должен найти веру. Каждому из нас необходимо научиться веровать в кого-то или во что-то так глубоко, чтобы жизнь обрела значение, чувство собственной миссии, личного призвания. И чем более человек посвятит себя этому призванию, тем скорее он сможет развить в себе глубокое чувство своей личной принадлежности к общине, открыть реальность общности с единомышленниками.

Рассмотрим теперь каждый из этих шагов.

Принять себя. Люди, живущие полной жизнью, принимают себя такими, каковы они есть, а не живут мечтами о завтрашнем дне или надеждой на те возможности, которые, быть может, когда-нибудь для них откроются. К себе они относятся с тем же теплым и радостным чувством, которое возникает при встрече с теми, кем мы искренне восхищаемся. Такие люди осознают, что хорошего есть в них самих, начиная с малого (походки или улыбки), талантов, дарованных им природой, и кончая достоинствами, которые они выработали в себе. Сталкиваясь с несовершенством или ограниченностью в себе, они относятся к этому с сочувствием, стараясь понять, а не обвинять себя. Источник полной жизни заключен в самом человеке. В психологическом плане это означает, что радостное принятие себя, благоприятное мнение о себе, чувство собственного достоинства и чести становятся той исходной установкой, которая направляет движение личности к полной и всесторонней жизни.

Быть собой. Принятие себя дает возможность и свободу вести реальную жизнь. Только те, кто с радостью приняли себя, могут взять на себя риск и ответственность быть собой. "Я получил возможность быть собой", - поется в популярной песне, но большинство из нас пользуются разными масками, играя те или иные социальные роли. В нас действуют механизмы нашего прежнего "Я", которые стараются предупредить получение новых травм, но они же отделяют нас от реальности и притупляют наше видение, лишают нас способности жить. Быть собой означает многое: свободу, право испытывать и передавать другим свои чувства, идеи и привязанности. Это значит самостоятельно думать, самостоятельно решать, делать выбор. Тот, кто способен так поступать, поднялся над унизительной необходимостью постоянно искать одобрения окружающих. Такие люди никогда не продаются. Их чувства, мысли и решения нельзя взять напрокат. "Будь верен себе", - таков жизненный принцип, на котором и строится их образ жизни.

Забыть себя в любви. Научившись принимать себя и быть собой, люди, живущие в полноте бытия, приходят к овладению искусством забывать о себе - искусству любви. Они учатся выходить за пределы собственного "Я", чтобы по-настоящему заботиться о других и брать на себя ответственность за них. Масштаб личного мира человека определяется тем, насколько широко и глубоко его сердце. Реальный мир становится нашим домом лишь в той мере, в какой мы научились его любить. Полнокровно живущие люди уходят из мрачного и тесного мира эгоцентриков, где всегда живут в одиночестве. В них развиты сопереживание, способность глубоко чувствовать то, что испытывают другие. И оказывается, что можно войти в мир чувств других людей, как если бы те оказались "внутри" их собственного мира или сами они вошли в мир своих близких. Поэтому мир человека, живущего в полноте, внезапно расширяется, а способность воспринять разнообразный человеческий опыт необыкновенно возрастает. Такие люди становятся "людьми для других". Некоторые из "других" дороги им, и это приносит то чувство личной преданности, о котором сказано: "больше той любви никто не имеет". Всей своей жизнью они будут защищать тех, кого любят.

Быть любящим человеком - это совсем не то же самое, что быть так называемым делающим добро. "Делающие добро" используют других людей в качестве удобного повода, чтобы проявить собственную добродетель, о поддержании которой они весьма заботятся. Тот же, кто любит, учится смещать центр своего внимания и интереса с себя на других, глубоко заботится о них. Различие между делающими добро и любящими - это разница между жизнью на сцене и жизнью, полной реально существующей любви. Настоящую любовь нельзя имитировать. Забота о других и интерес к ним должны быть подлинными, искренними, в противном случае наша любовь ничего не значит. Это очень важно: нельзя научиться жить, не научившись любить.

Верить. Научившись выходить за пределы собственных интересов, люди, живущие в полноте, открывают смысл жизни. Этот смысл обретается в том, что Виктор Франкл назвал "особым жизненным призванием, или миссией". Это означает преданность личности или делу, в которые человек верит и которым может посвятить себя. Эта преданность вере формирует жизнь и придает значимость всем усилиям и действиям. Преданность своей жизненной задаче возвышает таких людей над мелочностью и ограниченностью, которые захлестывают жизнь, лишенную высокого смысла. Когда жизнь лишена такого смысла, человек практически полностью отдается потоку собственных влечений, погоне за сенсациями. Ему остается лишь экспериментировать, искать новую "моду", способ вырваться из круга скуки и однообразия. Лишенный жизненного смысла, человек блуждает в дебрях наркотических галлюцинаций, в тумане пьянства, в лабиринте бессмысленных оргий; он как бы одержим желанием чесаться, даже когда зуда нет. Природа человека не терпит пустоты. Мы должны обрести дело, чтобы верить в него, в противном случае остаток своих дней мы употребим на то, чтобы пытаться чем-то компенсировать собственное банкротство.

Принадлежность. Пятая и последняя составляющая полной человеческой жизни - это "место, называемое домом", и связанное с ним чувство общины. Община - это объединение лиц, "имеющих общее", участвующих в обладании самым ценным, что у них есть, - ими самими. Они знают друг друга и взаимно открыты. Каждый из них - для других. Себя и свою жизнь они отдают другим в любви. Живущие полной жизнью обладают подобным чувством принадлежности - к своим семьям, общинам, ко всей человеческой семье. Вокруг них другие люди, с которыми им хорошо и общение с которыми дает чувство взаимной принадлежности. И есть у них место, где их отсутствие будут чувствовать, а их смерть - оплакивать. Общаясь с близкими, эти люди находят взаимное удовлетворение в том, чтобы отдавать или получать. Напротив, чувство изоляции всегда обедняет и внутренне разрушает нас, толкает в бездну одиночества и отчуждения. Человеческая природа подчиняется неизбежному закону: мы не можем стать чем-то меньшим, чем индивидуум, но и не можем быть просто и только индивидуумами. Люди - не острова. Свободны бабочки, нам же необходимо, чтобы сердце другого человека стало домом для нашего сердца. Лишь имея дом, можно обрести мир и спокойствие, какими обладают люди, живущие полной жизнью.

Таков облик людей, живущих полной жизнью. Они одолели те пять ступеней внутреннего развития, о которых я говорил. И главный вопрос, который они задают жизни, звучит примерно так: каким образом я получу и принесу наибольшую пользу сегодня, испытаю больше радости и удовольствия от общения с этими людьми, лучше всего решу задачу, стоящую передо мной. Своими словами и делами такие люди созидают, а не разрушают, их установки гибки, они способны к устойчивым и взаимообогащающим отношениям. Они достаточно свободны от физических и психологических симптомов, называемых стрессами; и все, что делают эти люди, разумно соответствует их талантам. Они способны с доверием воспринять неблагоприятное изменение ситуации или принять решения, которые изменят их жизнь. Все мы должны стремиться походить на этих людей, и все мы можем стать похожими на них. В конечном счете - это вопрос видения. Все дело в нашем восприятии, которое дает душе ощущение цельности. И здоровье в своей основе - это внутренняя установка, животворящее видение.

 

В добрый путь!

Пауэлл Д. Полнота человеческой жизни.
Журнал "Урания", М., 1992, No 2-3.

Стэнли КРИППНЕР
ХОЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Парадигмы - это картины состояний мира. Они описывают совокупность убеждений, особенности восприятия, ценностных и практических установок, которые приняты обществом и управляют деятельностью членов этого общества. Парадигма может характеризовать и очень маленькое сообщество, например, научно-исследовательскую группу, и целую культуру.

Так называемая современная картина мира возникла в Европе в 17 столетии. Ей мы обязаны значительными успехами в области технологии и производства, а также научными открытиями. Однако при этом ей не удалось предотвратить (а возможно, она этому отчасти способствовала) неслыханных до того времени отчуждения, нигилизма и разрушения. Морис Берман так говорит об этом: "Западный образ жизни, похоже, движется в сторону увеличения энтропии, экологического и технологического хаоса, экологической катастрофы и в конечном счете приводит к душевной разобщенности и духовному распаду".

Напротив, холистическая мысль стремится сохранить положительные стороны "современной" картины мира, заменив ее механические и редукционистские положения на более органичные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...