Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О необходимости и возможности создания общереспубликанской сети нелекарственной лечебно-профилактической помощи




Передовые страны отличаются развитой структурой служб охраны здоровья населения (в дальнейшем - СОЗН). Характер и качество СОЗН, возможности ее совершенствования в значительной мере зависят от специфики системы профессиональной подготовки медиков.

В условиях подавляющего приоритета концептуальных установок прошлого, неадекватных для решения новых задач здравоохранения, а также в рамках существующей ныне монопольной системы профессионального медицинского образования, оказывается практически невозможным фундаментальное, радикальное улучшение СОЗН Республики Беларусь (далее - РБ). Иными словами, сегодня большинство медиков (да и пациентов также) ориентированы на выявление и лечение заболеваний, а не укрепление здоровья, что и не позволяет им успешно решать задачи практической профилактики и увеличения потенциала здоровья населения.

Специфика и качество процесса воспроизводства кадрового корпуса медиков определяет эффективность деятельности СОЗН, что в свою очередь самым непосредственным образом отражается и на экономическом потенциале страны, и на ее политическом весе на международной арене. Узел управления динамикой развития СОЗН - система медицинского образования. Для того же, чтобы переориентировать и медицинских работников, и все население Республики с лечения заболеваний на их профилактику и оздоровление, необходимо впервые в истории Беларуси создать кадровый корпус специалистов нового типа - целителей-оздоровителей. Это позволит совершить качественный скачок в совершенствовании СОЗН РБ без особых затрат и в достаточно короткие сроки (около 5-7 лет).

По оценкам многих специалистов, ввиду недостаточности развития фармацевтической и медико-технической промышленности в РБ, в нашей стране весьма маловероятно выстраивание в обозримом будущем системы СОЗН, сравнимой с аналогичными социальными системами здравоохранения развитых стран мира, если мы будем оставаться в узких рамках отжившей свой век механистической медицинской методологии.

Существующая система здравоохранения РБ была слепо скопирована в 50-х годах с западных организаторских аналогов, ориентированных на приоритетное развитие фармацевтического и медико-технического обеспечения лечебных учреждений. Вообще, современная мировая система здравоохранения возникла в 20-х годах текущего столетия после широкомасштабных капиталовложений в развитие фармацевтического и приборно-лабораторного бизнеса. В настоящее время переход к нелекарственной лечебной стратегии в развитых странах Запада существенно затруднен вследствие активной лоббистской практики руководителей концернов и корпораций соответствующей ориентации, - они фактически диктуют свою волю и при решении вопросов реорганизации и совершенствования системы здравоохранения, и при разработке новых учебных программ медицинских вузов.

Мы глубоко убеждены в том, что сегодня необходимо изменить самые главные ориентиры и целевую стратегию в развитии здравоохранения Беларуси. Экономическое положение Республики крайне сложное практически во всех отношениях, а необходимость разрешения центральных проблем СОЗН назрела со всей очевидностью, ибо создает немаловажный фактор роста социальной напряженности. Мы убеждены, что ориентация на развитые страны Запада была избрана ошибочно и связана с бытовавшей в прошлом геополитической концепцией сверхдержавы, каковой считали СССР его руководители. Наша экономика весьма далека от благополучия и скорее она напоминает китайскую или индийскую модели, а не французскую или американскую. Посему и модели СОЗН должны избираться соответственно уровню экономического развития РБ, тем более, что в Индии и в Китае медицина развивается совершенно особым путем, который уже доказал свою высокую эффективность.

Ведущие специалисты мира склоняются к необходимости изменения современной лечебной стратегии и переходу к более бережным, более экологичным, психологизированным и гуманизированным и нелекарственным терапевтическим технологиям. Такого мнения придерживаются, в частности, Николай Амосов (Украина), В.П.Казначеев и И.И.Брехман (Россия), Бруно Хубер (Швейцария), Дипак Чопра и Алан Мак Коннел (США) - признанные авторитеты в области нелекарственных лечебных технологий. Все они твердят о необходимости перехода от отжившей механистической, сугубо лекарственной установки к принципиально новым основаниям медицинского клинического мышления, объединяемым наименованием "нелекарственная холистическая (целостная) медицина".

В качестве аналогов наибольший интерес для РБ могут представлять СОЗН таких стран как Китай, Индия или Пакистан. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), только в одной Шри-Ланке в области нелекарственной холистической медицины практикуют более 10 тысяч специалистов. В этой стране нелекарственная медицина удовлетворяет основные потребности в области здравоохранения примерно 70% населения.

Кстати, весьма примечателен опыт замечательного врача Альберта Швейцера, который в целях повышения эффективности своей лечебной деятельности допускал к себе лишь тех пациентов, которым не смогли помочь местные специалисты в области нетрадиционной медицины (так называемые знахари и колдуны). Более 90% пациентов отсеивались на предварительном этапе лечебной работы в его клинике - подавляющее большинство заболеваний можно было исцелить без применения методов современной западной медицины!

Не менее успешно развивается интеграция древней медицины с системами служб общественного здравоохранения в Индии. Благодаря разумной политике государства, вкладывающего последние двадцать пять лет более 40 миллионов американских долларов в развитие холистической (народной, нетрадиционной) медицины ежегодно, там сейчас широко признаны такие медицинские системы, как Аюрведа, Сиддха, Упани и Йога. Их изучение включено в учебные программы медицинских учебных заведений, в том числе и университетов и медицинских колледжей. В Индии в настоящее время насчитывается более полумиллиона практикующих врачей в системе нетрадиционной, в том числе и холистической медицины! Их квалификация различна - от специалистов с университетским дипломом и даже со степенью доктора медицины до лекарей, освоивших приемы и получивших знания в процессе ученичества у признанных представителей нетрадиционной медицины.

В современной науке отношение к системам вненаучной медицины в последние годы радикально изменилось. В настоящее время в ряде университетов Америки и Европы открыты кафедры по изучению народной нетрадиционной медицины. Специалисты полагают, что в медицинских системах, дошедших до нас из глубокой древности, таится немало ценного и рационального. Многие ученые не без оснований надеются именно в этой кладовой знаний отыскать средства и методы лечения тех недугов, которые не поддались "натиску" химиотерапии в последние десятилетия. Начиная с 1972 года ВОЗ энергично поощряет изучение народной и нетрадиционной медицины. Особое внимание уделяется исследованию наследия восточной медицины. Исполнительный комитет ВОЗ в 1975 году и Всемирная Ассамблея Здравоохранения в 1977 году приняли специальные резолюции по усилению исследовательских работ в области народной медицины.

Таким образом, отдельные данные экспериментальных исследований и данные многочисленных клинических апробаций различных нелекарственных методов лечения к сегодняшнему дню имеются в огромном количестве. В мире существует более 20 крупных неправительственных центров холистической медицины. Однако в развитых странах нелегко провести социально-организационную переориентацию в общегосударственном масштабе, так как лоббистское давление руководителей соответствующих сфер бизнеса на законодателей и администрацию чрезвычайно велико, к тому же оно поддерживается инертностью общесоциальных психологических установок (представления об абсолютной необходимости лекарственных препаратов в лечении и полное доверие, оказываемое врачам и ученым-фармакологам). Кстати, до сих пор широкомасштабные программы развития нетрадиционных нелекарственных методов терапии удалось принять и фактически осуществить лишь правительствам Индии и Китая, что дало огромный экономический эффект и позволило создать особые системы здравоохранения, возможно, более перспективные в историческом плане, чем технократическое здравоохранение развитых стран Запада.

Предметом настоящего Проекта является развитие и дальнейшее совершенствование особой ветви СОЗН РБ - нелекарственной оздоровительной медицины, что потребует проведения научных изысканий в области поисков оснований для перехода к новой, нелекарственной терапии в широком масштабе. Речь идет о необходимости исследования методов нелекарственной стимуляции систем неспецифической защиты организма человека в условиях действия агрессивных экологических средовых факторов, а также об исследовании новых форм организации здравоохранения и медицинского образования.

Суть новации заключается в научном обосновании необходимости переориентации социальной системы охраны здоровья населения с механистической, лекарственной установки на основу холистическую, нелекарственную. Речь идет об изменении организационной и лечебно-диагностической стратегий современной системы здравоохранения РБ и о проведении широких научно-исследовательских работ по всестороннему обоснованию необходимости отказа от повсеместного использования лекарственных препаратов. Предлагается наметить пути создания на базе альтернативного колледжа целителей, научно-исследовательских лабораторий и центра клинической апробации методов нелекарственной терапии, в которых будут проводиться исследования эффективности концептуальных и инструментальных средств решения проблемы СОЗН РБ.

При внимательном рассмотрении оказывается, что выгоды, приносимые внедрением предлагаемого Проекта в широкую социальную практику, столь велики и многосторонни, что попросту не поддаются учету. Один только список направлений, на которых ожидается экономия людских, финансовых и материальных ресурсов длинен - экологическое, организационное, гуманитарное, инженерно-технологическое, сугубо экономическое и др. При этом нам удалось проследить исключительно позитивные эффекты внедрения предлагаемого Проекта - негативные же следствия возможны лишь при отказе от этой выгоднейшей инновационной разработки, которую, впрочем, так или иначе, завтра или через 10 лет, руководство страны все же будет вынуждено принять. Напоминаем, что по общему мнению экономистов, футурологов, медиков, наша Республика вряд ли сможет разрешить проблемы развития своей СОЗН на должном уровне, стремительно изменив за 10-12 лет всю необходимую фармацевтическую и приборно-лабораторную базу. Путь развития СОЗН РБ лежит в русле переакцентирования и переориентации целевых стратегических установок здравоохранения - от лечения заболеваний к их активнейшей и системной профилактике.

Главное преимущество предлагаемого Проекта заключается в том, что его внедрение не потребует сколь-нибудь серьезной перестройки уже существующей системы медицинского образования, так как ни концепция Проекта, ни его основные мероприятия не противоречат существующему порядку вещей. Настоящий Проект будет разрабатываться не "вместо" привычной системы обучения, а "вместе" и "рядом" с нею. Для того, чтобы переориентировать СОЗН РБ в радикально новом направлении, необходимо создать общереспубликанский кадровый корпус специалистов особого типа. Несмотря на широкие декларации, современные врачи на своих рабочих местах не в состоянии всерьез уделять достаточное внимание практическому решению вопросов профилактики и оздоровления, точно так же, как профессиональный экономист не в состоянии отвлекаться на выполнение бухгалтерских расчетов.

Для окончательного решения проблем профилактики и оздоровления населения необходимо создать специалистов нового типа и наполнить ими республиканский рынок медицинских услуг. Это позволит высвободить большое число врачей для выполнения ими своих прямых обязанностей, это создаст здоровую конкуренцию на рынке медицинских услуг, позволит реализовать в масштабах РБ систему семейных профилакториев-оздоровителей, а также гарантирует обеспечение санаториев и домов отдыха, детских дошкольных учреждений и средних школ специалистами по профилактике всевозможных заболеваний (в то время, как огромный кадровый потенциал врачей отвлекается на выполнение не свойственных им функций).

Анализируя положение дел в РБ, странах СНГ и в мире в целом, мы утверждаем, что подобная система в масштабах государства пока не воплощена нигде, однако мнение о целесообразности ее принятия высказывается многими авторитетными специалистами (взять хотя бы мощный научный коллектив Института клинической и экспериментальной медицины, возглавляемый академиком В.П.Казначеевым, г. Новосибирск).

Основное решение, предполагаемое в качестве центрального пункта Проекта, обосновано и экономически выгодно - именно внедрение новой системы медицинского образования позволит параллельно с существующими структурами СОЗН РБ создать дополняющие их профилактические учреждения, что существенно облегчит разрешение проблем охраны здоровья населения. Фактически речь идет об историческом, эпохальном повороте в развитии медицины: правительству РБ предлагается сделать вполне закономерный шаг к развитию уникальной системы здравоохранения. Впервые в мировой истории может быть создана общегосударственная служба профилактики и оздоровления. Наряду с непосредственными выгодами в экономии финансовых, людских, материально-технических и временных ресурсов, связанных с реализацией Проекта, есть еще и выигрыш, который невозможно оценить количественно:

1. сохранение приоритета РБ в области новых организационных технологий в сферах охраны здоровья, образования и экологии;

2. научные и клинические приоритеты, связанные с процессом становления принципиально новой модели организации СОЗН;

3. престиж страны, принявшей смелую и перспективную программу социокультурного характера, то есть фактически осуществившую гуманитарную революцию в здравоохранении.

Учитывая значительную стоимость разработки Проекта, его высокую общественно-политическую значимость и важность для жизни народа в целом, целесообразно финансировать работы над ним из госбюджета.

Сегодня экономический эффект в полном объеме оценить практически невозможно. Программа носит сугубо гуманитарный характер, любое же инвестирование профессиональной подготовки талантов и распространение новых организационных гуманитарных технологий неизменно приносит огромную, неоценимую отдачу. В конечном счете, реализация Проекта приведет к повсеместному росту качества жизни населения РБ, снижению социальной напряженности и откроет новые широкие перспективы для развития медицины и психологии в нашей стране.

Направления профессиональной специализации
в колледже нелекарственного оздоровления

Предполагается организовывать Центры нелекарственного оздоровления, кадры для работы в которых и призван готовить Колледж, полифункциональными и многопрофильными. В то же время сложность и принципиальная новизна самого предмета холистической медицины требует узкой специализации. Отсюда вытекает необходимость создания многих направлений подготовки специалистов, из которых лишь некоторые мы можем адекватно сформулировать сегодня.

No

 

Направления

Специальности

 

Организационное

а) менеджер санологического Центра
б) организатор профилактической работы с населением
в) семейный профилактор

 

Кинезиологическое

а) специалист по статической ЛФК
б) специалист по динамической ЛФК
в) массажист-корпоролог
г) хореотерапевт
д) корпоролог-акупрессор

 

Фитологическое

а) фитоцелитель-организатор
б) гомеотерапевт
в) витаминолог

 

Натуропатическое

а) диетолог-гармонизатор
б) гидротерапевт
в) физиоцелитель (металлы, кристаллы, магниты)
г) психоритмолог-режимотерапевт
д) психодиететик

 

Психотехнологическое

а) биоэнергоцелитель
б) суггестолог-гармонизатор
в) оператор групповой энергетики
г) оргонотерапевт
д) психодраматург

Специалисты, получившие подготовку первого уровня (бакалавры), будут фактически взаимозаменяемы, так как специализация будет осуществляться лишь в последний из шести семестров обучения. Основная же специализация профессионалов будет происходить на втором этапе обучения (магистратура) и на третьем уровне профессионализации (докторантура). Однако последние два этапа подготовки соискателей будут организованы лишь после упрочения позиций санологической (оздоровительной) практики в Республике и после организации нескольких крупных Центров Здоровья в Беларуси, то есть после создания устойчивого спроса на услуги выпускников Колледжа нелекарственного оздоровления.

Учебные дисциплины, включение которых
в учебные планы колледжа обязательно

Учебные программы нынешних медицинских вузов морфоцентричны, так как они призваны ориентировать медика на приоритет химиотерапевтических методов в лечении пациентов. В колледже нами предусматривается передача соискателям принципиально иных концепций, ориентирующих на пробуждение собственных защитных сил организма обратившегося за помощью человека, на целостное оздоровление, на комплексное влияние на тело, чувства и мышление при явном приоритете именно психологических методов воздействия.

Предлагаемые нами новые учебные программы составлены с учетом трех особенностей, которые и отличают их от общепринятых учебных программ медицинских вузов, а именно:

· особое мировоззрение, лежащее в основе оздоровительного процесса как синтеза усилий терапевта и воли самого пациента (холономическая парадигма);

· абсолютная необходимость оздоровления самих соискателей, без чего не может быть использован арсенал предлагаемых им средств лечения других людей;

· технологические тонкости процесса оздоровления как своего рода интуитивного искусства, а не только выверенной технологии (хотя само слово "техне" и означает "мастерское исполнение", невозможное без интуитивного, творческого компонента).

Мы предполагаем включить в учебные планы все, могущее быть полезным для будущих оздоровителей из арсенала современных медицинских дисциплин (и базовых, и специальных), однако включаться будет лишь самое необходимое, полезное и значимое, то есть немногое. Основной массив учебной и тренинговой информации будут составлять так называемые неокурсы, то есть формируемые в настоящее время на передних рубежах науки учебные предметы, находящиеся в фазе бурного роста и потому в большинстве своем пока не принятые академической общественностью в качестве общепринятых и общезначимых. Мы убеждены, что высшее образование должно готовить специалистов к работе в завтрашнем дне, а потому и использовать надо передовую, новейшую информацию, в том числе и данные футурологических прогнозов и самых смелых новаций. Если обучение не пробуждает собственную мысль будущего оздоровителя - он не сможет стать увлеченным, творческим человеком, а значит у него попросту не будет необходимой для совершения чуда исцеления энергии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...