Геометрические параметры цилиндрических зубчатых колес
Цилиндрическое зубчатое колесо имеет следующие конструктивные элементы: 1. венец – часть зубчатого колеса, содержащая зубья; 2. ступица с – часть зубчатого колеса, насаживаемая на вал; 3. диск – часть зубчатого колеса между ступицей и венцом. Контакт пары зубьев цилиндрической прямозубой передачи происходит по линии параллельной оси. При работе прямозубой передачи пара зубьев входит в зацепление сразу по всей длине контакта, что сопровождается ударом зубьев и повышенным шумом, поэтому прямозубые передачи применяют при невысоких окружных скоростях. d = m∙ z- диаметр делительной окружности; da =(m∙ z + 2∙m) - диаметр окружности вершин зубьев; df =(m∙ z – 2,5∙m) - диаметр окружности впадин зубьев; p = π∙m - шаг по делительной окружности (расстояние между одноименными точками профилей соседних зубьев, измеренное в сечении, нормальном линиям зубьев); s = 0,5∙p - толщина зуба по делительной окружности; e = 0,5∙p - ширина впадины по делительной окружности; ha = m - высота головки зуба; hf = 1,25∙m - высота ножки зуба; h = 2,25∙m - высота зуба; b - ширина зубчатого венца. р/π =m - окружной модуль зубьев (основная геометрическая характеристика зубьев). Значения модулей стандартизованы.
Стандартные модули (по ГОСТ 9563-80)
Различают индексы, относящиеся: w - к начальной поверхности или окружности; b - к основной поверхности или окружности; а - к поверхности или окружности вершин и головок зубьев; - к поверхности или окружности впадин и ножек зубьев; t – торцевому сечению; n - нормальному сечению; х - к осевому сечению. Параметрам, относящимся к делительной поверхности или окружности, индекса не присваивают.
Зубчатое зацепление характеризуется следующими основными параметрами: z1 и z 2 – число зубьев шестерни и колеса; р – делительный окружной шаг зубьев; рb = p∙cos α – основной окружной шаг зубьев; α– угол профиля делительный (равен углу профиля исходного контура, по ГОСТ 13754-81, α= 20°); а = (d1+d2)/2- делительное межосевое расстояние; аw - межосевое расстояние. При отсутствии смещения исходного контура аw= а; α w - угол зацепления или угол профиля начальный определяется из выражения: cos α w = а∙ cos α/ аw; db = d∙cos – основной диаметр (диаметр окружности, разверткой которой являются эвольвенты зубьев); dwl и dw2 – начальные диаметры (диаметры окружностей, по которым пара зубчатых колес обкатывается в процессе вращения); длина активной линии зацепления (l) отсекается окружностями выступов; коэффициент перекрытия - εα= l /p; передаточное число зацепления: u = ω1/ω2= n1/n2 =d2/d1= z2/z1; полюс зацепления - точка касания начальных окружностей и одновременно точка пересечения линии центров колес О1O2 с линией зацепления Цилиндрические передачи с внешним и внутренним зацеплением представлены на рисунке ниже
Линии пересечения боковых поверхностей зубьев с любой круговой цилиндрической поверхностью, соосной с начальной, называют линиями зубьев. Если линии зубьев параллельны оси зубчатого колеса, то его называют прямозубым - а). Если эти линии винтовые постоянного шага, то зубчатое колесо называют косозубым - б). С увеличением угла β наклона зуба повышается нагрузочная способность передачи, но возрастает осевая сила, действующая на валы и опоры. Обычно (β = 8...20°). Разновидность косозубых зубчатых колес – шевронные колеса: без канавки - в) и с канавкой для выхода инструмента - г). Вследствие противоположного направления зубьев на полушевронах осевые силы взаимно уравновешены на колесе и не нагружают опоры. В этом случае угол наклона β = 25... 40°. Для простоты изложения здесь рассматриваются передачи без смещения. Однако в обозначении межосевого расстояния для общности изложения индекс w сохраним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|