Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений
В связи с тем, что объект исследования - финансовые ресурсы организации, которое является государственным бюджетным учреждением-ФЛ ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, рассмотрим теоретические аспектыформирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение - по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы[2]. Бюджетное учреждение (англ. budgetinstitution) - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, на основе сметы доходов и расходов[3]. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией. В соответствии с п. 1, 2 статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ бюджетными учреждениями признаются две группы организаций: - учреждения, созданные органами государственной власти или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов;
- унитарные предприятия, обладающие имуществом, находящимся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности и не имеющие статуса федеральных казенных предприятий. Из определения бюджетного учреждения, установленного Бюджетным кодексом, можно выделить его следующие признаки: - во-первых, бюджетное учреждение - организация некоммерческая, - во-вторых, существующая в форме созданного Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) учреждения. Третий, финансовый критерий для отличения бюджетной организации является ключевым. Это условие финансирования основной деятельности полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством. Более того, поскольку именно бюджетные учреждения обеспечивают потребности населения в социальных услугах, в некоторых учебниках особенности организации финансов бюджетных учреждений, ввиду их специфики, рассматриваются вместе с общими вопросами функционирования государственных финансов и финансирования социальной политики государства[4][20]. Необходимо также отметить, что в настоящее время в России осуществляется реформирование бюджетных учреждений. В 2010 году был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которым изменяется финансовый механизм функционирования бюджетных учреждений, появляется новая форма государственных и муниципальных учреждений – казенные учреждения.
Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы и органов государственной власти однотипны. Однако они имеют специфику, обусловленную, во-первых, отраслевыми особенностями характера деятельности учреждений, и, во-вторых, сочетанием применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость). В условиях перехода к рыночным отношениям бюджетные средства перестали быть единственным источником финансового обеспечения бюджетных учреждений. Более того, в последнее десятилетие изменилось соотношение бюджетных и внебюджетных источников, формируемых за счет средств субъектов хозяйствования и населения, в пользу последних. Материальную основу финансовых отношений, складывающихся в бюджетных учреждениях, составляют их финансовые ресурсы -совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетных организаций. К ним относятся: средства бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов и поступления от осуществления предпринимательской деятельности. Растущий из года в год дефицит региональных и местных бюджетов, за счет которых финансируется преобладающее число бюджетных учреждений, ведет к минимизации средств, выделяемых на их содержание. Это приводит к необходимости поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования в основном за счет осуществления учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Исходя из этого основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются: - бюджетные ассигнования, планируемые и предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального, бюджетов субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией; - поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально-значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет;
- выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия; - выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду; - выручка от оказания посреднических услуг; - доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций; - доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним; - доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.); - добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан. Бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками: - учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления; - бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера; - деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда; - основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке. Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств. Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.
Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления. Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае - и другим заинтересованным пользователям). Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства). Так как получение внебюджетных средств, в той или иной степени обусловлено использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет. Все целевые средства подразделяются на следующие подгруппы: Таблица 1 Виды целевых средств
Следует отметить, что важное значение в современных условиях в качестве источника финансовых ресурсов имеют собственные внебюджетные средства, которые представлены различными видами поступлений от предпринимательской деятельности бюджетных организаций. Под предпринимательской понимается любая приносящая доходы (за исключением бюджетного финансирования) деятельность, в том числе по профилю бюджетной организации. Все внебюджетные средства вместе с бюджетными ассигнованиями отражаются в смете доходов и расходов бюджетной организации.
Направления использования финансовых ресурсов не зависят от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств) и определяются в строгом соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ, определяющими конкретные цели расходования средств. Все расходы делятся на 2 основные группы: расходы и поступления нефинансовых активов. В первую группу входят расходы на оплату труда, начисления на оплату труда (единый социальный налог, уплачиваемый в государственные внебюджетные фонды), приобретение услуг (транспортных, коммунальных, услуг связи, услуги по содержанию имущества и др.), пенсии и пособия. Во вторую группу включаются затраты на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов, материальных запасов. То есть в данную группу включаются затраты, связанные с развитием бюджетных учреждений – осуществлением капитального строительства, капитального ремонта, приобретением оборудования и инвентаря и т.д. Особенностью формирования финансовых ресурсов органов государственной власти (законодательной и исполнительной) и органов местного самоуправления является преимущественное использование бюджетных средств. Более того, данным органам не разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Вместе с тем помимо бюджетных ассигнований финансирование органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется также за счет средств целевых бюджетных фондов. Основным видом финансовых ресурсов бюджетных организаций является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставлениясредств. Смета бюджетного учреждения - в РФ вид финансового плана, основа для определения величины расходов, финансируемых из бюджета. Сметы составляют и используют организации и учреждения в основном сферы нематериального производства, состоящие на бюджетном финансировании. Смета включает два раздела с прилагаемыми расчетами к ним. В разделах конкретно по каждому виду расходов показана сумма на год в поквартальном разрезе. Раздел 1. Доходы и поступления. В нем представлены доходы и поступления, подлежащие распределению по экономическим нормативам (поступления из бюджета по нормативам, другие поступления от платы за выполнение работы и услуги для других, за проживание в общежитиях (студентов), проценты банка за пользование временно свободными средствами учреждений). В разделе предусмотрена возможность получения бюджетной организацией прибыли по своей производственной деятельности. Вторая часть первого раздела отведена целевым доходам и поступлениям в виде дополнительных ассигнований на централизованные и неплановые мероприятия, поступлений из финансового резерва вышестоящего звена управления, добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественные организаций, населения. В совокупности все средства, поступившие по этим источникам, составляют доходы. Раздел 2. Расходы и направления. Оплата труда государственных служащих; стипендии; трансферы населению; материальные затраты (приобретение расходных материалов; оплата услуг связи; коммунального хозяйства; прочих услуг); расходы за счет фонда производственного и социального развития (ФПСР) - капитальный ремонт, приобретение инвентаря и др. Третьим (неофициальным) разделом сметы можно назвать приложение к ней в виде расчетов статей сметы, состоящих из ряда таблиц: распределение расходов; производственные показатели; расчет расходов на оплату труда, на коммунальные услуги, тарифный список работников и др. Смета бюджетного учреждения является основным финансовым планом на определенный период времени. Материальные и финансовые потребности бюджетных учреждений находят свое конкретное выражение в ассигнованиях по смете. Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи: 1. Обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием. 2. Анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств. 3. Контроль за эффективным и экономным расходованием средств. Смета бюджетного учреждения – вид финансового плана, в котором планируются и доходы, и расходы, финансируемые из бюджета. Данные сметы составляют и используют учреждения, состоящие на бюджетном финансировании. Однако с 2011 года в связи с вступлением федерального закона №83-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» произошел перевод с обычного бюджетного финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий. 1.2.Основные формы и методы планирования расходов бюджетных учреждений Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйственного управления, которое отражается в соответствующих финансовых планах. Финансовые планы составляются во всех звеньях финансовой системы, причем формы финансового плана отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Конкретной задача финансового планирования определяется финансовой политикой. В целом по государству главным финансовым прогнозом является сводный баланс финансовых ресурсов государства. Задачи финансового планирования: - определение объема денежных средств и их источников; - выявление результатов роста доходов; - определение основных направлений экономии расходов; - распределение денежных средств между фондами. Как отмечалось выше, финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование. В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органом власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений. Выделению средств бюджетным учреждениям предшествует бюджетное планирование. Важным элементом бюджетного финансирования являютсяметоды предоставления средств из бюджета. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют перераспределение средств в целях достижения других результатов ихиспользования, регулируют складывающиеся пропорциив использовании финансовых ресурсов. Основные методы планирования бюджетных расходов: - программно-целевой; - нормативный. Рассмотрим подробнее указанные методы планирования. Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть: - денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.); - нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.); - нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.) Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами) Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом) На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими: - индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия; - общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий; - на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.); - сводными — объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству. В смете бюджетного учреждения отражаются: 1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.); 2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, другие фонды); 3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления); 4) производственные показатели учреждения; 5) расчеты и обоснования расходов и доходов. Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи: - обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием; - анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств; - контроль за эффективным и экономным расходованием средств В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм Согласно этим актам Правительством России должны быть разработаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|