Проблемы финансирования бюджетных учреждений в современных условиях
Как отмечалось выше, государственные (муниципальные) бюджетные учреждения (далее - бюджетные учреждения) работают в самых социально значимых сферах жизни общества, таких, как образование, здравоохранение, наука, культура, в том числе и в виде многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг. За последние годы со стороны государства в целях повышения эффективности их работы и качества оказываемых услуг предпринималось немало усилий. Однако, как показала практика, без внедрения научно обоснованных форм бюджетных учреждений не представляется возможным достижение поставленных целей. Анализ научных публикаций показывает, что в настоящее время между специалистами Минфина и Минэкономразвития России, а также экспертами различных финансовых институтов страны продолжаются дискуссии, вносятся свои разъяснения и рекомендации по поводу изменений порядка и особенностей формирования фондов денежных средств государственных (муниципальных) бюджетных учреждений как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования. Это вполне объяснимо тем, что «финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств»[5]. Ведь от того, как ответственные лица со стороны органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), и самих бюджетных учреждений уяснят новый порядок и особенности формирования фондов денежных средств и их использования в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»[6], во многом зависит успех проводимых реформ.
В связи с проведением ряда реформ в нашей стране, полностью меняется экономическая, политическая и социальная жизнь общества. Одним из таких изменений является финансирование организаций и учреждений бюджетной сферы. К таким предприятиям относятся: образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, предприятия социокультурного назначения и другие[7] [5]. Все организации бюджетной системы, так или иначе, сталкиваются с дефицитом выделяемых средств, а также с необходимостью выискивать данные средства без помощи финансирования из бюджетов разных уровней. Следует отметить, что в области финансирования бюджетных организаций требуется абсолютно иная концепция отношений, которая могла бы быть жизнеспособной в условиях новой финансово-хозяйственной системы. Именно поэтому изучение темы проблем финансирования бюджетных учреждений особенно актуально на сегодняшний день[8] [2]. В Бюджетном кодексе Российской Федерации рассматривается иной порядок, который учитывает ряд недостатков системы, сложившейся на сегодняшний день[9] [1]. Если рассматривать систему финансирования бюджетных организаций в целом, то можно отметить, что она имеет схожие черты с советской системой финансирования, основой которого является нормирование и планирование. Но сегодня следует учесть новые условия[10] [5]: - региональную дифференциацию цен и оплаты труда; - самостоятельность бюджетов различных уровней; - рыночное ценообразование. Нестабильность и изменчивость условий экономики создали такие условия для бюджетирования, при которых возросла роль органов власти и учреждений бюджетной сферы в данной сфере. Все вышеперечисленные недостатки определили потребность в реформировании существующей системы управления ресурсами бюджетных организаций.
В связи с заявлением Правительства РФ о реструктуризации бюджетного сектора страны, выделяются следующие проблемы финансирования бюджетных учреждений[11] [3]: - бюджетные организации принимают на себя денежные обязательства, которые превышают лимит бюджета, то есть накапливают кредиторскую задолженность. Эта кредиторская задолженность ложится на бюджет; - отсутствие системы оценивания объёма внебюджетных доходов при расчёте финансирования из бюджета. Это может привести к ситуации, при которой предприятия, предоставляющие услуги на бесплатной основе, могут испытывать нехватку средств из бюджета; - отсутствие регламентации решений по распоряжению средствами, полученными от предпринимательской деятельности. Это может привести к нерациональному их использованию; - существует ситуация, при которой основные распорядители финансовых ресурсов не ориентируются в достаточной степени на эффективное расходование средств из бюджета, а также на достижение результатов, являющихся общественно важными. Для того, чтобы решить вышеперечисленные проблемы необходимо разработать и провести следующие мероприятия:[12] [3] - необходимо повысить значение бюджета, в качестве инструмента реализации государственной политики в области экономики. Это будет возможно благодаря установлению связи задач бюджетного финансирования между различными сферами жизнедеятельности; - необходимо постепенно перейти к другим формам финансового обеспечения бюджетных организаций, которые специализируются на предоставлении муниципальных или государственных услуг. В связи с этим можно выделить: a) последовательный отказ от финансирования бюджетных организаций сметного характера; b) распространение применения механизмов государственного социального заказа; c) использование методов распределения средств из бюджетов на конкурентной основе; d) обеспечение финансовой привлекательности претворения в жизнь заданий, представленных государством. Далее необходимо рассмотреть дополнительные возможности для финансирования бюджетных учреждений, такие как «Национальные проекты»[13] [3].
Целями данных проектов являются: - поддержка формированию и развитию институтов гражданского общества; - выдвижение и реализация принципов государственной политики в определенной области: образования, здравоохранения и т.д.; - определение менеджмента в системе определённой отрасли, на которую направлен проект, в сегодняшних условиях; - поддержка талантливой, способной, инициативной молодежи. Таким образом, предприятие участвует в конкурентной борьбе с такими же учреждениями бюджетной сферы для получения средств на его развитие, что, в конечном итоге, должно повлиять на качество предоставляемых услуг. Полагаю, что необходимо внести следующие изменения в существующее законодательство: - увеличить объём и уровень ответственности соответствующих органов за достижение целей, а также их мотивацию в эффективном применении средств бюджета; - оптимизировать существующую сеть получателей средств из бюджета. Другими словами, необходимо провести инвентаризацию бюджетных учреждений и составить реестр получателей средств из бюджета. Также можно применить и иной подход. Следует отметить, что именно по этому пути движется современное бюджетное учреждение. Не дожидаясь решений политических сил, многие предприятия получают доходы от предоставления услуг на платной основе для развития и финансирования собственной деятельности. Бюджетные учреждения имеют возможность привлекать дополнительные средства за счёт услуг, предоставленных платно, если это предусмотрено уставом. Также средства могут быть получены привлечением целевых взносов или добровольных пожертвований физических и юридических лиц. На сегодняшний день наличие и объёмы дополнительно привлечённых средств не влекут за собой снижения уровня финансирования из бюджетной системы. Дополнительные источники финансирования бюджетных учреждений формируются благодаря: - предпринимательской деятельности данной организации; - взаимодействия с физическими и юридическими лицами, которые способны реализовывать действия, направленные на обеспечение учреждений бюджетной системы финансовыми ресурсами, либо осуществляющие спонсорскую деятельность.
Исходя из изложенного, можно заключить, что основными проблемами финансирования бюджетных учреждений являются: - средств, выделяемых государством из бюджетов, часто не хватает для финансирования предприятия; - средства расходуются нерационально в связи с низкой заинтересованностью распорядителя в эффективном их использовании; - средства учреждения расходуются сверх лимита, что создаёт кредиторскую задолженность. Для решения данных проблем необходимо: - увеличить мотивацию в эффективном применении средств бюджета; - оптимизировать существующую сеть получателей средств из бюджета. - постепенно перейти к другим формам финансового обеспечения бюджетных организаций; - разработать такую систему финансирования бюджетных учреждений, которая бы могла быть менее зависимой от бюджетных ресурсов. Выводы по главе 1. Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств. Особенности финансов бюджетных учреждений: тесная связь с бюджетом, возможность предоставлять платные услуги, отсутствие самостоятельности в расходовании средств. Принципы организации финансов бюджетных учреждений: целевое использование средств; жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств; бюджетный иммунитет. Планирование бюджетных расходов на реализацию программ социально-экономического развития осуществляется программно-целевым или нормативным методом. Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с целевыми программами, разработанными в соответствии с бюджетной политикой государства. Программно-целевой метод бюджетного планирования обеспечивает единый подход к формированию и рациональному распределению финансовых ресурсов фондов по конкретным программам и проектам, их концентрацию и целевое использование, что способствует более эффективному освоению бюджетных средств.
В основу расчета смет бюджетных учреждений положены объемные показатели деятельности (число граждан, групп, коек, учащихся, классов и т. д.), время функционирования учреждения и финансовые нормы. Нормативный метод планирования расходов и выплат используется при планировании средств на выделение финансов на реализацию мероприятий на основании смет бюджетных учреждений в соответствии с нормами, установленными законодательными актами. Нормативы устанавливаются по видам учреждений, мероприятий, видам обслуживаемого бюджетными учреждениями контингента лиц, по месту расположения бюджетных учреждений (в городской, сельской местности), категории, присвоенной бюджетным учреждениям и др. В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств расходы на содержание учреждений. В смете бюджетного учреждения отражаются: - свод расходов (фонд заработной платы, фонд социального развития, фонд материального поощрения и т. д.); - свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные доходы и т. д.); - производственные показатели учреждения (доходы и расходы); - обоснование доходов и расходов и другие данные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|